Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников

    Библиотека

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Эко 

    Методический портфолио учителя
    Дистанционное обучение

    Дифференцированное обучение

    Модульное обучение

    Педагогические технологии

    Проблемное обучение

    Развивающее обучение

    Разноуровневое обучение

      Технология критического мышления


      Встречи в учительской

      Творчество педагогов

      Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

      Конкурсы профессионального мастерства педагогов

      Творческие страницы

      Рефераты школьников

      Конкурсы школьников

      Альманах детского творчества "Утро"

      Творчество школьников

      Фотогалерея

      Школа фотомастерства

      Доска объявлений

      Полезные ссылки

      Гостевая книга
      Sort

      Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
        День за днем : Методический портфолио учителя : Разноуровневое обучение  

      Разноуровневое обучение

      Статьи:
       
       

       
       
      Для чего нужно разноуровневое обучение в школе?

      Интеллектуальное и нравственное развитие личности – основная цель базового школьного образования. Изменившиеся цели обучения, направленные на развитие личности школьника, изменения в содержании образования влекут за собой изменения в формах и методах обучения. Отсюда вытекает создание качественно новой системы обучения. В которой ведущим явилось бы личностно-ориентированное обучение, т.е. такое обучение, где во главу  угла ставится личность ребенка, его самобытность, самоценность. Личностно-ориентированные технологии предполагают учет индивидуальных особенностей каждого ученика, т.е. дифференцированный подход в обучении к каждому ученику с учетом его конкретных знаний, умений и навыков, а также такие критерии оценки, которые не только устанавливают уровень успешности обучения, но и оказывают воспитательное воздействие на учащихся, стимулируя их учебную деятельность. Разноуровневое обучение необходимо для того. Чтобы предоставить ШАНС каждому ученику развить свои потенциальные способности.

      Какие бывают виды дифференциации?
      В педагогической литературе различают понятия внутренней и внешней дифференциации
      Внутренняя дифференциация – это такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности школьников учитываются в условиях организации учебной деятельности в классе. На уроке.Внутри класса создаются группы учащихся по каким-либо признакам, чаще по обучаемости, т.е. по легкости и быстроте усвоения учебного материала.

      Внешняя дифференциация – это такая организация учебного процесса, при которой учащиеся разного уровня обученности специально объединяются в учебные группы с учетом способностей ( или неспособностей ), по проектируемой профессии, по интересам. Это могут быть классы углубленного изучения предметов,профильные, компенсирующего обучения, факультативные занятия.

      С какимим проблемами сталкиваются учителя при реализации разноуровневого обучения?
      Дифференциация обучения сегодня активно включается в образовательный процесс. Явление это неоднозначное, имеющее как положительные так и отрицательные стороны. Остановимся на проблемах, которые возникают в процессе его реализации.

      Отсутствие организационных условий для внешней дифференциации и индивидуализации обучения.
      Считается целесообразным для обучения иностранному языку в школе создавать классы гибкого состава, т.е. такие классы , в которых учащиеся, изучая базовую дисциплину, например математику, учатся в одном классе, а на уроки иностранного языка на параллели формируются совершенно другие группы по способностям: «А», «B», «С». То есть ученик , интересующийся математикой, и ориентирующийся на технический вузб по языку, который ему не даётсяб занимается в группе «А». На протяжени всего обучения действует система зачетов и проверочных работ и в любой момент, если учащийся покажет более высокие результаты и выразит желание перейти в другую группу, емму будет предоставлена такая возможность. Но осуществить такую внешнюю дифференциацию в условиях нынешней школы не представляется возможным.

      Трудности в применении уровневой дифференциации на младшей и средней ступени обучения.
      Уровневая дифференциация в обучении предполагает сознательный выбор учащимися уровня усвоения, а это возтожно только на старшей ступени обучения. Проблема применения этой формы дифференциации - -выставление отметок. Если ученик овладел минимальным уровнем знаний (гос.стандартом), то какой отметки он заслуживает? Учителя за этот уровень ставят 3, за средний – 4, за повышенный – 5. Но, если ученик овладел материалом на уровне гос. стандарта, почему ставится 3?

      Возникновение психологических барьеров и межличностных конфликтов в группах одного уровня.
      Создание дифференцированных групп с углублённым изучением иностранного языка на параллели обедняет другие классы, из которых уходят способные ученики. Дети лишаются возможности ориентироваться на хорошо успевающих учащихся. В сильных группах часто не складываются межличностные отношения, т.к. у большинства учащихся очень развита мотивация достижений и они пытаются самореализоваться за счёт других. В группах же компенсирующего обучения, наоборот, учащиеся , привыкнув к медленному темпу и пошаговому многократному объяснению, не хотят возвращаться в обычные классы, где уровень требований выше.

      Трудности в определении оптимального объёма и глубины изучения иностранного языка.
      Очень трудно учителю самостоятельно, без програмных документов, определить насколько нужно углубляться в предмет, например, в математическом, языковом, общеобразовательном классе.

      Реализация  приёмов разноуровневого обучения преимущественно на этапе закрепления и обобщения знаний.
      Разноуровневое обучение, как мы знаем, предполагает форму группирования и различное построение учебного процесса в выделенных группах. Если класс разделен на гибкие группы, с которыми работает учитель и помогает слабоуспевающим учащимся, то дифференцированный контроль осуществляется преимущественно на этапе закрепления и обобщения знаний. Предъявление нового материала идёт для всех групп одновременно, учитель, при этом ориентируется на «среднего» ученика, что тормозит развитие «сильных» и создает дополнительные трудности для «слабых». Если же объяснять каждой группе отдельно – учитель нерационально израсходует время на уроке.

       Кроме всех перечисленных выше проблем, необходимо отметить и то, что часто при организации разноуровневого обучения в школе администрация сталкивается с проблемой подготовки кадров высокой квалификации,способных и имеющих желание вести уроки повышенной сложности без программ и технических средств обучения.

      Проблемы снижают эффективность образовательного процесса. Это не значит, что надо отказаться от дифференциации процесса обучения совсем. Надо пытаться сгладить негативные проявления дифференциации и быть готовыми к тому, что полностью устранить их не удастся. Необходимо признать, что в условиях классно-урочной системы наиболее комфортно чувствуют себя «средние» ученики, а в условиях дифференцированного обучения – «сильные» и «слабые», а также ученики, имеющие ярко выраженные интересы.
       
      Дифференциация обучения ведёт к тому, что «средних» учеников, ничем не проявляющих себя в школе, становится всё меньше. В условиях дифференциации школа к каждому ученику относится как к уникальной, неповторимой личности. Оставаясь в рамках классно- урочной системы и используя при этом дифференциацию обучения, мы сможем приблизиться к личностной ориентации образовательного процесса.

        Мышца, активно занимающихся спортом спортивное питание.


        © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование