Герасимова Г. Меня следует считать русским художником (Ф. А. Рубо)
В 2006 г. исполнилось 150 лет со дня рождения Ф.А. Рубо (1856-1928), автора панорамы «Бородинская битва» — одной из самых известных в мире, соединившей в себе высочайшие художественные достоинства и историческую реалистичность.
Подобные творения — особый, ни на что не похожий жанр, сочетающий живопись и предметную композицию, пробуждающий воображение и открывающий новые горизонты понимания прекрасного, — всегда вызывают живейший интерес у зрителей. В настоящее время насчитывается около 40 действующих панорам: в США, Канаде, Австралии, Ираке, Китае, Корее, странах Европы, в том числе три в России: «Волочаевская битва» (Хабаровск), «Сталинградская битва» (Волгоград), «Бородинская битва» (Москва).
Выдающийся художник-педагог Павел Чистяков, высоко ценивший творчество Рубо, называл такие произведения "сильным и красивым искусством будущего". Именно эти слова стали заглавием реализованного нашим коллективом проекта, включившего художественно-документальную выставку, подготовку ее каталога и международную конференцию, приуроченную к юбилейной дате. На этот научный форум прибыли директора и ведущие сотрудники крупнейших музеев мира, историки искусства из Бельгии, Венгрии, Германии, Нидерландов, Польши, США, Украины. На встрече обсуждались такие темы, как панорамный и диорамный жанр в прошлом, настоящем и будущем; история батальной живописиXVIII — началаXXI вв.; жизнь, путь в искусстве, педагогическая и общественная деятельность Франца Алексеевича, были представлены результаты последних исследований.
Помимо наших, на выставке демонстрировались реликвии, предоставленные Государственной Третьяковской галереей, Государственным Историческим музеем, Государственным архивом Российской Федерации, а также коллекционером Игорем Наком. Цель организаторов этого собрания раритетов — показать образ Рубо в контексте основных тенденций русской культуры начала XX в. и в то же время раскрыть современное звучание его творчества.
Чтобы посетители представили как творческий метод, так и личность баталиста в органичном единстве, мы отказались от четкого разграничения постоянной и юбилейной экспозиций. Сблизило их художественное решение, воплощающее процесс создания панорамы «Бородинская битва» — первоосновы самого музея. Дело в том, что над подобными произведениями автор работает в особом помещении, отличающемся от привычной студии. И в выставочном зале воссоздали модель такого павильона с фигурой художника и громадным полотном, на одной части которого — уже законченный фрагмент картины, на другой — лишь контур будущего изображения, а есть и места, только ждущие кисти мастера (композиция выполнена в московской студии «Музей-дизайн»).
Труд панорамиста невозможен без фундаментального подготовительного этапа — подбора реквизита, создания этюдов, эскизов. Знакомясь с этими набросками, нередко гротескными, можно «заглянуть» в творческую лабораторию живописца. А в полной мере почувствовать атмосферу его жизни помогают письма коллег, воспоминания учеников, документы, сопровождавшие создание крупнейших произведений, фотографии того времени. Из представленного материала мы скомпоновали своеобразные «очерки» по нескольким сюжетам, правда, порой достаточно условным и «перетекающим» один в другой: биографические «зарисовки», Рубо и Кавказ, первые панорамы мастера, работа над «Бородинской битвой», деятельность в Императорской академии художеств.
Будущий баталист родился 15 июня 1856 г. в Одессе. Его отцом был переселившийся в Россию французский книготорговец, мать держала дом моделей. У мальчика рано обнаружилось влечение к живописи, так что поступление в 1865 г. в Одесскую школу рисования стало закономерным. Затем последовал Мюнхен (Германия), Баварская королевская академия художеств, отделение батальной живописи профессора Юзефа Брандта, где за семестр 1879/1880 учебного года одаренный юноша закончил технический класс, продемонстрировав высокое мастерство. В экспозицию вошла изданная в Цюрихе в 1993 г. монография — очерк о жизни Рубо, сопровождаемый иллюстрациями и документами (дар нашему музею внучки художника Сильвии).
Во время учебы за границей студент не терял связей с Россией: ежегодно во время каникул путешествовал по Средней Азии, Украине, Кавказу. Итогом этих поездок стали многочисленные рисунки и картины, в частности «Атака запорожцев в степи», «В Таврической губернии», представленные на выставке. Надо сказать, Кавказ занимал особое место в творчестве Франца Алексеевича, что диктовалось не праздным любопытством или стремлением к «экзотике», а искренним интересом, интуицией художника. В 1885 г. он начал писать серию полотен для Военно-исторического музея в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия). Одно из них, «Взятие Ахульго 22 августа 1839 года», стало основой для его первой панорамы «Штурм аула Ахульго» («Покорение Кавказа»). В числе наших экспонатов — эскизы к обоим произведениям.
Газеты того времени отмечали: «Иностранец по родителям и русский по месту рождения и первоначальному образованию [живописец] отлично изучил наш юг. В особенности силен г. Рубо в воспроизведении кавказских типов, он с ними сроднился». Действительно, благодаря великолепному знанию истории, людей, быта, природы России он создал удивительно колоритные и выразительные картины. А будучи замечательным анималистом, мастерски передавал красоту движений и пластику животных. Причем применял разную технику — работал акварелью и гуашью, маслом по дереву.
К циклу полотен, созданных баталистом для тифлисского музея, тематически примыкают написанные в 1880-1890-х годах. Среди них «Живой мост, эпизод из похода полковника Карягина в Мухрат в 1805 году», впервые экспонировавшийся в 1898 г. на весенней выставке Императорской академии художеств. Сюжетом этого произведения послужило реальное событие, произошедшее во время русско-персидской войны 1804— 1813 гг. Небольшой отряд нашей армии в 350 штыков, ядро которого составлял шефский батальон 17-го егерского полка, отступал под натиском 30-тысячной армии Аббас-Мирзы. Путь преградила глубокая промоина, преодолеть которую две имевшиеся в отряде пушки не могли. Ни времени, ни материалов для строительства моста не было. Тогда рядовой Гаврила Сидоров со словами: «Пушка — солдатская барыня, надобно ей помочь» первым лег на дно ямы. За ним устремились еще человек десять. Пушки перевезли по телам солдат, при этом сам Сидоров погиб от полученной черепной травмы.
«Живой мост» произвел необычайно сильное впечатление на императора Николая II, и он распорядился прямо с выставки приобрести картину для Зимнего дворца (в наше собрание она поступила из Эрмитажа в 1974 г.). Эксперты отметили как ее высокие художественные достоинства, так и допущенные автором неточности военно-исторического характера. Художник учел критику и в дальнейшем всегда стремился тщательно выверять подобные детали. Не случайно современники подчеркивали: Рубо «не гонится за вычурными эффектами, он остается верен природе и действительности...».
В самом деле, картины баталиста интересны не только высоким профессиональным мастерством, но и содержанием. Историческая достоверность достигалась благодаря скрупулезной подготовке к их созданию и тесному общению со специалистами. Например, работая над панорамой «Оборона Севастополя» (1902-1904 гг.), Франц Алексеевич постоянно советовался с видным военным историком А.М. Зайончковским (одно из писем ему представлено на выставке), в семье которого сохранились, в частности, рисунки Рубо «Урок танцев...» и «Берлинская ласточка», также вошедшие в юбилейную экспозицию.
Над самой знаменитой своей панорамой «Бородинская битва» художник начал трудиться задолго до подписания договора об ее создании (март 1911 г.). Первый выезд на место сражения в сопровождении своего консультанта В.А. Афанасьева и внучатого племянника П.И. Багратиона — героя Отечественной войны 1812 г. — он совершил еще 1 апреля 1910 г. Колоритная зарисовка, выполненная тогда Францем Алексеевичем, также нашла место на одном из наших стендов.
В 1912 г. посетители выставки в Историческом музее, посвященной 100-летию победы в Отечественной войне 1812 г., увидели эскиз панорамы (ему посвящен фрагмент документального раздела нынешней экспозиции). Но демонстрировали его лишь несколько дней, так как вскоре он был приобретен великим князем Николаем Михайловичем. С 2002 г. четыре сохранившихся фрагмента этого произведения украшают Бородинский государственный военно-исторический музей-заповедник (Московская область).
Деятельность Рубо была не только плодотворной (он создал около 200 полотен), но и весьма разнообразной. Широкая известность стала основанием для его избрания в 1903 г. профессором батального класса Высшего художественного училища в Санкт-Петербурге, а через семь лет — действительным членом Императорской академии художеств. Великий мастер кисти И.Е. Репин тогда писал: «Этот заслуженный деятель в искусстве всем нам известен: и по незаменимым хлопотам во время иностранных выставок русских в Мюнхене, и как руководитель мастерской батальной живописи Императорской Академии художеств, и, наконец, неоднократно выбираемый в члены разных комиссий...».
Действительно, в течение многих лет Франц Алексеевич безвозмездно трудился в качестве организатора русского отдела международных выставок и всегда «серьезно принимал к сердцу интересы русских художников». Его работы также неоднократно выставлялись за рубежом, в частности в Мюнхене, с которым связана значительная часть жизни баталиста, — именно здесь вплоть до кончины он жил вместе с семьей. Все ее члены запечатлены у своего дома на представленных на выставке фотографиях, подаренных нашему музею внучкой живописца.
Надо сказать, современники не могли точно определить национальную принадлежность Рубо: в России его именовали мюнхенским художником, немцем, работающим в Тифлисе художником и т.д., но в Баварии — французом. Поэтому с началом Первой мировой войны (1914-1918 гг.), когда Германия и Франция оказались во враждебных лагерях, он попал в тюрьму. Чтобы избавиться от неприятностей, в конце 1914 г. Франц Алексеевич принял немецкое подданство. Однако сам писал: «Я родился и жил более двадцати двух лет в России, где получил свое образование, я всегда пишу картины из русского быта и русской боевой жизни, по всем этим признакам меня следует считать русским художником».
Галина ГЕРАСИМОВА,
Музей-панорама «Бородинская битва» (Москва)