Файби Моника. Современные направления ландшафтной архитектуры и дизайна зоопарков

 
Автор статьи Моника Файби — один из ведущих специалистов в области дизайна зоопарков международного уровня. Она изучала ландшафтную экологию и ландшафтное проектирование в Вене (Австрия), в 1992 г. защитила диссертацию на тему «Развитие дизайна зоопарка — важнейшее условие просвещения посетителей». Долгое время работала в зоопарке Шенбрун (Вена). В 2000 г. М. Файби разработала специальную компьютерную программу ZooLex, предназначенную для описания экспозиции животных. Использование этой программы позволило создать базу данных, общую практически для всех зоопарков мира.
 

ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ КОЛЛЕКЦИИ

Какие факторы являются определяющими при выборе дизайна зоопарка? На этот вопрос помогают ответить не только биологические исследования, касающиеся содержания животных в неволе, но и социологические опросы. Как показывают результаты анкетирования, посетителей зоопарков привлекает возможность узнать что-то новое о жизни животных и отдохнуть. Ожидания и поведение людей, посещающих зоопарк, находятся в прямой зависимости от целого комплекса причин, в первую очередь, от уровня их культуры и от внедрения организационно-технических инноваций при создании экспозиций зоопарка.

Организация экспозиции животных обычно отражает интересы составителя коллекции. Сначала в европейских зоопарках обустройство животных осуществлялось по таксономическим (классификационным) признакам в соответствии с пониманием основных систематических категорий в зоологии. Например, павильоны обезьян, представителей кошачьих, медвежьих и др. Позднее ведущим стал зоогеографический подход. Животных распределяли согласно их происхождению — Африка, Азия, Австралия и даже с учетом таких регионов, как Конго, Патагония и др. Со временем открытия в области экологии и зоологии предопределили организацию экспозиций в соответствии с такими экологическими зонами, как влажные тропические леса, пустыни.

Необходимость строить вольеры для экзотических животных также влияет на современные тенденции дизайна зоопарков. Нередко вольеры для животных представляют собой небольшие помещения, так как небольшие зоопарки не могут позволить себе иной тип строений. Более крупные зоопарки нередко напоминают настоящие «замки» или «крепости». Но и в том, и другом случае дикие животные выставлены с целью демонстрации. Намерение администрации зоопарков быть «ближе к природе» выражается в воссоздании элементов естественной среды обитания видов. Чаще всего вольеры оборудованы такими типичными элементами ландшафта, как горы, ярусная растительность и т.д. Таким образом, элементы ландшафта имеют гораздо большее значение для дизайна зоопарков, чем собственно архитектурные изыски.
 
Взаимоотношения между человеком и живой природой — важнейшая тема для просвещения и формирования мировоззрения людей. Некоторые зоопарки организуют культурно-тематические выставки, сочетающие в себе культуроведческие и природоохранные аспекты, например экспозиции «Тайский храм», «Индийский дворец», «Африканская деревня». Немаловажно, что для подобных выставок могут использоваться обычные постройки.

Кроме того, зоопарки организуют тематические выставки не только диких, но и домашних животных: «На ферме», «Домашние любимцы», «Площадка молодняка», «Породы лошадей». Например, ведущую тему зоопарка «Таронга» (Австралия, Сидней) отражает выставка «На заднем дворе».
В настоящее время растет число посетителей, для которых зоопарк представляет собой любимое место семейного отдыха. Для них особое значение имеют различные образовательные программы и проекты. Существенный вопрос — соотношение цены билета и качества предоставляемых услуг.
 
 
 
ИЗМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ ОФОРМЛЕНИЯ ЭКСПОЗИЦИЙ
 
Эволюция в дизайне зоопарков основывается на ключевых положениях, сформулированных более века назад первыми специалистами в этой области. Карл Гагенбек (Carl Hagenbeck), основавший зоопарк в Гамбурге в конце XIX столетия, первый поместил животных на специальной территории, огороженной рвом и забором. Хейни Хедигера (Heini Hediger) называют отцом «биологических» зоопарков за привлечение знаний по зоологии и психологии. Он совмещал научную деятельность и руководство шведским зоопарком с 1938 по 1973 г. Труды Хедигера по изучению поведения животных и его просветительская работа на долгие годы определили основные направления и стандарты в дизайне зоопарков. Джо Коэ (Jon Сое) был в числе первых специалистов, называвших себя «дизайнерами зоопарков». Он увлекался ландшафтной архитектурой, опираясь на положения теории дизайна. Теоретические работы Дж. Коэ широко используются в оформлении зоопарков и в настоящее время.
 
 
Зоопарк Шенбрун
 
 
Аквариум бухты Монтерей
 
Подводный тоннель. Аквариум Сиднея

Современный подход к созданию зоологических экспозиций предполагает применение и сочетание таких разнообразных форм, как зоологические и ботанические сады, музеи, центры разведения и спасения животных, тематические парки, дельфинарии, аквариумы, парки развлечений, национальные парки. При этом изменение общих тенденций в дизайне ведет и к изменению требований, предъявляемых к оформлению зоопарков. Новое понимание дизайна зоопарков во многом зависит от уровня образования персонала, его умения находить новые нестандартные решения.

Пересмотр и совершенствование тематики экспозиций — непрерывный процесс. В настоящее время все вышеперечисленные способы представления экспозиций животных используются зоопарками во всем мире. При этом зачастую происходит смешение исторически возникших стилей. Принятие решения по поводу реорганизации и переустройства зоопарков зависит от множества факторов, главным образом от предполагаемой стоимости работ, наличия определенного уже сложившегося видового состава животных, научных интересов персонала, обеспечения необходимых условий содержания животных, применяемых технологий и др.


ПОЯСНЕНИЯ, НАДПИСИ И СООБЩЕНИЯ

Надписи и пояснения, с которыми посетители знакомятся во время посещения зоопарков, прямо или косвенно влияют на формирование эмоционально-ценностного отношения к животным. Обнадеживает, что информация подобного рода побуждает посетителей участвовать в различных акциях, проводимых в поддержку живой природы и сохранения природных экосистем. Очевидно, что краткие поясняющие надписи должны дополняться расширенными текстами в специальных брошюрах. Демонстрация различных видов животных в ландшафте, моделирующем реальные условия их обитания, дополняется пояснительными подписями, обеспечивающими позитивное восприятие, в том числе с точки зрения экологических проблем.

Понимание различий между огороженной территорией и экспозицией важно отразить и в текстах сообщений, которые размещены возле демонстрируемых животных. Следует понимать, что огороженная территория — это место, где размещаются те или иные виды. В то время как экспозиция — это зона, специально предназначенная для знакомства публики с определенными животными. В связи с этим необходимо разделять зону демонстрации от территории, где собственно расположены животные. Зоны демонстрации желательно сопровождать соответствующими пояснениями.
 
 

ДОСТОВЕРНОСТЬ
 
На первый взгляд может показаться странным, но возникающая при просмотре документальных фильмов иллюзия подлинности является одной из движущих сил изменения дизайна зоопарков — люди ожидают правдоподобности и от них. Различные решения этой проблемы при оформлении зоологических экспозиций могут быть найдены благодаря применению мультимедийных средств, способствующих созданию адекватной обстановки, окружающей животных. Когда ландшафт, в который помещены животные, выглядит естественно (натуралистично), экспозиция вызывает ощущение достоверности. Натуральные экспонаты, используемые в вольерах, имитируют естественную среду обитания животных.

При имитационной экспозиции животные и посетители расположены в одной и той же окружающей обстановке. До недавнего времени экспозиции, которые обеспечивали эффект присутствия человека в естественных местах обитания животных, не являлись действительно натуральными, а представляли собой лишь тематические выставки. Например, «Северная тропа» в зоопарке Вудленда, «Влажный тропический лес» в зоопарке Цюриха, «Живые организмы на улицах города» в зоопарке «Таронга», «Выставка Эвелины» в музее пустыни Аризоны. В зоопарке г. Амерсфорт (Нидерланды) выставка «Античный город» создает окружающую обстановку древних руин, которые являются ареалом обитания животных. Дизайнер предложил уникальную концепцию имитации природных условий, в которых обитают животные с момента появления человека разумного. При этом посетители испытывают такое чувство, как будто они погружаются в реальную жизнь животных.
 
Другой пример — Аквариум Бухты Монтерей (США, Калифорния). Этот великолепный аквариум считается одним из лучших в мире научно-учебных центров. Его назначение: исследовать и демонстрировать богатую флору и фауну бухты Монтерей, самой большой бухты страны, начинающейся сразузааквариумом. Аквариум демонстрирует основные среды обитания в бухте Монтерей. Главным экспонатом первой секции является «Лес Водорослей» (автор проекта — Келл Форест). Здесь в огромном резервуаре прекрасно воспроизведена естественная среда обитания водорослей. Между этими водорослями плавают стайки удивительных золотых рыбок, окуней, анчоусов. На втором этаже можно познакомиться с живущими в водорослях крошечными созданиями, среди которых улитки, крабы, крошечные рыбешки. Два раза в день посетители могут наблюдать, как водолазы спускаются в аквариум, чтобы накормить его обитетелей.
 
В аквариуме «Глубина» (Дип Рифе) можно увидеть малоизвестных океанских обитателей, живущих на глубине от 30 до 100 метров. Это голубые губки, угри, креветки, оранжевые кораллы. В экспозиции «Песчаное Морское Дно» (Сенди Сифлор) представлены плоские морские ежи, разнообразные крабы. В аквариуме «Скалистый Берег» (Роки Шоре) посетители могут увидеть существ, живущиху кромки воды. Угри скользят между странного вида моллюсков и завитками отложенных икринок. Можно повернуть рычагтечений и посмотреть, что произойдет в результате этих действий. В экспозиции «Жизнь в Ступенчатых Аквариумах» (Тайд Пул Лайф) используется искусственное создание волны, необходимое для нормального существования живущих здесь организмов, среди которых — рак-отшельник, морские звезды, различные виды удивительных анемов. Галерея «Болотистый и Песчаный Берега» (Слаф энд Сенди Шор) демонстрируют семь взаимосвязанных друг с другом сред обитания — от равнины и дюн до болот и пляжей.
 

ЭТИКА
 
Содержание животных — это еще одна движущая сила в оформлении зоопарков.  Эволюция восприятия животных человеком может рассматриваться как достижение определенного уровня культуры личности и общества. Милосердие и интерес к  животным, возникающие в результате просвещения, отличаются от простой благотворительности. Разносторонние мотивы, которые формируются при посещении экспозиций, подготовленных на высоком уровне науки и техники, вызывают потребность наблюдать, объяснять поведение животных, постигать эволюцию их строения. Именно поэтому развитие эмоций и чувств, касающихся отношения к миру животных, во многом зависит от дизайна экспозиций.

Дополнительные сведения о содержании  животных в неволе расширяют возможности понимания приспособительного поведения  определенных видов, что позволяет улучшить качество условий содержания. Для создания микроклимата, соответствующего демонстрируемым видам живых организмов, следует обустраивать их вольеры растениями, водой, природными объектами (камнями, валунами, корягами) и др. Выбор искусственных объектов зависит от заявленной тематики выставки и обязательно сопровождается подписями около экспонатов. Смена и подбор элементов декора позволяют создавать специальное пространство, которое определяет естественное поведение животных. Оформление тематических выставок дает возможность для обновления и улучшения экспозиции зоопарка в целом.

Стандарты содержания диких животных в неволе постоянно совершенствуются. Научные находки, полученные в ходе лабораторных и полевых исследований, используются для придания нового импульса в повышении качества жизни животных и подборе пар для скрещивания. Социальным животным предоставляют возможность жить в группах, где они могут выстраивать иерархические отношения. Современное развитие общества привело к дебатам о распространении прав человека на представителей отряда человекообразных обезьян. Это способствует пересмотру норм содержания таких животных в неволе и правилам, которые гарантируют животным наилучший уход и максимальные возможности подбора пар. Так, поиск особей для скрещивания в неволе осуществляется при помощи международных объединений зоопарков. Всемирные организации дают рекомендации и контролируют селекцию животных. При этом высокие стандарты обеспечиваются профессиональными экспертами, обсуждаются в СМИ и, в конечном итоге, оцениваются посетителями.
 

ТЕХНОЛОГИЯ

Повышение уровня информированности населения в области биологии и экологии предполагает, что экспозиции следует переоформлять хотя бы один раз в 10 лет, так как иначе они устаревают. К счастью, совершенствование методов просвещения населения и профессиональные тренинги, проводимые для работников зоопарков, стимулируют модернизацию старых экспозиций. В любом случае условия содержания животных должны изменяться в зависимости от новых материалов, применяемых в процессе строительства вольеров.

Технические инновации делают возможной разработку новых типов экспозиций животных. Огромные аквариумы и подводные тоннели, построенные из акриловых панелей, могут иметь практически любые формы и вариации. Роль невидимых барьеров выполняют специальные сети, железные провода, электромагнитные преграды. Компьютерное моделирование расширяет возможности дизайна среди огромного разнообразия форм для экспозиций натуральных животных.

«Зеленые», или экологически чистые, технологии также влияют на дизайн зоопарков. Так, в европейских зоопарках применяются технологии в создании экологических крыш, которые не препятствуют естественному воздухообмену между помещением и окружающей средой, а также способствуют отводу излишков тепла. В других зоопарках мира подобные технологии пока еще не применяются.
 

БУДУЩЕЕ ЗООПАРКОВ
 
Смена тенденций развития дизайна зоопарков регистрируется по всему миру, но в разных странах эти изменения существенно варьируют. Повышение уровня качества управления зоопарками ведет к разработке новых технологий при организации экспозиций. Скорость создания нового поколения технологий дизайна определяется, главным образом, доступом к научной информации.

Возможность пополнения зоопарков дикими животными — одна из движущих сил, которая определяет будущее зоопарков. В настоящее время в природе насчитывают всего несколько тысяч особей таких видов, как амурские тигры, слоны, жирафы, гориллы, носороги и др. Множество видов находятся на грани исчезновения. В международной Конвенции по вымирающим животным подчеркивается важность сохранения диких видов. Зоопарки участвуют в разведении животных, находящихся на грани исчезновения. Однако популяции ряда видов животных продолжают неуклонно сокращаться. Для успехов в организации и разведении отдельных групп живых организмов необходимо сохранение природных мест обитания и создание специальных резерваций. Сегодня зоопарки не могут создаваться только для демонстрации отдельных видов животных. Зоопарки по сути своей участвуют в просвещении населения и часто являются инициаторами проведения акций в поддержку проектов по сохранению дикой природы.

Зоопарки проводят большую работу по сохранению вымирающих видов животных, участвуя в их разведении, способствуют поддержанию биологического разнообразия. В будущем значительное число зоопарков будет включено в разнообразные проекты и программы охраны природы. Это позволяет образно называть зоопарки «вратами в мир живой природы».
 
 

МОНИКА ФАЙБИ, Вена, Австрия (перевод Г.А.Ворониной)
 
 
Биология для школьников . – 2012 . № 1 . – С. 44-59.