Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети 

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Эко 

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика


      День за днем : Статьи 

      Статьи  



    Основы иконоведения: Богословие в красках

     
    Шкаруба Л.М.

    Новосибирск: Изд-во "Свиньин и сыновья". - 702 с.


    Год издания: 2008

     

    Икона и различные аспекты ее бытования сегодня стали объектом повышенного интереса. Ныне мы переживаем период углубления знаний в этой области, столь долго остававшейся у нас в стране полузакрытой. Подобное стремление отчасти объясняется тем, что в обществе возникло тяготение к своим корням, истокам, предпринимаются попытки найти точку опоры в бурном потоке современной жизни, каковой вполне закономерно в национальной традиции является икона как высшее выражение русского самосознания. Икона рассматривается во всем многообразии точек зрения и вариантов изложения материала. Появляются издания научные и популярные, публикуются богословские, искусствоведческие и культурологические работы, выходят альбомы репродукций и диски, проводятся выставки, в Москве создан частный музей русской иконы. Все это вполне объяснимо, ведь икона по самой своей сути многослойна, хотя в основной своей функции она предназначена для молитвы. Восприятие иконы глубоко индивидуально и опосредовано как личным духовным опытом человека, так и профессией, особенно у представителей гуманитарных наук. Следствием подобной ситуации стало возникновение отчасти совпадающих, но нередко противоположных точек зрения. Их нельзя примирить и свести воедино, но можно обозначить позиции и попытаться найти точки соприкосновения во взглядах, что отчасти и попытался сделать автор данной книги. 

    В обширном ряду публикаций, посвященных данной теме, книга Л.М. Шкарубы «Основы иконоведения: богословие в красках» занимает свое, вполне достойное место, не теряясь среди других. Одно из ее основных достоинств - информационная насыщенность. Автор последовательно и систематично рассматривает икону в единстве различных аспектов данного феномена: богословского, этического, эстетического, интеллектуального, исторического, сюжетно-иконографического. Подобный подход делает данное издание интересным для всех, кто, так или иначе, интересуется иконой. Полезно оно и для тех, кто связан с иконописанием, так как значительное место уделено технологии создания иконы. Надо заметить, что точное и корректное изложение материала дает наиболее ценные результаты именно в разделе технологии иконописи, где эти качества особенно значимы. 

    Привлекательной стороной данной работы является в первую очередь основательность и полнота изучения темы, исчерпывающий объем информации, точность и достоверность излагаемых сведений.  Именно по этим признакам издание можно отнести скорее к типу энциклопедии, которая дает ответы на большинство возникающих вопросов, связанных с иконой. Подобный подход ничуть не снижает достоинств текста, скорее, наоборот, он позволил автору подробно и объективно рассмотреть икону и иконописание с разных сторон, что делает книгу привлекательной для многих. Кроме этого, изучение первоисточников и их многочисленное цитирование привносит в текст дух исторической эпохи, представляя понимание и отношение к иконе в разные времена, что значительно обогащает изложение. Нужно отметить и умение автора корректно сопоставить различные точки зрения, не становясь при этом на позицию какой-либо из сторон. Он не заостряет противоречий, хотя и обозначает их, ограничиваясь краткими и тактично поданными собственными комментариями. В отношении данного материала такой подход можно признать довольно удачным, поскольку он позволяет спокойно излагать имеющуюся информацию. 

    С точки зрения общей концепции построения книги автором взят ориентир на информацию, а не на продвижение собственной точки зрения. Не претендуя на новации и открытия, он последовательно и системно излагает материал. С познавательной точки зрения данная позиция вполне уместна и объяснима, однако по большому счету книге все-таки не хватает глубины. Хотя нельзя не заметить, что издание подобного типа весьма своевременно и актуально, так как сегодня в обществе существует потребность в познании православной культуры не только на уровне популяризаторском, ознакомительном, но и в более сложном варианте: с осмыслением основных принципов данной традиции и рассмотрением ее в комплексе различных точек зрения. В этом отношении данная книга интересна тем, что она дает пищу для размышлений каждому, кто захочет вдумчиво и внимательно прочитать ее.   

    Поскольку икона по своей сути искусство каноничное и изображения святых имеют строгие правила, значительное место в книге занимает рассмотрение, довольно подробное и развернутое, сюжетов икон и их языка. В ряду художественных особенностей автор совершенно верно указывает на такое основополагающее свойство иконы как символизм, когда все изображения несут в себе скрытый под внешним обликом подтекст, внутренний смысл. Данное качество принципиально отличает икону от прочих изображений.  При этом икона в  книге рассмотрена не только как богословский феномен, но и в общекультурном смысле, как элемент национальной культуры, как наследие, которое досталось нам от предков. 

    Интересным в рамках общей концепции издания и значимым с познавательной точки зрения разделом в книге стал довольно объемный обзор истории иконописания. Сюда вошел рассказ обо всех основных центрах, начиная с раннехристианского искусства через Византию как ядро и центр данной традиции к Древней Руси с ее многочисленными школами. Крайне важно, что в работе рассмотрены достаточно редко упоминаемые в доступной литературе школы, такие как Балканы, Грузия, Валахия, Молдова, а также Украина и Белоруссия. Подобную всеохватность нечасто встретишь под одной обложкой, что очень удобно, обычно для знакомства со школами иконописи приходиться обращаться к различным источникам. Характеристики этих школ, несмотря на краткость, достаточно точны и содержательны.

    Несомненным достоинством книги является достаточно живая и свободная манера изложения содержания и к тому же лишенная наукообразности. Потому несмотря на сложность самой темы, текст читается легко и с интересом, не вызывая затруднений при восприятии. При этом примечательно, что подобный стиль не привел к излишней упрощенности и схематизму. 
       
    Одна из самых удачных, значительных и необходимых на практике частей издания – информационная, справочная. Сюда вошел практически исчерпывающий обзор основных иконописных сюжетов и иконографических типов с достаточно удобным и практичным принципом расположения по персоналиям, а внутри них - по алфавиту. Описания дополняют хорошо подобранные иллюстрации, которые дают представление о каждом из типов и сюжетов, что существенно облегчает знакомство с материалом. Важным и крайне необходимым элементом данной книги является тезаурус или словарь терминов, также весьма подробный и обстоятельный с точной и конкретной расшифровкой понятий. Этот раздел обязателен в изданиях по православной тематике, поскольку терминология нередко становится препятствием для тех, кто хотел бы приобщиться к миру иконы. Общеизвестно, что по причине глубины исторических корней здесь сложился устойчивый набор терминов, привносящий особый характер в восприятие иконы, а число словарей, где можно было бы войти нужные сведения, весьма ограничено. 

    Несколько спорным представляется термин «иконоведение», явившийся частью названия книги, который в целом не вызывает возражений по существу. Но данное определение науки об иконе не стало общеупотребительным и кроме того оно сразу привносит в имидж книги оттенок наукообразности, что не совсем соответствует характеру текста. 

    Однако все это отнюдь не умаляет того факта, что перед нами труд нужный и актуальный, который может стать ступенью лестницы, ведущей в мир высоких духовных ценностей. Книга воспринимается как умный и знающий собеседник. Для тех, кто начинает знакомиться с православной традицией или желает расширить познания в этой области она будет необходимым и полезным справочником.
     
    Р.И. Боровикова, искусствовед, член Союза художников России,
    доцент кафедры  монументально-декоративного искусства
    Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии




    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование