Напольских Н.Г. Образ царевны - воплощение авторского идеала

 
Н.Г. Напольских
 
ОБРАЗ ЦАРЕВНЫ – ВОПЛОЩЕНИЕ  АВТОРСКОГО ИДЕАЛА
 
Урок  литературы в 5 классе  по сказке А.С. Пушкина  «Сказка о мертвой   царевне и семи богатырях»
 
Цели урока:
1. обучить приёмам характеристики литературного героя;
2. сформировать представление о царевне как воплощении авторского идеала;
3. работать над  развитием речи (доказательность, правильность, логичность, эмоциональность), аналитических навыков;
4. продолжить воспитание нравственных качеств.
 
Средства обучения:
 книга Пушкина А.С. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»;
 иллюстрации к сказке Т.А. Мавриной, В.А. Милашевского, В.М. Конашевича;
 фрагмент одноимённого мультипликационного фильма («Союзмультфильм», 1951 год,  художники Л. Мильчик, В. Никитин);
 иллюстрации к сказке детей;
 презентация.
 
Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; доска.
Опережающие задания:
 работа с толковым словарём  («идеал», «милая», «кроткая», «красота», «милосердный», «нравственный», «честь», «порядочность»);
 создание иллюстраций к сказке.
Методические приёмы: эвристическая беседа,  комментированное чтение, выразительное чтение, сравнительный анализ двух героинь, сравнительный анализ иллюстраций.
 
Предполагаемый результат:
 приобретение навыков характеристики литературного героя;
 сформированное представление о царевне как воплощении авторского идеала;
 акцентирование  основополагающих нравственных  качеств, работа над их присвоением.

Ход урока
Сегодня мы продолжаем изучать творчество А.С. Пушкина. Будем говорить о сказке.   Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете?
 
Определение темы урока, постановка цели.
Тема нашего урока: «Образ царевны – воплощение авторского идеала».
 Какие слова в формулировке темы являются важными?
 Какое значение имеет слово «идеал»?
 
Эвристическая беседа
Почему царевна – идеал, а не царица?
Давайте найдем в тексте описание внешности царицы и царевны. (Ввести задание о заполнении таблицы по ходу урока).
Что общего в их описании?
А в чём разница? Зачем автор использует  союз «но» в описании царицы?
Почему описание царевны начинается с этого союза?
 
Перед вами кадры из мультипликационного фильма, созданного в 1951 году художниками  Л. Мильчик  и В. Никитиным. (Демонстрация кадров из презентации).
 
 Кто изображён на иллюстрациях?
 Какие черты показали художники – мультипликаторы в портретах героинь?
 Какие цвета использовали  для создания образов?
 А есть ли в тексте ещё характеристика двух героинь? ( Их речь, поступки)
 Автор продолжает показывать царевну и царицу, используя разные детали.
 Как относятся героини к другим людям? Найдите доказательство в тексте.
 Чем занимаются? Что важно царице? («Я ль на свете всех милее…»)
 Какие значения имеет слово «милая»? Как это слово понимает царица?
 Чем занимается царевна в тереме у богатырей? Прочитайте этот фрагмент.
 
Обратите внимание  на кадр из мультипликационного фильма.
- На какой детали художники акцентировали внимание?
-Что, как вы думаете, обозначает свечка? ( Свет).
- А о каком свете идёт речь?
 
Я предлагаю вам посмотреть фрагмент  из мультфильма. Скажите, что автор хотел нам ещё сказать о царевне?
 
Вывод по теме урока
Почему царевна – идеал? Обращаемся к таблице, которую заполняли в течение урока. (Красивая, добрая, милосердная, честная, верная, трудолюбивая, милая, скромная, верующая, кроткая, терпеливая).
- А в каких произведениях мы с вами уже сталкивались с такой характеристикой героини? (Народные сказки к этому времени уже изучены, поэтому вопрос не вызывает трудностей).
Получается, что идеальная героиня А.С. Пушкина похожа на героиню народной сказки, т.е. в понимании и народа, и автора такой должна быть женщина, жена.  А.С. Пушкин в письме к своей жене Н.Н. Гончаровой  в 1833 году («Сказка о мертвой царевне» создана в этом же году) писал: «Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, - а душу твою люблю я ещё более твоего лица».
 - Что больше всего ценил А.С.Пушкин в женщине?
-  Что же автор хотел нам сказать своей сказкой?

Приведите пословицы, которые, по вашему мнению, могли бы стать   эпиграфом нашего урока.

 Не все то золото, что блестит.
 Гордым Бог противится,  а смиренным даёт благодать.
 Родилась пригожа, да по нраву негожа.
 Хорош ликом, да душа пришита лыком.
Домашнее задание
Ответить на вопрос: «Почему царевна – воплощение авторского идеала?»

Н.Г. Напольских, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 12