Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети 

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Эко 

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика


      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
    Г.М. Проворченко

    Маленький музей старой техники в компьютерном классе  новосибирской школы № 99
     
     
     
    От редакции
     
    Публикуя статью учителя информатики Г.М. Проворченко, чьими усилиями создан музей старой техники – на наш взгляд, действительно уникальный и необходимый человеку будущего, дабы не превратился он окончательно в того самого Ивана, не помнящего родства, каковы в большинстве своем сегодняшние нувориши и чиновники, особенно те, что представительствуют в  культуре и образовании, мы пытаемся привлечь к музею внимание организаций и частных лиц, заинтересованных в подлинном образовании подрастающих поколений, то есть в духовном росте учащихся, немыслимом без уважения к прошлому, к родной истории, к той самой повседневной жизни, которая – ступенька за ступенькой – и создает великие культуры и большую Историю.
     
     
     
     
     
    Музей: атмосфера ностальгии, загадок, старины... Все это не просто удивляет, но и будит наше воображение, ведь мы так устроены, что легче и лучше узнаём новое через мир предметов. Именно предметный мир является основой наших представлений об окружающем. Детское же воображение, стремление ребенка к познанию связано с ним непосредственно. Любого ребенка увлекает радость познания и удовольствие от рассматривания реальных, конкретных объектов перерастает в импульс к исследованию их.

    Одно дело – рассматривать картинки и слушать рассказы старших, например, о патефонах, а другое – взять пластинку, завести пружину – и на настоящем патефоне услышать шуршание и звуки 70-летней давности. Или повертеть в руках электронновакуумную лампу, пошутить над работающим (!!!) пейджером, сфотографироваться на полароид. И благодаря этим предметам – приметам времени – захотеть его, время, постичь. А вместе с ним – культуру своей страны и человечества в ее развитии, понять через предметный мир ушедшую эпоху и ее создателей, то есть саму Историю, ведь подлинная История человечества есть движение его культурного созидания, а не войн и разрушений.

    Музей - это замечательное место для путешествия в мир новых или старых, но впервые узнаваемых вещей, тех, что юный человек либо никогда не встречал в окружающей действительности, либо видел только в виртуально-электронном формате. В музее ребята учатся ориентироваться во времени, сравнивают общественное устройство прошлого и настоящего, учатся уважать материальные и нематериальные ценности прошлого и настоящего, и наконец, осознают, как быстро развивается техника, какими замечательными устройствами оснащена сейчас их жизнь, как непросто шло человечество к новым открытиям. Может быть, видя все это «живьем», потрогав, включив, поработав, они станут больше ценить то, что им дано сегодня, потому что они, старые вещи – не просто музейные экспонаты, они – наши собеседники из минувших эпох, посредники в сегодняшнем дне между прошлым и будущим. Как и мы сами.

    История нашего музея началась в театральной студии. Казалось бы, театр и техника – совершенно разные области. Но я сейчас именно об этом – о связи технического и духовного. И наш музей неслучайно родился на подмостках школьной театральной сцены. Было так:  для спектакля «Завтра была война» о сороковых предвоенных годах  нам нужен был патефон. Искали мы его очень долго и, казалось, что безрезультатно.        

    Но вот чудом, буквально за несколько дней до премьеры, к нам в руки попал РАБОТАЮЩИЙ патефон с иголками и пластинкой. «Дедушке» этому уже 77 лет!
    Мы бережно возили его на все показы спектакля, а потом как особый, уникальный театральный реквизит поставили в кабинете информатики на отдельный стол.

    Позже, для спектакля  о 60-х годах «В добрый час» мы нашли транзисторные приемники и даже огромный приемник-комбайн – с проигрывателем сверху. И еще то, чего сегодня найти почти невозможно: работающий катушечный магнитофон с записями – для спектакля « Жестокие игры» (о 70-8-х годах).  
    И тогда, собрав несколько уникальных вещей из эпохи наших дедушек и прадедушек, мы с ребятами старших классов решили создать музей старой техники, изучать её вид, внутреннее устройство, ее создателей и пользователей - людей тех времен, а значит, и условия, в которых они жили и трудились, сравнивать старую технику с сегодняшней, сопоставлять культуру, слушать старую музыку так, как слушали ее наши предшественники на Земле, восторгаясь человеческим гением, создавшим электронные приборы и машины, изучать их применение… Словом – переплыть Лету, чтобы увидеть и постичь историю Родины посредством реального осязания ее материального мира.

    И в самом деле, в нашем музее можно потрогать вакуумные лампочки ЭВМ первого поколения, сравнить сегодняшнюю тоненькую маленькую микросхему оперативной памяти на 500 МБ и огромную схему памяти второго поколения на 64 килобайта, поработать за кассовым аппаратом с дисплеем и «принтером», собственноручно отпечатать чек, изучать кодировку по записям на перфокартах, понять основы магнитной записи в память компьютера на примере магнитных лент, разобранных дискет, жестких дисков и флэшек.

    А мне, учителю информатики, необыкновенно интересно выстраивать и проводить урок по теме «История развития ЭВМ» в этой сокровищнице, которую мы назвали МУЗЕЙ СТАРОЙ ТЕХНИКИ  (даже, прослушав старую песню, позаимствовали из нее девиз: «Главное, ребята, сердцем не стареть!»), подбирать видеофрагменты художественных и документальных фильмов, где показано, как пользовались этими устройствами, приглашать на урок бабушек моих учеников – первых программистов ЕС ЭВМ. У ребят появляется особый интерес к истории страны и даже азарт коллекционеров. Они не просто отыскивают и приносят в музей будущие экспонаты. Они должны сделать презентацию в нескольких классах того, что принесли в музей, показать, рассказать о стране в период работы таких устройств и о том, как они использовались, разобрать, если это возможно, связать с сегодняшним днем.

    Эх, нам бы еще перфоратор! И увеличитель для печати фотографий! Еще бы найти телевизор КВН с водяной лупой и телеграф 20-х годов, и  дисплей со световым пером, и арифмометр «Феликс»! …И ещё, и ещё….
    Как знать, может быть, гораздо скорее, чем нам думается, в музее окажутся и наши сегодняшние мобильники, плееры, плазменные телевизоры… Главное, чтобы наше время, наша эпоха, вместе с материальными  приметами, оставила еще и уважение к себе. Чтобы ребята, изучая  экспонаты  музея и сравнивая время их использования, цели, достижения, настроение людей, их энтузиазм, самоотверженность,  сами пришли к пониманию того, что  здоровым может считаться только то общество, в котором техническое развитие  не опережает и тем более не подавляет духовное. Что лишь интеллектуально и духовно богатые люди могут распорядиться достижениями науки и техники во благо, и  – самое важное – что прогресс заключается не только в развитии техники, но в духовном росте человека. И наш маленький, собранный своими руками музей, без сомнения, вносит в этот процесс свой скромный вклад.

    Впрочем, так думаем не мы одни. В Московском политехническом университете создан музей старой техники. Мы написали им письмо и, может быть, они нам подарят какой-нибудь уникальный экспонат. Да и в нашем городе нам с удовольствием помогают родители учеников, знакомые, бабушки, дедушки. Может быть, и у читателей найдется что-нибудь для нашего музея. Будем рады и благодарны.
     

     
    Проворченко Галина Михайловна,
    учитель информатики
    высшей квалификационной категории
    школы № 99 г. Новосибирска
                                                 
     
     
     




    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование