Гоген Поль

 
(7 июня 1848 — 8 мая 1903)
 
Эжен Анри Поль Гоген — известный французский живописец, один из главных представителей постимпрессионизма, близкий к символизму и стилю модерн.

Родился Гоген в 1848 г. в Париже. После переворота 1851 г. семья Гогена была вынуждена эмигрировать в Перу. Впечатления детства, экзотическая природа, яркие национальные костюмы, беззаботная жизнь в поместье дяди в Лиме остались в его памяти на всю жизнь, проявившись в стремлении путешествовать.

В 1855 г. Гогены вернулись во Францию и поселились в Орлеане. Поль начинает учебу в школе, но она его не привлекает — он мечтает стать моряком. Мечта сбывается — с 17 лет он плавает на судах, совершающих рейсы между Южной Америкой и Европой. Однако в 1871 г. он неожиданно поступает в банк, делает успешную карьеру, женится. В тот же период Гоген увлекается живописью — начинает коллекционировать и сам пишет картины, знакомится с импрессионистами и принимает участие в их выставках (1880 — 1882).

Увлечение живописью охватило Гогена всецело, и в 1883 г. он оставляет службу в банке, расстается с семьей (имея пятерых детей), чтобы целиком посвятить себя искусству. Первые его произведения нередко носят подражательный характер («Сена возле Йенского моста», 1875). На выставке в 1886 г. экспонируется 19 его полотен.

В конце 1880-х гг. Гоген становится одним из наиболее значительных художников — постимпрессионистов. Мощный творческий темперамент, властный характер, убежденность в своей правоте, талант — все это выдвинуло Гогена в лидеры. В тот же период он с группой последователей поселяется в деревне Понт-Авен (Бретань), где еще сохранились самобытные нравы, обычаи, верования, старинные костюмы. Его все больше привлекает жизнь людей, не затронутых современной цивилизацией («Видение после   проповеди»,   1888;   «Свинопас.   Бретань», 1888).

Мастеров «Понт-Авенской школы» отличало стремление к упрощению формы, заполнению холста крупными цветовыми массами, очерчиванию их четким контуром, как в перегородчатой эмали. Отсюда название их метода: «клуазонизм» (от франц. cloison — перегородка).

Духовные поиски сближают Гогена с символистами. Он видит задачу художника в том, чтобы проникнуть в тайную суть, сокровенный смысл явления и раскрыть его миру («Желтый Христос», 1889). Гогеном овладевает жажда перемены мест: в 1887 г. он внезапно уезжает на Мартинику, в 1888 г. возвращается в Понт-Авен, зимой того же года появляется в Арле на юге Франции, работает вместе с Ван-Гогом, намеревавшимся создать свое братство художников.

В 1 891 г. Гоген решает уехать на Таити в надежде найти там воплощение своей мечты о золотом веке, о жизни в гармонии с природой и людьми, но и здесь его не оставляют тревоги и заботы. На Таити его талант обретает удивительную мощь. Здесь им созданы самые знаменитые полотна, на которых изображены свободные люди, живущие в единстве с щедрой благожелательной природой. Он пишет таитянок то на фоне раскаленного песка, оттеняющего янтарно-смуглые тела женщин   («А,   ты   ревнуешь?», 1892), то среди тропической зелени («Таитянка с плодом манго», 1892). Полотна, написанные на Таити, праздничны по цвету, напоминают яркие декоративные панно («Таитянские пасторали», 1892).

В 1893 г. Гоген возвращается во Францию, в Бретань и осваивает технику гравюры на дереве, но через два года вновь возвращается на остров. Художник переживает тяжелый кризис, его мучают сомнения, и картины нередко отражают тревожное   состояние  души: «Материнство» (1896) «Невермор» (1897), большая композиция «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда идем?» (1897).

В 1901 г. Гоген переезжает в Атуону (Маркизские острова) и продолжает писать, занимается также скульптурой и керамикой, создавая причудливой формы вазы.

Кроме прекрасных полотен Гоген оставил литературное наследие, которое включает письма и дневники, а также «Ноа Ноа» (исследование таитянской культуры и мифов) и мемуары «До и После».
 
 
Елена Алексеевна Жилкина, выпускающий редактор журнала «Медиатека и Мир», Российская государственная библиотека