Итоги проведения районного литературного праздника,
посвященного 120-летию со дня рождения  Н.С. Гумилева
 
В соответствии с совместным планом районного отдела образования и Центрального филиала городского центра развития образования  16 декабря 2006 года на базе гимназии №1 был проведен районный литературный праздник, посвященный 120-летию со дня рождения великого русского поэта, сказочника, писателя Е.Л. Шварца.

Целью проведения праздника являлось повышение гуманитарной культуры старшеклассников,  развитие общекультурного пространства района, расширение литературного образования старших школьников Центрального района, укрепление интереса к жизни  и творческому наследию русского поэта.

В празднике приняли участие около 300 школьников образовательных учреждений Центрального района, более 70 учителей русского языка и литературы, информатики,  изобразительного искусства, музыки, педагогов дополнительного образования: руководителей школьных театров, студий, кружков, пресцентров из 12 образовательных учреждений: гимназий №1, №13, МОУ экономического лицея, МОУ СОШ №№ 4, 12, 29, 54, 99, 159, «Диалог», «Перспектива», НОУ СОШ «Начало», не приняли участие школьники из ОСОШ № 17.

В работе жюри принимали участие:
- Полякова Е.А., заведующая лабораторией городского центра развития образования (конкурс веб-сайтов);
- Жирнова Лариса Викторовна, зав. лабораторией городского  центра информационных технологий «Эгида» (конкурс веб-сайтов);
- Старцева Ангелина Григорьевна, заведующая Центральным филиалом городского центра развития образования (конкурс декламаторов);
- Дорожко Альберт Иванович, заслуженный артист театра «Красный факел» (конкурс декламаторов);
- Светлосанов Владимир Сергеевич, новосибирский поэт (конкурс юных поэтов, писателей, драматургов), а также педагоги района, методисты ЦФГЦРО.

Праздник проходил по 10 номинациям:
- конкурс веб-сайтов, посвященных жизни и творчеству Н.С. Гумилева.;
- конкурс стенных газет, посвященных жизни и творчеству Н.С. Гумилева;
- конкурс рисунков по произведениям Н.С. Гумилева;
- конкурс иллюстраций на стихотворение Н.С. Гумилева «Современность»;
- конкурс  юных поэтов, прозаиков, драматургов, бардов;
 - конкурс декламаторов;
- конкурс на лучшее мини-эссе по теме «Высокое косноязычье даровано тебе, поэт»;
- конкурс на лучшее исследование стихотворения Н.С. Гумилева  «Поэту»;
- конкурс эрудитов;
- конкурс литературно-музыкальных композиций по жизни и творчеству Н.С. Гумилева.

В конкурсе веб-сайтов принимало участие 30 школьников из 10 образовательных учреждений района: гимназий №№1,13, МОУ экономического лицея, МОУ СОШ №4, 12, 29, 54, 99, 156, «Перспектива».

Жюри отмечает возросший уровень работ: использование разнообразных программных продуктов, творческое использование видео и графики в подаче материала. Особое впечатление производят авторские стилевые решения, разнообразие структурирования материала. Жюри отмечает, что в представленной  работе МОУ СОШ №156 ценным является то, что указана целевая аудитория, назначение работы, хорошо продумана структура сайта. Жюри отмечает недостаточно полную информацию  о биографии, не представлено творчество. 

