Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы 

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея 

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
    Какая будет для вас стоимость входа в мужской стриптиз клуб, посмотрите в прайс-листе.

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
     
    А. ЛАЗЕБНИКОВА
     
     
    ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: УЧИМСЯ ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАНИЯ ЧАСТИ С
     
     

    Назначение задания и некоторые ошибки при его выполнении
     
    Задания, требующие раскрыть смысл обществоведческого понятия, а также составить два предложения, содержащих информацию о том общественном явлении, которое обобщено в данном понятии, в работе предъявляются на позиции С5.

    Здесь требуется знание основных признаков указанного в задании понятия, кроме того, нужно правильно использовать данное понятие в самостоятельно сформулированных суждениях (предложениях).
    Полное правильное выполнение данного задания оценивается в 2 балла.

    Рассмотрим на конкретных примерах, какие типичные ошибки допускают выпускники при выполнении этих заданий.
    Задание С5 одного из вариантов ЕГЭ сформулировано так:
    «Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания из обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о социальных группах».
    Как показали экзаменационные работы, примерно пятая часть выпускников не смогли раскрыть смысл понятия «социальная группа» и составить два предложения, содержащие информацию о социальных группах. Анализ ответов дает основание полагать, что выпускники, не справившиеся с заданием, не усвоили на теоретическом уровне рассматриваемое понятие. Познакомимся с некоторыми ответами.
    Пример 1
    «Страты — большие социальные группы людей, отличающиеся по своему положению в социальной структуре общества. Основная причина разделения людей на социальные группы — социальное неравенство».
     
    Пример 2
    «Социальная группа — это группа, находящаяся в одном социальном статусе и направленная на достижение какой-либо цели. В каждой социальной группе существует социальный престиж и у каждого есть своя социальная роль».
     
    Пример 3
    «Социальная группа — это обязательная социальная часть любого общества. При этом в одной социальной группе может быть только один класс людей».
     
    Пример 4
    «Социальная группа — исторически сложившаяся, относительно устойчивая группа людей, связанных общими обычаями, целями, традициями, интересами. Социальная группа может участвовать в социальной мобильности. Социальные группы входят в состав социальной системы» .
    Как показывают приведенные ответы, часть выпускников не видят разницы между понятиями «социальный класс», «социальная страта», «социальная группа». Так, в примере 1 само понятие «социальная группа» напрямую подменяется понятием «социальная страта»: «Страты — большие социальные группы...» А в примере 2 понятия «социальная группа» и «социальный статус» предстают как понятия-синонимы. Третий пример также подтверждает вывод о том, что не усвоено само понятие, поскольку, следуя логике высказанного утверждения, социальная группа равна социальному классу. В примере 4 раскрывается, по существу, смысл другого понятия — «общество».

    Одновременно на основании ответов выпускников можно сделать вывод о качестве усвоения других понятий социологической сферы: «социальный класс», «социальная страта», «общество», которые, как и понятие «социальная группа», не усвоены на требуемом уровне.

    В другом варианте на позиции С5 было предложено следующее задание:
    «Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая идеология»? Привлекая знания из обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политической идеологии».
    При анализе ответов обратило на себя внимание затруднение в определении границ понятия. Сравним два определения, которые выпускники дали в своих работах (примеры 5 и 6).
    Пример 5
    «Политическая идеология определяется как система политических, правовых, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности».
     
    Пример 6
    «Политическая идеология включает взгляды и принципы политических деятелей, служит образцом для ведения политики».

    В первом случае границы понятия неправомерно расширены. Ученик относит к политической идеологии и религиозные, и философские, и даже эстетические взгляды. Второй ответ служит примером неоправданного сужения понятия: к носителям, приверженцам политической идеологии, выпускник относит только политических деятелей. И в том, и в другом случае затруднения связаны с определением границ понятия.

    Другой типичной ошибкой, как и в ответах на задание, рассмотренное выше, является подмена понятия.
    Пример 7
    «В политической идеологии власть распоряжается денежными и материальными ресурсами, издает законы, обязательные для всех граждан, имеет силу, позволяющую пресекать нарушения закона».
    Очевидно, что признаки, указанные в данном ответе, характеризуют иное, гораздо более широкое понятие — «государство».
    В целом сближение понятий «идеология» и «государство» оправданно. И многие школьники, выполняя вторую часть задания, показывали эту связь. Однако в ряде случаев характер этой связи искажался.
     
    Пример 8
    «Политическая идеология — это определенная идея, ценность, ориентир, поддерживаемый государством на основе создания им рекламы и пропаганды этой идеологии».
     
    Пример 9
    «Политическая идеология — это то, при помощи чего можно установить жизнь и деятельность всего государства. Несмотря на то что люди в государстве могут симпатизировать другой идеологии, в государстве только одна остается главной, принципам которой подчиняется весь народ».
     
    Пример 10
    «Политическая идеология — система взглядов государства на мир, политику».
    Приведенные примеры (8-10) показывают, что выпускники почему-то совершенно забыли известные им из курса истории факты о существовании наряду с государственной (официальной) идеологией также и оппозиционной (например, марксистской идеологии в дореволюционной России, в странах Запада). Можно утверждать, что природа данной ошибки (как и ряда других) кроется, в частности, в отсутствии умения устанавливать при анализе определенного социального явления или процесса межпредметные связи (с курсом истории, литературы и др.).
    С другой стороны, эта «забывчивость» отчасти связана с тем, что утеряна связь с более близким по смыслу понятием — «политическая партия». Оппозиционные партии и выдвигают отличные от официальных установок идеи. Есть отдельные работы, в которых такая связь прослеживается.
     
    Пример 11
    «Примерами политической идеологии являются консервативная, либеральная, коммунистическая,  социал-демократическая. Каждая партия придерживается своей политической идеологии. В любой политической партии не может быть больше одной политической идеологии. В однопартийных странах политическая идеология является всеобщей и главенствующей в обществе».
    Ответ оценен экспертами достаточно высоко. Действительно, в приведенных суждениях указанное понятие используется корректно, в нужном контексте. Ученик напрямую связывает партии и идеологии. В то же время он не дает ответа на первую часть задания — раскрыть смысл понятия «политическая идеология». Возможно, это просто упущение, но оценка работы неизбежно снижается.
     
     
    Рекомендации
     
    Для правильного выполнения данного типа заданий необходимо в первую очередь уметь раскрывать смысл предъявленных понятий. Обратите внимание: не давать строгие определения, а раскрывать смысл (содержание). Последнее означает, что экзаменуемый правильно указал общее (родовое) для данного случая понятие и назвал хотя бы несколько отличительных признаков. Напомним, что в логике содержание понятия — это совокупность признаков, на основе которых выделяется класс предметов, обозначаемых данным понятием. При этом выделяют некоторые наиболее существенные признаки. Их называют основными. Эти признаки составляют основу качественной специфики изучаемого явления и фиксируются в определении понятия.

    В курсе обществоведения изучается множество понятий. Среди них есть очень широкие по объему (например, «общество», «культура», «цивилизация», «общественный строй»). Признаки большинства таких понятий устанавливаются путем теоретического анализа и часто носят довольно абстрактный характер. Входят в состав курса и понятия меньшего объема, охватывающие часть того круга явлений, которые обобщаются широкими понятиями («индустриальное общество», «западная цивилизация» и др.). Это частные понятия. Есть и сравнительно небольшие по объему понятия («демографическая группа», «налог», «государственный долг» и др.), имеющие при этом набор вполне конкретных отличительных признаков.

    Допустим, требуется раскрыть смысл понятия «дивиденд», которое является вполне конкретным. Попробуем подобрать к нему родовое понятие. Очевидно, это «доход». Таким образом, дивиденд — это разновидность дохода. Что же отличает его от других видов дохода? Из курса обществознания известно, что дивиденд неразрывно связан с акцией, являясь формой дохода владельца этой ценной бумаги. Путем таких несложных рассуждений мы раскрыли смысл понятия «дивиденд».

    Теперь обратимся к широким по объему понятиям. Они, как правило, многозначны, т.е. наделены разными смыслами. К примеру, государство — это и система органов власти, и страна как политико-географическое образование. Экономика — и общественное производство, и наука, его изучающая. Закон — и объективно существующая связь предметов и явлений, и постановление высших органов государственной власти.
    Если на экзамене встретилось подобное понятие, достаточно правильно раскрыть хотя бы одно его значение.
     

    Рассмотрим в качестве примера понятие «наука». Науку можно рассматривать как особую систему знаний (здесь родовое понятие — «знания»). В этом случае возможно такое раскрытие смысла этого понятия: наука — это особая система знаний, отражающих объективные закономерности развития мира и добытых специальными средствами (вторая часть определения содержит специфические признаки понятия). Наука может трактоваться как область духовной жизни общества. В этом случае в качестве специфических признаков будет выступать то, что отличает науку, к примеру, от искусства или религии.

    Вторая часть задания С5 предполагает формулирование двух суждений (предложений), в которых корректно используется указанное понятие. Для того чтобы создать такие суждения, следует расширить контекст рассмотрения понятия, например: показать значение, указать дополнительное свойство, отметить функцию, охарактеризовать этап исторического развития и т.п.

    Например, понятие «частная собственность» может быть использовано в историческом контексте — частная собственность возникла на этапе разложения родового строя, а также в контексте экономического развития общества — необходимым условием предпринимательской деятельности является правовая защита частной собственности.
     
    Практикум
     
    1. Выберите из приведенного перечня понятия, которые можно отнести к многозначным:
    первичная группа, общество, сословие, бюджет, законодательство, культура.
    2. Подберите к приведенным в таблице родовым понятиям видовые понятия из предложенного списка.
    Договор дарения, государство, акция, закон об образовании, труд, семья, ваучер, игра.
     
    Видовые понятия
    Родовые понятия
     
    Социальный институт
     
     Вид деятельности
     
    Ценная бумага
     
    Нормативно-правовой акт
     
      
     
    3. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «избирательная система»? Привлекая знания из обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об избирательной системе.
     
     

    История и обществознание для школьников. – 2012 . - № 4 . - С.3-6.
     
     




    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование