Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо


    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников

    Библиотека 

    Медиаресурсы 

    Интерпретации 

    Школьная библиотека

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
    Lion японская бытовая химия http://www.babysmile.ru/japonskaja-bytovaja-khimija/

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
    Н.Г. Напольских
     
    ОБРАЗ ЦАРЕВНЫ – ВОПЛОЩЕНИЕ  АВТОРСКОГО ИДЕАЛА
     
    Урок  литературы в 5 классе  по сказке А.С. Пушкина  «Сказка о мертвой   царевне и семи богатырях»
     
    Цели урока:
    1. обучить приёмам характеристики литературного героя;
    2. сформировать представление о царевне как воплощении авторского идеала;
    3. работать над  развитием речи (доказательность, правильность, логичность, эмоциональность), аналитических навыков;
    4. продолжить воспитание нравственных качеств.
     
    Средства обучения:
     книга Пушкина А.С. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»;
     иллюстрации к сказке Т.А. Мавриной, В.А. Милашевского, В.М. Конашевича;
     фрагмент одноимённого мультипликационного фильма («Союзмультфильм», 1951 год,  художники Л. Мильчик, В. Никитин);
     иллюстрации к сказке детей;
     презентация.
     
    Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; доска.
    Опережающие задания:
     работа с толковым словарём  («идеал», «милая», «кроткая», «красота», «милосердный», «нравственный», «честь», «порядочность»);
     создание иллюстраций к сказке.
    Методические приёмы: эвристическая беседа,  комментированное чтение, выразительное чтение, сравнительный анализ двух героинь, сравнительный анализ иллюстраций.
     
    Предполагаемый результат:
     приобретение навыков характеристики литературного героя;
     сформированное представление о царевне как воплощении авторского идеала;
     акцентирование  основополагающих нравственных  качеств, работа над их присвоением.

    Ход урока
    Сегодня мы продолжаем изучать творчество А.С. Пушкина. Будем говорить о сказке.   Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете?
     
    Определение темы урока, постановка цели.
    Тема нашего урока: «Образ царевны – воплощение авторского идеала».
     Какие слова в формулировке темы являются важными?
     Какое значение имеет слово «идеал»?
     
    Эвристическая беседа
    Почему царевна – идеал, а не царица?
    Давайте найдем в тексте описание внешности царицы и царевны. (Ввести задание о заполнении таблицы по ходу урока).
    Что общего в их описании?
    А в чём разница? Зачем автор использует  союз «но» в описании царицы?
    Почему описание царевны начинается с этого союза?
     
    Перед вами кадры из мультипликационного фильма, созданного в 1951 году художниками  Л. Мильчик  и В. Никитиным. (Демонстрация кадров из презентации).
     
     Кто изображён на иллюстрациях?
     Какие черты показали художники – мультипликаторы в портретах героинь?
     Какие цвета использовали  для создания образов?
     А есть ли в тексте ещё характеристика двух героинь? ( Их речь, поступки)
     Автор продолжает показывать царевну и царицу, используя разные детали.
     Как относятся героини к другим людям? Найдите доказательство в тексте.
     Чем занимаются? Что важно царице? («Я ль на свете всех милее…»)
     Какие значения имеет слово «милая»? Как это слово понимает царица?
     Чем занимается царевна в тереме у богатырей? Прочитайте этот фрагмент.
     
    Обратите внимание  на кадр из мультипликационного фильма.
    - На какой детали художники акцентировали внимание?
    -Что, как вы думаете, обозначает свечка? ( Свет).
    - А о каком свете идёт речь?
     
    Я предлагаю вам посмотреть фрагмент  из мультфильма. Скажите, что автор хотел нам ещё сказать о царевне?
     
    Вывод по теме урока
    Почему царевна – идеал? Обращаемся к таблице, которую заполняли в течение урока. (Красивая, добрая, милосердная, честная, верная, трудолюбивая, милая, скромная, верующая, кроткая, терпеливая).
    - А в каких произведениях мы с вами уже сталкивались с такой характеристикой героини? (Народные сказки к этому времени уже изучены, поэтому вопрос не вызывает трудностей).
    Получается, что идеальная героиня А.С. Пушкина похожа на героиню народной сказки, т.е. в понимании и народа, и автора такой должна быть женщина, жена.  А.С. Пушкин в письме к своей жене Н.Н. Гончаровой  в 1833 году («Сказка о мертвой царевне» создана в этом же году) писал: «Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, - а душу твою люблю я ещё более твоего лица».
     - Что больше всего ценил А.С.Пушкин в женщине?
    -  Что же автор хотел нам сказать своей сказкой?

    Приведите пословицы, которые, по вашему мнению, могли бы стать   эпиграфом нашего урока.

     Не все то золото, что блестит.
     Гордым Бог противится,  а смиренным даёт благодать.
     Родилась пригожа, да по нраву негожа.
     Хорош ликом, да душа пришита лыком.
    Домашнее задание
    Ответить на вопрос: «Почему царевна – воплощение авторского идеала?»

    Н.Г. Напольских, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 12
     
     
     




    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование