Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы 

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея 

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  



    З. Соколова
     
    Перед чувалом, в яранге...
     
     
     
     
    Жилища, в которых живут народы Сибири, чрезвычайно разнообразны и по конструкции, и по форме, и по материалам, из которых они построены. Сегодня они в основном наземные, но в прошлом могли быть и подземными (землянки, полуземлянки), а в сырых местах и на побережье — свайными, устроенными на помостах. По конструкции эти постройки чаще всего каркасные, реже — бескаркасные, в том числе срубные.
     
    Жилища народов Сибири в зависимости от образа жизни населения (кочевой, полукочевой, оседлый, полуоседлый) были как стационарными (землянка, сруб, голомо), так и переносными (чум, яранга, юрта) или передвижными (балок). Образ жизни определялся хозяйственными занятиями: связанные с кочеванием оленеводы и скотоводы перевозили свои дома на оленях (чум, яранга, балок) или лошадях (юрта); охотники и рыболовы зимой жили полуоседло: в постоянных стационарных, а летом в сезонных или переносных постройках. В течение года семья ханта-рыбака могла жить в четырех различных селениях и домах: зимой — в лесу в полуземлянке или срубе, весной — в дощатом доме на сваях, летом — в доме из жердей, осенью — в чуме. Некоторые пешие охотники вели полукочевой образ жизни, передвигаясь по тайге в поисках зверя, и обитали в переносных домах, чаще всего в чумах. Часть рыболовов крупных рек (Обь, Енисей, Лена, Амур) селилась в стационарных домах.
     
    Основной вид жилища оленеводов, жителей тундры и лесотундры (ненцы, энцы, нганасаны) и тайги (эвенки, ханты, манси, селькупы, кеты, алтайцы, тофалары, тувинцы-тод-жинцы, народы Амура), — чум, коническая переносная постройка диаметром от пяти до восьми метров. Чум ненцев покрывается специально сшитыми покрышками из оленьих шкур. Зимние покрышки удвоенные: внутренние — мехом вовнутрь, наружные — мехом наружу. На них расходуется до 60 оленьих шкур. Летние покрышки у таежных народов (ханты, манси, селькупы и др.) делаются из бересты.
     
    Чум обычно ставят женщины и начинают с центрального очага — костра.
     
    У охотников и рыболовов тайги (ханты, манси, селькупы, кеты) жилища более многообразны. Кроме чума, это различные землянки и полуземлянки, летние каркасные постройки из жердей и коры: полусферические, односкатные, двускатные, прямоугольные с крышей разной формы, а также срубные дома.
     
    Оригинально селькупское жилище карамо: углубленный в землю двухкамерный дом «в горе» (в обрыве реки, склоне холма). Первое помещение не имело передней стены. Стены обкладывались положенными друг на друга бревнами или сооружались из столбов, поставленных плотно друг к другу. Отапливалось карамо чаще всего чувалом — сибирским камином.
     
    Среди разнообразных построек хантов и манси (их не менее 40 типов) выделяется своеобразное традиционное   жилище,   углубленное в землю (от 30-40 см до полутора метров), — каркасная постройка из наклонных столбов. Стены закладывали бревнами, плахами, жердями, досками, сверху — дерном, землей. Площадь дома от 10 до 50 кв. м, двери низкие, высотой 1,2-1,3 м, окна маленькие (30x30 см), зимой в них вставляли льдину, летом — брюшину оленя. Спали на земляных нарах, подстилая на них шкуры и циновки. В таких полуземлянках   ханты   жили и в 1950-х годах.
     
    Отправляясь на дальние рыболовные промыслы (с верхних притоков на Обь, Енисей), ханты, манси, кеты, селькупы вместе с семьями плыли на больших дощатых лодках с каютами (илимка, каюк), устроенными из жердей и бересты или из досок (полусферической формы). В них спали в пути.
     
    У жителей Южной Сибири, юга Западной Сибири — сибирских татар, чулымских тюрков, алтайцев, хакасов — жилища также весьма многообразны. Это и каркасные землянки и полуземлянки, и сооружения из жердей и коры (чум, двускатные, четырехугольные с двускатной или конической крышей), и срубные дома.
     
    Прямоугольные или округлые в плане жилища с плетеными стенами, покрытые землей либо дерном с плоскими коническими, двускатными крышами, в которых жили зимой и летом, известны у телеутов, кумандинцев, сагайцев, шорцев, якутов, кызыльцев, бурят, западно-сибирских татар и других. Основу таких мазанок составлял каркас из угловых столбов, к которым с двух сторон прибивали жерди, а их, в свою очередь, переплетали прутьями. Между двумя такими стенками утрамбовывали сухой чернозем, снаружи и внутри их обмазывали глиной, смешанной с навозом. На две слеги и матицу крыши накатывали плоский настил из половинок бревен, сверху засыпали землей. Отапливали жилище открытым глинобитным очагом, печью или чувалом.
     
    У хантов, манси, селькупов, кетов, эвенков, якутов, коряков, ительменов, западно-сибирских татар, шорцев, алтайцев, хакасов, тувинцев, тафаларов, бурят, народов Амура, долган уже в XIX веке сооружались срубы «русского типа» — пятистенки, двухкамерные, на подклети, на фундаментах, со стропильными двускатными или четырехскатными крышами.
     
     
    Зоя СОКОЛОВА,  доктор исторических наук




    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование