Статьи:
 
 

 
 
Для чего нужно разноуровневое обучение в школе?

Интеллектуальное и нравственное развитие личности – основная цель базового школьного образования. Изменившиеся цели обучения, направленные на развитие личности школьника, изменения в содержании образования влекут за собой изменения в формах и методах обучения. Отсюда вытекает создание качественно новой системы обучения. В которой ведущим явилось бы личностно-ориентированное обучение, т.е. такое обучение, где во главу  угла ставится личность ребенка, его самобытность, самоценность. Личностно-ориентированные технологии предполагают учет индивидуальных особенностей каждого ученика, т.е. дифференцированный подход в обучении к каждому ученику с учетом его конкретных знаний, умений и навыков, а также такие критерии оценки, которые не только устанавливают уровень успешности обучения, но и оказывают воспитательное воздействие на учащихся, стимулируя их учебную деятельность. Разноуровневое обучение необходимо для того. Чтобы предоставить ШАНС каждому ученику развить свои потенциальные способности.

Какие бывают виды дифференциации?
В педагогической литературе различают понятия внутренней и внешней дифференциации
Внутренняя дифференциация – это такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности школьников учитываются в условиях организации учебной деятельности в классе. На уроке.Внутри класса создаются группы учащихся по каким-либо признакам, чаще по обучаемости, т.е. по легкости и быстроте усвоения учебного материала.

Внешняя дифференциация – это такая организация учебного процесса, при которой учащиеся разного уровня обученности специально объединяются в учебные группы с учетом способностей ( или неспособностей ), по проектируемой профессии, по интересам. Это могут быть классы углубленного изучения предметов,профильные, компенсирующего обучения, факультативные занятия.

С какимим проблемами сталкиваются учителя при реализации разноуровневого обучения?
Дифференциация обучения сегодня активно включается в образовательный процесс. Явление это неоднозначное, имеющее как положительные так и отрицательные стороны. Остановимся на проблемах, которые возникают в процессе его реализации.

Отсутствие организационных условий для внешней дифференциации и индивидуализации обучения.
Считается целесообразным для обучения иностранному языку в школе создавать классы гибкого состава, т.е. такие классы , в которых учащиеся, изучая базовую дисциплину, например математику, учатся в одном классе, а на уроки иностранного языка на параллели формируются совершенно другие группы по способностям: «А», «B», «С». То есть ученик , интересующийся математикой, и ориентирующийся на технический вузб по языку, который ему не даётсяб занимается в группе «А». На протяжени всего обучения действует система зачетов и проверочных работ и в любой момент, если учащийся покажет более высокие результаты и выразит желание перейти в другую группу, емму будет предоставлена такая возможность. Но осуществить такую внешнюю дифференциацию в условиях нынешней школы не представляется возможным.

Трудности в применении уровневой дифференциации на младшей и средней ступени обучения.
Уровневая дифференциация в обучении предполагает сознательный выбор учащимися уровня усвоения, а это возтожно только на старшей ступени обучения. Проблема применения этой формы дифференциации - -выставление отметок. Если ученик овладел минимальным уровнем знаний (гос.стандартом), то какой отметки он заслуживает? Учителя за этот уровень ставят 3, за средний – 4, за повышенный – 5. Но, если ученик овладел материалом на уровне гос. стандарта, почему ставится 3?

Возникновение психологических барьеров и межличностных конфликтов в группах одного уровня.
Создание дифференцированных групп с углублённым изучением иностранного языка на параллели обедняет другие классы, из которых уходят способные ученики. Дети лишаются возможности ориентироваться на хорошо успевающих учащихся. В сильных группах часто не складываются межличностные отношения, т.к. у большинства учащихся очень развита мотивация достижений и они пытаются самореализоваться за счёт других. В группах же компенсирующего обучения, наоборот, учащиеся , привыкнув к медленному темпу и пошаговому многократному объяснению, не хотят возвращаться в обычные классы, где уровень требований выше.

Трудности в определении оптимального объёма и глубины изучения иностранного языка.
Очень трудно учителю самостоятельно, без програмных документов, определить насколько нужно углубляться в предмет, например, в математическом, языковом, общеобразовательном классе.

Реализация  приёмов разноуровневого обучения преимущественно на этапе закрепления и обобщения знаний.
Разноуровневое обучение, как мы знаем, предполагает форму группирования и различное построение учебного процесса в выделенных группах. Если класс разделен на гибкие группы, с которыми работает учитель и помогает слабоуспевающим учащимся, то дифференцированный контроль осуществляется преимущественно на этапе закрепления и обобщения знаний. Предъявление нового материала идёт для всех групп одновременно, учитель, при этом ориентируется на «среднего» ученика, что тормозит развитие «сильных» и создает дополнительные трудности для «слабых». Если же объяснять каждой группе отдельно – учитель нерационально израсходует время на уроке.

 Кроме всех перечисленных выше проблем, необходимо отметить и то, что часто при организации разноуровневого обучения в школе администрация сталкивается с проблемой подготовки кадров высокой квалификации,способных и имеющих желание вести уроки повышенной сложности без программ и технических средств обучения.

Проблемы снижают эффективность образовательного процесса. Это не значит, что надо отказаться от дифференциации процесса обучения совсем. Надо пытаться сгладить негативные проявления дифференциации и быть готовыми к тому, что полностью устранить их не удастся. Необходимо признать, что в условиях классно-урочной системы наиболее комфортно чувствуют себя «средние» ученики, а в условиях дифференцированного обучения – «сильные» и «слабые», а также ученики, имеющие ярко выраженные интересы.
 
Дифференциация обучения ведёт к тому, что «средних» учеников, ничем не проявляющих себя в школе, становится всё меньше. В условиях дифференциации школа к каждому ученику относится как к уникальной, неповторимой личности. Оставаясь в рамках классно- урочной системы и используя при этом дифференциацию обучения, мы сможем приблизиться к личностной ориентации образовательного процесса.