РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ модифицированная образовательная программа для детей младшего школьного возраста (7-11 лет)
Автор-составитель: Мурзина Надежда Анатольевна, педагог дополнительного образования ДДТ "Центральный"
Направленность программы
Настоящая программа представляет дополнительный образовательный курс художественно-эстетической направленности. Она является составной частью системы художественного воспитания детей в Школе русской традиционной культуры «Васюганье». В соответствии с концепцией школы в основу структуры и содержания программы положены народные традиции, построение учебного процесса координируется с народным календарем. Ремесло росписи по дереву рассматривается в программе как составная часть народного искусства, часть фольклора, в которой опыт поколений выражен в художественных формах на основе образного метафорического мышления. Роспись подчиняется общим законам декоративно-прикладного творчества, но имеет и свои специфические свойства. Сочетание в программе «Росписи по дереву» «общего и особенного» дает возможность для осуществления интегративных связей с другими предметами и образовательными программами творческих объединений школы.
Актуальность проблемы
Ремесло росписи по дереву является частью народного искусства, частью фольклора. Не случайно термин «фольклор» трактуется и как народное творчество, и как народная мудрость, и как народные знания, опыт. Народное искусство, как уникальный мир духовных ценностей – это корневая система, питающая дерево современной культуры. Чем больше утрачивает современный человек связь с народными корнями и культурой своего народа, тем явственнее становится его духовное обнищание. Не случайно в настоящее время так остро возникла необходимость обращения к народному искусству. Возрождение искусства росписи является неотъемлемой частью знаний по традиционной культуре. При этом развитие творческих способностей у детей, осваивающих этот вид художественной деятельности, должно осуществляться в единстве с формированием духовно-нравственных качеств личности и ценностных ориентаций. Опора на национальное, народное искусство, родное и близкое, позволяет сделать молодое поколение наследниками своей культуры, передать им традиции, мироотношение их предков, вписать в их сознание национальную культуру во всем многообразии и многоцветии.
Отличительные особенности программы
Ремесло росписи, как любой вид художественной деятельности, подчиняется общим законам декоративно-прикладного искусства, но также имеет и свои специфические свойства, требующие изучения. Данная образовательная программа представляет собой комплекс занятий, включающих в себя изучение истории промысла, техники росписи и основных композиционных приемов. Так как охватить все необъятное море народного искусства невозможно, в программе для обучения детей выбрана Городецкая роспись. Такая узкая направленность отнюдь не ограничивает творческую деятельность детей, ведь специфика данной программы и в достижении начальных профессиональных навыков в технике выполнения приемов росписи, и в проникновении в глубины народной культуры, в обогащении внутреннего мира учащегося.
Ремесло росписи, как любой вид художественной деятельности, подчиняется общим законам декоративно-прикладного искусства, но также имеет и свои специфические свойства, требующие изучения. Данная образовательная программа представляет собой комплекс занятий, включающих в себя изучение истории промысла, техники росписи и основных композиционных приемов. Так как охватить все необъятное море народного искусства невозможно, в программе для обучения детей выбрана Городецкая роспись. Такая узкая направленность отнюдь не ограничивает творческую деятельность детей, ведь специфика данной программы и в достижении начальных профессиональных навыков в технике выполнения приемов росписи, и в проникновении в глубины народной культуры, в обогащении внутреннего мира учащегося.
Цели и задачи программы
Цель – познакомить детей с видами Поволжских росписей и научить их основам народного художественного творчества. Так же способствовать формированию основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, через вживание в национальную культуру; развитию творческих способностей и задатков через освоение народной живописи.
В связи с поставленной целью, ставятся следующие задачи:
Обучающие:
- научить основам художественной грамотности
- научить основам цветоведения
- научить элементарным композиционным приемам
- прививать практические навыки росписи по дереву и умение творчески их использовать
Воспитательно-развивающие:
- создать в студии соответствующую эстетическую среду
- приобщать детей к народным традициям
- приучать к самостоятельности, трудолюбию, коллективизму, сотворчеству
- соединять обучение с воспитательным процессом, способствовать становлению нравственных приоритетов.
Цель – познакомить детей с видами Поволжских росписей и научить их основам народного художественного творчества. Так же способствовать формированию основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, через вживание в национальную культуру; развитию творческих способностей и задатков через освоение народной живописи.
В связи с поставленной целью, ставятся следующие задачи:
Обучающие:
- научить основам художественной грамотности
- научить основам цветоведения
- научить элементарным композиционным приемам
- прививать практические навыки росписи по дереву и умение творчески их использовать
Воспитательно-развивающие:
- создать в студии соответствующую эстетическую среду
- приобщать детей к народным традициям
- приучать к самостоятельности, трудолюбию, коллективизму, сотворчеству
- соединять обучение с воспитательным процессом, способствовать становлению нравственных приоритетов.
Возраст обучающихся. Срок реализации программы
Художественная роспись доступна для детей всех возрастных групп, различие здесь лишь в степени сложности используемого материала. Данная образовательная программа предназначена для детей 7 – 11 лет, рассчитана на один год обучения. Наполняемость групп не превышает 12-15 человек, так как при большом количестве детей невозможно индивидуально работать с каждым ребенком.
Форма и режим занятий
Программа является смешанной по полу и совмещает в себе две формы реализации: индивидуальную и групповую. Система обучения от общего к частному, от простого к сложному, как в теоретическом плане, так и в практическом, способствует приобретению комплекса знаний и умений в области декоративно-прикладного искусства.
Программа является смешанной по полу и совмещает в себе две формы реализации: индивидуальную и групповую. Система обучения от общего к частному, от простого к сложному, как в теоретическом плане, так и в практическом, способствует приобретению комплекса знаний и умений в области декоративно-прикладного искусства.
В изучении данного курса применяются следующие типы занятий:
1) Вводные занятия:
- первичное ознакомление с материалом,
- образование понятий, усвоение новых знаний,
- установление законов и правил,
- повторение, закрепление изучаемого материала,
- навыки, применение полученных знаний на практике,
- проверка и оценка знаний.
2) Комбинированные занятия,
решающие различные дидактические задачи:
- закрепление и повторение пройденного,
- самостоятельная поисковая деятельность,
- непрерывное применение знаний, умений, навыков в новых связях и сочетаниях.
3) Занятия в форме игры-путешествия, праздника, ярмарки, викторины.
Курс обучения, включает в себя: теоретическую часть, практическую учебную репродуктивную работу, индивидуальную творческую поисковую деятельность, коллективное творчество, совместное проживание народных праздников и обрядов.
Помимо обучения в студии проводится большая внеурочная воспитательная работа: экскурсии, встречи, выставки, праздники. Программа предполагает возможность вариативности содержания. В зависимости от особенностей динамики творческого развития обучающихся педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями, вводить факультативные занятия по мере необходимости.
Способы проверки результатов обучения и формы подведения итогов
На занятиях целесообразно применять поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень освоения материала выявляется в беседах, в выполнении практических упражнений и творческих заданий. В течение года ведется индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим развитием каждого ребенка. Подведение итогов по тематическим разделам проводится в форме творческой работы по определенному заданию (по модели или в стиле), авторской творческой работе по самостоятельно изготовленному эскизу. Важными показателями успешности освоения программы являются: развитие интереса детей к народному искусству, их участие в мероприятиях и жизнедеятельности Школы «Васюганье».
Студийная форма организации занятий не предполагает отметочного контроля знаний, оценка результативности творческой деятельности ребенка происходит по следующим критериям:
- текущая оценка достигнутого
- оценка по продукту творческой деятельности ( законченная работа)
- оценка по качеству приобретенных умений и навыков
- фиксация достигнутых результатов по расширению кругозора (опрос, викторина, игра)
- генерализация творческих идей – возникновение разнообразных замыслов, планов, пробуждение идей.
- реализация творческих идей – кропотливый труд по достижению поставленных задач
Так же формой проверки являются выставки, участие в различных конкурсах.
Ожидаемые результаты обучения
По итогам 1 года обучения ребенок должен:
- иметь общее представления о росписи, а так же о народных ремеслах в целом;
- владеть основными приемами художественного письма при выполнении элементов росписи;
- владеть материалом (гуашевые краски;
- иметь начальные знания по композиции и ритмической организации;
- уметь работать самостоятельно и в коллективе;
- осознавать ценность изучения родной культуры и приобщиться к народному искусству;
- иметь представление о Городецкой росписи
- свободно владеть приемами росписи по дереву;
- расширить и закрепить знания по композиции, цветоведению, знать законы ритма и виды орнамента;
- уметь творчески использовать свои умения и навыки;
- почувствовать себя одним целым с народной культурой.
В целом обучающийся должен быть заинтересован и способен к постоянному росту и усовершенствованию своего мастерства. Должен знать основы своего культурного наследия, ценить и уважать народное искусство.
По итогам 1 года обучения ребенок должен:
- иметь общее представления о росписи, а так же о народных ремеслах в целом;
- владеть основными приемами художественного письма при выполнении элементов росписи;
- владеть материалом (гуашевые краски;
- иметь начальные знания по композиции и ритмической организации;
- уметь работать самостоятельно и в коллективе;
- осознавать ценность изучения родной культуры и приобщиться к народному искусству;
- иметь представление о Городецкой росписи
- свободно владеть приемами росписи по дереву;
- расширить и закрепить знания по композиции, цветоведению, знать законы ритма и виды орнамента;
- уметь творчески использовать свои умения и навыки;
- почувствовать себя одним целым с народной культурой.
В целом обучающийся должен быть заинтересован и способен к постоянному росту и усовершенствованию своего мастерства. Должен знать основы своего культурного наследия, ценить и уважать народное искусство.
Методическое обеспечение программы
Методы обучения, используемые в программе
Объяснительно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, объяснение, наблюдение за жизненными явлениями; демонстрация иллюстраций, слайдов, репродукций, изделий народных мастеров.
