В.М. Васнецова называли «истинным богатырем русской живописи». Это определение
родилось не только за счет образной связи с «богатырской» темой его живописи,
но благодаря осознанию современниками значимости художника, пониманию его роли
как родоначальника нового, «национального» направления в русском искусстве.
В.М. Васнецов был одним из первых мастеров русской живописи, кому стали тесны
рамки станковой картины и кто «обратился к украшению жизни», взялся за самые разнообразные
области искусства — театральную декорацию, архитектуру, прикладное искусство и
иллюстрацию, что было в то время для многих необъяснимо и воспринималось как «разменивание
таланта». В.М. Васнецов шел к решению принципиально новых задач. Центральной из
них было — создание единого стиля, основанного на национальных традициях. Впоследствии
художник отмечал: «Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах,
статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства — образа, звука, слова
— в сказках, песне, былине, драме и прочем сказывается весь целый облик народа,
внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим». Именно
поэтому в своем творчестве он обращался к уже найденным в русском фольклоре, древнерусском
искусстве и архитектуре способам выражения.
В становлении художественного вкуса Васнецова значительную роль сыграло его происхождение
и детские годы.
В.М. Васнецов родился в Вятской губернии 15 мая 1848 г. в семье сельского священника
Михаила Васильевича Васнецова.
Вятский край с его суровой и живописной природой, своеобразным укладом, сохраняющим
устои далекого прошлого, с древними народными поверьями, старинными песнями, сказками
и былинами оказал большое влияние на формирование личности будущего художника.
В 1858 г. Васнецов едет учиться в Вятку — вначале в духовном училище, затем в
духовной семинарии. Васнецов изучает летописные своды, хронографы, притчи и другие
произведения. Древнерусская литература, ее поэтика определили интерес будущего
художника к русской старине. «Я всегда только Русью и жил», — вспоминал Васнецов
позднее.
С начала 1860-х гг. все больше времени он отдает рисованию. По воскресеньям ходит
в город, на базар, рисовать «типы и изучать характеры». Его семинарские тетради
полны зарисовок «по памяти».
Через несколько лет юный художник настолько преуспел в рисунке и живописи, что
был приглашен в качестве помощника для декорирования Вятского кафедрального собора.
В 1866 — 1867 гг. он выполнил семьдесят пять рисунков на темы русских народных
пословиц и поговорок для «Собрания русских пословиц» этнографа Николая Трапицина.
В них он просто и точно передал черты деревенского быта жителей Вятского края.
Хотя книга не вышла, Васнецов бережно хранил рисунки. Позднее, в 1912 г. они были
изданы в хорошо оформленном альбоме «Русские пословицы и поговорки в рисунках
В.М. Васнецова».
Вместе с тем он начинает заниматься и живописью. В его первых картинах «Молочница»
и «Жница» уже виден почерк будущего воспевателя идеальной русской красоты. Эти
картины были проданы с аукциона, организованного друзьями и почитателями юного
дарования.
В августе 1867 г., с благословения отца, Виктор Васнецов оставил семинарию за
полтора года до ее окончания и уехал в Петербург поступать в Академию художеств.
Здесь он знакомится с Иваном Крамским, ставшим впоследствии его другом и советчиком.
Сближается со многими известными художниками —с Ильей Репиным, Архипом Куинджи,
Василием Максимовым, Василием Поленовым, Василием Суриковым, Марком Антокольским,
братьями Праховыми. Общение с ними оказало большое влияние на развитие молодого
художника.
Вне академии, «для себя», он, как и прежде, рисует «типы» — в основном курьезные
сценки на улице, в театре, в трактире, на рынке и пр. В умении «выразить тип»
художник был близок известному жанристу Владимиру Маковскому. Рисунки Васнецова
1870-х гг. исполнены выразительными, уверенными штрихами.
Но постепенно учение в академических стенах стало для начинающего художника малоинтересным.
«Хотелось писать картины на темы из русских былин и сказок, а они, профессора,
этого желания не понимали. Вот мы и расстались», — объяснял он позднее. Главная
трудность для Васнецова в то время состояла в необходимости противопоставить свою
трактовку народной поэзии — академической. Художнику пришлось бы отказаться и
от бытовой живописи, в которой с самого начала 1870-х гг. васнецовский талант
проявился уже достаточно ярко.
В то время как художник обретал творческие силы для работы с фольклорной тематикой,
в русском обществе усиливался интерес к национальной старине и истории, проявившийся
еще в 1850-е годы. В свет вышли такие фундаментальные сборники фольклора, как
«Пословицы русского народа» В.И. Даля (1861—1862), «Народные русские сказки» А.Н.
Афанасьева (1855—1864), «Песни», собранные П.Н. Рыбниковым (1861—1867), «Онежские
былины» А.Ф. Гильфердинга (1873) и др.
Весной 1876 г. Васнецов уезжает на год в Париж, где уже работают И.Е. Репин и
В.Д. Поленов. Он рисует французские типы с тем же удовольствием, с каким писал
русские, находя в них сходные черты. Завершенное Васнецовым во Франции полотно
«Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа)» (1877) носило еще жанровый характер.
Балаганное представление в окрестностях Парижа не могло не ассоциироваться у художника
с вятскими ярмарками, с детскими ощущениями радостного нетерпеливого ожидания,
которое предшествовало началу ярмарочного спектакля. Потому-то, изображая типичную
для парижской окраины толпу, идущую вечером в цирк, Васнецов сумел передать ощущение
романтически приподнятого настроения, которое охватывает людей перед началом представления.
Благодаря Репину по приезде в Париж Васнецов сразу же вовлекается в изучение
насыщенной, наполненной острой борьбой художественной жизни французской столицы.
Споры, жаркие дебаты, возникавшие на выставках, переносились в мастерскую АЛ.
Боголюбова, где часто собирались русские живописцы. Все это подвигало к мысли
о создании национальной живописной школы.
Васнецов вернулся на родину зрелым живописцем. Его кругозор расширился, он обогатил
технику, а главное, осознал свое предназначение.
Вместе с Репиным и Поленовым, немногим ранее возвратившимися в Москву, Васнецов
окунулся в городскую жизнь. Все свободное время друзья тратили на изучение архитектурных
памятников, искусства и быта Первопрестольной, посещение монастырей в окрестностях
Москвы, сельских ярмарок, народных гуляний. В этих прогулках, по словам художника,
он «набирался московского духа».
Важную роль в жизни Васнецова сыграло знакомство с семьей крупного промышленника
и предпринимателя, известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова. Именно Мамонтов
сумел объединить вокруг себя крупнейших русских художников в содружество, впоследствии
названное Абрамцевским кружком. Музыкальные вечера, постановки спектаклей, чтения
драматических произведений и памятников народного эпоса, разговоры об искусстве
и обмен новостями перемежались в доме Мамонтовых с лекциями историка Василия Ключевского.
В мамонтовском сообществе художник с новой силой ощутил эстетическую ценность
русской культуры.
У Васнецова была особенность, не раз удивлявшая окружавших его людей, — одновременно
выполнять самые разнообразные, несовместимые на первый взгляд задания. Так, напряженно
работая над росписями Владимирского собора, он находил время и для размышлений
над громадным полотном «Богатыри», которое перевез с собой из Москвы в Киев, и
для работы над картиной «Иван-Царевич на Сером Волке». Кроме того Васнецов выполнял
театральные эскизы и делал книжные иллюстрации, не говоря уже о многочисленных
пейзажах и портретах.
Васнецов страстно искал эстетический и нравственный идеалы в национальном характере
русского народа и находил живой отклик у современников. Его называли «первопроходцем»,
чье творчество является переходным, сочетающим в себе разные элементы. Но он вызывал
противоречивые чувства и оценки — недоумение и восторг, резкую критику и преклонение.
Главное в том, что его творчество но он никогда и никого не оставляло равнодушным.
Для многих исследователей, размышлявших о путях развития национального искусства,
Васнецов был одной из ключевых фигур в русской художественной культуре XIX века.