Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо


    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников

    Библиотека

    Медиаресурсы 

    Интерпретации 

    Школьная библиотека

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
     
    История музея-усадьбы Л.Н. Толстого "Ясная Поляна"
     
     
     
    В самом центре средней России с ее неброской, но удивительно трогательной природой, расположена яснополянская усадьба – такая же скромная, но прекрасная и величественная в своей простоте. В Ясной Поляне родился и прожил большую часть своей жизни Лев Николаевич Толстой. Здесь начинался его собственный мир, здесь рождался мир его произведений и героев. Именно здесь был его единственный любимый дом, гнездо его семьи и рода.
     
    Когда-то эти земли были пограничными. Северные леса здесь сменялись лесостепью – Диким Полем; оттуда к русским рубежам катились волны кочевых нашествий. В XVI веке для защиты московских земель в здешних лесах начинают сооружать засеки. Появились призасечные поселения, и одним из них было сельцо Ясная Поляна. Впервые оно упоминается в документах 1652 г.
     
    Первым владельцем Ясной Поляны был засечный воевода Григорий Иванович Карцев, упоминавшийся в боярской книге за 1628 год. Впоследствии его многочисленным потомкам и принадлежали различные поместья на территории Ясной Поляны и ее окрестностей.
     
    Часть Ясной Поляны в 1763 году приобрел князь Сергей Федорович Волконский, прадед Л. Н. Толстого по линии матери. Впоследствии усадьбу унаследовал его сын, Николай Сергеевич. Именно он сыграл решающую роль в судьбе яснополянской усадьбы. Став ее главным строителем и скупив у прежних владельцев разрозненные части Ясной Поляны, он создал здесь крупное имение, к которому мы и привыкли относить название «Ясная Поляна».
     
    Стараниями князя в усадьбе появились парки, сады, живописные аллеи, пруды, богатая оранжерея, был создан архитектурный ансамбль, включавший большой барский дом и два флигеля. Одним из любимых мест прогулок Волконского был примыкавший к оранжерее парк «Клины», появившийся еще в XVIII столетии, до его приезда в Ясную Поляну. Во времена деда Толстого в Клинах звучала музыка – для князя играл небольшой крепостной оркестр.
     
    Есть предположение, что Клины – это только часть более обширного старого парка, некогда покрывавшего всю вершину холма, где позднее князь Волконский строил большой дом с флигелями. Пока шло строительство, князь с дочерью жили в доме, который позднее получил название Дома Волконского. Точное время его постройки неизвестно. Но, вероятно, возведен он был не князем Волконским, а появился ранее. Но как бы там ни было, Дом Волконского – самое старое каменное здание на территории Ясной Поляны.
     
    Уже при князе в Доме Волконского располагались усадебные мастерские, напротив дома была выстроена каменная конюшня (она сохранилась до сих пор); жилая часть усадьбы, по плану князя, должна была расположиться в стороне от хозяйственных служб.
     
    При жизни князя строительство нового архитектурного ансамбля завершено не было. Он успел возвести два изящных флигеля и нижний этаж большого барского дома. В 1821 году князь умер. Дочь его Мария Николаевна осталась владелицей огромного имения.  Через год после смерти отца она вышла замуж за графа Николая Ильича Толстого.
     
    Как при первом, так и при многократном посещении Ясной Поляны дом Толстого со всей обстановкой производит глубокое впечатление своей простотой и значительностью. Многие предметы, находящиеся в этом доме, упомянуты в художественных произведениях гениального русского писатели.

    После возвращения в 1856 году из Петербурга в Ясную Поляну Л. Н. Толстой поселился в одном из двух флигелей (в северо-восточном), построенных в первой четверти XIX века дедом Толстого Н. С. Волконским. Внешне этот флигель имел такую же архитектуру, как сохранившийся без всяких изменений другой флигель, ныне Литературный музей. Большого яснополянского дома, в котором родился и провел детские годы Толстой, уже не было, так как он был продан в 1854 году.

    По мере увеличения семьи Толстого в разнос время к флигелю были сделаны пристройки. Первая деревянная неоштукатуренная пристройка с правой стороны флигеля, выходящая в парк «Клины», была сделана в 1866 году.

    «Для пристройки,—пишет С. А. Толстая,—привезли упраздненный кабак, просто избу, прибавили ее и выстроили к саду две комнаты, из которых служила одна тогда Льву Николаевичу рабочим кабинетом. Посреди комнаты была зачем-то белая колонна, а над пристройкой, наверху, была сделана довольно просторная терраса, на которой мы обедали и вообще проводили время летом».
    В упомянутом Софьей Андреевной кабинете Толстой продолжал писать свой роман «Война и мир», начатый в «комнате под сводами».

    «Когда Лев Николаевич описал сцену охоты Ростовых, — вспоминает Софья Андреевна,— и я зачем-то пришла к нему, вниз, в его кабинет, устроенный пм в новой пристройке внизу, он весь сиял счастьем. Видно  было, что он вполне был доволен своей работой, хотя это бывало редко. Ио работа и утомляла его. Иногда нервы его так ослабевали, что, читая мне некоторые места вслух, он не мог продолжать и плакал».
    В другой комнате помещалась девичья (комната для женской прислуги).

    Зимой 1870 года G. Л. Толстая просила мужа сделать еще пристройку к дому. В конце 1871 года с левой стороны флигеля была выстроена под наблюдением самого Толстого и тульского архитектора Гурьева фундаментальная кирпичная пристройка. В верхнем этаже ее были устроены большой зал с шестью окнами но три на обе стороны, а в нижнем — передняя, нижний кабинет, или нижняя библиотека.
    В письме к А. А. Фету от 20 февраля 1372 года Толстой писал: «...дом вы наш не узнаете: мы всю зиму уж пользуемся новой пристройкой».

    В конце 1893 года деревянная пристройка (1866 г.) с верхней крытой террасой, пришедшая в ветхость, была разобрана, и на ее месте, как пишет С. А. Толстая, она «по просьбе в то время незамужних дочерей Тани и Маши затеяла пристраивать в Ясной Поляне дом с противоположной стороны от зала». Строительные работы проходили успешно иод наблюдением архитектора из Тулы и шурина Толстого В. А. Берса. С. А. Толстая сообщила 12 июля 1894 г. в неопубликованном письме к сестре: «Постройка моя подвигается, начали второй отаж и теперь скоро и кончат черновую работу деревянную, тогда будут делать полы, потолки, рамы, двери. На будущий год будут кирпичом обкладывать и штукатурить. Выходит очень хорошо, большие такие комнаты».

    Все работы были закончены в конце 1894 г. Новая пристройка, симметричная пристройке 1871 года, сделана из толстых сосновых бревен, облицованных кирпичом. Она состоит из четырех комнат, по две в каждом этаже, нижнего и верхнего коридоров.

    Известная по многим фотографиям крытая большая терраса с противоположной, юго-западной стороны построена в 1892 г.
    В летние месяцы вся жизнь семьи Толстых переносилась сюда. Здесь обедали, пили чай; здесь побывало много разных посетителей, приезжавших к Толстому, в том числе В. Г. Короленко, А. И. Чехов, И. И. Мечников, В. В. Стасов, И. Е. Репин и другие.

    В первом действии во многом автобиографической драмы «И свет во тьме светит» упомянута крытая терраса, перед ней цветники, лаунтеннис, крокет-граунд, так же, как в Ясной Поляне.

    В Литературном музее хранится кадр из кинофильма, изображающий М. М. Калинина и С. А. Толстую, сидящих за чайным столом на этой террасе во время посещения М. И. Калининым Ясной Поляны в 1919 г. незадолго до смерти С. А. Толстой. Еще при жизни Толстого терраса была обвита густо разросшимся диким виноградом и, по воспоминаниям современников Л. Н. Толстого, в этой зеленой стене приходилось проделывать как бы три окна для света.
    Интересны балясины этой террасы и крыльца парадного подъезда, всегда привлекающие внимание экскурсантов.

    Дом снаружи оштукатурен и окрашен белой краской. Полы во всем доме из некрашеных сосновых досок, за исключением зала (паркет). Крыша железная, окрашена зеленой краской.

    С северо-западной стороны к дому примыкает соединяющаяся с ним внутренней дверью небольшая узкая деревянная оштукатуренная пристройка (бывшая кладовая). От нее отходит невысокая кирпичная стена с заостренным верхом, в середине которой имеется проезд во двор.

    Так постепенно создавался яснополянский дом, именовавшийся в семье Толстых «большим домом». В нем Толстой прожил около пятидесяти лет своей сложной, богатой внешними событиями и внутренними переживаниями жизни. В этом же доме были написаны многие из его бессмертных произведений.

    10 июня 1921 года постановлением Президиума ВЦИК Ясная Поляна была объявлена государственным заповедником. Согласно постановлению «Дом-музей со всей его обстановкой» сохраняется в том виде, в каком он был в последний год жизни в нем Л. Н. Толстого.

    В ознаменование столетнего юбилея со дня рождения Толстого весь дом был превращен в музей, произведена реставрация отдельных комнат и экспонатов, приведена в полный порядок яснополянская библиотека, составлен каталог и проведен учет всех книг.

    По постановлению Совета Народных Комиссаров СССР от 27 августа 1939 г. все музеи Л. Н. Толстого были переданы в ведение Института мировой литературы Академии паук СССР, а в 1956 г.—в Министерство культуры РСФСР.

    29 октября 1941 года Дом-музей был превращен гитлеровскими солдатами и офицерами в казарму. Они уничтожили и похитили разные музейные вещи (из числа неэвакуированных). К счастью, из Ясной Полипы было вывезено в г. Томск большинство ценных экспонатов (библиотека Толстого, его письменный стол, произведения искусства, фотографии, предметы быта).

    В последний день пребывания в Ясной Поляне гитлеровцы пытались уничтожить дом Л. Н. Толстого. Они разложили костры в трех комнатах верхнего этажа. Усилиями сотрудников Музея-усадьбы Ясная Поляна пожар был потушен.
     
    После освобождения Советской Армией Ясной Поляны, в тяжелых условиях первой военной зимы в Музее-усадьбе тотчас же начались восстановительные и реставрационные работы. В конце мая все работы были закончены. Из вещей, не отправленных в эвакуацию, была организована экспозиция, и 24 мая 1942 года Музей-усадьба — памятник величайшей ценности, являющийся гордостью всего культурного человечества.— снова открыл свои двери. 
    В мае 1945 года, когда в полной сохранности вернулись из эвакуации все ценности, была восстановлена в прежнем виде вся экспозиция Дома-музея.

     
     
    Пузин, Н.П. Дом-музей Л.Г. Толстого в Ясной Поляне / Н.П. Пузин . - М.: Советская Россия, 1976 . - С. 6-13.
     
     




    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование