Подготовка и создание эффективных мультимедийных презентаций для доклада. Выступление перед аудиторией

 
 
Подготовка и создание эффективных мультимедийных презентаций для доклада
 
Выступление перед аудиторией
 
 
Здравствуйте, дорогие школьники! Поздравляем вас с новым учебным годом! Желаем новых свершений и побед на трудном и увлекательном пути – учёбе в школе!
 
На этом занятии вы узнаете как правильно и красиво оформить мультимедийную презентацию. А также как преподнести её так, чтобы ваш труд был оценён по достоинству.
 
 
Некоторые скажут: «Школьная презентация?! Да это легко! Скачиваешь картинки в Интернете, заходишь в программу, ставишь картинки и немного текста – и готово!». Конечно, можно и так, но мы ведь с вами хотим, чтобы было интересно и нам, когда создаём презентацию, и тем, кто её смотрит и слушает. А чтобы сделать такие презентации на более качественном уровне - мы предлагаем некоторые советы и рекомендации.
 
 
Чаще всего для создания мультимедийных презентаций используется программа Power Point. В этой программе слайды можно быстро создавать, редактировать, сортировать. На слайдах можно размещать разнообразное содержимое – от текстовых блоков до объектов мультимедиа. Подготовленные в ней презентации отличаются многообразием структуры и содержания. Как работать в этой программе, обычно учат в школе на уроках информатики, хотя многие осваивают её самостоятельно или с помощью товарищей. Очень хорошо, если вы будете осваивать программу по хорошему самоучителю. Например, книга-самоучитель А. О.Коцюбинского и С. В. Грошева «Практическая информатика в помощь старшеклассникам» поможет освоить азы, развить практические навыки начинающим, и умножить знания и повысить квалификацию тем, кто уже имел опыт создания презентаций. Глава «Работа с презентациями в Power Point» детально и пошагово знакомит с возможностями программы с самого начала – запуска программы, создания и оформления в простом виде или с анимацией и заканчивается обучением представлению и печати презентаций. Подробные инструкции и иллюстрации понятны тем, кто впервые осваивает программу и полезны тем, кто захочет расширить свои практические навыки.

Существуют и другие программы для создания презентаций. В свободно распространяемом пакете OpenOffice (www.openoffice.org) имеется программа Impress – бесплатный аналог Power Point. Нередко для создания презентаций используют и обычный графический редактор - от продвинутых Photoshop и Corel Draw до чего-нибудь попроще.

Каждый из вас, кто уже имел опыт создания презентаций, знает, что технические вопросы обычно вызывают минимум проблем. Сложность вопроса «как сделать презентацию» не только в том, как разместить на слайдах текст и иллюстрации, как установить размер и форму шрифта, сменить цвет текста или фона.

Настоящие вопросы сложнее, они требуют больше времени и не всегда имеют однозначный ответ. Что целесообразно вынести на слайды, а что имеет смысл просто сказать словами; как распределить информацию между слайдами; что разумнее использовать в каждом конкретном случае – текст или иллюстрацию; как размещать информацию на самих слайдах; как расставить акценты – цветом, расположением, иллюстрацией – вот только некоторые из этих вопросов.

Первый и главный вопрос, который нужно задать себе перед началом работы, звучит так: на какую аудиторию рассчитана презентация? Кто будет оценивать работу? Один и тот же материал можно подать совершенно по-разному и с разным успехом. Вопрос второй (иногда он становится главным): О чём вы хотите рассказать? Тема презентации должна задавать стиль презентации.

По сути, мультимедийная презентация – выгодное представление проделанной работы, которое достигается за счёт отбора текстового и изобразительного материала в наглядной и удобной для зрителей (слушателей) форме.

Главное требование к презентации – наглядность. При этом она должна целиком отражать смысл и текст доклада. Последовательность слайдов должна чётко соответствовать содержанию доклада, а структура – отчасти повторять структуру доклада (реферата): содержать титульный слайд со всей необходимой информацией о работе и её авторах, а количество слайдов не должно сильно превышать 10-15 штук. Последние слайды можно использовать в качестве необязательной дополнительной информации (если вдруг осталось лишнее время и/или аудитория заинтересована и ждёт продолжения).
 
 
Титульный слайд

В конце презентации, как правило, приводится слайд-ссылка на источники (в форме списка). Этот слайд не обязательно демонстрировать, но только он делает презентацию законченным продуктом, а также является иллюстрацией вашего уважения к чужому интеллектуальному труду.
 
 
 

Завершающий слайд – благодарность к аудитории за внимание к докладчику и содержит обычно фразу «Спасибо за внимание!».
 
 
 

Оптимальное присутствие одного слайда на экране - не менее тридцати секунд и не более двух минут. В первом случае аудитория не успеет рассмотреть, что же всё-таки было представлено, во втором – слушатели могут обнаружить нестыковки и ошибки, что послужит поводом для неудобных вопросов к докладчику.
 
Многие при создании презентации допускают досадные ошибки и упускают ряд нюансов, что в результате может привести к затруднённому восприятию и, как правило, потере интереса аудитории. В то же время существуют общие рекомендации по разработке презентаций, и они направлены на помощь в составлении структуры презентации и её содержимого так, чтобы презентация стала помощником для выступающего, а не усложняла выступление.

Указать на ошибки легче, чем дать дельный совет. Чтобы вам в будущем не указывали на ошибки, постарайтесь следовать этим советам.
 
 
 
Совет 1. Не стоит заполнять один слайд слишком большим объёмом информации. Обычно презентация – это дополнение к докладу, выступлению. Не перегружайте слайд текстом. Можно поступить так – основной текст пишется на кадре крупным шрифтом, а пояснения к нему, которых на слайде нет – читает докладчик. Можно несколько слайдов подряд отвести для текста, когда это совершенно необходимо. И, конечно, в вашу презентацию не должна попасть ни одна орфографическая ошибка! Презентация должна идти синхронно с текстом доклада.
 
 
 

Ваша речь должна пояснять иллюстрации, представленные в презентации. А презентация, в свою очередь, должна содержать тот наглядный материал, который трудно или невозможно выразить словами (схемы, таблицы, фотографии и т.д.) Не стоит возвращаться к предыдущим слайдам во время выступления, это усложнит выступление и может сбить ход мыслей докладчика. Лучше, при необходимости, повторить один и тот же слайд.
 
 
 
Совет 2. Качество изображения должно быть высоким, в противном случае от него лучше отказаться. Исключение - для изображений, качество которых испорчено временем (исторический документ, фотография и пр.). Не забывайте, что вашу презентацию будут смотреть немного издалека, а воспроизводиться она будет, скорее всего, через проектор, а для них характерно то, что, цвета получаются более блёклыми, а контуры – размытыми. Чтобы этого избежать, сделайте презентацию более яркую и контрастную, изображения выбирайте большого разрешения, поскольку на экране они будут сильно увеличены.
В Интернете существует много бесплатных сайтов, откуда можно заимствовать изображения-заготовки и использовать их при создании презентации (
www.imageafter.com; www.morguefile.com; www.sxc.hu)
 
 
 

Совет 3. На однотонном фоне информация воспринимается легче. Следует избегать использования броского рисунка в качестве фона, на котором воспроизводится текстовая информация, когда именно фон становится центром внимания, отвлекая от смыслового содержания и комментария лектора. Исключение составляет короткий текст, который полностью соответствует смыслу и содержанию иллюстрации.
 
 
Совет 4. Для фона и текста постарайтесь использовать контрастные цвета. Ваша презентация должна быть хорошо видна в разных частях помещения. Хорошо смотрится бледно-синий или бледно-зелёный фон и чёрные буквы. В этом случае зрителям не придётся напрягать зрение, так как зелёный и синий цвета снижают утомляемость глаз и вызывают меньшее раздражение. Если вы выбираете тёмный фон, то текст должен быть белым. Сочетание шрифта и фона должно быть контрастным.
 
 
 
 
 
Совет 5. Обычно в презентации используется не более трёх цветов – для фона, для заголовка слайда, для текста. Любой лишний неоправданный цвет снижает эффект восприятия. Пусть ваши презентации будут просты и элегантны. Большую роль в этом играют компоновка материала и цветовая гамма. Эмоционально-пространственные свойства некоторых распространённых цветов следующие:

Жёлтый – визуально удаляет, повышает, расширяет, раздражает, создаёт ощущение тепла, сухости, лёгкости, рыхлости, настроение бодрости, веселья.
Оранжевый – визуально приближает, утолщает, создаёт ощущение сухости, высокой температуры, настроение радости.
Фиолетовый – визуально сжимает, создаёт ощущение прохлады, прочности, массивности, густоты, эмоционально лишает воли, наводит грусть.
Синий – визуально укорачивает, создаёт ощущение холода, влажности, плотности, эмоционально делает пассивным, утешает, сосредотачивает, успокаивает.
Зелёный – визуально объединяет, создаёт ощущение холода, эмоционально успокаивает, уравновешивает.
Красный – визуально приближает, ограничивает, создаёт ощущение тепла, тяжести, возбуждает.
 
 
 
Совет 6. Стили заголовков и подразделов должны быть выдержаны в одинаковой манере. Для заголовков лучше использовать шрифт не менее 24, для информации – не менее 18. В противном случае, некоторые вашу презентацию могут просто не увидеть. Что касается типов шрифтов, то на экране лучше различается полужирный (bold) шрифт, чем обычный. Обратите внимание на шрифт Verdana: это наиболее различимый шрифт, разработанный специально для воспроизведения на экране. Хорошо воспринимается на экране шрифт Arial. Если вы привыкли к шрифту Times New Roman, то его эквивалентом для применения в заголовках может быть шрифт Bookman Old Style. Для выделения отдельных фраз текста можно рекомендовать шрифт Comic Sans MS. В одном слайде не следует применять более двух типов шрифтов, в одной презентации – более четырёх. Для создания большего контраста можно применять опцию «Выделение контура».
 
 
 
Совет 7. Также как цвет и шрифт, распределение объектов на слайде оказывают влияние на восприятие. Если на одном слайде вы помещаете текст и иллюстрацию, нужно учесть, что будет важнее по смыслу. Если важнее текст, то иллюстрация становится подчинённым элементом и имеет относительно меньшие размеры. И наоборот, когда в слайде важнее иллюстрация, она не должна сопровождаться длинным текстом. С учётом функциональной асимметрии головного мозга человека в левой половине поля экрана следует располагать целостные объекты, а в правой – разделённые, фрагментарные, подлежащие детальному анализу. Иллюстрация поэтому также обычно находится в левой половине слайда, а текст – в правой. Поскольку, текст мы читаем слева направо и сверху вниз, то и на слайдах известный или исходный материал удобней располагать слева, а выводы и новое – в правой части экрана и/или вдоль диагонали и сверху вниз.

Чувство дискомфорта возникает при отсутствии свободных полей между иллюстрацией и текстом. Не бойтесь пустого пространства – «воздуха». Пространство усиливает значимость информации и служит инструментом для расстановки акцентов.
Старайтесь не отвлекать зрителей от содержания слайдов излишними красотами оформления.
 
 
 

Совет 8. По возможности стоит избегать дополнительных анимационных эффектов. Не отвлекайте слушателей своей же презентацией. Бессмысленная анимация – одна из грубейших ошибок в создании презентаций. Во всей презентации целесообразно использовать не более трёх видов эффекта анимации: для текста, для построения рисунка и для перемещения объекта. При этом анимация не должна мешать сосредоточится на информации. Например, если строчки всплывают снизу вверх, глаза рефлекторно следят за движением надписи, зритель отвлекается от сути информации. А использование резких эффектов на протяжении всей презентации не позволяет сосредоточиться. Самым удачным эффектом при появлении нового текста является «выцветание» с использованием большой скорости. Анимация хороша тогда, когда она уместна. Выпрыгивающие и бегающие зайчики, лисички и собачки – не самое лучшее дополнение к серьёзному докладу.
 
 
 
Совет 9. С осторожностью используйте звуковые эффекты. Можно достичь обратного результата: каким бы приятным звук не был, слышать его постоянно, способен не каждый. Если требуется комментировать демонстрируемые слайды (чаще всего так и бывает), лучше не использовать функции встраивания речи, а пояснять слайды самостоятельно – и вам удастся быстро сориентироваться в ситуации, если во время презентации произойдёт что-то неожиданное. И, конечно, так вы сможете поддерживать контакт с аудиторией, не давая ей потерять интерес к вашему выступлению.
 
 
 
Совет 10. Заранее предусмотрите возможные проблемы с техникой . Если вам известно, что проектор делает все цвета равномерно блёклыми (что весьма характерно), а контуры – размытыми, сделайте все изображения заведомо более яркими и контрастными. Если есть возможность, сделайте файлы не слишком большими по размеру – и техника не «зависнет». Хорошо иметь копию презентации в других возможных форматах. На случай отказа оборудования – иметь распечатанную копию презентации.
Совет последний. Эти советы и рекомендации не являются абсолютными. Творите, пробуйте, экспериментируйте! Развивайте в себе хороший вкус и чувство меры. И не забывайте о тех, для кого вы старались. Им должно быть удобно и интересно воспринимать то, что вы хотите поведать.
 
