Статьи:
 
 

Технология критического мышления - это "изобретение" американской педагогики. Она основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения. Основы методики освещены в ряде публикаций (2; 3; 5,с.36; 8) и включают в себя три стадии. Это стадии вызова, осмысления и размышления. 


 Первая стадия - актуализирует имеющиеся знания учащихся, пробуждает интерес к теме; именно здесь определяются цели изучения материала. Для этого используют различные приемы: прием мозгового штурма, наработка различных версий в отношении изучаемого материала. На основе имеющихся знаний учащиеся могут строить свои прогнозы, определять цели познавательной деятельности на данном уроке. 
Вторая стадия - осмысление нового материала (новой информации, идеи, понятия).
 
Здесь происходит основная содержательная работа ученика с текстом, причем "текст" следует понимать достаточно широко, это может быть исторический документ или любой другой исторический источник, а также - речь учителя, видеоматериалы и др. В процессе работы ученика с новой информацией используются следующие приемы - чтение текста с остановками, маркировка текста символами, составление таблиц. 

Третья стадия - размышления или рефлексии. Здесь ученик осмысляет изученный материал и формирует свое личное мнение, отношение к изучаемому материалу. На данной стадии возможно проведение дискуссии, написание исторического сочинения, эссе, фиксация рассмотренного материала в виде собственных выводов, записей в тетради, составления схемы.

Все три стадии на уроке необходимо соблюдать, т.к. это отражает сложный мыслительный процесс.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1.Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. М.,1998
2.Громова О. Критическое мышление: как это по-русски ?//Первое сентября, 16 января, 2001, с.3
3.Основы критического мышления. М., 1998
4.Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы по истории средних веков. М.,1992.
5.Подготовка учителей к преподаванию основ права в школе. Методическое пособие для педагогических менеджеров. М., 1999
6.Семенихина И. Подросток и закон. Модельный урок по праву с использованием методики критического мышления.// Учитель, N3, 2000, с.29.
7.Скворцова Н.Г. История средних веков. Барнаул, 1997.
8.Фонтанова А. Технология, которая нам позволяет стать другими. //Первое сентября, 16 января, 2001, с.3.