Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо


    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников 

    Библиотека 

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
    http://www.lpole.ru/ бра люблино купить: люстр и светильников в районе люблино.

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
     
    А. ЛАЗЕБНИКОВА
     
     
    ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: УЧИМСЯ ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАНИЯ ЧАСТИ С
     
     

    Назначение задания и некоторые ошибки при его выполнении
     
    Задания, требующие раскрыть смысл обществоведческого понятия, а также составить два предложения, содержащих информацию о том общественном явлении, которое обобщено в данном понятии, в работе предъявляются на позиции С5.

    Здесь требуется знание основных признаков указанного в задании понятия, кроме того, нужно правильно использовать данное понятие в самостоятельно сформулированных суждениях (предложениях).
    Полное правильное выполнение данного задания оценивается в 2 балла.

    Рассмотрим на конкретных примерах, какие типичные ошибки допускают выпускники при выполнении этих заданий.
    Задание С5 одного из вариантов ЕГЭ сформулировано так:
    «Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания из обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о социальных группах».
    Как показали экзаменационные работы, примерно пятая часть выпускников не смогли раскрыть смысл понятия «социальная группа» и составить два предложения, содержащие информацию о социальных группах. Анализ ответов дает основание полагать, что выпускники, не справившиеся с заданием, не усвоили на теоретическом уровне рассматриваемое понятие. Познакомимся с некоторыми ответами.
    Пример 1
    «Страты — большие социальные группы людей, отличающиеся по своему положению в социальной структуре общества. Основная причина разделения людей на социальные группы — социальное неравенство».
     
    Пример 2
    «Социальная группа — это группа, находящаяся в одном социальном статусе и направленная на достижение какой-либо цели. В каждой социальной группе существует социальный престиж и у каждого есть своя социальная роль».
     
    Пример 3
    «Социальная группа — это обязательная социальная часть любого общества. При этом в одной социальной группе может быть только один класс людей».
     
    Пример 4
    «Социальная группа — исторически сложившаяся, относительно устойчивая группа людей, связанных общими обычаями, целями, традициями, интересами. Социальная группа может участвовать в социальной мобильности. Социальные группы входят в состав социальной системы» .
    Как показывают приведенные ответы, часть выпускников не видят разницы между понятиями «социальный класс», «социальная страта», «социальная группа». Так, в примере 1 само понятие «социальная группа» напрямую подменяется понятием «социальная страта»: «Страты — большие социальные группы...» А в примере 2 понятия «социальная группа» и «социальный статус» предстают как понятия-синонимы. Третий пример также подтверждает вывод о том, что не усвоено само понятие, поскольку, следуя логике высказанного утверждения, социальная группа равна социальному классу. В примере 4 раскрывается, по существу, смысл другого понятия — «общество».

    Одновременно на основании ответов выпускников можно сделать вывод о качестве усвоения других понятий социологической сферы: «социальный класс», «социальная страта», «общество», которые, как и понятие «социальная группа», не усвоены на требуемом уровне.

    В другом варианте на позиции С5 было предложено следующее задание:
    «Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая идеология»? Привлекая знания из обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политической идеологии».
    При анализе ответов обратило на себя внимание затруднение в определении границ понятия. Сравним два определения, которые выпускники дали в своих работах (примеры 5 и 6).
    Пример 5
    «Политическая идеология определяется как система политических, правовых, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности».
     
    Пример 6
    «Политическая идеология включает взгляды и принципы политических деятелей, служит образцом для ведения политики».

    В первом случае границы понятия неправомерно расширены. Ученик относит к политической идеологии и религиозные, и философские, и даже эстетические взгляды. Второй ответ служит примером неоправданного сужения понятия: к носителям, приверженцам политической идеологии, выпускник относит только политических деятелей. И в том, и в другом случае затруднения связаны с определением границ понятия.

    Другой типичной ошибкой, как и в ответах на задание, рассмотренное выше, является подмена понятия.
    Пример 7
    «В политической идеологии власть распоряжается денежными и материальными ресурсами, издает законы, обязательные для всех граждан, имеет силу, позволяющую пресекать нарушения закона».
    Очевидно, что признаки, указанные в данном ответе, характеризуют иное, гораздо более широкое понятие — «государство».
    В целом сближение понятий «идеология» и «государство» оправданно. И многие школьники, выполняя вторую часть задания, показывали эту связь. Однако в ряде случаев характер этой связи искажался.
     
    Пример 8
    «Политическая идеология — это определенная идея, ценность, ориентир, поддерживаемый государством на основе создания им рекламы и пропаганды этой идеологии».
     
    Пример 9
    «Политическая идеология — это то, при помощи чего можно установить жизнь и деятельность всего государства. Несмотря на то что люди в государстве могут симпатизировать другой идеологии, в государстве только одна остается главной, принципам которой подчиняется весь народ».
     
    Пример 10
    «Политическая идеология — система взглядов государства на мир, политику».
    Приведенные примеры (8-10) показывают, что выпускники почему-то совершенно забыли известные им из курса истории факты о существовании наряду с государственной (официальной) идеологией также и оппозиционной (например, марксистской идеологии в дореволюционной России, в странах Запада). Можно утверждать, что природа данной ошибки (как и ряда других) кроется, в частности, в отсутствии умения устанавливать при анализе определенного социального явления или процесса межпредметные связи (с курсом истории, литературы и др.).
    С другой стороны, эта «забывчивость» отчасти связана с тем, что утеряна связь с более близким по смыслу понятием — «политическая партия». Оппозиционные партии и выдвигают отличные от официальных установок идеи. Есть отдельные работы, в которых такая связь прослеживается.
     
    Пример 11
    «Примерами политической идеологии являются консервативная, либеральная, коммунистическая,  социал-демократическая. Каждая партия придерживается своей политической идеологии. В любой политической партии не может быть больше одной политической идеологии. В однопартийных странах политическая идеология является всеобщей и главенствующей в обществе».
    Ответ оценен экспертами достаточно высоко. Действительно, в приведенных суждениях указанное понятие используется корректно, в нужном контексте. Ученик напрямую связывает партии и идеологии. В то же время он не дает ответа на первую часть задания — раскрыть смысл понятия «политическая идеология». Возможно, это просто упущение, но оценка работы неизбежно снижается.
     
     
    Рекомендации
     
    Для правильного выполнения данного типа заданий необходимо в первую очередь уметь раскрывать смысл предъявленных понятий. Обратите внимание: не давать строгие определения, а раскрывать смысл (содержание). Последнее означает, что экзаменуемый правильно указал общее (родовое) для данного случая понятие и назвал хотя бы несколько отличительных признаков. Напомним, что в логике содержание понятия — это совокупность признаков, на основе которых выделяется класс предметов, обозначаемых данным понятием. При этом выделяют некоторые наиболее существенные признаки. Их называют основными. Эти признаки составляют основу качественной специфики изучаемого явления и фиксируются в определении понятия.

    В курсе обществоведения изучается множество понятий. Среди них есть очень широкие по объему (например, «общество», «культура», «цивилизация», «общественный строй»). Признаки большинства таких понятий устанавливаются путем теоретического анализа и часто носят довольно абстрактный характер. Входят в состав курса и понятия меньшего объема, охватывающие часть того круга явлений, которые обобщаются широкими понятиями («индустриальное общество», «западная цивилизация» и др.). Это частные понятия. Есть и сравнительно небольшие по объему понятия («демографическая группа», «налог», «государственный долг» и др.), имеющие при этом набор вполне конкретных отличительных признаков.

    Допустим, требуется раскрыть смысл понятия «дивиденд», которое является вполне конкретным. Попробуем подобрать к нему родовое понятие. Очевидно, это «доход». Таким образом, дивиденд — это разновидность дохода. Что же отличает его от других видов дохода? Из курса обществознания известно, что дивиденд неразрывно связан с акцией, являясь формой дохода владельца этой ценной бумаги. Путем таких несложных рассуждений мы раскрыли смысл понятия «дивиденд».

    Теперь обратимся к широким по объему понятиям. Они, как правило, многозначны, т.е. наделены разными смыслами. К примеру, государство — это и система органов власти, и страна как политико-географическое образование. Экономика — и общественное производство, и наука, его изучающая. Закон — и объективно существующая связь предметов и явлений, и постановление высших органов государственной власти.
    Если на экзамене встретилось подобное понятие, достаточно правильно раскрыть хотя бы одно его значение.
     

    Рассмотрим в качестве примера понятие «наука». Науку можно рассматривать как особую систему знаний (здесь родовое понятие — «знания»). В этом случае возможно такое раскрытие смысла этого понятия: наука — это особая система знаний, отражающих объективные закономерности развития мира и добытых специальными средствами (вторая часть определения содержит специфические признаки понятия). Наука может трактоваться как область духовной жизни общества. В этом случае в качестве специфических признаков будет выступать то, что отличает науку, к примеру, от искусства или религии.

    Вторая часть задания С5 предполагает формулирование двух суждений (предложений), в которых корректно используется указанное понятие. Для того чтобы создать такие суждения, следует расширить контекст рассмотрения понятия, например: показать значение, указать дополнительное свойство, отметить функцию, охарактеризовать этап исторического развития и т.п.

    Например, понятие «частная собственность» может быть использовано в историческом контексте — частная собственность возникла на этапе разложения родового строя, а также в контексте экономического развития общества — необходимым условием предпринимательской деятельности является правовая защита частной собственности.
     
    Практикум
     
    1. Выберите из приведенного перечня понятия, которые можно отнести к многозначным:
    первичная группа, общество, сословие, бюджет, законодательство, культура.
    2. Подберите к приведенным в таблице родовым понятиям видовые понятия из предложенного списка.
    Договор дарения, государство, акция, закон об образовании, труд, семья, ваучер, игра.
     
    Видовые понятия
    Родовые понятия
     
    Социальный институт
     
     Вид деятельности
     
    Ценная бумага
     
    Нормативно-правовой акт
     
      
     
    3. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «избирательная система»? Привлекая знания из обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об избирательной системе.
     
     

    История и обществознание для школьников. – 2012 . - № 4 . - С.3-6.
     
     




    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование