Митрофанов И.В. Универсальные учебные действия и учебно-проектная деятельность

 

Современное общество требует решения проблемы совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личные потребности и интересы. Эти цели сформулированы в Федеральном государственном стандарте второго поколения как образовательные результаты.

ФГОС второго поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно ориентированный, системно-деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний [3]. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УДД). Овладение ими создает возможности самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

Сущность понятия «универсальные учебные действия» в научной литературе трактуется по-разному. В широком значении сам этот термин означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих школьнику способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [1]. В данном случае предлагаем оперировать понятиями в следующем контексте:

• учебная деятельность — процесс самоизменения человека, результатом которого являются приобретенные им на основе рефлексивного метода новые знания, умения и способности;
• учебное действие - структурная единица учебной деятельности, процесс, направленный на достижение учебной цели;
• универсальное учебное действие - учебное действие, имеющее надпредметный характер.

А.Г. Асмолов предлагает выделить следующие виды УУД:
1. Личностные - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и т.д.) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. В личностных видах УУД следует выделять:
• самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное;
• действие смыслообразования, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
• действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.
2. Регулятивные - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. В регулятивных видах УУД следует выделять:
• целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащиеся, и того, что еще неизвестно;
• планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
• контроль - сличение способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта:
• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что
еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
• волевая саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии; к волевому усилию, то есть к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
3. Познавательные - включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем.
3.1. Общеучебные УУД:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в графическую или знаковую модель, где выделены существенные характеристики объекта) и преобразование модели с целью выделения общих законов, определяющих данную предметную область;
• структурирование знания;
• • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной формах;
• о выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от цели;
• извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
• определение основной и второстепенной информации;
• свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
• понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
• постановка и формулирование проблемы;
• самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
3.2.Логические УУД.
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
• обобщение, аналогия, сравнение, классификация;
• подведение под понятие, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей;
• построение логической цепи рассуждений;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
3.3- Постановка и решение проблемы.
• формулирование проблемы;
• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
4. Коммуникативные - обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог,
участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками -определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведения партнером: контроль, коррекция, оценка действий партнера;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами условиями коммуникации;
• овладение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.

По нашему мнению, все перечисленные универсальные учебные действия наиболее ярко проявляются в процессе учебно-проектной деятельности учащихся. Метод проектов возник в 20-е гг. XX столетия в США. Его называли методом проблем и связывали с идеями, разработанными американским философом и педагогом Джоном Дьюи и его учеником и последователем Килпатриком. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого (для справки: С.Т. Шацкий - основатель педагогической концепции деятельности ГОУ СОШ № 204, в которой в настоящее время я занимаю должность учителя географии) в 1905 г. была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в пракгике преподавания. Именно учебные проекты позволяют в полной мере раскрыть умения, навыки и способности учащихся.

Процесс образования в современных условиях не должен и не может являться только простым процессом передачи информации подрастающему поколению, всякое образование должно выполнять созидающие функции, а именно создавать условия для развития личности. В этом контексте следует говорить о том, что овладение знанием и развитие личности происходит только в собственной активной деятельности. Не зря бытует крылатое выражение: «Только идущий осилит дорогу!» Таким образом, следует говорить о деятельностном принципе как о ведущем принципе образовательного процесса. Основной идеей названного принципа является следующая: «Знания нельзя передать в готовом виде, можно лишь создать условия для их усвоения».

Метод проектов позволяет учащимся полнее понимать проблемы и процессы современной географии, развивать навыки анализа и обобщения изучаемого материала, умения самостоятельной работы с тематической и справочной литературой, навыки оформления работ как с использованием самостоятельно выполненных плакатов, так и в компьютерном варианте в виде презентаций.

«Деятельность - единственный путь к знанию». Бернард Шоу.    Именно усилиями своей деятельности учащийся обретет знания и умения, необходимые для дальнейшего самосовершенствования.
Метод проектов является технологией проблемного обучения, характеризующейся активной самостоятельной творческой деятельностью учащихся по созданию конкретного учебного продукта.

Реализация проектного метода в школе убедительно демонстрирует эффективность активных методов в сравнении с лекционно-семинарской моделью. В основе всех этих технологий лежит концепция, что только действия и их анализ, осознание и решение проблем, получение результатов заставляют размышлять и формируют запрос на соответствующие знания.

Именно в проектной деятельности, осуществляемой при активной помощи и под контролем преподавателя, отражаются приобретенные навыки планирования предстоящей работы, работы с различными источниками информации, навыки анализа, обобщения, создания презентации и вербальной защиты проекта. Учебно-проектная деятельность является своеобразной «лакмусовой бумажкой», отражающей качество совокупности предварительных видов деятельности, приобретенных навыков и их практического применения.

Главное стратегическое направление развития систем образования в мировой педагогике - развивающее обучение, формирование и развитие интеллектуальных умений учащихся, их нравственное развитие. «Развивающее обучение - тип обучения, в котором развитие человека является не побочным продуктом, а прямой и главной целью. Основные особенности развивающего обучения: учащийся превращается в субъекта познавательной деятельности; развивается на формировании механизмов мышления, а не эксплуатации памяти; познавательная деятельность учащегося осваивается в единстве эмпирического и теоретического познания; процесс обучения строится на приоритете дедуктивного способа познания; основа процесса обучения - учебная деятельность учащихся в ходе выполнения заданий» [2].

Развивающее обучение предполагает формирование критического и творческого мышления как приоритетных направлений интеллектуального развития человека.

В основу метода проектов заложена идея направленности на результат, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической жизни. Метод проектов должен быть ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Достижение результата связано с необходимостью развития навыков учащихся самостоятельно мыслить, уметь устанавливать причинно-следственные связи, отбирать информацию из различных источников, классифицировать данные, анализировать, синтезировать и делать выводы, то есть создавать условия для развития личности учащегося, его способностей. Все перечисленное имеет непосредственное отношение к развитию общеобразовательных ключевых компетенций учащихся.

Создаваемые проекты на урочных и внеурочных занятиях по классификации следует отнести к ознакомительно-ориентировочным (информационным), т.е. тому типу проектов, который изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, процессе. Предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. В проектной деятельности учащихся как методе обучения следует выделить следующие этапы деятельности учащихся:
• Репродуктивный
• Частично-поисковый
• Поисковый
Исходя из вышесказанного, можно предложить следующий план последовательной поэтапной совместной деятельности преподавателя и участников информационных проектов:
1. Ознакомительный этап: определение темы проекта, определение ведущей идеи проекта, составление плана будущего проекта.
2. Этап сбора информации: отбор информации, классификация информации, определение места и значения информации в будущей работе
3. Этап создания проекта: создание текстового материала, коррекция текстового материала, устранение недочетов работы, создание окончательного варианта текстового материала проекта.
4. Этап работы создания компьютерной презентации
4.1. Отбор и классификация материала будущей компьютерной презентации.
4.2. Создание конспектов, необходимых для будущей компьютерной презентации.
4.3- Коррекция и устранение недочетов компьютерной презентации.
5. Этап защиты проекта
5.1. Первичная комплексная защита (при необходимости устранение недочетов).
5.2. Основная защита проекта (на внутришкольной конференции, конференциях или конкурсах окружного или городского уровня).

Учащиеся ГБОУ ЦО № 204 занимаются проектной деятельностью не только в стенах учебного заведения, но и в процессе работы клуба «Мы и Мир» Центра детского творчества «На Вадковском». Деятельность клуба многогранна: турслеты, поездки на лыжную базу, полевая практика и, конечно, проектная деятельность.

В настоящее время в ГБОУ № 204 была успешно проведена очно-заочная конференция совместно с РАУТ, кафедрой методики обучения географии ГАОУ ВПО МИОО и журналом «География и экология в школе XXI века».

Литература
1. Асмолов АГ. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действий к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, ИА. Володарская и др. / Под ред. А.Г. Асмо-лова. - М.: Просвещение, 2008.
2. Профессиональная педагогика. - М., 1997. - С. 506.
3. ФГОС.
 
 
И.В. Митрофанов, кандидат педагогических наук,
доцент кафедры методики обучения географии ГАОУ ВПО МИОО,
учитель географии ГБОУ ЦО №- 204, Москва

«География и экология в школе XXI века» . – 2013 . - № 5 . – С. 47-52.