Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников

    Библиотека 

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
    Л.И. Боровиков
     
    Сибирская кукла-чалдонка из села Балман  (Новосибирская область)

     
      

    В Куйбышевском, а если прибегнуть к более старинному названию, Каинском районе Новосибирской области, вдалеке от широких столбовых дорог и автобанов живет себе поживает и, кажется, вовсе не тужит по этому поводу знаменитое на всю Россию село Балман. Село это широко известно своими старинными культурно-бытовыми и песенно-танцевальными традициями, бережно хранимыми на протяжении нескольких столетий. Не менее славно село Балман и красотой своих окрестных мест. Знакомясь с его традициями, историей и культурой, невольно думаешь, что живя в таком  живописном природном окружении, практически невозможно исподволь не впитать в себя какое-то особое, истинно балманское эстетическое отношение к жизни. По весьма свободной, но весьма любопытной гипотезе Новосибирского краеведа 60-ых лет прошлого века К.А. Нечаева, даже само название озера Балман, у которого и расположилось интересующее нас сейчас село, в переводе с тюркского означает «медовое озеро» (1). Вот уж где, вероятно, сладостный мед-то из озера можно черпать вдосталь! Либо, по крайней уж мере, символически извлекать мед из уст народного красноречия.

    О первопоселенцах Сибири, обычно именуемых в просторечии народном как  «чалдоны», в селе Балман не просто помнят, а особым образом чтут их память, бережно сохраняя и передавая от старших к младшим когда-то завезенные сюда оригинальные культурно-бытовые и художественные традиции. Древний культурно-художественный опыт лелеют здесь, взращивают, передают из рук в руки, из уст в уста, из поколения в поколение.

    Не лишним будет напомнить также и то известное обстоятельство, что записанные еще в 70-е годы прошлого века на грампластинку фирмой «Мелодия» песни села Балман мгновенно разошлись по всем республикам бывшего Советского Союза, сразу же принеся заслуженную славу некогда безвестному, «глухому»  сибирскому селу.

    В кругах специалистов-этнографов и фольклористов  песенное творчество села Балман тут же обрело своеобразный статус специфического культурно-художественного эталона, свидетельствующего о наличии самобытных, стилистически всегда легко узнаваемых традиций в Новосибирской области. К тому же, нельзя забывать, что не одно поколение студентов-филологов Новосибирского педагогического института под руководством известного профессора-фольклориста М.Н. Мельникова,  прошло  обстоятельную профессиональную выучку, изучая устное народное творчества села Балман. И уж, конечно же, особо знаменательным, даже где-то знаковым событием следует признать  выход в  80-е годы ХХ века  книги В.Г. Захарченко и М.Н. Мельникова «Свадьба Обско-Иртышского  междуречья».  Меня в те, теперь уже весьма далекие годы, не оставила эта книга равнодушным: подвигла на написание доброжелательной, даже где-то явно восторженной, рецензии в областную газету «Советская Сибирь»... 
    И, как сейчас помню, особенно запал мне в душу именно тот эпизод из этой книги, в котором шло повествование об уникальном свадебно-обрядовом комплексе, возникшем в культурно-бытовом пространстве селе Балман под влиянием длительного взаимодействия относительно разнородных традиций переселенцев из Центральной России. И параллельно с этими  глубоко положительным эмоциональным впечатлением,  по какому-то до конца мне еще не ясному обстоятельству, довольно долго не давало мне покоя, будоража душу, вызывая эмоциональный дискомфорт, само название села Балман: звучание этого слова воспринималось у меня как тревожно пульсирующий набат вечевого колокола: Бал - ман, Бал - ман, Бал - ман ...  Впрочем,  странное это чувство это не оставляет меня и поныне...

    В селе Балман великое множество  славных традиций. Не один день да вечер, пожалуй, уйдет у любого любознательного  человека, стремящегося детально познакомиться с ними. Ну, а как же можно «заочно» постичь зажигательную «балманскую кадриль»? Ведь этот искрящийся фейерверк художественно-игровой искрометности только самому увидеть надо! Воочию следует убедиться в оригинальность национальных танцевальных культур.

    Однако ж не будем далее ностальгическую грусть-тоску навевать. Потому что достаточно яркое представление об уникальных  культурно-художественных традиции села Балман можно почерпнуть, знакомясь…  с глиняной балманской игрушкой. Речь я хочу вести здесь, прежде всего, о традиционной для этих мест глиняной кукле-чалдонке. Конечно, в селе Балман есть и традиции изготовления тряпичной куклы, ковриков и одеял. Но лепная глиняная кукла-чалдонка, на мой взгляд, являет собой, самое что ни на есть центральное, символическое  звено всей живой ткани культурно-художественного бытия традиции.   

    Глиняные лепные игрушки -  особо подчеркнем это важное для нас обстоятельство - наиболее активно сегодня создаются в детском творческом объединении «Сувенир». Руководит объединением педагог дополнительного образования Оксана Геннадьевна Ловцова. Игрушки создаются, с одной стороны, в полном  соответствии с бытующими в Балмане национальными художественными традициями, а, с другой стороны, с едва ли не большем согласии с современными  научно-педагогическими требованиями. В рамках детского творческого объединения, созданная О.Г. Ловцовой  программа художественно-эстетической направленности, предусматривает обязательное знакомство всех обучающихся с существующими в России локально-региональными традициями изготовления игрушек. На этом то двухмерном основании как раз и возникает действительная возможность полноценного творческого развития самими детьми, под чутким руководством педагога-профессионала, национальных традиций изготовления игрушки. И каких же только жанрово-бытовых и тематических сцен из  игрушек не создают дети в творческом объединении «Сувенир»! Но, при этом, заметьте, все эти игрушки стилистически воспроизводят  балманскую манеру изготовления. А, это, думается, самое сегодня главное в нашем педагогическом деле.

    Оксану Геннадьевну Ловцову, руководителя детского творческого объединения «Сувенир», мы встретили в марте 2007 года на международной образовательной выставке «УЧСИБ-2007».Здесь она представляла коллегам результаты своей творческой педагогической деятельности. Неспешно ведя рассказ о своей работе с обучающимися, она вдруг сообщила, что весь балманский игрушечный промысел пошел, в сущности, от семьи Вяткиных, от отца семейства – Михаила Сергеевича, зачинателя этого  промысла и его дочери – Марии Михайловны. Они были первыми в Балмане гончарами, обнаружившими в окрестностях села уникальную «голубую глину», из которой сегодня и рождается  знаменитая балманская игрушка. Упомянула Оксана Геннадьевна и тот любопытный факт, что Михаил Михайлович не единожды встречался с ребятам, беседовал с ними, делился  секретами своего творчества, а дочь его, Мария Михайловна, даже самолично пошла и показала детям именно то место, где «голубая глина»  так до сего дня и добывается.

    Верно схваченная  система традиционных художественно-пластических  образов, привычно сегодня воспроизводимых детьми в творческом объединении «Сувенир», неоспоримо свидетельствует о достаточно высоком уровне художественно-практической освоенности самобытного стиля глиняной балманской игрушки. Конечно же, любой  знаток российских художественных традиций малой формы, без особого труда обнаружит  практически в любом образце балманской игрушки следы характерных стилистических заимствований, взятых из других широко известных российских художественных традиций. В частности, думается, вполне очевидна родственная связь балманской игрушки с игрушкой дымковской, в недалеком прошлом, как известно, зовущейся  игрушкой  вятской. Но ведь Сибирь-то всегда прирастала переселенцами из центральной областей России. Здесь же, в наших сибирских краях, любая локально воспроизводимая традиция, как правило, постепенно укореняясь и развиваясь, внутренне обогащалась и, зачастую, оборачивалась, как в доброй волшебной сказке, своей собственной самобытностью, своими собственными чертами и оттенками. Так, собственно говоря, и случилось, с балманской игрушкой. Да, к слову будет сказать, и фамилия родоначальников балманской игрушечной традиции - Вяткины - тоже о многом говорит. С берегов Вятки видно кукла-чалдонка корни свои взяла… 

    Удивительной гармонией и, каким-то дивным очарованием  веет от любой, созданной в селе Балман глиняной игрушки. В сюжетно-бытовом плане сегодня не оставляет никого  равнодушным знаменитая «чалдонская парочка», где совсем еще юная девушка-чалдонка скромно следует со своим красавцем-женихом. Органически вплелась в сюжетно-бытовой контекст традиционной балманской игрушки и оригинальная композиция молодой семьи,  которая, ничуть не боясь мороза, принарядившись, отправилась  на прогулку со своими, мал мала меньше, детишками-ребятишками. Ну и, конечно же, никак нельзя оставить без внимания центральную, по существу дела, ключевую фигуру всего балманского кукольно-игрушечного вернисажа  –  самую старшую по возрасту своему - сибирскую куклу-чалдонку. Всегда безупречно красивая, в ловко сидящих на ней сибирских пимах (валенках), царственно-величавая, прочно стоящая на земле своей, вся она, как-то ненавязчиво, исподволь, внушает нам сегодня что-то безмерно высокое, важное, остро востребованное в неостановимой круговерти бездумно-суетных буден. Без малейшего преувеличения, сибирская  кукла-чалдонка являет собой сегодня образно-символический ключ к пониманию истоков жизненного оптимизма коренных сибиряков. Ведь не страшась никаких сибирских морозов и житейских бурь, радостно, с действительным внутренним достоинством смотрит она на мир, незыблемо  веря в его прочность и будущность.
     
     
    Литература

    1. Материалы из истории населенных пунктов Новосибирской области (Методическое пособие для учителей Новосибирской области)  /Составитель К.А. Нечаев. Второе издание. – Новосибирск: Институт усовершенствования учителей, 1964. – 99 с.





    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование