Тургенев Иван Сергеевич
(9 ноября 1818 — 3 сентября 1883)
Иван Сергеевич Тургенев — русский писатель, член-корреспондент Петербургской Академии наук.
Одно из отличительных свойств многогранного таланта И.О. Тургенева — стремление к новому, способность улавливать зарождающиеся тенденции, проблемы и типы общественной действительности, многие из которых стали воплощением исторически значительных явлений. На эту черту его дарования обращали внимание многие писатели и критики — В.Г. Белинский, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский. «Мы можем сказать смело, — писал Н.А. Добролюбов, — что уже если г. Тургенев тронул какой-нибудь вопрос в своей повести, если он изобразил какую-либо сторону общественных отношений, то это служит ручательством за то, что вопрос этот действительно поднимается или поднимется скоро в сознании образованного общества, что эта новая сторона жизни начинает выдвигаться и скоро выкажется ярко перед глазами всех».
Одно из отличительных свойств многогранного таланта И.О. Тургенева — стремление к новому, способность улавливать зарождающиеся тенденции, проблемы и типы общественной действительности, многие из которых стали воплощением исторически значительных явлений. На эту черту его дарования обращали внимание многие писатели и критики — В.Г. Белинский, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский. «Мы можем сказать смело, — писал Н.А. Добролюбов, — что уже если г. Тургенев тронул какой-нибудь вопрос в своей повести, если он изобразил какую-либо сторону общественных отношений, то это служит ручательством за то, что вопрос этот действительно поднимается или поднимется скоро в сознании образованного общества, что эта новая сторона жизни начинает выдвигаться и скоро выкажется ярко перед глазами всех».
В цикле рассказов «Записки охотника» (1847—1852) писатель отразил высокие духовные качества и одаренность русского крестьянина, поэзию природы. В социально-психологических романах «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862), повестях «Ася» (1858), «Вешние воды» (1872) им созданы яркие обра-зы уходящей дворянской культуры и новых героев эпохи — разночинцев и демократов, образы самоотверженных русских женщин. В романах «Дым» (1867) и «Новь» (1877) изображена жизнь русских за границей, народническое движение в России. На склоне жизни он создал лирико-философские «Стихотворения в прозе» (1882).
Мастер языка и психологического анализа, Тургенев оказал существенное влияние на развитие русской и мировой литератур.
Творчество писателя положило начало высокохудожественному реалистическому раскрытию темы самоценности людей из народа, их нравственной значительности. Такое новое изображение народных персонажей получило глубокое признание со стороны многих крупнейших русских и зарубежных писателей, даже расходившихся с Тургеневым в понимании ряда основных вопросов художественного творчества, таких как Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Н.Г Чернышевский. М.Е. Салтыков-Щедрин, например, писал, что «Записки охотника» И.О. Тургенева стоят у истоков искусства, «имеющего своим объектом народ и его нужды». О «Записках» как вершинном произведении Тургенева отзывались И.А. Гончаров и Л.Н. Толстой.
Тургенев — первый русский писатель XIX в., чьи произведения были широко известны на Западе. Именно в творчестве И.О. Тургенева впервые проявилось интенсивное сближение и взаимодействие русской и западноевропейской литератур. В его произведениях отчетливо проявилось освоение писателем зарубежного опыта. Однако романы Тургенева, при всей своей органичной связи с общими принципами этого жанра в мировой литературе, отнюдь не повторяют творческих особенностей западноевропейского романа.
Характерно, что впервые и наиболее объективно произведения писателя оценили именно во Франции. Знаменательный факт в истории литературы — тесные дружеские связи И.С.Тургенева с выдающимися французскими писателями-реалистами (Г Флобером, А. Доде, Э. Золя, Э. Гонкуром), составлявшими вместе с ним своеобразное литературное содружество, которое вошло в историю литературы под названием «Кружка пяти». Несмотря на различия во взглядах на литературу, членов этого «Кружка пяти» объединяли прежде всего размышления об особенностях реализма, которые и стали предметом обсуждения во время регулярных дружеских встреч членов кружка в 1870-е годы.
Известный французский романист и литературный критик Анатоль Франс, высоко оценивший национальное своеобразие и самобытность произведений И.С. Тургенева, писал о нем: «Тургенев родился русским и русским остался. Конечно, европейские идеи ему не чужды и нравы наши ему нравятся, раз он захотел к ним приобщиться, причем очень охотно, всем знакомым его это известно. Но он славянин и чувствует, что такова его натура, таков его гений, таков он есть сам».
Значение творчества И.С. Тургенева во многом определяется тем, что, при всей отчетливой выраженности его творческой индивидуальности, в произведениях писателя ярко проявились общие черты русской художественной культуры своего времени и прежде всего — своеобразие развития классического реализма русской литературы XIX столетия.
Мастер языка и психологического анализа, Тургенев оказал существенное влияние на развитие русской и мировой литератур.
Творчество писателя положило начало высокохудожественному реалистическому раскрытию темы самоценности людей из народа, их нравственной значительности. Такое новое изображение народных персонажей получило глубокое признание со стороны многих крупнейших русских и зарубежных писателей, даже расходившихся с Тургеневым в понимании ряда основных вопросов художественного творчества, таких как Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Н.Г Чернышевский. М.Е. Салтыков-Щедрин, например, писал, что «Записки охотника» И.О. Тургенева стоят у истоков искусства, «имеющего своим объектом народ и его нужды». О «Записках» как вершинном произведении Тургенева отзывались И.А. Гончаров и Л.Н. Толстой.
Тургенев — первый русский писатель XIX в., чьи произведения были широко известны на Западе. Именно в творчестве И.О. Тургенева впервые проявилось интенсивное сближение и взаимодействие русской и западноевропейской литератур. В его произведениях отчетливо проявилось освоение писателем зарубежного опыта. Однако романы Тургенева, при всей своей органичной связи с общими принципами этого жанра в мировой литературе, отнюдь не повторяют творческих особенностей западноевропейского романа.
Характерно, что впервые и наиболее объективно произведения писателя оценили именно во Франции. Знаменательный факт в истории литературы — тесные дружеские связи И.С.Тургенева с выдающимися французскими писателями-реалистами (Г Флобером, А. Доде, Э. Золя, Э. Гонкуром), составлявшими вместе с ним своеобразное литературное содружество, которое вошло в историю литературы под названием «Кружка пяти». Несмотря на различия во взглядах на литературу, членов этого «Кружка пяти» объединяли прежде всего размышления об особенностях реализма, которые и стали предметом обсуждения во время регулярных дружеских встреч членов кружка в 1870-е годы.
Известный французский романист и литературный критик Анатоль Франс, высоко оценивший национальное своеобразие и самобытность произведений И.С. Тургенева, писал о нем: «Тургенев родился русским и русским остался. Конечно, европейские идеи ему не чужды и нравы наши ему нравятся, раз он захотел к ним приобщиться, причем очень охотно, всем знакомым его это известно. Но он славянин и чувствует, что такова его натура, таков его гений, таков он есть сам».
Значение творчества И.С. Тургенева во многом определяется тем, что, при всей отчетливой выраженности его творческой индивидуальности, в произведениях писателя ярко проявились общие черты русской художественной культуры своего времени и прежде всего — своеобразие развития классического реализма русской литературы XIX столетия.
Елена Алексеевна Жилкина, выпускающий редактор журнала «Медиатека и Мир», Российская государственная библиотека