 
 
После того, как вы создали свою презентацию, проверьте её техническую составляющую, орфографию и пунктуацию текста. Не забудьте, что точки после заголовков не ставятся, а тире и дефис – это разные знаки. А также оцените её по следующим критериям: наглядность, читаемость шрифта, выделение главного, уместность цветовой гаммы, уместность анимации, синхронность презентации и сообщения. Исправьте найденные несоответствия и бесстрашно идите на представление вашего детища!
 
 
 
А если вам страшно? Если вы боитесь выступать? Если для вас даже ответ у доски в собственном классе вызывает «дрожь в коленках»? Если вы уверены, что не умеете спокойно и чётко говорить? Такие ощущения называют страхом перед аудиторией. Ну что ж, его не нужно стыдиться, потому что он естественно заложен в человеческой психологии. Наоборот, нужно заставить страх работать на себя. Например, собраться с мыслями и не отвлекаться на посторонние раздражители. Выступить неподготовленным – вот это плохо.
 
 
Представьте, что вы начинаете презентацию. Вы уверены в себе и точно знаете, что собираетесь сказать. Произносите две-три фразы. А потом – язык начинает заплетаться, слова - прыгать друг через друга, фразы – разбегаться, спина – чесаться, а слушатели – засыпать, или того хуже – шуметь и проявлять к вам всяческое неуважение. Почему же так получилось? Да просто вы не отрепетировали всё заранее. Только предварительная подготовка и репетиция – ваше спасение. Если вы выйдете к слушателям, которых вы до ужаса боитесь, прогнав слайды в уме, – всё будет плохо. Но если вы поведаете всё хотя бы зеркалу и хотя бы один раз, вы легко преодолеете себя. Разница между словами, произнесёнными в первый раз и во второй, огромна. Будучи отрепетированной хотя бы единожды, речь становится уверенной, так же, как и ваш вид. Аудитория будет уверена, что вы точно знаете, о чём говорите, просто потому, что вам не нужно подбирать слова. С другой стороны, не заучивайте презентацию наизусть. Ваша задача – донести свои мысли.

Зачитывая комментарии к презентации, поднимайте глаза на слушателей каждые полминуты. Не смотрите в одну точку. Регулярно меняйте направление взгляда, чтобы каждый чувствовал, что вы говорите с ним лично. Говорите спокойно и размеренно.
Можно во время выступления задавать публике риторические вопросы или спрашивать её мнения, если вы считаете, что это уместно.

По окончании выступления следует поинтересоваться, есть ли у кого-нибудь вопросы. Ответьте на них вежливо и доброжелательно. Если кто-то задаст вопрос, на который вы не знаете ответа, либо дайте возможность ответить преподавателю или человеку, который утверждает, что может ответить, - либо посоветуйте соответствующую литературу.

Если покажется, что вас расспрашивают с целью обличить ваше недостаточное владение материалом, заведомо зная, что вы не сможете ответить, тем более подскажите спросившему автора или произведение, где он может найти ответ.
Улыбайтесь. Ни в коем случае не поддавайтесь на провокации, будьте вежливы и доброжелательны со всеми, кто к вам обращается.

Успехов вам!
 
 
 
Список литературы:
 
 
1. Калугина, Г. Спасибо за внимание!: презентация знаний, умений и навыков // Абитуриент . – 2010 . - № 12 . – С. 29-31.
2. Коцюбинский, А. О. Практическая информатика в помощь старшеклассникам: навыки, необходимые по окончании школы / А. О. Коцюбинский, С. В. Грошев . – М.: ТЕХНОЛОДЖИ-300, 2002 . – 432 с., ил.
3. Салий, В. А. Рекомендации по подготовке мультимедийной презентации // Школьные годы . – 2012 . - № 1-2 . – С. 8-11.
4. Стародубцев, В. А. Как подготовить качественную презентацию? // Народное образование . – 2011 . - № 10 . – С. 216-224.
 
Автор-составитель: И.В. Цой, главный библиограф Новосибирской областной детской библиотеки, информационно-библиографический отдел