Итоги районного литературного праздника,
посвященного 110-летию со дня рождения Е.Л. Шварца


В соответствии с совместным планом районного отдела образования и Центрального филиала городского центра развития образования  16 декабря 2006 года на базе гимназии № 1 был проведен районный литературный праздник, посвященный 110-летию со дня рождения великого русского поэта, сказочника, писателя Е.Л. Шварца.

В празднике приняли участие 220 школьников среднего звена из 8 образовательных учреждений Центрального района: МОУ гимназии № 1, МОУ экономического лицея, МОУ СОШ № 4, № 29, 54, 156, «Диалог», НОУ СОШ «Начало». Не приняли участие в районном литературном празднике 5 образовательных учреждений района: МОУ гимназия № 13, МОУ СОШ № 12, № 99, «Перспектива», ОСОШ № 17.

Наибольший интерес  у участников вызвал конкурс на лучшую авторскую сказку по заданному началу.  Наиболее яркие произведения жюри отметило дипломами:  1 степени – работу Демидовой Елены (МОУ СОШ № 156), Сокольниковой Алины (МОУ СОШ № 29), Горичевой Алины (гимназии № 1). В этих работах четко прослеживаются особенности сказочного жанра: сказочный сюжет, наличие сказочных героев  и персонажей, соответствие содержания сказки основной теме. В работах ярко выражены логика развития сюжета, сделан акцент на мораль сказки. Для данных работ характерны грамотная письменная речь, оригинальный  сюжет. Работы дипломантов соответствуют требованиям, предъявляемым к сказочному жанру. К сожалению, в отдельных работах встречаются речевые ошибки, отсутствует логика изложения сюжета, часть сочинений не отличались оригинальностью, а лишь копировали известные сюжеты.

Наибольшей яркостью, динамикой и массовой активностью школьников  отличались конкурс стенных газет, конкурс на лучшее мини-эссе, конкурс литературно-музыкальных композиций и конкурс эрудитов, в каждой из которых приняли участие по 7 образовательных учреждений.

Жюри  с удовлетворением отмечает, что каждую стенную газету, представленную на конкурс, отличает яркость красок, разнообразие художественных  техник и стилей исполнения. Приятное впечатление произвели стенгазеты, где  были представлены работы  литературного творчества школьников (МОУ гимназии №1,  экономического лицея, МОУ СОШ №156). Особая образность  в оформлении  характерны для стенгазет гимназии №1, МЭЛ,  МОУ СОШ №29. Современным стилем в оформлении отличались стенгазеты МОУ СОШ  №№ 4, 54, 156.

Общим недостатком для некоторых стенгазет явилось незаконченность в оформлении, разрозненность и несоответствие художественных образов и литературного содержания.
Для написания эссе было предложено  высказывание Садовника из сказки Е.Л. Шварца «Дракон» («…умоляю вас – будьте терпимы… Разводите костры – тепло помогает росту…»)  Несмотря на то, что жанр эссе и  тема  для размышления подростков среднего школьного возраста были достаточно сложны, жюри с удовлетворением отмечает, что в большинстве работ дети аргументированно отстаивали свою нравственную позицию, проявили искренность и эрудицию. В детских работах наблюдалась тенденция к анализу произведений Е.Л. Шварца. Дети проводили сюжетные, эмоциональные, стилистические параллели с другими произведениями Е.Л. Шварца и Сент-Экзюпери. В лучших работах Арслановой Ксении (МОУ гимназия №1), Догадовой Татьяны (МЭЛ), Базалей Кристины (НОУ СОШ «Начало»), Колупаевой Анастасии (МОУ СОШ №29), Денисенко Александры ( МОУ СОШ №4) жюри отметило  умения обучающихся замечать и использовать средства художественной выразительности, умение придать внутреннее смысловое единство  повествованию.

К сожалению, в некоторых работах присутствуют речевые, орфографические и пунктуационные ошибки (до 29 орфографических ошибок помимо стилистических).
В конкурсе эрудитов школьникам были предложены задания разного уровня сложности, которые позволили участникам проследить творчество Е.Л. Шварца в разных видах искусства. Школьники с успехом справились с заданиями на определение литературного героя по предложенной характеристике персонажа, на знание пьес. Однако школьники  проявили слабые знания на определение автора иллюстраций к произведениям Е.Л. Шварца, а также вызвали большие затруднения вопросы, связанные со знанием  кинофильмов (вопросы на знание названия кинофильма, узнавание  актера и т.п.) Лучшими были признаны команды МОУ гимназии №1 «Дракоша» - 1 место,  команды МЭЛ «ЧБМЭЛ» - 2 место, команды  МОУ СОШ №29 «Молодые Шварцы» - 3 место.

Традиционно конкурс литературно-музыкальных композиций самый массовый и яркий из всех конкурсов. Практически все команды подготовили интересные театрализованные  композиции, где сумели проявить высокую исполнительскую культуру, артистизм, хороший уровень декламирования, художественный вкус, вокальное мастерство. Вместе с тем, отдельные команды оказались слабо подготовлены педагогами, что вызвало неудовлетворенность, как у детей, так и у педагогов.

Жюри отмечает команду гимназии №1 в номинации «За лучшую режиссерскую  работу, высокий уровень вокального мастерства, сценическую культуру, художественный вкус и артистизм», команду  МОУ СОШ № 4 – «За яркое музыкальное оформление композиции», команду МОУ СОШ № 29 –«За оригинальную сценографию», команду экономического лицея – «За высокую исполнительскую культуру, художественный вкус, артистизм», команду МОУ СОШ № 156 – «За высокую  исполнительскую культуру»,  команду МОУ «Диалог» - «За высокую исполнительскую культуру и артистизм». В номинации «Лучшая актерская работа» жюри отмечает Арташкевич Екатерину, Бондаренко Владимира, Ковалёву Наталью, Колтунова Дмитрия – из гимназии № 1, Шатрова Никиту из МОУ СОШ № 4, Сулимова Павла и Евсееву Иверию и экономического лицея, Усова Виталия из МОУ СОШ № 156, Петкевич Олесю из МОУ СОШ «Диалог».

В конкурсе на лучшую иллюстрацию участники выполняли иллюстрацию к отрывку из стихотворения Е.Л. Шварца «…Сижу я у моря…».   Жюри отмечает оригинальную технику живописи у участников. Школьники использовали различные материалы: тушь,  гуашь, пастель, акварель, мелки. Жюри с удовлетворением отмечает, что  участники становятся боле свободными в технике исполнения работ. Все авторы справились с тематикой. Жюри отмечает интересные композиционные решения в лучших работах. Вместе с тем участники все ещё испытывают затруднения  в скорости обработки литературной информации, не умеют четко выделять главное в произведении, быстро компоновать сюжет. Отсюда незаконченность отдельных работ. Жюри отмечает лучшие работы по трём номинациям.
В номинации «графика» лучшей признана работа Карповой Марии из МОУ СОШ №4.
В номинации «живопись» лучшей признана работа Ещенко Надежды, ученицы МОУ гимназии № 1.
В номинации «акварель» лучшей признана работа Таран Марии, ученицы МОУ СОШ № 54.
В конкурсе рисунков жюри отмечает детскую непосредственность видения темы, яркость  красок, хорошую образность в изображении героя. Большинство работ достаточно оригинальны, хорошо закомпанованы. К слабым сторонам жюри относит незаконченность отдельных работ, отсутствие паспарту, небольшое количество участников.

Жюри отмечает наиболее высокий уровень исполнения в работе Сташковой Екатерины, ученицы МОУ СОШ № 156. За оригинальное художественное исполнение жюри отмечает работы Карповой Марии, ученицы  МОУ СОШ № 4, и Путятиной  Людмилы, ученицы МОУ СОШ № 54. За яркое воплощение сказочных образов отмечены работы Сивцова Максима, ученика МОУ СОШ № 29, Мордовцевой Олеси, ученицы гимназии № 1, Петрашиной Екатерины, ученицы МОУ СОШ № 29.

В конкурсе веб-сайтов  жюри с удовлетворением отмечает, что все сайты  выполнены достаточно качественно. Для консультаций в период подготовки привлекались старшеклассники, учителя. Все участники владеют  информационными технологиями в рамках подготовленных сайтов. Конкурс позволил детям, используя свои технические навыки, создать творческие работы высокого уровня.  Жюри отмечает, что  работы  гимназии № и МОУ СОШ № 156  подготовлены наиболее качественно. Для них характерны концептуальность, адресность аудитории, простота навигации, четкость ссылок, полнота содержания, разнообразие разделов, хорошее представление и защита сайтов. Жюри обращает внимание участников на слабые стороны работ. Не во всех школах была оказана консультация со стороны педагогов как в отношении содержания, структуры, идеи,   так и в  техническом отношении. Слабые работы отличают хаотичность содержания, отсутствие библиографии, наличие орфографических  ошибок, не всегда открывались картинки, либо не соответствовали содержанию текста, не выстроены гиперссылки.

Конкурс вызвал поддержку со стороны большинства школ. Конкурс способствовал выработке информационных, социальных, когнитивных, гражданских  компетенций у школьников. Школьники  не просто проявляли свои знания и умения в различных номинациях, но и  демонстрировали навыки презентации их в конкретной ситуации, формировали свой личный положительный  опыт  при решении конкретных задач. Конкурс позволил углубить литературное образование школьников, расширить их кругозор, проявить свои творческие способности.