Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо


    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников

    Библиотека

    Медиаресурсы 

    Интерпретации 

    Школьная библиотека 

    Одаренные дети

    Проекты 

    Мир русской усадьбы 

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов 

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
    http://rybinsk.gdekupitauto.ru/ официальные дилеры renault рено рыбинск.

      День за днем : Статьи 

      Статьи  



    З. Соколова
     
    Перед чувалом, в яранге...
     
     
     
     
    Жилища, в которых живут народы Сибири, чрезвычайно разнообразны и по конструкции, и по форме, и по материалам, из которых они построены. Сегодня они в основном наземные, но в прошлом могли быть и подземными (землянки, полуземлянки), а в сырых местах и на побережье — свайными, устроенными на помостах. По конструкции эти постройки чаще всего каркасные, реже — бескаркасные, в том числе срубные.
     
    Жилища народов Сибири в зависимости от образа жизни населения (кочевой, полукочевой, оседлый, полуоседлый) были как стационарными (землянка, сруб, голомо), так и переносными (чум, яранга, юрта) или передвижными (балок). Образ жизни определялся хозяйственными занятиями: связанные с кочеванием оленеводы и скотоводы перевозили свои дома на оленях (чум, яранга, балок) или лошадях (юрта); охотники и рыболовы зимой жили полуоседло: в постоянных стационарных, а летом в сезонных или переносных постройках. В течение года семья ханта-рыбака могла жить в четырех различных селениях и домах: зимой — в лесу в полуземлянке или срубе, весной — в дощатом доме на сваях, летом — в доме из жердей, осенью — в чуме. Некоторые пешие охотники вели полукочевой образ жизни, передвигаясь по тайге в поисках зверя, и обитали в переносных домах, чаще всего в чумах. Часть рыболовов крупных рек (Обь, Енисей, Лена, Амур) селилась в стационарных домах.
     
    Основной вид жилища оленеводов, жителей тундры и лесотундры (ненцы, энцы, нганасаны) и тайги (эвенки, ханты, манси, селькупы, кеты, алтайцы, тофалары, тувинцы-тод-жинцы, народы Амура), — чум, коническая переносная постройка диаметром от пяти до восьми метров. Чум ненцев покрывается специально сшитыми покрышками из оленьих шкур. Зимние покрышки удвоенные: внутренние — мехом вовнутрь, наружные — мехом наружу. На них расходуется до 60 оленьих шкур. Летние покрышки у таежных народов (ханты, манси, селькупы и др.) делаются из бересты.
     
    Чум обычно ставят женщины и начинают с центрального очага — костра.
     
    У охотников и рыболовов тайги (ханты, манси, селькупы, кеты) жилища более многообразны. Кроме чума, это различные землянки и полуземлянки, летние каркасные постройки из жердей и коры: полусферические, односкатные, двускатные, прямоугольные с крышей разной формы, а также срубные дома.
     
    Оригинально селькупское жилище карамо: углубленный в землю двухкамерный дом «в горе» (в обрыве реки, склоне холма). Первое помещение не имело передней стены. Стены обкладывались положенными друг на друга бревнами или сооружались из столбов, поставленных плотно друг к другу. Отапливалось карамо чаще всего чувалом — сибирским камином.
     
    Среди разнообразных построек хантов и манси (их не менее 40 типов) выделяется своеобразное традиционное   жилище,   углубленное в землю (от 30-40 см до полутора метров), — каркасная постройка из наклонных столбов. Стены закладывали бревнами, плахами, жердями, досками, сверху — дерном, землей. Площадь дома от 10 до 50 кв. м, двери низкие, высотой 1,2-1,3 м, окна маленькие (30x30 см), зимой в них вставляли льдину, летом — брюшину оленя. Спали на земляных нарах, подстилая на них шкуры и циновки. В таких полуземлянках   ханты   жили и в 1950-х годах.
     
    Отправляясь на дальние рыболовные промыслы (с верхних притоков на Обь, Енисей), ханты, манси, кеты, селькупы вместе с семьями плыли на больших дощатых лодках с каютами (илимка, каюк), устроенными из жердей и бересты или из досок (полусферической формы). В них спали в пути.
     
    У жителей Южной Сибири, юга Западной Сибири — сибирских татар, чулымских тюрков, алтайцев, хакасов — жилища также весьма многообразны. Это и каркасные землянки и полуземлянки, и сооружения из жердей и коры (чум, двускатные, четырехугольные с двускатной или конической крышей), и срубные дома.
     
    Прямоугольные или округлые в плане жилища с плетеными стенами, покрытые землей либо дерном с плоскими коническими, двускатными крышами, в которых жили зимой и летом, известны у телеутов, кумандинцев, сагайцев, шорцев, якутов, кызыльцев, бурят, западно-сибирских татар и других. Основу таких мазанок составлял каркас из угловых столбов, к которым с двух сторон прибивали жерди, а их, в свою очередь, переплетали прутьями. Между двумя такими стенками утрамбовывали сухой чернозем, снаружи и внутри их обмазывали глиной, смешанной с навозом. На две слеги и матицу крыши накатывали плоский настил из половинок бревен, сверху засыпали землей. Отапливали жилище открытым глинобитным очагом, печью или чувалом.
     
    У хантов, манси, селькупов, кетов, эвенков, якутов, коряков, ительменов, западно-сибирских татар, шорцев, алтайцев, хакасов, тувинцев, тафаларов, бурят, народов Амура, долган уже в XIX веке сооружались срубы «русского типа» — пятистенки, двухкамерные, на подклети, на фундаментах, со стропильными двускатными или четырехскатными крышами.
     
     
    Зоя СОКОЛОВА,  доктор исторических наук




    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование