Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников

    Библиотека

    Медиаресурсы

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы 

    Экология  

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея 

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
    Виктор Михайлович Васнецов
     
    (15 мая  1848 — 23 июля 1926)
     

    В.М. Васнецова называли «истинным богатырем русской живописи». Это определение родилось не только за счет образной связи с «богатырской» темой его живописи, но благодаря осознанию современниками значимости художника, пониманию его роли как родоначальника нового, «национального» направления в русском искусстве.
     
    В.М. Васнецов был одним из первых мастеров русской живописи, кому стали тесны рамки станковой картины и кто «обратился к украшению жизни», взялся за самые разнообразные области искусства — театральную декорацию, архитектуру, прикладное искусство и иллюстрацию, что было в то время для многих необъяснимо и воспринималось как «разменивание таланта». В.М. Васнецов шел к решению принципиально новых задач. Центральной из них было — создание единого стиля, основанного на национальных традициях. Впоследствии художник отмечал: «Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства — образа, звука, слова — в сказках, песне, былине, драме и прочем сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим». Именно поэтому в своем творчестве он обращался к уже найденным в русском фольклоре, древнерусском искусстве и архитектуре способам выражения.

    В становлении художественного вкуса Васнецова значительную роль сыграло его происхождение и детские годы.
    В.М. Васнецов родился в Вятской губернии 15 мая 1848 г. в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова.

    Вятский край с его суровой и живописной природой, своеобразным укладом, сохраняющим устои далекого прошлого, с древними народными поверьями, старинными песнями, сказками и былинами оказал большое влияние на формирование личности будущего художника.

    В 1858 г. Васнецов едет учиться в Вятку — вначале в духовном училище, затем в духовной семинарии. Васнецов изучает летописные своды, хронографы, притчи и другие произведения. Древнерусская литература, ее поэтика определили интерес будущего художника к русской старине. «Я всегда только Русью и жил», — вспоминал Васнецов позднее.

    С начала 1860-х гг. все больше времени он отдает рисованию. По воскресеньям ходит в город, на базар, рисовать «типы и изучать характеры». Его семинарские тетради полны зарисовок «по памяти».

    Через несколько лет юный художник настолько преуспел в рисунке и живописи, что был приглашен в качестве помощника для декорирования Вятского кафедрального собора. В 1866 — 1867 гг. он выполнил семьдесят пять рисунков на темы русских народных пословиц и поговорок для «Собрания русских пословиц» этнографа Николая Трапицина. В них он просто и точно передал черты деревенского быта жителей Вятского края. Хотя книга не вышла, Васнецов бережно хранил рисунки. Позднее, в 1912 г. они были изданы в хорошо оформленном альбоме «Русские пословицы и   поговорки   в   рисунках В.М. Васнецова».

    Вместе с тем он начинает заниматься и живописью. В его первых картинах «Молочница» и «Жница» уже виден почерк будущего воспевателя идеальной русской красоты. Эти картины были проданы с аукциона, организованного друзьями и почитателями юного дарования.

    В августе 1867 г., с благословения отца, Виктор Васнецов оставил семинарию за полтора года до ее окончания и уехал в Петербург поступать в Академию художеств.

    Здесь он знакомится с Иваном Крамским, ставшим впоследствии его другом и советчиком. Сближается со многими известными художниками —с Ильей Репиным, Архипом Куинджи, Василием Максимовым, Василием Поленовым, Василием Суриковым, Марком Антокольским, братьями Праховыми. Общение с ними оказало большое влияние на развитие молодого художника.

    Вне академии, «для себя», он, как и прежде, рисует «типы» — в основном курьезные сценки на улице, в театре, в трактире, на рынке и пр. В умении «выразить тип» художник был близок известному жанристу Владимиру Маковскому. Рисунки Васнецова 1870-х гг. исполнены выразительными, уверенными штрихами.

    Но постепенно учение в академических стенах стало для начинающего художника малоинтересным. «Хотелось писать картины на темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. Вот мы и расстались», — объяснял он позднее. Главная трудность для Васнецова в то время состояла в необходимости противопоставить свою трактовку народной поэзии — академической. Художнику пришлось бы отказаться и от бытовой живописи, в которой с самого начала 1870-х гг. васнецовский талант проявился уже достаточно ярко.

    В то время как художник обретал творческие силы для работы с фольклорной тематикой, в русском обществе усиливался интерес к национальной старине и истории, проявившийся еще в 1850-е годы. В свет вышли такие фундаментальные сборники фольклора, как «Пословицы русского народа» В.И. Даля (1861—1862), «Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева (1855—1864), «Песни», собранные П.Н. Рыбниковым (1861—1867), «Онежские былины» А.Ф. Гильфердинга (1873) и др.

    Весной 1876 г. Васнецов уезжает на год в Париж, где уже работают И.Е. Репин и В.Д. Поленов. Он рисует французские типы с тем же удовольствием, с каким писал русские, находя в них сходные черты. Завершенное Васнецовым во Франции полотно «Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа)» (1877) носило еще жанровый характер. Балаганное представление в окрестностях Парижа не могло не ассоциироваться у художника с вятскими ярмарками, с детскими ощущениями радостного нетерпеливого ожидания, которое предшествовало началу ярмарочного спектакля. Потому-то, изображая типичную для парижской окраины толпу, идущую вечером в цирк, Васнецов сумел передать ощущение романтически приподнятого настроения, которое охватывает людей перед началом представления.

    Благодаря Репину по приезде в Париж Васнецов сразу же вовлекается в изучение насыщенной, наполненной острой борьбой художественной жизни французской столицы. Споры, жаркие дебаты, возникавшие на выставках, переносились в мастерскую АЛ. Боголюбова, где часто собирались русские живописцы. Все это подвигало к мысли о создании национальной живописной школы.

    Васнецов вернулся на родину зрелым живописцем. Его кругозор расширился, он обогатил технику, а главное, осознал свое предназначение.

    Вместе с Репиным и Поленовым, немногим ранее возвратившимися в Москву, Васнецов окунулся в городскую жизнь. Все свободное время друзья тратили на изучение архитектурных памятников, искусства и быта Первопрестольной, посещение монастырей в окрестностях Москвы, сельских ярмарок, народных гуляний. В этих прогулках, по словам художника, он «набирался московского духа».

    Важную роль в жизни Васнецова сыграло знакомство с семьей крупного промышленника и предпринимателя, известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова. Именно Мамонтов сумел объединить вокруг себя крупнейших русских художников в содружество, впоследствии названное Абрамцевским кружком. Музыкальные вечера, постановки спектаклей, чтения драматических произведений и памятников народного эпоса, разговоры об искусстве и обмен новостями перемежались в доме Мамонтовых с лекциями историка Василия Ключевского. В мамонтовском сообществе художник с новой силой ощутил эстетическую ценность русской культуры.

    У Васнецова была особенность, не раз удивлявшая окружавших его людей, — одновременно выполнять самые разнообразные, несовместимые на первый взгляд задания. Так, напряженно работая над росписями Владимирского собора, он находил время и для размышлений над громадным полотном «Богатыри», которое перевез с собой из Москвы в Киев, и для работы над картиной «Иван-Царевич на Сером Волке». Кроме того Васнецов выполнял театральные эскизы и делал книжные иллюстрации, не говоря уже о многочисленных пейзажах и портретах.

    Васнецов страстно искал эстетический и нравственный идеалы в национальном характере русского народа и находил живой отклик у современников. Его называли «первопроходцем», чье творчество является переходным, сочетающим в себе разные элементы. Но он вызывал противоречивые чувства и оценки — недоумение и восторг, резкую критику и преклонение. Главное в том, что его творчество но он никогда и никого не оставляло равнодушным. Для многих исследователей, размышлявших о путях развития национального искусства, Васнецов был одной из ключевых фигур в русской художественной культуре XIX века.
     
     
    Елена Алексеевна Жилкина, выпускающий редактор журнала «Медиатека и Мир», Российская государственная библиотека
     




    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование