Повышение профессиональной готовности ПДО

Система учреждений дополнительного образования детей все более ярко обнаруживает свою специфику, заявляя о себе как уникальном явлении педагогической действительности.

Специфические условия деятельности УДОД:

  • Добровольность участия детей во внешкольной работе;
  • Дифференциация учащихся по интересам и направленности на определенный вид деятельности;
  • Возможность корректировать программы занятий с учетом индивидуальных интересов способностей и уровня подготовки детей;
  • Общедоступный, массовый, самодеятельный, общественно полезный характер деятельности детей, имеющий практические и личностно значимые для каждого воспитанника задачи;
  • Разнообразие сфер общения, возможность неформального общения руководителя с детьми;
  • Творческая и доброжелательная атмосфера, возможность для ребенка изменения своего статуса в коллективе сверстников.
Именно обозначенная специфичность дополнительного образования, нарастающая результативность их работы дает повод для постановки и обсуждения вопроса продуктивного взаимодействия общего и дополнительного образования.  Постановка и обсуждение данного вопроса стала возможной благодаря росту профессиональной компетентности кадров, многочисленным практическим и  методическим разработкам. Говоря о развитии доп. образования следует отметить разработку и конкретизированность его содержания, форм и методов, оформленность критериев оценки  качества состоявшегося развития ребенка. Более того можно сказать, что сегодня система доп.образования выработала более или менее ясные методико-дидактические основания, при этом обретя свою воспитательно-образовательную целостность, системность, устремленность к научно-обоснованному развитию.

Сегодня можно обозначить два основных параметра конструктивного взаимодействия общего и доп.образования. С одной стороны, интеграция (процесс объединения структурных компонентов какой-либо педагогической системы для обеспечения стабильности ее развития, роста, достижения более надежного воспитательно-образовательного результата), сближающая общее и дополнительное образование. И с другой стороны, дифференциация общего и дополнительного образования, которая продолжает углубляться. Но проблемой  сегодняшней конференции является преемственность и непрерывность, поэтому остановимся на взаимодействии общего и дополнительного образования.

Взаимодействие  может идти либо от целей и задач или от результатов. Что касается целевой составляющей, то здесь можно отметить определенные достижения. Сложнее обстоит дело с получаемым результатом. Действительно, в ребенке, занимающемся в ДДиЮТ его обученности, воспитанности и развитости представлен интегрированный результат школы и дополнительного образования (не касаясь семьи). Отдифференцировать влияние (чтобы объединяться, нужно сначала дифференцироваться) влияние доп. образования здесь представляется и сложным и проблематичным. И тем не менее это возможно. Нам представляется целесообразным здесь сосредоточить внимание на развивающем эффекте доп.образования. Потому что, именно развитие ( развернутый во времени процесс изменений в интеллектуально- познавательной, эмоциональной, волевой и поведенческой сферах жизнедеятельности детей и подростков) содержит в себе приоритет влияния доп. образования. Но проведение педагогического контроля, педагогических измерений процесса развития весьма сложны и требуют высокой психолого-педагогической компетентности педагогов. Отсюда вытекает необходимость постановки вопроса о профессиональной ответственности ПДО за получаемый, причем прогнозируемый, или иными словами, гарантируемый образовательно-воспитательный результат. 
 
Сегодня это очень важная проблема, от решения которой зависит успешность взаимодействия общего и доп. образования, обеспечение преемственности.
 
Переводя эту проблему в более широкий психолого-педагогический контекст, попытаемся смоделировать основные критерии профессиональной готовности педагогов дополнительного образования  к продуктивному взаимодействию с учителями общеобразовательной школы.
1. Присутствие в опыте педагога  системного принципа организации своей профессиональной деятельности, умения педагога на системной основе анализировать свои достижения и отдельные просчеты.
2. Желание вести опытно-поисковую работу, устойчивое стремление понять логику развития ребенка, складывающихся в образовательном процессе взаимоотношений, на научно-методическом уровне анализировать получаемые образовательно-воспитательные результаты и т.д. ( образовательные программы УДОД – коррекция, углубление знаний и т.д. по отдельным областям знаний)
3. Стабильность получаемых образовательно-воспитательных результатов.
4. Основные ресурсы развития ребенка практически освоены  средствами изучаемой предметной области знаний.
5. Умение методически последовательно решать возникающие проблемы во взаимодействии с коллегами и родителями, работать на единый результат, не утрачивая при этом своеобразия выдвигаемых задач и получаемых результатов.
6. Наличие научно-обоснованных и практически проверенных критериев оценки результативности своей работы, опора в прогнозировании результата на мониторинг качества состоявшегося развития.
7. Высокий профессионализм в осуществлении дифференциальной диагностики следующих параметров взаимодействия со школой:
Содержательный слой взаимодействия (эстетическое образование, трудовое, экономическое, физическое, профориентация, готовность детей к школе и т.д.)

Уровни взаимодействия:
организационно-педагогический (управленческий)
образовательно-дидактический
методико-воспитательный.

Типы взаимодействия:
эпизодический
системно-динамический (развернутый во времени, продолжительный, выстраиваемый на программно-целевой основе).

Формы взаимодействия:
ориентированные прежде всего на сферу образования
внеучебные, досуговые (конкурсы, викторины и т.д.)