Уже одно из первых сочинений Бизе (1855) стало свидетельством самобытного дарования
композитора. В нем проявились характерные точность формы и четкость изложения.
1860-е гг. для Бизе — этап творческого становления, когда он создает лирические
оперы «Искатели жемчуга» (1863) и «Пертская красавица» (по роману В. Скотта, 1866).
События Франко-прусской войны и Парижской Коммуны способствовали утверждению демократических,
взглядов композитора и его стремлений к правдивому, реалистическому искусству.
1870-е гг. — период творческой зрелости Ж. Бизе. В это время им написаны опера
«Джамиле» (по поэме «Намуна» А. Мюссе, 1871), музыка к драме А. Доде «Арлезианка»
(1872) и др. Овладев особенностями народных напевов, почти не прибегая к цитатам,
Бизе достоверно воссоздал в этих произведениях характер восточной и провансальской
музыки. Их партитуры отличает мастерское владение выразительными средствами оркестра.
Большой популярностью пользуются две оркестровые сюиты из музыки к «Арлезианке»
(1-я составлена автором, исполнена в 1872 г.; 2-я — композитором Э. Гиро, исполнена
в 1885 г.).
Вершина французского оперного реализма композитора — опера «Кармен» (по новелле
П. Мериме, 1875). Ее герои — простые люди с сильными и противоречивыми характерами.
В опере воплощены испанский национальный музыкальный колорит, многоликость народных
сцен, напряженный ход драматических событий. В 1875 г., на премьере в театре «Опера
комик», «Кармен» была отрицательно встречена публикой. Успех опере принесла ее
постановка в том же году в Вене в редакции Э. Гиро: разговорные диалоги были заменены
речитативами, в четвертый акт включены балетные сцены на музыку из «Пертской красавицы»
и «Арлезианки». «Кармен» стала одной из самых популярных опер в мире. П.И. Чайковский
писал в 1880 г., что «это в полном смысле слова шедевр».
Основные творческие достижения Ж. Бизе связаны с театром, для которого он написал
пять произведений. Помимо того, ряд сочинений не был им закончен либо по тем или
иным причинам не поставлен на сцене. Однажды он сказал: «Я не рожден для симфонии,
мне нужен театр: без него я ничто».
Современник Бизе, французский композитор Сен-Санс писал о нем: «Он весь — молодость,
сила, радость, бодрость духа. Таким предстает он и в музыке, поражающей солнечным
оптимизмом в показе жизненных противоречий. Эти качества придают его творениям
особую ценность; смелый художник, сгоревший в непосильном труде не достигнув тридцатисемилетнего
возраста, Бизе выделяется среди композиторов второй половины XIX в. своей неиссякаемой
жизнерадостностью, а созданные им последние творения — в первую очередь опера
"Кармен" — принадлежат к лучшему, чем славится мировая музыкальная литература».