Термин «портфолио» пришёл к нам из педагогики, политики, бизнеса, журналистики,
например: министерский портфель, портфель инвестиций, редакционный портфель.
Портфолио – это способ фиксирования, накопления, оценки и самооценки индивидуальных достижений за какой-то период времени.
Он относится к «аутентичным», то есть к истинным, наиболее приближённым к реальному
способам оценивания. Его основной смысл – показать всё, на что способен специалист.
Этот метод позволяет самостоятельно проанализировать свои достижения, с тем чтобы
делать выводы и шагать дальше.
Таким образом, портфолио, как накопитель достижений, отражает динамику нашего профессионального развития,
служит формой обсуждения и самооценки результатов работы. Позволяет самостоятельно
установить связи между предыдущими и новыми знаниями, умениями, наработками.
Схема портфолио школьного библиотекаря
Цель портфолио
-
накопление достижений,
-
отслеживание индивидуального прогресса,
-
представление деятельности и профессионального развития за определённый период времени.
Задачи
-
проанализировать и обобщить свою работу;
-
связать воедино отдельные аспекты своей деятельности;
-
отразить динамику профессионального развития;
-
представить опыт своей работы наиболее полно и эффективно.
Функции портфолио
-
диагностическая – фиксирует изменения за определённый период времени;
-
содержательная – раскрывает спектр выполняемых работ;
-
развивающая – обеспечивает непрерывный процесс обучения и самообразования;
-
мотивационная – поощряет результаты деятельности;
-
рейтинговая – позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения.
Практическая значимость портфолио
-
аттестация в будущем;
-
лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ;
-
систематизация деятельности библиотекаря;
-
фактор, стимулирующий профессиональное развитие.
Рекомендуемая литература:
-
Загашев, И. Новые технологии в школьной библиотеке. Лекция 3 / Игорь Загашев // Библиотека в школе – Первое сентября. – 2004. – № 19. – С. 53–54.
- Збаровская, Н. В. Деловые игры для занятий библиотечных специалистов / Н. В.
Збаровская. – М., 2006.
-
Козлова, Ольга. Портфолио школьного библиотекаря
-
Колодина, Наталья. Мониторинг профессиональной успешности школьных библиотекарей. http://lib.1september.ru/articlef.php?ID=200702215
- Макарова, Е. Портфолио как он есть / Елена Макарова //Библиотека в школе. - № 06(162). – 2006. – С.12-14.
- Новикова, Т. Папка индивидуальных достижений «портфолио»: федеральные рекомендации и местный опыт / Т. Новикова // Директор школы. – 2004. – № 7. – С. 13–24.
- Новикова, Т.Г. Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся / Т. Г. Новикова //Профильная школа. - № 2. – 2004. – С.48-54.
- Новикова, Т. Региональный опыт использования технологий портфолио в практике российской школы / Т. Новикова, А. Прученков, М. Пинская // Методист. – 2005. – № 4. – С. 31–34.
- Новикова, Т. Построение различных моделей портфолио / Т. Новикова, А. Прученков, М. Пинская // Методист. – 2005. – № 3. – С. 39–43.
- Остенко, М. Технология «Учебный портфель» в образовательном процессе / М. Остапенко // Библиотека в школе – Первое сентября. – 2003. – № 16. – С. 10–15.
- Павлова, Г.В. Шаблон портфолио. http://www.it-n.ru/news.aspx?cat_no=231&d_no=108671
- Пинский, А. Рекомендации по распространению различных моделей портфолио учащихся основной школы / А. Пинский // Практика административной работы в школе. – 2003. – № 7. – С. 3–7.
-
Седых, Татьяна Капитоновна. Портфолио как форма оценивания деятельности школьного библиотекаря/ Седых Татьяна Капитоновна, Галина Васильевна Максимова. http://lib.1september.ru/articlef.php?ID=200702216
-
Федотова, Е. Портфолио как система альтернативного оценивания в практике зарубежной школы / Е. Федотова // Школьные технологии. – 2005. – № 3. – С. 171–180.