Захаровское детство гения
Первые известные сведения о сельце Захарове, почерпнутые из архивных документов, относятся к концу XVI века: в 1586 году владельцем «дома вотчинника» упоминается Иван Камынин, выходец из Золотой Орды. Его сын Богдан служил воеводой в Соликамске и Перми. Внучка Богдана Ивановича Камынина вышла замуж за стольника князя Ф. Я. Урусова. После Урусовых владельцами сельца Захарова - в Петровские времена - становятся Савеловы. К этому времени здесь насчитывалось 17 крестьянских дворов. Подпоручик Дмитрий Петрович Савелов в 60-е годы XVIII века занимается благоустройством поместья, отстраивает дом, обновляет службы. В 1786 году сельцо числится за капитаном артиллерии Ильей Яковлевичем Тиньковым. Известно, что Тиньковы были дальними родственниками Грибоедовых и в усадьбе иногда гостил мальчик Саша Грибоедов, будущий автор «Горя от ума».
В архивных материалах 1800 года упоминается усадебный деревянный дом «со службами о двух этажах». В 1804 году бабушка А. С. Пушкина Мария Алексеевна Ганнибал после продажи доставшегося ей от Ганнибалов поместья Кобрино покупает сельцо Захарово с 73 душами крепостных за 28 тысяч рублей у вдовы надворного советника Е. А. Тиньковой. С1805 по 1810 год в бабушкиной усадьбе каждое лето проводит семья Пушкиных. В Захарове прошла значительная часть детства будущего поэта: семья гостила здесь с мая по октябрь, а также зимой 1808-1809 годов. В 1807 году, согласно архивным документам, М. А. Ганнибал ремонтирует и частично перестраивает дом.
Во времена А. С. Пушкина по бокам дома находились два флигеля, один из которых занимали дети с гувернанткой, няней, дядькой и остальным штатом прислуги. Позже Пушкин вспоминал лето в Захарове: «...тесный домик, рощи темны, / Калитку, садик, ближний пруд...».
Позади дома размещались службы. До наших дней не сохранилось ни одно из тех строений. Побывавший в Захарове летом 1851 года поэт и переводчик Н. В. Берг писал в журнале «Москвитянин», что флигелей он уже не застал. Дом же существовал до 1900-х годов.
Согласно найденной в архиве Ленинграда «запродажной», в феврале 1811 года «морской артиллерии 2 рангу капитанша Мария Алексеева дочь Ганнибалова» за 45 тысяч рублей государственными ассигнациями продала имение (900 десятин) Харитонии Козловой, вместе с 10 крестьянскими избами и 60 «душами крепостных»3. Известно, что с 1837 года владельцем усадьбы был губернский секретарь Орлов. Последний его владелец - помещик Уськов - на месте прежнего дома Пушкиных еще до революции 1905 года построил новый дом, частично используя старые каменные фундаменты. К нашему времени многократно перестроенное деревянное здание сгорело; на его месте проводятся археологические раскопки, с целью реставрации усадьбы к двухвековому юбилею поэта.
К сожалению, приходится заметить, что до сих пор в пушкиноведении, несмотря на многогранность исследований, не прозвучала достойная оценка подлинной роли этой усадьбы пушкинского детства в становлении характера поэта, развитии высокого духа его личности, зарождении и расцвете его поэтического дара. Отсутствие естественного, казалось бы, интереса к долицейской поре его жизни объяснялось отчасти существовавшими в литературоведении штампами: «Пушкин был человек без детства», «детство он вычеркнул из своей жизни» и т. п. А ведь именно в Захарове - все истоки его творчества, все корни его поэзии; здесь родилась сущность души и характера будущего поэта... Захарове - поэтическая его колыбель! Как прав К. Паустовский: «Все мы родом из своего детства». <...>
«Пушкин развивался стремительно», - заметил Ю. М. Лотман. Что же способствовало раннему и быстрому развитию будущего Гения? Сочетание, слияние в воспитании с самого раннего детства трех культур; двух русских: традиционной, дворянской (древнего рода) и самобытной, истинно народной (с непосредственным восприятием крестьянского деревенского быта), и третьей - европейской (с преобладанием изысканной и утонченной французской). Это средоточие и взаимовлияние культур явилось основой, предопределением для гармоничного, глубокого и полного развития личности и творческой воли поэта, который уже в юности определил для себя четкую цель: «В просвещении стать с веком наравне».
В этом слиянии культур, с доминирующей русской - истоки, сотворение, созидание личности. «Отсюда и удивительная многогранность цельной личности поэта, его одухотворенность, возвышенность мыслей, чувств и стремлении, и... его «приземленность»; редкая теплота его облика, простота в общении, чуткая человечность. Доброта... Поэтическая гармония души и - «противуречия страстей». И когда осознаешь «великость, своеобразие и обаятельность» личности Пушкина, - ближе и понятнее становится Муза поэта, «человечная, гуманная, вся проникнутая любовью ко всему живущему» (Б. В. Модзалевский).
Видный мыслитель русского Зарубежья архимандрит Константин (Зайцев) рассуждает о «явлении Пушкина»: «Он был утонченнейшим западником, проникавшим в сокровенные глубины западной культуры... Но везде и всегда он оставался русским. Он был русским в самой сердцевине своего духа». И корни этой «русскости» пушкинской души, безусловно, в бабушкином Захарове.
<...>
Первый поэтический лепет будущего великого русского национального поэта А. С. Пушкина пробился стихами именно в Захарове! Ганнибалова подмосковная усадьба, поэтическая «детская», - пенаты будущего гения. И Сонечка Сушкова - это его девочка-Муза.
Здесь, в Захарове, родилось «живое расположение души к творчеству», первые детские стихи, первые короткие забавные пьесы... Юный критик рядом - любимая сестра Ольга.
И в лицейском «Послании к Юдину», и позже - в других лирических шедеврах, романе «Евгений Онегин» восторженно звучит тема первой ранней любви в воспоминаниях о захаровском детстве:
Забуду ли то время золотое,
Забуду ли блаженной неги час...
(1,170)
С младенчества дух песен в нас горел
И дивное волненье мы познали...
(П/1, 376)
Мои счастливейшие дни...
(VI, 28)
«Захаровский» возраст мальчика - годы становления характера. Именно в Захарове замкнутость ребенка сменилась радушием, благожелательностью, благорасположением к людям. Современники не раз отмечали эти основные черты пушкинского душевного облика.
<...>
Поэт, историк литературы С. П. Шевырев, современник Пушкина, пишет о Захарове: «Деревня была богатая: в ней раздавались русские песни, устраивались праздники, хороводы, и стало быть, Пушкин имел возможность принять народные впечатления». В московском доме в обращении родителей с детьми был принят французский язык. Здесь, в Захарове, в первой деревне, узнанной им в детстве, Пушкин впервые мог наблюдать народный быт, услышал народную песню, здесь он постигал богатства русского языка.
<...>
Семья Пушкиных часто посещала соседнее с Захаровом село Вяземы. Здесь входила в жизнь Пушкина история. Мальчик видел древний собор годуновского времени, слышал романтические легенды и старинные предания о Борисе Годунове и Лжедмитрии, о «смутном времени». Эти впечатления, поразившие детское воображение поэта, стали основой трагедии «Борис Годунов». Не случайно в этом произведении Пушкин упоминает здешние селения.
И не только в «Борисе Годунове», но и в «Дубровском», в «Истории села Горюхина», «Повестях Белкина» упоминаются местные названия окружающих деревень - Захарово, Хлюпино, Шарапово, Колбино. Так, в «Барышне-крестьянке» служанка Настя рассказывает об именинах: «Пришли мы к самому обеду. Комната полна была народу. Были колбинские, захарьевские, приказчица с дочерьми, хлупинские». Описание помещичьих усадеб, а также насаждений и планировки усадебных парков в «Истории села Горюхина» (1830) и «Дубровском» (1833) удивительно напоминают Захарово, которое Пушкин вновь посетил в 1830 году.
Любовь к деревне сохранилась у Пушкина на всю жизнь. В 1834 году он писал из Петербурга жене: «Да кабы мог остаться в одной из ваших деревень под Москвою, так бы Богу свечку поставил» (XV, 180); «Я деревенскую жизнь очень люблю», - признается он Дельвигу (XIV, 35).
Возвращаясь осенью из деревни в родной город, полный «захаровских» впечатлений, подрастающий мальчик в сопровождении дядьки Никиты Козлова или бабушки «осваивал» и древнюю Москву.
<...>
В сохранении мемориальной усадьбы при создании заповедника особенно важен природный фактор: ландшафты парка и внешние панорамы. В захаровском парке все находится в гармоничном равновесии, стройном движении: партерная лужайка перед домом, компактный парк со старыми липами на выразительном рельефе, прихотливые берега прудов, зеркало воды.
В парковых насаждениях сохранились старовозрастные березы и красивейшие старинные липы в рядовых и аллейных посадках, удостоверяющие «пушкинский» возраст парка. В пространственно-объемной композиции усадьбы характерен контраст ландшафтов: темного парка и солнечных открытых далей запрудья. Парк узкими липовыми аллеями распахивается на светлую даль «зерцала вод»; отсюда открывается взгляду панорама полей вдоль речки, бегущей к синему лесу на горизонте. В 80-х годах нашего века поля были засеяны люцерной, клевером луговым, ячменем зазерским - традиционными русскими культурами. Это - «цветущие поля захарьинские», воспетые поэтом, подлинные мемориальные ландшафты, которые сохраняются уже почти 200 лет.
На юго-западе, за старинной деревней Захарове, за существующей фермой, открывается просторное холмистое поле с цветущими травами, с отдельными могучими соснами. Тропа ведет к крутому холму, доминирующему в ландшафте. Это уже «предгорье» подмосковной Швейцарии - Звенигородья. Удивительно живописная и обширная панорама распахивается с вершины! Сейчас исторический пейзаж исказила современная промышленная и селитебная застройка, но основные составляющие ландшафт компоненты все еще достаточно характерны и выразительны: и «цветущие поля», и четкий темнозеленый массив бабушкиной усадьбы, и голубые «зерцала вод», и легкая прорись речки, и прихотливые опушки лесов... угадываются изящные вертикали вяземского собора с колокольней у горизонта.
<...>
Все очарование русской природы можно почувствовать в пушкинской усадьбе... И сейчас Захарово - особый, целостный, подлинный мир пушкинского детства, который поэт любил всю жизнь. Парк и окрестности - это изменчивое, но настоящее, что осталось здесь пушкинского. Подмосковная усадьба Захарово - достоверный мемориал детства великого русского поэта, его родной дом, - как известно, единственный в Россиии... Единственный точный адрес пушкинского детства.
Как же обстоят дела с охраной мемориала?
События развивались драматически: на исторической территории Запрудья местная Сортоиспытательная станция начала строительство современного жилого поселка из десяти панельных коттеджей. Для архитекторов-проектировщиков определилась конкретная цель: запрещение нового строительства, искажающего, уродующего исторический ландшафт пушкинского детства, и создание Заповедника-мемориала. При поддержке и участии ряда государственных учреждений, общественности, комплекс Захарово - Вяземы получил статус Государственного историко-литературного музея-заповедника А. С. Пушкина (27 апреля 1987 г.).
Охранные зоны были утверждены решением Мособлисполкома от 10.12.1987 г., бетонный мост-плотина (новострой) и несколько коттеджей разобраны. Станция «Школьная» Звенигородской ветки Московской железной дороги стала называться «Захарово».
Но когда же начнется, наконец, комплексная научная реставрация усадьбы Захарово - сердца заповедника?
И. Б. Циприс «Мое Захарово...».
Захаровский контекст в творчестве А.С. Пушкина.
Сборник статей. - М.: Энциклопедия сел и деревень, 1999. - 138с.