Репродуктивные методы: выполнение действий на уровне подражаний, тренировочные упражнения по образцам из книг, альбомов, рабочих таблиц, выполнение практических заданий по готовым изделиям народных мастеров или педагога.
Объяснительно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, объяснение, наблюдение за жизненными явлениями; демонстрация иллюстраций, слайдов, репродукций, изделий народных мастеров.
Репродуктивные методы: выполнение действий на уровне подражаний, тренировочные упражнения по образцам из книг, альбомов, рабочих таблиц, выполнение практических заданий по готовым изделиям народных мастеров или педагога.
Методы изучения развития обучающихся.
Педагогическое наблюдение за особенностью развития личности ребёнка, проявляющееся в деятельности и в поведении.
Анкетирование (разработки психологов ДДТ «Центральный»).
Беседы, позволяющие получить информацию социологическую, психологическую, ситуационную.
Анализ результатов деятельности в студии (обычно делается в конце учебного года по итогам участия в выставках и других мероприятиях, а также на основе диагностики обученности ДДТ «Центральный» по следующим параметрам: художественная грамотность, работа в материале, композиция и цвет.)
Анкетирование (разработки психологов ДДТ «Центральный»).
Беседы, позволяющие получить информацию социологическую, психологическую, ситуационную.
Анализ результатов деятельности в студии (обычно делается в конце учебного года по итогам участия в выставках и других мероприятиях, а также на основе диагностики обученности ДДТ «Центральный» по следующим параметрам: художественная грамотность, работа в материале, композиция и цвет.)
Условия эффективного развития творческой активности детей
1. Максимальная дифференциация заданий по уровню доступности для учащихся.
2. Ориентация на естественную, наиболее приемлемую для каждого конкретного ребёнка логику проявления творческой активности.
В студии создана эстетическая среда, которая уже сама по себе несёт воспитательные функции, атмосфера творчества, содействующая уверенности в своих способностях, что создаёт чувство защищённости. Каждый находит здесь дружелюбие, тепло и уважение к себе.
Весь процесс учебной деятельности основан на организации радостных переживаний познания, на организации успеха, на коллективном труде, на самореализации, на принципе сотрудничества и соучастия. Используются все 3 вида общения: учебное сотрудничество детей между собой, детей с учителем, с самим собой.
Требовательность используется только на основе уважения. Чаще применяется метод поощрения, общественное мнение.
Знакомство с традиционной культурой русского крестьянина, отражённой в народном календаре, идёт по пути подготовки и проживания наиболее важных народных праздников: Кузьминки, Святки, Масленица, Пасха, Красная горка. Опыт работы показывает, что дети полноценно осваивают народную культуру только практически, предельно активизировав свою деятельность.
Все это способствует созданию благоприятных условий для формирования у ребят мотиваций к познанию, к творчеству, к профессиональному самоопределению.
1. Максимальная дифференциация заданий по уровню доступности для учащихся.
2. Ориентация на естественную, наиболее приемлемую для каждого конкретного ребёнка логику проявления творческой активности.
В студии создана эстетическая среда, которая уже сама по себе несёт воспитательные функции, атмосфера творчества, содействующая уверенности в своих способностях, что создаёт чувство защищённости. Каждый находит здесь дружелюбие, тепло и уважение к себе.
Весь процесс учебной деятельности основан на организации радостных переживаний познания, на организации успеха, на коллективном труде, на самореализации, на принципе сотрудничества и соучастия. Используются все 3 вида общения: учебное сотрудничество детей между собой, детей с учителем, с самим собой.
Требовательность используется только на основе уважения. Чаще применяется метод поощрения, общественное мнение.
Знакомство с традиционной культурой русского крестьянина, отражённой в народном календаре, идёт по пути подготовки и проживания наиболее важных народных праздников: Кузьминки, Святки, Масленица, Пасха, Красная горка. Опыт работы показывает, что дети полноценно осваивают народную культуру только практически, предельно активизировав свою деятельность.
Все это способствует созданию благоприятных условий для формирования у ребят мотиваций к познанию, к творчеству, к профессиональному самоопределению.
Материально-техническое обеспечение
Для успешной реализации программы занятия должен проводить грамотный педагог, отлично ориентирующийся в народном искусстве, знающий народные традиции и обычаи. Не маловажным является личная заинтересованность педагога, любовь к своему делу.
Для успешной реализации программы занятия должен проводить грамотный педагог, отлично ориентирующийся в народном искусстве, знающий народные традиции и обычаи. Не маловажным является личная заинтересованность педагога, любовь к своему делу.
Программа рассчитана на проведение занятий на 1 час в неделю для одной группы, набор детей для занятий в студии не ограничен в плане их мастерства и таланта, принимаются все желающие.
Педагог во время проведения занятий должен использовать наглядные пособия, схемы и таблицы, которые частично приобретаются студией, частично создаются самим педагогом. Таблицы, карточки и образцы с элементами росписи различной сложности готовятся заранее и раздаются детям на занятиях. Так же помещение, где проводятся занятия, должно быть оборудовано станками для обработки древесины, различными инструментами.