Веб-сайт гимназии №1 отмечен поощрительным дипломом за стилевую и тематическую направленность. Для сайта характерна четкая структура, удобная навигация, приводятся  письма, тексты документов, воспоминаний, однако отсутствует список используемых источников.
Работу школьников из МОУ СОШ № 99 жюри отметило поощрительным дипломом за многогранное отражение личности поэта и его творчества, вместе с тем, жюри рекомендует делать более четкую структуру сайта, более удобную навигацию.
Работу авторов из МОУ № 54 – за создание богатой электронной коллекции произведений поэта, хотя встречаются небрежности в оформлении рисунков, ссылок на рисунки, присутствуют опечатки в тексте, встречаются небрежности в оформлении ссылок, несколько скромен дизайн.
Сайт МОУ СОШ «Перспектива» жюри поощрило за актуализацию представленного материала. 
Сайт экономического лицея отмечен жюри поощрительным дипломом за оригинальное  стилевое решение и информационную наполненность. Сайт отличается  глубоким содержанием, оригинальными разделами (генеалогическое древо, карта путешествий Н.С. Гумилева по Африке и др.), качественно обработанными фотографиями. Для сайта  гимназии №13 характерны хорошие дизайн и структура, использованы редко встречающиеся фотографии, отсутствует список используемых источников, только небольшое количество цитат. Жюри рекомендует обратить внимание авторов сайта МОУ СОШ № 4, где представлен интересный по содержанию материал, но недостаточное по качеству звучание, не обработаны рисунки, обложки, видеоклип требует дополнительного программного обеспечения. На сайте МОУ СОШ № 29 жюри отмечает интересный дизайн главной страницы, но недостаточно полно представлен раздел «Биография», технически не доработаны страницы «Подробнее» и «Далее».
Жюри с удовлетворением отмечает, что наполнение веб-сайтов, представленных на районный конкурс, представляет собой богатый материал для использования на уроках литературы, истории, на внеклассных мероприятиях. В работах преобладает полнота содержания, оригинальность оформления страниц. Школьники успешно осваивают   информационные технологии в обработке, освоении, презентации новых знаний.
К сожалению, не все образовательные учреждения сдали сайты для предварительного просмотра, чем затруднили работу  членам жюри.

В конкурсе на лучшее  эссе по поэтическому отрывку Н.С. Гумилева «Высокое косноязычье даровано тебе, поэт»  приняли участие школьники из 11 образовательных учреждений района: гимназий №1, 13, экономического лицея, МОУ СОШ №4, 12, 29, 54, 99, 156, «Диалог», НОУ СОШ «Начало».
Каждый участник сумел проявить свою индивидуальность, свое понимание мира поэта. Однако, по мнению жюри, участникам оказалось достаточно сложно в полной мере раскрыть предложенную тему, её философский смысл, социальный и культурологический пласт, смысловое единство текста. Жюри рекомендует учителям русского языка и литературы обратить внимание на необходимость отработки навыков у школьников писать мини-сочинения, не отступая от темы, придерживаться заданного жанра.

Жюри отмечает, что самая  яркая работа представлена Евсюковой Дарьей, ученицей 11 класса гимназии №1, которой присуждено 1 место.
Дипломом 2 степени жюри наградило Зенкову Марину, ученицу 11 класса МОУ СОШ №99;
дипломом 3 степени – Добролюбову Дарью, ученицу 11 класса экономического лицея;
дипломом 3 степени – Стрельникову Маргариту, ученицу 11 класса МОУ СОШ №12;
поощрительным дипломом – Полякову Галину, ученицу МОУ СОШ «Диалог».

В конкурсе эрудитов приняли участие 10 команд (60 человек) из 10 образовательных учреждений района: гимназий №1, 13, экономического лицея, МОУ СОШ №4, 12, 29, 54, 99, 156, «Диалог». Для  интеллектуального конкурса были представлены разноплановые задания, фотографии, рисунки. Наиболее трудными для участников оказались задания на определение черт, свойственных литературному течению акмеизму, к которому принадлежал Н.С. Гумилев, и символизму, а также соотнесение стихотворного размера с фамилиями поэтов серебряного века. Наиболее успешно участники справились с вопросами, связанными с биографией Н.С. Гумилева.   Жюри рекомендует участникам уделять больше внимания отработке навыков анализа поэтического текста, работать над усвоением литературоведческих терминов и их определений.

По итогам конкурса жюри определило поощрить дипломами:
- 1 степени команду «Оксюморон» МОУ СОШ № 156;
- 1 степени команду «Кленовый лист» МОУ СОШ № 99;
- 2 степени команду «Конквистадоры-1» МОУ гимназии № 1;
- 3 степени команду МОУ СОШ № 12 «Заблудившийся трамвай».
Жюри рекомендует наградить поощрительными дипломами:
- команду «Мэтры» МОУ СОШ № 4;
- команду «Серафим» МОУ СОШ «Диалог»;
- команду «Романтические цветы» МОУ СОШ № 54;
- команду «Олимп» МОУ СОШ № 29.

Наиболее сложным из предложенных заданий для участников праздника стало задание на лучший анализ стихотворения Н.С. Гумилева «Поэту». В конкурсе приняло участие только 7 школьников из: МОУ гимназий №1, 13, МЭЛ, МОУ СОШ № 4, 12, 54, «Диалог». Небольшое количество участников данного конкурса жюри объясняет объективными трудностями в проведении  анализа поэтического текста. Жюри отмечает как положительный момент, что в большинстве своем участники справились с заданием. Вместе с тем, жюри обращает внимание педагогов на то, что не все  участники конкурса понимают разницу между эссе и  аналитическим исследованием текста.

Жюри награждает:
- дипломом 1 степени Мирсаяфову Марию, ученицу 11 класса  МОУ СОШ № 4 и Брус Наталью, ученицу 11 класса МЭЛ;
- дипломом 2 степени – Одаренко Полину, ученицу 11 класса МОУ гимназии № 1;
- дипломом 3 степени – Дзюбенко Ксению, ученицу 11 класса МОУ СОШ № 54 и Веселову Ирину, ученицу 11 класса  МОУ гимназии № 13.

Поощрительными дипломами награждены Овчинникова Екатерина, ученица 9 класса  МОУ СОШ «Диалог» и Малеев Кирилл, ученик 11 класса МОУ СОШ № 12.
В конкурсе литературно-музыкальных композиций приняли участие школьники из 10 образовательных учреждений: гимназий №1, 13, экономического лицея, МОУ СОШ №4, 12, 29, 54, 99, 156, «Диалог».
Жюри отмечает, что все композиции, представленные на конкурс, отвечали основным критериям: хорошему уровню декламирования, достаточной сценической культуре, характеризовались  качественным музыкальным оформлением, были наполнены воспитательным потенциалом гордости за высокую русскую поэзию. Жюри с сожалением отмечает, что образовательные учреждения недостаточно использовали возможности вокального мастерства участников (всего 3 школы), а также несколько резкий  характер литературно-музыкальной композиции экономического лицея.

Жюри отметило поощрительными дипломами каждое образовательное учреждение за характерные особенности  представленных литературно-музыкальных композиций:
- МОУ гимназию №1 -  за четкую структуру и гармоничность в построении композиции;
- МОУ гимназию №13 -  за высокий уровень художественного вкуса в представленной композиции;
- МОУ экономический лицей -  высокий уровень музыкального оформления композиции;
- МОУ СОШ №4 – за высокий уровень сценической культуры и качественное музыкальное оформление композиции;
- МОУ СОШ №12 – за воспитательный потенциал представленной литературно-музыкальной композиции;
- МОУ СОШ №29 – за высокий уровень художественного вкуса в построении композиции;
- МОУ СОШ №54 – за воспитательный потенциал литературно-музыкальной композиции;
- МОУ СОШ №99 – за высокий уровень художественного сценического и вокального мастерства;
- МОУ СО №156 – за интересное режиссерское решение, структуру и гармоничность построения композиции;
- МОУ СОШ «Диалог» - за духовность и интересное сценическое решение в представленной композиции.

Кроме того, жюри с удовлетворением отмечает дипломами лауреатов:
- Худашову Екатерину, ученицу МОУ СОШ №99 за высокий уровень вокального мастерства, а также
- Нохрина Григория, ученика МОУ СОШ №29 за высокий уровень декламирования, которые явились и открытием и украшением праздника.

В конкурсе стенных газет приняло участие 11 образовательных учреждений Центрального района: гимназий №1, 13, экономического лицея, МОУ СОШ №4, 12, 29, 54, 99, 156, «Диалог», «Перспектива».
Жюри отмечает, что не все образовательные учреждения раскрыли тему жизни и творчества Н.С. Гумилева в полной мере. В целом, стенные газеты были наполнены разнообразным материалом как по содержанию, так и по оформлению. Были приведены материалы из биографии поэта, воспоминания современников, отрывки из критических статей. Участники продемонстрировали мастерство дизайна, навыки  работы с объемной пластикой, использовали прорезную технику, коллаж и другие художественные приемы и техники.

В конкурсе декламаторов принимали участие 18 школьников из образовательных учреждений: гимназий №1, 13, экономического лицея, МОУ СОШ №№ 4; 12; 29, 54, 99, 156, НОУ СОШ «Начало». Со стороны участников и гостей конкурса был проявлен  неподдельный интерес к творческому наследию Н.С. Гумилева, особенностям его поэтики, его жизненному пути. Жюри отмечает высокую культуру исполнительского мастерства участников, понимание идейного смысла читаемых произведений. Участники проявили навыки работы с текстом и подтекстом. Чтецам удалось завладеть вниманием аудитории. Однако наблюдалось излишнее волнение отдельных выступающих, что отразилось на качестве исполнения поэтического произведения.
Жюри приняло решение наградить дипломом 1 степени:
- Жданова Вадима, ученика 11 класса МОУ гимназии №1;
- Бачаеву Софию, ученицу 11 класса МОУ гимназии №1;
- Павлова Алексея, ученика 11 класса МОУ СОШ №12.
Дипломом 2 степени:
- Троицкого Артема,  ученика 11 класса МОУ СОШ №99;
- Кудинова Илью, ученика 10 класса МОУ гимназии №13;
- Ивершина Даниила, ученика 10 класса МОУ гимназии №1.
Дипломом 3 степени:
- Нечитайло Екатерину, ученицу  МОУ СОШ №29;
- Денисову Алису, ученицу гимназии №13;
- Матюшину Анну, ученицу МОУ СОШ №156.

В конкурсе юных поэтов, прозаиков, драматургов приняли участие 8 образовательных учреждений района: МОУ гимназии №1, 13, экономический лицей, МОУ СОШ №4, 12, 54, 99, «Диалог». Впервые на конкурс были представлены авторские поэтические переводы стихов школьниками из экономического лицея, хотя, по мнению жюри, это несколько другая номинация. В конкурсе принимала самая юная участница  из гимназии №13 Пчелка Лена и была награждена дипломом как самый юный поэт. Жюри рекомендует придерживаться условий Положения  и принимать участие в празднике в своей возрастной категории.
Юные авторы из МОУ СОШ «Диалог» были награждены дипломом  в номинации «За верность творчеству» по итогам поэтического альманаха «Диалоги из «Диалога». Добролюбова Дарья из экономического лицея награждена дипломом за победу в номинации «Открытие» за яркие поэтические  сочинения. Произведения учениц МОУ СОШ №54 Стениной Елены и Ракуса Анастасии отмечены за необычные стилистические конструкции. Произведения участниц из МОУ СОШ №12 Букановой Кристины и Булаевой Александры – за образность и лиричность авторских произведений. Произведения Поповского Егора из МОУ СОШ №99 произвели положительное  впечатление на жюри и зрителей своей актуальностью проблематики, устоявшейся гражданской позицией, зрелостью в понимании проблем современности, жюри отмечает его как лучшего поэта конкурса.
Конкурс вызвал интерес и поддержку со стороны школьников, педагогов района. Конкурс способствует  расширению кругозора школьников, приобщению к духовным ценностям  России, позволяет отработать навыки освоения нового информационного поля, овладеть компьютерными технологиями, стимулирует творчество и интерес к поэтическому наследию Н.С. Гумилева.