Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
    Н.Г. Напольских
     
    ОБРАЗ ЦАРЕВНЫ – ВОПЛОЩЕНИЕ  АВТОРСКОГО ИДЕАЛА
     
    Урок  литературы в 5 классе  по сказке А.С. Пушкина  «Сказка о мертвой   царевне и семи богатырях»
     
    Цели урока:
    1. обучить приёмам характеристики литературного героя;
    2. сформировать представление о царевне как воплощении авторского идеала;
    3. работать над  развитием речи (доказательность, правильность, логичность, эмоциональность), аналитических навыков;
    4. продолжить воспитание нравственных качеств.
     
    Средства обучения:
     книга Пушкина А.С. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»;
     иллюстрации к сказке Т.А. Мавриной, В.А. Милашевского, В.М. Конашевича;
     фрагмент одноимённого мультипликационного фильма («Союзмультфильм», 1951 год,  художники Л. Мильчик, В. Никитин);
     иллюстрации к сказке детей;
     презентация.
     
    Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; доска.
    Опережающие задания:
     работа с толковым словарём  («идеал», «милая», «кроткая», «красота», «милосердный», «нравственный», «честь», «порядочность»);
     создание иллюстраций к сказке.
    Методические приёмы: эвристическая беседа,  комментированное чтение, выразительное чтение, сравнительный анализ двух героинь, сравнительный анализ иллюстраций.
     
    Предполагаемый результат:
     приобретение навыков характеристики литературного героя;
     сформированное представление о царевне как воплощении авторского идеала;
     акцентирование  основополагающих нравственных  качеств, работа над их присвоением.

    Ход урока
    Сегодня мы продолжаем изучать творчество А.С. Пушкина. Будем говорить о сказке.   Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете?
     
    Определение темы урока, постановка цели.
    Тема нашего урока: «Образ царевны – воплощение авторского идеала».
     Какие слова в формулировке темы являются важными?
     Какое значение имеет слово «идеал»?
     
    Эвристическая беседа
    Почему царевна – идеал, а не царица?
    Давайте найдем в тексте описание внешности царицы и царевны. (Ввести задание о заполнении таблицы по ходу урока).
    Что общего в их описании?
    А в чём разница? Зачем автор использует  союз «но» в описании царицы?
    Почему описание царевны начинается с этого союза?
     
    Перед вами кадры из мультипликационного фильма, созданного в 1951 году художниками  Л. Мильчик  и В. Никитиным. (Демонстрация кадров из презентации).
     
     Кто изображён на иллюстрациях?
     Какие черты показали художники – мультипликаторы в портретах героинь?
     Какие цвета использовали  для создания образов?
     А есть ли в тексте ещё характеристика двух героинь? ( Их речь, поступки)
     Автор продолжает показывать царевну и царицу, используя разные детали.
     Как относятся героини к другим людям? Найдите доказательство в тексте.
     Чем занимаются? Что важно царице? («Я ль на свете всех милее…»)
     Какие значения имеет слово «милая»? Как это слово понимает царица?
     Чем занимается царевна в тереме у богатырей? Прочитайте этот фрагмент.
     
    Обратите внимание  на кадр из мультипликационного фильма.
    - На какой детали художники акцентировали внимание?
    -Что, как вы думаете, обозначает свечка? ( Свет).
    - А о каком свете идёт речь?
     
    Я предлагаю вам посмотреть фрагмент  из мультфильма. Скажите, что автор хотел нам ещё сказать о царевне?
     
    Вывод по теме урока
    Почему царевна – идеал? Обращаемся к таблице, которую заполняли в течение урока. (Красивая, добрая, милосердная, честная, верная, трудолюбивая, милая, скромная, верующая, кроткая, терпеливая).
    - А в каких произведениях мы с вами уже сталкивались с такой характеристикой героини? (Народные сказки к этому времени уже изучены, поэтому вопрос не вызывает трудностей).
    Получается, что идеальная героиня А.С. Пушкина похожа на героиню народной сказки, т.е. в понимании и народа, и автора такой должна быть женщина, жена.  А.С. Пушкин в письме к своей жене Н.Н. Гончаровой  в 1833 году («Сказка о мертвой царевне» создана в этом же году) писал: «Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, - а душу твою люблю я ещё более твоего лица».
     - Что больше всего ценил А.С.Пушкин в женщине?
    -  Что же автор хотел нам сказать своей сказкой?

    Приведите пословицы, которые, по вашему мнению, могли бы стать   эпиграфом нашего урока.

     Не все то золото, что блестит.
     Гордым Бог противится,  а смиренным даёт благодать.
     Родилась пригожа, да по нраву негожа.
     Хорош ликом, да душа пришита лыком.
    Домашнее задание
    Ответить на вопрос: «Почему царевна – воплощение авторского идеала?»

    Н.Г. Напольских, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 12
     
     
     




    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование