Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы
    Библиография, книги, статьи

    Абрамцево. Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник

    Большое Болдино. Государственный музей-заповедник А.С. Пушкина

    Государственный дом-музей П. И. Чайковского в Клину

    Государственный музей керамики и "Усадьба Кусково XVIII в"

      Государственный музей-заповедник Павловск

      Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Тамани

      Захарово. Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С. Пушкина

      Марфино. Дворцово-парковый ансамбль

      Мелихово. Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова

      Михайловское. Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина

      Музей-усадьба М.И. Глинки в Новоспасском

      Мураново. Музей-усадьба им. Ф.И. Тютчева

      Останкино. Московский Музей-усадьба

      Остафьево - "Русский Парнас". Государственный музей-усадьба

      Пенаты. Музей-усадьба И.Е. Репина

      Первые усадебные парки Крыма

      Талашкино. Музей-усадьба Тенишевых

      Тарханы. Государственный Лермонтовский музей-заповедник

      Ясная поляна. Музей-усадьба Л.Н. Толстого. Государственный мемориальный и природный заповедник


      Экология

      Методический портфолио учителя

      Встречи в учительской

      Творчество педагогов

      Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

      Конкурсы профессионального мастерства педагогов

      Творческие страницы

      Рефераты школьников

      Конкурсы школьников

      Альманах детского творчества "Утро"

      Творчество школьников

      Фотогалерея

      Школа фотомастерства

      Доска объявлений

      Полезные ссылки

      Гостевая книга
      Sort

      Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
        День за днем : Мир русской усадьбы : Государственный музей керамики и "Усадьба Кусково XVIII в"  

      Государственный музей керамики и "Усадьба Кусково XVIII в"

       
       
      Сайт:   http://kuskovo.ru/
       
      Страница  на сайте "КУЛЬТУРА. РФ"  (фотоальбомы, видео, инфографика):    http://www.culture.ru/institutes/12067 
       
       
      Статьи и фотоальбомы:

      В Кускове, старинной усадьбе графов Шереметевых, расположен музей, чьи коллекции широко известны не только в России, но и за рубежом. Здесь собраны произведения керамики, фарфора и стекла отечественных мастеров и великолепные изделия, привезенные из многих стран Европы и Востока с древнейших времен до наших дней.

       
      РОЖДЕНИЕ МУЗЕЯ
        
      Его появлением мы обязаны Алексею Морозову (1857-1934), который, как и не менее известные его родственники — меценаты Михаил и Иван Абрамовичи, Савва и Сергей Тимофеевичи Морозовы, принадлежал к четвертому поколению этого клана владельцев крупнейших предприятий текстильной промышленности страны, обладавших миллионными состояниями, значительную часть которых они тратили на благотворительность. Алексей Викулович целенаправленно собирал отечественные гравированные портреты, иконы, фарфор, а также стекло и серебро XVIII в. Его коллекция фарфора считалась редкостной, была, как охарактеризовал ее сам владелец, «выдающейся по полноте и историко-бытовому значению».
        
      В 1918 г. она насчитывала свыше 2600 произведений и определила неповторимость, своеобразие музея в целом. Широчайшая перспектива русского фарфора XIX в. не может не вызвать восхищения, ведь среди «морозовских» произведений присутствуют редчайшие изделия первого в нашей стране фарфорового предприятия XVIII в. — Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге (Невская порцелиновая мануфактура основана в Санкт-Петербурге в 1744 г.; с 1765 г. - Императорский фарфоровый завод. В XX в. его название трижды менялось: Государственный, Ленинградский, Ломоносовский. Ныне носит прежнее имя), созданные на протяжении полутора столетий и в начале XX в., которые были особо ценны для собирателей: это большие дворцовые вазы с копиями эрмитажных картин и предметы из различных придворных сервизов, чайно-кофейные наборы и отдельные чашки с сюжетной росписью, туалетные флаконы и медальоны, в том числе и несколько раритетов елизаветинского времени. Здесь же стоит выделить подбор фарфоровых изделий завода Гарднера XVIII в.: различные предметы столовой и чайной посуды, знаменитые двойные солонки с фигурами и кружки в виде турка и турчанки.
       
      Главной целью Алексея Морозова было создание музея с последующей передачей его Москве. В 1910-х годах он занимался его устройством в собственном особняке в Подсосенском переулке, переделывая комнаты, оборудуя их шкафами и витринами. Но работы прервала Первая мировая война, а потом Революция 1917 г. Однако перед этим он успел завещать свои коллекции государству. Весной 1918 г. его дом захватили анархисты, и собрание чуть не погибло. Затем там размещались различные организации, всячески притеснявшие владельца. Однако 14 декабря 1919 г. в нем открыли Музей-выставку русской художественной старины, а сам Морозов стал пожизненным хранителем своих коллекций. Принимая во внимание исключительность находившихся тут ценностей, в 1920 г. начинается подготовка к созданию специальной экспозиции: сюда перевели «фарфоровый фонд» Государственного музейного фонда, сформировавшегося в тот период на основе поступлений художественных произведений из национализированных частных собраний, дворцов знати, особняков крупных промышленников и дворянских усадеб. В марте 1920 г. вышло постановление правительства о переименовании Музея-выставки русской художественной старины в Музей фарфора. Тогда же из него были выделены и переданы в другие государственные собрания гравированные портреты, иконы, серебро.

      К тому времени собрание фарфора увеличилось уже в два раза; в нем находилось немало произведений зарубежных мастеров. Неудивительно, что тогда Музей фарфора рассматривали как основу для формирования Музея керамики в целом, с воссозданием полноценной картины развития керамического и фарфорового производства в России, странах Западной Европы и Востока.

      Новый музей в 1920-е годы активно пополнялся за счет поступлений из отделений Государственных музейных фондов Москвы и Ленинграда, бывших царских сокровищниц, таких как Эрмитаж, Оружейная палата Кремля, путем приобретений экспонатов на различных аукционах. Но наиболее значительными в эти годы стали коллекции зарубежного фарфора и керамики замечательных московских собирателей Льва Зубалова (1853-1914) и Дмитрия Щукина (1855-1932), о которых подробнее мы расскажем ниже. Вместе с тем сюда поступили изделия европейского и русского фарфора, стекла и керамики XVI-XIX вв., ранее собранные другими известными отечественными предпринимателями и промышленниками-коллекционерами: купцом и благотворителем Сергеем Бахрушиным (1863-1922), художником Ильей Остроуховым (1858-1929), меценатом и общественным деятелем Владимиром Гиршманом (1867-1937), московским фабрикантом-парфюмером Андреем (Генрихом) Брокаром (1836-1900), предпринимателями и банкирами Николаем (1877-1951) и Михаилом (1880-1960) Рябушинскими, Феликсом Вишневским (1902-1978). К тому же с начала 1920-х годов начали приобретать уникальные ранние изделия Государственного фарфорового завода в Петрограде. Впоследствии оттуда в музей регулярно поступали образцы художественной продукции, прежде всего агитационный фарфор.

      В результате к концу этого периода наши фонды насчитывали уже около 16500 предметов, из них более 12500 составлял фарфор, в том числе около 7120 — русский. Интересно, что по существу у него тогда не было запасников: экспонировали практически всю коллекцию, включая дубликатные экземпляры целого ряда скульптурных произведений, и это, безусловно, представляло особый интерес для специалистов.
      В это же время была поставлена задача связать деятельность музея с керамической промышленностью, поэтому при нем сформировали лабораторию и производственно-показательный отдел, а также детский кружок, где изучали историю керамики, создавали мелкие изделия из нее.
       
        
      ПЕРЕЕЗД В КУСКОВО

      Музей фарфора просуществовал в морозовском особняке 10 лет. В 1929 г. его перевели в здание Второго музея Новой западной живописи на Пречистенке (создан после революции на основе коллекции Сергея Щукина (1854-1936) в его московском доме). Тогда же он получил свое нынешнее название — Государственный музей керамики. Через год и это здание отдали под другие нужды, и в 1932 г. собрание переместили в усадьбу Кусково. С 1938 г. архитектурно-парковый ансамбль и коллекции Государственного музея керамики существуют как единый комплекс: сначала выставки были организованы в помещениях дворца. Ныне экспозиции размещаются во вновь восстановленных зданиях Большой каменной и Американской оранжерей.

      Подчеркнем: и во второй половине XX в. наши фонды активно пополнялись путем закупок произведений у коллекционеров и авторских работ современных художников. К тому же многие предприятия художественной керамической и стекольной промышленности России передавали сюда на хранение образцы своей продукции. До сих пор мы постоянно получаем в дар от частных лиц и художников отдельные произведения и небольшие частные коллекции.

      Сегодня у нас насчитывается свыше 30 тыс. предметов. Здесь можно видеть редчайшую античную керамику и стекло, разнообразные произведения итальянской майолики и изделия французского художника Бернара Палисси (ок.1510 — ок. 1589), ставшие ярким отражением эпохи Возрождения; виртуозные причудливые венецианские стеклянные сосуды и резной богемский хрусталь, своеобразные изделия немецких, испанских, голландских, английских керамистов XVI-XVIII вв. и мастеров Дальнего и Ближнего Востока; неповторимые произведения эпохи модерна известнейших французских фирм, дизайнера и реформатора художественного стекла Эмиля Галле (1846-1904), ювелира и мастера по арт-стеклу Рене Лалика (1860-1945) и др.

      Специфика и высокий художественный уровень нашего собрания в целом и прежде всего его фарфоровой части во многом обусловлены разнообразным составом тех частных коллекций, которые стали основой музея еще в 1920-е годы. Благодаря тщательному подбору экспонатов здесь представлены как наиболее характерные изделия, так и уникумы всех ведущих фарфоровых и керамических центров XVIII в.: первой европейской фарфоровой мануфактуры в Мейсене и других городах Германии — Франкентале, Хёхсте, Людвигсбурге, Берлине, Фюрстенберге, ранние образцы продукции Венской, Севрской (Франция) и Копенгагенской мануфактур, оригинальные изделия первых английских заводов Челси, Боу и Дерби, знаменитые произведения выдающегося английского керамиста Джозайя Веджвуда (1730-1795). В коллекции XIX в. присутствуют такие яркие явления в искусстве фарфора, как изделия Севра и многочисленных парижских заводов начала столетия, а также произведения с подглазурной росписью датских предприятий конца века.
       
      «ЗОЛОТОЙ ФОНД» МУЗЕЯ
        
      Постараемся охарактеризовать наиболее значительные частные коллекции музея.
      В зарубежном разделе самая большая из них принадлежала упомянутому Льву Зубалову, богатство семьи которого связано с нефтяным промыслом под Баку. Основной сферой его интересов было зарубежное искусство. В 1917 г. после его смерти наследники передали его коллекцию Румянцевскому музею в Москве, еще с XIX в. ставшему центром притяжения для многих российских собирателей. В 1924 г. ее передали в Музей фарфора. В ней насчитывалось около 700 предметов. Почти половина из них — продукция заводов Германии, причем самая большая часть, конечно, принадлежала Мейсенской фарфоровой мануфактуре. В ее составе встречаются редчайшие произведения XVIII в. — ими могли бы гордиться старейшие собрания Европы. Тут выделяются изделия раннего периода Мейсена в стиле шинуазри (шинуазри, шинуазери — от фр. chinois — китайский, или китай-шина: использование мотивов и стилистических приемов средневекового искусства Китая в европейской живописи, костюмах и оформлении садово-парковых ансамблей XVIII столетия) и с росписью Иоганна Грегора Херольда (1696-1775).

      Гордостью когда-то самого Зубалова, а теперь и Музея керамики является самая большая в мире часть уникального столового сервиза с изображением экзотических пейзажей и фантастических животных в своеобразной и экспрессивной манере, которая характерна для немецкого художника Адама Фридриха фон Лёвенфинка (1714-1754). Широко представлены изделия 1740-1750-х годов с различным живописным декором, вазы, предметы из Андреевского сервиза, подаренного саксонским курфюрстом Августом III русской императрице Елизавете Петровне (1709-1761), скульптуры по моделям немецких мастеров того времени Иоганна Иоахима Кендлера и Фридриха Элиаса Мейера, бронзовые часы и канделябры французской работы с мейсенскими фарфоровыми фигурами. Не менее интересен подбор произведений скульптуры известнейших заводов Германии XVIII в. — Франкенталя, Хёхста, Людвигсбурга, Нимфенбурга.

      Собрание Зубалова богато изделиями ведущих фарфоровых мануфактур и других стран Европы: Севр (Франция), Вена (Австрия), Турне (Бельгия), Веджвуд (Англия). Несколько редких предметов известных керамических центров Италии, Германии, Голландии XVI-XVIII вв. изданной группы — ценный вклад в музейную коллекцию европейской керамики. Кстати, отсюда происходят и образцы знаменитого венецианского стекла, и уникальные работы из русского стекла XVIII в.

      Вторым по количеству и высокому художественному уровню в разделе зарубежной керамики нашего музея — собрание упомянутого купца Дмитрия Щукина, семья которого обладала одной из крупнейших в Москве торгово-промышленных фирм. Его главной страстью стала старая европейская живопись. Собранные им картины художников Германии, Италии, Франции, Голландии XV-XVIII вв. в 1924 г. были переданы в Московский государственный музей изобразительных искусств (с 1937 г. им. А.С. Пушкина), а к нам попали фарфор и керамика. Эта сравнительно небольшая партия (около 200 предметов) отличается тщательным подбором каждой вещи, больше половины ее занимают изделия Мейсенской мануфактуры XVIII в. Среди них — редкие произведения 1720-х годов с росписью в стиле Иоганна Грегора Херольда, сейчас составляющие значительную часть подобных предметов в нашем собрании, а также ранние образцы мейсенской пластики, разнообразные изделия, демонстрирующие типы декора и тематику росписей Мейсена, в том числе полный по составу сервиз тет-а-тет с видами Дрездена. Первоклассные уникальные изделия многих европейских мануфактур, а также классические произведения китайского фарфора, итальянской майолики и немецкой керамики, дельфтского и французского фаянса из собрания Щукина занимают почетное место в наших постоянных экспозициях. Они составляют ныне наш «золотой фонд» вместе с предметами из коллекции Зубалова.

      Ценны в составе нашего зарубежного отдела и произведения ведущих предприятий Дании — Копенгагенской Королевской фарфоровой мануфактуры и фабрики «Бинг и Грёндаль». Значительная их часть - из частного собрания императрицы Марии Федоровны (датской принцессы Дагмар, 1847-1928), супруги императора Александра 111. В нее входят редкие произведения XVIII в. - части сервизов и скульптура, а также известные изделия конца XIX — начала XX вв. — вазы, блюда, разнообразнейшая пластика с подглазурной росписью. Среди раритетов — блюдо с изображением крейсера русского ВМФ «Рюрик», во главе русской эскадры посетившего датскую столицу с дружественным визитом.

      В экспозиции иностранного фарфора XIX в. особое место занимает, пожалуй, самый прославленный экспонат музея - Египетский сервиз — уникальное произведение всемирно известной Севрской мануфактуры наполеоновской эпохи. Созданный в 1804-1808 гг., он служит классическим примером яркого воплощения в фарфоре стиля ампир с присущими ему парадной торжественностью, совершенством и завершенностью всех элементов, объединенных в одном монументальном ансамбле.
      Сервиз посвящен походу французской армии в Египет в 1798 г. и создавался по зарисовкам и гравюрам участника этой военной кампании, французского мастера-гравера, египтолога-любителя, основателя и первого директора Лувра, ученого, писателя и художника барона Доминика Вивана Денона (1747-1825). В росписи данного шедевра наиболее последовательно отразились события похода и впечатления от древних памятников: в комплект входит 136 разнообразных по форме предметов, объединенных в ансамбль, включая настольное украшение — сюрту-де-табль, состоящее из тринадцати архитектурных фрагментов, каждый из которых представляет миниатюрную копию конкретного сооружения из храмовых комплексов разных эпох и стилей, объединенных в строгой симметричной композиции.

      По своему назначению сервиз делится на две части: десертную и набор для завтрака, чая и кофе — кабаре. Декор его тщательно продуман. Традиционное для французского фарфора XVIII в. эффектное сочетание кобальтового фона синего цвета и сияющей позолоты удачно соседствует с серовато-песочным тоном выполненных гризайлью (вид однотонной (монохромной) живописи, в разных оттенках одного цвета, чаще всего, сепии) сюжетных росписей, живо передающих основной колорит пейзажей и достопримечательностей страны фараонов. В золоченом оформлении использованы древнеегипетские иероглифы, знаки зодиака, сюжетные росписи и рельефные композиции, геометрические и растительные элементы. Причем поражающий изяществом, выразительностью и высочайшим мастерством исполнения орнамент каждого отдельного предмета не повторяется. В росписях тарелок, а их в сервизе 66, можно видеть изображения вековых древностей Египта, бытовых сцен из повседневной жизни, а также военных сюжетов, связанных с наполеоновской кампанией.

      Египетский сервиз предназначался для особых приемов во дворце Тюильри (Париж), однако волею судьбы попал в Россию: он был включен в число особо ценных дипломатических подарков. После исторических встреч Наполеона и Александра I в 1807 г. в Тильзите и в 1808 г. в Эрфурте (Германия) уникальный набор был подарен российскому императору в честь заключения союза между Францией и Россией. Больше века его хранили в царских кладовых (видимо, он так никогда и не использовался по прямому назначению), а в 1920-х годах был передан в Музей фарфора как выдающееся произведение своей эпохи. В 1990-х — начале 2000-х годов его неоднократно экспонировали на различных выставках во Франции, Австрии, Германии, Канаде, Японии.

      В музее также широко представлен фарфор всех крупнейших частных заводов нашей страны — предприятий Гарднера, купца Алексея Попова (существовал до 1870-х годов), Филиппа Батенина (в Санкт-Петербурге до 1838 г.), Антона и Ильи Сафроновых (до 1860-х годов), братьев Корниловых (до 1918 г.) и многочисленных заводов подмосковной Гжели, редкие изделия ранних и малоизвестных фабрик. Почти все самое интересное и значительное, созданное на том или ином заводе, непременно имелось в морозовской коллекции и, следовательно, попало в музей.

      Так, не имеет себе равных собранная Морозовым и хранящаяся у нас коллекция русской фарфоровой пластики практически всех известных отечественных заводов, начиная от ранних изделий Императорского и Гарднеровского заводов и заканчивая авторскими работами художников начала XX в., включающая первые произведения советского периода. Среди них не один десяток фигур из серии «Народы России», созданных на Императорском фарфоровом заводе, а также работы ведущих скульпторов этого предприятия Степана Пименова (1784-1833) и Августа Шписа (1817-1904), знаменитые изделия художника Константина Сомова (1869-1939). Особенно впечатляют полнота и высокий уровень коллекции фарфоровой пластики подмосковных заводов. Это сотни экземпляров скульптурных произведений завода Гарднера, отличающихся постоянной приверженностью русской теме. Фигуры различных социальных типов — крестьян, ремесленников, торговцев и разносчиков — стали ярким воплощением национальной самобытности отечественного фарфора XIX в. Более разнообразная по тематике и сюжетам пластика завода Попова и лубочная (фольклорная), наивная скульптура крестьянских фабрик Гжели ярко отражают различные стороны жизни и быта страны на протяжении нескольких десятилетий.

      Значительные поступления из различных государственных фондов обогатили музей рядом раритетов и уникальных экспонатов XVIII и XIX вв., созданных на ведущем тогда предприятии России — Императорском фарфоровом заводе. Среди них — самый ранний из датированных предметов русского фарфора — ставок (конфетница) 1748 г. изобретателя отечественного фарфора Дмитрия Виноградова, а также образцы первых сервизов, предназначенных для императорских дворцов и высшей знати, например, часть собственного сервиза императрицы Елизаветы Петровны или великолепные предметы, принадлежащие графу Григорию Орлову (1734-1783).

      Богатейшая коллекция русского фарфора дополнена не столь большим по количеству, но оттого не менее интересным собранием отечественной керамики и фаянса — предметов гжельской майолики XVI11 в., ярких изделий частных заводов XIX в., популярной продукции заводов братьев Кузнецовых (до Революции 1917 г.), неповторимых произведений керамики выдающегося художника Михаила Врубеля (1856-1910).

      Рядом исключительных экспонатов выделяется и собрание русского стекла: редкие изделия первых заводов в Измайлове (Москва) и Санкт-Петербурге начала XVIII в., прекрасные образцы гравированного стекла елизаветинского времени и цветного второй половины XVIII в. Разнообразием отличается и коллекция отечественного стекла XIX в., в которой особенно интересны изделия из цветных стекол в сочетании с многообразными приемами технологии и декорирования предметов, в том числе замечательные дворцовые вазы Императорского стеклянного завода (существовал в Санкт-Петербурге с конца XVIII до начала XX в.), созданные в стилистике ампира, историзма (Историзм (или эклектика) — архитектурное направление, доминировавшее в Европе и России в 1830-1890-е годы) и модерна.

      Музей по праву гордится довольно представительной коллекцией отечественного фарфора послереволюционной эпохи, ставшей ярчайшей страницей искусства XX в. Здесь выделяются произведения так называемого «агитационного» фарфора и оригинальные работы всемирно известных художников авангарда первой половины XX в., каждый из которых внес в искусство фарфора свой неповторимый стиль, творческую манеру и энергетику. Особенно любопытны графические и живописные композиции Сергея Чехонина (1878-1936), Рудольфа Вильде (1868-1937/42), Михаила Адамовича (1884-1947), Александры Щекатихиной-Потоцкой (1892-1967), Зинаиды Кобылецкой (1880-1957) и Алексея Воробьевского (1906-1992), супрематический (Супрематизм — направление в авангардистском искусстве, основанное в 1-й половине 1910-х годов в России Казимиром Малевичем) фарфор Казимира Малевича (1878/79-1935) и его учеников — Николая Суетина (1897-1954), Ильи Чашника (1902-1929), уникальные предметы (в частности, чайная пара 1921 г.), расписанные по рисункам Василия Кандинского (1866-1944), галерея скульптурных образов, созданных Натальей Данько (1892-1942). И это далеко не полный перечень авторов и произведений, которые и по сей день привлекают пристальное внимание любителей изящного.
       
        
      «САМОЕ БЛИЗКОЕ ИСКУССТВО»
        
      Так назвал керамику известный современный исследователь-искусствовед Александр Салтыков. И это не случайно, ведь столь знакомые и привычные вещи, тесно связанные с бытом и увлечениями людей разных эпох, демонстрируют не только достижения технического прогресса, но и высокое мастерство художников, преображающих обычные предметы — чашки и бокалы, тарелки и блюда, чайники и вазы — в подлинные произведения искусства, бережно хранимые их владельцами из поколения в поколение как семейные реликвии. Со временем они становятся предметами коллекционирования и приобретают статус национального достояния.

      Недаром фарфор, самый совершенный вид керамических изделий и любимый материал XVIII в., назвали «зеркалом культуры». Это определение применимо и к другим видам керамики, и к стеклу. Ведь именно в таком «зеркале» отразились яркие увлечения, сменяющие друг друга на протяжении столетий: художественные идеи, нередко почерпнутые из других видов искусства и разных исторических эпох, эстетические идеалы времени, мифологические, библейские и литературные образы. На предметах из керамики и стекла запечатлены портреты героев прошлого, монарших особ и даже женские головки с модных картинок, важнейшие мировые события и великолепные архитектурные памятники.
       

      Татьяна МОЗЖУХИНА, заведующая отделом русской и зарубежной керамики
      «Государственного музея керамики и «Усадьбы Кусково XVIII в.» (Москва)
        
      «Наука в России» . - 2010 . - № 3 . -  С. 98-105
        
        

       
      Адрес музея: 111402, Москва, улица Юности, дом 2
      Проезд: метро "Рязанский проспект", далее авт. 133 и 208 до ост. "Музей Кусково"; метро "Выхино", далее авт. 620, маршрут. такси 9М до ост. «Музей Кусково»; метро "Новогиреево", далее трол. 64, авт. 615, 247 до ост. «Улица Юности».
        

       
       
       
       
       
       
        

       
        
        



        © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование