Метод ассоциативно-игрового обучения
Эффективность любого метода обучения мы выводим из потенциального разнообразия конкретизирующих его приемов, которыми произвольно может пользоваться педагог, решая в той или иной конкретной учебной ситуации определенный круг проблем и задач обучения. В нашем случае таким системообразующим фактором для углубленной разработки метода стала актуальная для нас проблема обучение детей 7-10 лет интонационно-выразительному пению на занятиях объединения ансамблево-хорового студии пения «Остров детства».
Важнейшим требованием к эффективности применения данного метода на ансамблево-хоровых занятиях в нашей студии выступала задача обучения пению так называемых «гудошников», то есть детей, практически не способных на начальном этапе ансамблево-хоровых занятий интонационно чистому воспроизведению исполняемой мелодии. Таких детей в последние годы становится все больше и больше. Однако отсутствие у ребенка умения интонационно чисто исполнять мелодию песни совершенно не исключает наличие у него желания выразить в интонируемой звуковой форме тот или иной, задаваемый педагогом в учебных целях, игровой образ. Игровая ситуация оказывает здесь свое спасительное действие. А музыка, как «искусство интонируемого смысла» (Б.В. Асафьев) становится, на короткий промежуток учебного времени, предметом косвенно-опосредованного освоения детьми под руководством педагога-взрослого. Внимание детей фиксируется на осваиваемом игровом образе.
Немаловажное значение в эффективном применении игровых форм и методов обучения выразительному интонированию на ансамблево-хоровых занятиях играет предрасположенность детей к ассоциативно-образному выражению своих эмоциональных состояний. Ассоциация (от лат. аssocio – соединяю) в психологическом словаре определяется как «закономерная связь двух или нескольких психических процессов (ощущений, представлений, мыслей, чувств, движений и т.п.), выражающаяся в том, что появление одного из них вызывает появление другого или других психических процессов» (1)
Приведем несколько показательных примеров из опыта практической реализации метода ассоциативно-игрового обучения интонационно-выразительному пению на ансамблево-хоровых занятиях в студии «Песни-картинки».
Ассоциативно-игровые упражения-распевки: «Колечко», «Апельсин», Воробей», «Цветки-лепестки», «Замок», «Эхо», «Дудочка».
Ассоциативно-игровые задания в работе над художественным образом в песне: изобразить голосом полет самолета, комара, жука; передразнить в звуковой форме персонажей разного характера (плаксу, злюку, ябеду, ворчуна и др.); спеть фрагмент мелодии, подражая голосам птички, зайчика, героя мультфильма и др.
Таким образом, интенсивное применение на ансамблево-хоровых занятиях метода ассоциативно-игрового обучения интонационно-выразительному исполнению позволяет нам:
а) сохранить контингент обучающихся,
б) косвенно-опосредованным путем выявить артистические склонности детей;
в)управлять развитием внимания;
г) ценностно объединить группу детей как детский коллектив;
д) оптимальным образом освоить формы сценического поведения;
е) управлять развитием интереса к предмету.