Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо


    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников

    Библиотека

    Медиаресурсы 

    Интерпретации 

    Школьная библиотека

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  



    Одобрена постановлением главы администрации области
    от 2 июля 2002 г. N 591
     
    Концепция круглогодичного оздоровления, отдыха и занятости детей в Новосибирской области на 2002-2005 годы
     
    Раздел I. Актуальность проблемы
    Раздел II.  Основные   принципы   совершенствования   организации круглогодичного отдыха, оздоровления и  занятости  детей
    Раздел III. Основные цели и  задачи  организации  круглогодичного оздоровления,  отдыха   и   занятости детей   и  подростков на современном этапе
    Раздел IV. Основные направления реализации концепции круглогодичного оздоровления, отдыха и занятости детей в Новосибирской области на 2002 - 2005 годы
    Раздел V. Организация работы  по  реализации  основных  положений концепции
    Раздел VI. Ожидаемые конечные результаты
     
    I. Актуальность проблемы
    Организация отдыха, оздоровления и занятости детей является неотъемлемой частью социальной политики государства. Эффективность этой деятельности все больше зависит от степени разработанности ее концептуальных и нормативно - правовых основ.
    Современная ситуация требует более глубокого и структурированного подхода к организации оздоровления, отдыха и занятости детей, так как претерпел качественные изменения образовательно - культурный и нравственный уровень развития детей; в значительной степени утрачена заинтересованность детей и подростков в труде; угрожающим фактом стало всеобщее ухудшение состояния здоровья современного ребенка; увеличилось количество социально незащищенных категорий детей; социально - экономическое положение большинства семей не позволяет самостоятельно организовывать их оздоровление, отдых и занятость.
     
    II. Основные принципы совершенствования организации круглогодичного отдыха, оздоровления и занятости детей
    Основополагающим в решении проблемы организации отдыха, оздоровления и занятости детей должно стать ее понимание как социально значимой проблемы, в центре которой находится личность ребенка, его будущее, судьба новых поколений.
    Исходя из этого, государство принимает необходимые меры по созданию системы оздоровления детей, призванной выступать как неотъемлемая часть социальной политики, основными принципами которой должны стать:
    наилучшее обеспечение интересов детей в ходе проводимых социально - экономических реформ;
    повышение гарантий государства в защите прав ребенка на отдых и оздоровление;
    обеспечение приоритетности развития и воспитания детей;
    ориентация детей на позитивный жизненный опыт;
    координация деятельности и повышение ответственности органов государственной власти всех уровней в решении проблем отдыха и оздоровления детей;
    содействие доступу детей к различным формам эффективного отдыха и оздоровления.
    Реализация государственной политики оздоровления детей предполагает дифференцированный подход к различным группам детей, который включает:
    осуществление комплекса мер, обеспечивающих гармоничное развитие личности ребенка, укрепление его здоровья, развитие трудовой мотивации, профилактику школьной и социальной дезадаптации;
    развитие форм работы, расширяющих применение действенных методов с целью коррекции поведения и социальной адаптации детей, находящихся в зоне социального риска;
    принятие мер, обеспечивающих социальную помощь и реабилитацию несовершеннолетним, оказавшимся в кризисной ситуации (сироты, оставшиеся без попечения родителей, претерпевшие различные формы насилия и жестокости, ушедшие из семьи, жертвы социальных конфликтов, техногенных и экологических катастроф; дети и подростки с зависимостью от алкоголя, наркотиков, токсических веществ, дети - инвалиды и др.).
     
    III. Основные цели и задачи организации круглогодичного оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков на современном этапе
    Цель - гарантировать каждому ребенку необходимые и достаточные условия целенаправленного полноценного оздоровления, отдыха и занятости в системе эффективных круглогодичным учреждений различного типа.
    Задачи:
    1. Преодолеть стихийность и бессодержательность в организации оздоровления, отдыха и занятости детей и перейти к программному обеспечению данного процесса, сохраняя традиции, направленные на воспитание нравственно ориентированной личности.
    2. Сделать оздоровление детей центром внимания учреждений, отдать преимущества развитию различных форм загородного отдыха и занятости детей, включить в деятельность всех учреждений оздоровительные процедуры.
    3. Оказывать преимущественную государственную поддержку социально незащищенным семьям и детям; детям, достигшим индивидуальных успехов в учебе, творчестве, спорте, социальных инициативах; семьям и детям, готовым участвовать в малозатратных формах оздоровления, отдыха и занятости.
    4. Увеличить число детей и семей, охваченных различными формами организованного отдыха, оздоровления и занятости; расширить их возрастной диапазон от 3 до 18 лет; применять преимущественно круглогодичные формы отдыха, оздоровления и занятости; стимулировать различные формы семейного отдыха, поощрять активность семей в организованном отдыхе.
    5. Укреплять материально - техническую базу учреждений круглогодичного отдыха, оздоровления и занятости детей; содействовать открытию учреждений отдыха, оздоровления и занятости детей различных организационно - правовых форм и форм собственности.
     
    IV. Основные направления реализации концепции круглогодичного оздоровления, отдыха и занятости детей в Новосибирской области на 2002 - 2005 годы
    Совершенствование государственной системы оздоровления, отдыха и занятости детей требует целенаправленных действий по следующим направлениям:
    1. Организационно - управленческое обеспечение
    1.1. Повышение ответственности всех заинтересованных структурных подразделений администрации области, территориальных администраций за создание системы оздоровления, отдыха и занятости детей, обеспечение приоритетов государственной поддержки детям, нуждающимся в особой заботе государства. Разработка и принятие территориальных программ круглогодичного оздоровления. Изыскание дополнительных финансовых средств на проведение этой работы.
    1.2. Обеспечение областными органами исполнительной власти мер по сохранению, развитию и материально - техническому укреплению оздоровительных центров, внедрение в их деятельность услуг, направленных на укрепление здоровья и лечение детей.
    1.3. Усиление контроля органов исполнительной власти за целевым расходованием средств, выделяемых на организацию круглогодичного отдыха, оздоровления и занятости детей.
    1.4. Создание областной, городских, районных комиссий по круглогодичному оздоровлению детей, осуществляющих координацию деятельности различных учреждений отдыха и оздоровления по реализации данной концепции.
    1.5. Укрепление взаимодействия выше названных комиссий с общественными, благотворительными и негосударственными учреждениями, фондами и ассоциациями в целях развития системы отдыха, оздоровления и занятости детей.
    1.6. Развитие оптимальной социальной инфраструктуры для детей; организация оздоровления и реабилитации детей и подростков на базе лечебно - профилактических, в том числе санаторно - курортных, учреждений.
    1.7. Координация действий исполнительных органов государственной власти и организаций, на балансе которых находятся детские оздоровительные учреждения, в том числе:
    а) оздоровительные учреждения органов управления образованием;
    б) оздоровительные учреждения и учреждения по работе с семьей и детьми в системе органов социальной защиты населения;
    в) оздоровительные учреждения комитета по делам молодежи, управления по физической культуре и спорту администрации области;
    г) оздоровительные учреждения начального профессионального образования администрации области;
    д) детские санатории органов здравоохранения;
    е) оздоровительные учреждения всех типов организаций районов и городов области.
    2. Аналитическое обеспечение
    2.1. Составление реестра учреждений круглогодичного оздоровления, отдыха и занятости детей различных организационно - правовых форм и форм собственности, действующих на территории области, и анализ их материально - технической базы.
    2.2. Регулярный анализ состояния оздоровления, отдыха и занятости детей; оценка эффективности системы оздоровления.
    2.3. Прогнозирование качественного и количественного развития социальной инфраструктуры для детей и подготовка предложений по ее совершенствованию.
    3. Ресурсное обеспечение
    3.1. Развитие и совершенствование сети учреждений, ориентированных на круглогодичное оздоровление, отдых и занятость детей.
    3.2. Рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов, предназначенных для организации круглогодичного отдыха, оздоровления и занятости детей.
    3.3. Привлечение внебюджетных средств, средств организаций различных организационно - правовых форм и форм собственности, средств родителей.
    4. Кадровое и научно - методическое обеспечение
    4.1. Анализ кадрового состава и существующей системы подготовки и переподготовки кадров оздоровительных учреждений.
    4.2. Формирование государственного заказа на региональном уровне по подготовке и переподготовке кадров для работы в учреждениях системы круглогодичного отдыха, оздоровления и занятости детей.
    Проведение конференций, семинаров, ориентированных на анализ, выявление эффективного опыта, новых технологий организации круглогодичного отдыха, оздоровления и занятости детей, создание опорных площадок по их отработке.
    4.3. Формирование государственного заказа в рамках областных целевых программ на разработку и издание коррекционно - реабилитационных и психосоциальных технологий, методик для работы с детьми.
    4.4. Научное обобщение опыта оздоровительной, воспитательной, превентивной, охранно - защитной и коррекционно - реабилитационной практики.
    5. Информационное обеспечение, взаимодействие с общественными организациями.
    5.1. Формирование общественного мнения, поддерживающего цели и задачи системы оздоровления.
    5.2. Привлечение средств массовой информации к пропаганде позитивного опыта организации отдыха, оздоровления и занятости детей.
    5.3. Поддержка деятельности общественных и негосударственных учреждений системы оздоровления детей на конкурсной основе.
     
    V. Организация работы по реализации основных положений концепции
    Органы социальной защиты населения осуществляют:
    подбор детей в оздоровительные центры на основе индивидуального подхода и дифференцированного учета семей и детей, нуждающихся в социальной поддержке;
    рациональное использование средств, выделяемых на организацию летнего отдыха и оздоровления детей на базе учреждений, оздоровительных центров, отделений при территориальных центрах социального обслуживания населения.

    Органы здравоохранения организуют:
    работу по первичной профилактике нарушений здоровья;
    работу по обеспечению детей и подростков медико - гигиеническими и санитарными знаниями здорового образа жизни;
    создание соответствующих мотиваций и отношения к здоровью, предупреждению заболеваний, для чего переориентируют службы здравоохранения на активные действия по профилактике заболеваний и укреплению здоровья среди подрастающего поколения;
    обеспечение санаторно - курортными путевками детей - инвалидов, нуждающихся в санаторно - курортном лечении, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
    работу по оздоровлению детей с хроническими заболеваниями на базе лечебно - профилактических учреждений и реабилитационных центров.

    Органы образования:
    осуществляют в приоритетном порядке организацию отдыха, оздоровления и занятости детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в учреждениях общественного воспитания на базе загородных оздоровительных лагерей и баз отдыха;
    оказывают содействие в реализации программ отдыха, оздоровления, занятости, поддержке педагогических инноваций в организации профильных смен в лагерях различных типов;
    разрабатывают методические рекомендации о содержании деятельности учреждений отдыха, оздоровления и занятости детей;
    способствуют развитию связей между педагогическими коллективами образовательных учреждений, детскими и молодежными общественными организациями (объединениями) в организации каникулярного отдыха, труда и занятости детей и учащейся молодежи;
    обеспечивают готовность педагогических и руководящих кадров системы отдыха и оздоровления к решению современных задач воспитания детей и молодежи в каникулярный период;
    активно используют возможности морального и материального поощрения педагогических работников, занимающихся организацией воспитательной деятельности в сфере отдыха, досуга, оздоровления детей.

    Комитет по физической культуре и спорту администрации области:
    способствует формированию здорового образа жизни посредством массовой физической культуры и мероприятий по профилактике и сокращению вредных привычек учащихся;
    организует профильные смены для учащихся детско - юношеских школ олимпийского резерва;
    осуществляет рациональное использование средств, выделяемых на организацию летнего отдыха и оздоровления детей, используя для этого имеющиеся спортивные сооружения комитета (биатлонный комплекс, база "Олимпиец", ДОЛ "Олимпиец").

    Комитет по делам молодежи администрации области осуществляет:
    поддержку инициатив и перспективных программ деятельности в сфере детского, молодежного, семейного отдыха, оздоровления и туризма;
    восстановление и увеличение разнообразия форм массового отдыха детей, подростков и молодежи области;
    пропаганду и содействие в развитии специализированных программ для подростков, студентов, молодых инвалидов и других социально незащищенных групп молодежи;
    обеспечение условий для равноценных возможностей отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи;
    приоритетное развитие тематических (профильных) смен;
    содействие молодежным и детским общественным объединениям в организации нетрадиционных малозатратных форм отдыха;
    развитие системы подготовки кадров для работы в детских оздоровительных учреждениях (стационарных и нестационарных);
    содействие в организации обмена делегациями школьников области с другими регионами России.

    Управление начального профессионального образования администрации области осуществляет:
    организацию трудовой деятельности учащихся в летний период;
    организацию лагерей труда и отдыха при училищах в летний период;
    рациональное использование средств, выделяемых из областного бюджета на организацию летнего отдыха и оздоровления детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, используя для этого оздоровительные учреждения "Солнечная поляна" и "Солнечный мыс - 2";
    взаимодействие с органами государственной службы занятости населения, органами социальной защиты, территориальными администрациями, социальными партнерами промышленных предприятий по организации летней занятости учащихся, их оздоровления и лечения.

    Главное управление внутренних дел Новосибирской области:
    принимает меры по обеспечению безопасности перевозок детей к местам летнего отдыха, по поддержанию общественного порядка в местах отдыха детей и проведения массовых мероприятий;
    организует работу с девиантной молодежью на базе летнего лагеря "Парус" с несовершеннолетними правонарушителями, а также подростками, психологически предрасположенными к наркотизации, алкоголизации и табакокурению.

    Управление культуры администрации области:
    организует профильные смены для творчески одаренных детей;
    организует культурно - массовые мероприятия в учреждениях культуры (праздники, театрализованные представления, концерты, конкурсы, викторины, творческие встречи, экскурсии, спектакли, тематические кинопоказы).

    Центр государственного санитарно - эпидемиологического надзора в Новосибирской области (по согласованию) осуществляет:
    согласование и контроль за исполнением плановых мероприятий по подготовке оздоровительных учреждений к работе;
    участие в комиссии по приемке оздоровительных учреждений;
    проведение гигиенической подготовки и аттестации работников детских оздоровительных учреждений;
    надзор за соблюдением гигиенических требований к организации и качеству питания, водоснабжения, соблюдению режима дня, физического, трудового и гигиенического воспитания детей в оздоровительных учреждениях.

    Органы государственной службы занятости населения (по согласованию):
    осуществляют профессионально - ориентационную работу со школьниками и незанятой трудом молодежью;
    организует профессиональное обучение безработных граждан из числа молодых людей, состоящих на учете в службе занятости;
    осуществляют временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, в том числе детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подростков из малообеспеченных семей, подростков, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, эффективно используя на эти цели выделяемые средств федерального, областного и территориальных бюджетов, а также средства работодателей;
    организуют ярмарки вакансий и учебных рабочих мест;
    информируют о ситуации на рынке труда, потребностях в специалистах и рабочих кадрах, возможностях профессионального обучения, состоянии и перспективах развития социально - трудовой сферы, тенденциях в изменении спроса и предложения рабочей силы и рабочих мест, возможностях трудоустройства;
    оказывают материальную поддержку безработным гражданам, состоящим на учете в службе занятости, в приобретении путевок для отдыха и оздоровления их детей;
    взаимодействуют с органами по делам молодежи, труда, образования, социальной защиты населения, территориальными администрациями районов и городов области, другими партнерами на рынке труда по организации профессиональной ориентации молодежи и занятости несовершеннолетних граждан.
     
    VI. Ожидаемые конечные результаты
    Реализация концепции позволит сформировать целенаправленную социальную политику поддержки и укрепления системы, обеспечивающей каждому ребенку необходимые и достаточные условия полноценного оздоровления, отдыха и занятости.
    Последовательное осуществление данной социальной политики окажет позитивное влияние на повышение качества жизни детей, сохранение здорового генофонда.
    Кроме того:
    повысит требовательность к содержанию деятельности учреждений системы оздоровления, расширит их возможности в части оказания социально - медицинских, психолого - педагогических услуг;
    укрепит материально - техническую базу учреждений отдыха, оздоровления и занятости детей;
    повысит ответственность исполнительных органов государственной власти и организаций;
    позволит:
    аккумулировать финансовые средства и рационально их направлять на отдых, оздоровление и занятость детей;
    развить духовно - нравственный, культурно - образовательный потенциал и трудовую мотивацию детей и подростков;
    улучшить состояние здоровья детей, сформировать потребность вести здоровый образ жизни;
    усилить адресность и субсидиарность организации программ оздоровления, отдыха и занятости;
    сохранить и создать базу для организации круглогодичного оздоровления детей;
    рационально использовать государственные инвестиции и привлечь дополнительные средства.
     
     




    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование