Васнецов Виктор Михайлович

 
(15 мая  1848 — 23 июля 1926)
 
В.М. Васнецова называли «истинным богатырем русской живописи». Это определение родилось не только за счет образной связи с «богатырской» темой его живописи, но благодаря осознанию современниками значимости художника, пониманию его роли как родоначальника нового, «национального» направления в русском искусстве.
 
В.М. Васнецов был одним из первых мастеров русской живописи, кому стали тесны рамки станковой картины и кто «обратился к украшению жизни», взялся за самые разнообразные области искусства — театральную декорацию, архитектуру, прикладное искусство и иллюстрацию, что было в то время для многих необъяснимо и воспринималось как «разменивание таланта». В.М. Васнецов шел к решению принципиально новых задач. Центральной из них было — создание единого стиля, основанного на национальных традициях. Впоследствии художник отмечал: «Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства — образа, звука, слова — в сказках, песне, былине, драме и прочем сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим». Именно поэтому в своем творчестве он обращался к уже найденным в русском фольклоре, древнерусском искусстве и архитектуре способам выражения.

В становлении художественного вкуса Васнецова значительную роль сыграло его происхождение и детские годы.
В.М. Васнецов родился в Вятской губернии 15 мая 1848 г. в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова.

Вятский край с его суровой и живописной природой, своеобразным укладом, сохраняющим устои далекого прошлого, с древними народными поверьями, старинными песнями, сказками и былинами оказал большое влияние на формирование личности будущего художника.

В 1858 г. Васнецов едет учиться в Вятку — вначале в духовном училище, затем в духовной семинарии. Васнецов изучает летописные своды, хронографы, притчи и другие произведения. Древнерусская литература, ее поэтика определили интерес будущего художника к русской старине. «Я всегда только Русью и жил», — вспоминал Васнецов позднее.

С начала 1860-х гг. все больше времени он отдает рисованию. По воскресеньям ходит в город, на базар, рисовать «типы и изучать характеры». Его семинарские тетради полны зарисовок «по памяти».

Через несколько лет юный художник настолько преуспел в рисунке и живописи, что был приглашен в качестве помощника для декорирования Вятского кафедрального собора. В 1866 — 1867 гг. он выполнил семьдесят пять рисунков на темы русских народных пословиц и поговорок для «Собрания русских пословиц» этнографа Николая Трапицина. В них он просто и точно передал черты деревенского быта жителей Вятского края. Хотя книга не вышла, Васнецов бережно хранил рисунки. Позднее, в 1912 г. они были изданы в хорошо оформленном альбоме «Русские пословицы и   поговорки   в   рисунках В.М. Васнецова».

Вместе с тем он начинает заниматься и живописью. В его первых картинах «Молочница» и «Жница» уже виден почерк будущего воспевателя идеальной русской красоты. Эти картины были проданы с аукциона, организованного друзьями и почитателями юного дарования.

В августе 1867 г., с благословения отца, Виктор Васнецов оставил семинарию за полтора года до ее окончания и уехал в Петербург поступать в Академию художеств.

Здесь он знакомится с Иваном Крамским, ставшим впоследствии его другом и советчиком. Сближается со многими известными художниками —с Ильей Репиным, Архипом Куинджи, Василием Максимовым, Василием Поленовым, Василием Суриковым, Марком Антокольским, братьями Праховыми. Общение с ними оказало большое влияние на развитие молодого художника.

Вне академии, «для себя», он, как и прежде, рисует «типы» — в основном курьезные сценки на улице, в театре, в трактире, на рынке и пр. В умении «выразить тип» художник был близок известному жанристу Владимиру Маковскому. Рисунки Васнецова 1870-х гг. исполнены выразительными, уверенными штрихами.

Но постепенно учение в академических стенах стало для начинающего художника малоинтересным. «Хотелось писать картины на темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. Вот мы и расстались», — объяснял он позднее. Главная трудность для Васнецова в то время состояла в необходимости противопоставить свою трактовку народной поэзии — академической. Художнику пришлось бы отказаться и от бытовой живописи, в которой с самого начала 1870-х гг. васнецовский талант проявился уже достаточно ярко.

В то время как художник обретал творческие силы для работы с фольклорной тематикой, в русском обществе усиливался интерес к национальной старине и истории, проявившийся еще в 1850-е годы. В свет вышли такие фундаментальные сборники фольклора, как «Пословицы русского народа» В.И. Даля (1861—1862), «Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева (1855—1864), «Песни», собранные П.Н. Рыбниковым (1861—1867), «Онежские былины» А.Ф. Гильфердинга (1873) и др.

Весной 1876 г. Васнецов уезжает на год в Париж, где уже работают И.Е. Репин и В.Д. Поленов. Он рисует французские типы с тем же удовольствием, с каким писал русские, находя в них сходные черты. Завершенное Васнецовым во Франции полотно «Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа)» (1877) носило еще жанровый характер. Балаганное представление в окрестностях Парижа не могло не ассоциироваться у художника с вятскими ярмарками, с детскими ощущениями радостного нетерпеливого ожидания, которое предшествовало началу ярмарочного спектакля. Потому-то, изображая типичную для парижской окраины толпу, идущую вечером в цирк, Васнецов сумел передать ощущение романтически приподнятого настроения, которое охватывает людей перед началом представления.

Благодаря Репину по приезде в Париж Васнецов сразу же вовлекается в изучение насыщенной, наполненной острой борьбой художественной жизни французской столицы. Споры, жаркие дебаты, возникавшие на выставках, переносились в мастерскую АЛ. Боголюбова, где часто собирались русские живописцы. Все это подвигало к мысли о создании национальной живописной школы.

Васнецов вернулся на родину зрелым живописцем. Его кругозор расширился, он обогатил технику, а главное, осознал свое предназначение.

Вместе с Репиным и Поленовым, немногим ранее возвратившимися в Москву, Васнецов окунулся в городскую жизнь. Все свободное время друзья тратили на изучение архитектурных памятников, искусства и быта Первопрестольной, посещение монастырей в окрестностях Москвы, сельских ярмарок, народных гуляний. В этих прогулках, по словам художника, он «набирался московского духа».

Важную роль в жизни Васнецова сыграло знакомство с семьей крупного промышленника и предпринимателя, известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова. Именно Мамонтов сумел объединить вокруг себя крупнейших русских художников в содружество, впоследствии названное Абрамцевским кружком. Музыкальные вечера, постановки спектаклей, чтения драматических произведений и памятников народного эпоса, разговоры об искусстве и обмен новостями перемежались в доме Мамонтовых с лекциями историка Василия Ключевского. В мамонтовском сообществе художник с новой силой ощутил эстетическую ценность русской культуры.

У Васнецова была особенность, не раз удивлявшая окружавших его людей, — одновременно выполнять самые разнообразные, несовместимые на первый взгляд задания. Так, напряженно работая над росписями Владимирского собора, он находил время и для размышлений над громадным полотном «Богатыри», которое перевез с собой из Москвы в Киев, и для работы над картиной «Иван-Царевич на Сером Волке». Кроме того Васнецов выполнял театральные эскизы и делал книжные иллюстрации, не говоря уже о многочисленных пейзажах и портретах.

Васнецов страстно искал эстетический и нравственный идеалы в национальном характере русского народа и находил живой отклик у современников. Его называли «первопроходцем», чье творчество является переходным, сочетающим в себе разные элементы. Но он вызывал противоречивые чувства и оценки — недоумение и восторг, резкую критику и преклонение. Главное в том, что его творчество но он никогда и никого не оставляло равнодушным. Для многих исследователей, размышлявших о путях развития национального искусства, Васнецов был одной из ключевых фигур в русской художественной культуре XIX века.
 
 
Елена Алексеевна Жилкина, выпускающий редактор журнала «Медиатека и Мир», Российская государственная библиотека