Музеи-усадьбы России. Усадьба Кусково в старинной открытке

 
Старинные открытки "Усадьба Кусково"  (из частной коллекции филокартиста П.Д. Цуканова)
 
 
Кусково выделяется среди других памятников русского дворцово-усадебного строительства XVIII в. Подмосковья как по территориальному размаху и сложности художественных задач, так и по мастерству исполнения.
Кусково располагалось в 4 км от дворца в Перово, принадлежавшего графу А.Г.Разумовскому, морганатическому супругу Елизаветы I, и создавалось по единому замыслу заказчика, графа П.Б.Шереметева как частная парадная резиденция для приема императорского двора.
Художественная программа ансамбля сложилась в 1750-е гг. и осуществлялась вплоть до 1770-х гг., работы проводились по составленной Ю.И.Кологривовым «большой карте» — проекту планировки и застройки усадьбы.
 
Гравюра П.Антипьева с картины И. Аргунова выполнялась по заказу графа П.Б. Шереметева для издания книги 1774 г., в которой впервые были опубликованы письма Петра I, адресованные Б.П.Шереметеву. Он был родоначальником графской ветви фамилии и вошел в историю России как прославленный военачальник, фельдмаршал, герой Полтавы, кавалер высших орденов Российского государства и западных держав.
Наследники огромного состояния фельдмаршала — сын Петр, удостоившийся чести быть крестником Петра I, а затем и внук Николай, — оставили заметный след в русской культуре благодаря созданию в своих имениях блестящих дворцово-парковых ансамблей. Среди них первое место по праву занимают подмосковные Кусково и Останкино.
 
Панорама усадьбы со стороны большого пруда.    Основу композиции ансамбля составляла главная планировочная ось (север-юг), в центре которой был устроен Большой пруд, а вдоль него прямая, поперечная ось эспланады. Здесь, вдоль пруда были сосредоточены главные здания — деревянный дворец, колокольня и церковь, кухонный флигель, грот.
 
Дворец и храм.    Первоначальный деревянный дворец отвечал вкусам эпохи барокко и повторял облик каменного Фонтанного дворца Шереметевых в Петербурге, исполненного по проекту С.И.Чевакинского. В 1769—1779 гг. на смену ему был построен новый и больший по размерам (67,5 м) деревянный дворец в духе раннего классицизма, по проекту французского архитектора Шарля де Вайи.  В парадной части усадьбы самым древним сооружением является построенная в 1737—1739 гг. Спасская церковь с четырьмя статуями в нишах и ранее увенчанная статуей ангела с крестом.    Возведенная к западу от Спасской церкви колокольня стала завершающим этапом крупных строительных работ в Кускове. Она появилась в 1792 г. по воле сына создателя усадьбы, Н.П.Шереметева.
 
Панорама регулярного парка со стороны дворца.    Большой регулярный парк был разбит к северу от дворца. Его границы первоначально были очерчены рвом. Центральное место по главной планировочной оси отводилось партеру, который занимал самое большое пространство внутри регулярного парка. Парковый партер воспринимался единым огромным залом под открытым небом. Обрамлением ему служили фасады зданий дворца и Оранжереи, а по бокам — ряды стриженых деревьев и следовавшие за ними липовые шпалеры, немногим более человеческого роста.  Ближе к дворцу партер пересекала проложенная к 1754 г. поперечная аллея, перспектива которой с востока замыкалась Итальянским домиком, а с запада — Голландским домиком.
 
Оранжерея со стороны регулярного парка.   Здание Оранжереи воспроизводило мир тропической флоры, здесь произрастали древоподобные растения и экзотические цветы и кустарники. В сторону парка обращена сплошь остекленная, поставленная под наклоном стена. Она прерывается центральным и двумя боковыми пластичными павильонами в форме трех граненых выступов с куполообразными завершениями, наподобие беседок.  Центральный ризалит — самое высокое сооружение регулярного парка, он акцентирует главную ось ансамбля. Внутри его помещался двусветный с громадными арочными окнами зал, предназначенный для концертов инструментальной музыки с балконом для музыкантов. По обеим сторонам концертного зала в большие арочные проемы открывались линии застекленных, наполненных растениями галерей.
 
Оранжерея со стороны пейзажного парка.  Северный фасад Оранжереи разработан совершенно иначе, нежели парадный южный фасад. Он решен как одноэтажный корпус с повышенной кровлей и имеет скромное архитектурное убранство. Протяженность Оранжереи в Кусково составляла около трети километра. Она строилась в 1751 г.., вероятно, по проекту Федора Аргунова, и сменила в усадьбе деревянную постройку того же назначения. Согласно воле П.Б.Шереметева за основу архитектурного решения была взята ранее построенная Оранжерея Фонтанного дворца в Санкт-Петербурге.
 
Скульптурное убранство партера.    Партер украшают расположенные посреди газонов вазы на высоких постаментах, которые привносят определенный ритм, напряженность в спокойную геометрию парка. Вдоль ближайшего к дворцу ковра партера с каждой стороны поставлено по два бюста, вдоль следующего ковра газонов — по четыре, что зрительно увеличивает его протяженность. В разное время партер дополнительно наполнялся скульптурой.
Пластические акценты композиционно объединялись благодаря поставленным на главной оси партера двум вертикалям — это обелиск 1786 г., работы скульптора Архипа Иванова, и колонна 1779 г. Расположенная ближе к Оранжерее мраморная колонна, увенчанная статуей Миневры, служила прижизненным памятником Екатерине II. Изображение императрицы в образе античной богини мудрости получило широкое распространение в литературе и изобразительном искусстве того времени.
 
Панорама регулярного сада со стороны Оранжереи.    Вид регулярного парка со стороны Оранжереи позволял «прочитать» семантику и геометрию увеселительного сада в обратном порядке. По мере убывания ритмов чередования камерных форм парковой пластики все большее внимание гуляющих притягивала изысканная панорама северного фасада дворца с лестницами входа, выводившими непосредственно в самый парадный и пленительный, Зеркальный зал резиденции Шереметевых.
 
Центральная, восточная часть партера.    Центральная поперечная ось, делившая регулярный парк пополам, за пределами партера замыкалась с запада Эрмитажем, а с востока Вольером для певчих птиц с трельяжными стенами. В этой же части парка в 1763 г. был устроен «Воздушный театр», все ограждения которого были сделаны из живой зелени.
 
Голландский домик.  Комплекс Голландского домика в формах парковой архитектуры воплощал представления людей XVIII в. о голландском городском жилище и в миниатюре воспроизводил все атрибуты такого дома. Голландский домик с южной стороны был обращен к Голландскому миниатюрному прудику, а с северной стороны к такому же миниатюрному Голландскому садику, по бокам размещались «голландские» огород и сад. Городскую тесноту в Кускове воспроизводили деревянные беседки по берегам прудика и высокие трельяжные стенки, продолжавшие линию «уличного» фасада домика.   Начало строительства павильона осуществлялось в 1749 г., его южный фасад был каменным, а северный деревянным. В первом этаже была кухня, во втором — гостиная. Знаком голландского мотива в интерьере служила сплошная облицовка стен керамическими плитками. Здесь помещалось много марин XVIII в., написанных голландскими и английскими художниками, и приобретенными специально для Кускова.
 
Грот.   Грот – характерный элемент украшения крупных парковых ансамблей барокко и классицизма. В Кускове это один из наиболее экзотических павильонов усадьбы. Здесь при помощи аллегории переданы стихия камня и воды, чудеса природы далеких южных стран. В оформлении интерьера в изобилии представлены привезенные с берегов Средиземного моря редкие минералы, окаменевшие раковины. Грот Кусково включает три помещения – по сторонам от центрального зала с колоннами расположены боковые залы-кабинеты, их отделка была завершена в 1765 и 1771 гг. Убранство первого кабинета создавалось приглашенным из Петербурга мастером «готического дела» И.И. Фохтом. В августе 1775 года именно в Гроте был накрыт обеденный стол для Екатерины II.
Грот возводился, начиная с 1754 г. На смену ранее существовавшему в Кусково, деревянному. По распоряжению П.Б. Шереметева образцом для архитектуры вновь отстраиваемого в камне павильона должен был послужить построенный по проекту Б.Ф. Растрелли Грот Царского Села, императорской резиденции под Санкт-Петербургом (1753-1757). Украшением фасада служат помещенные над дверями картуши, оформленные в виде струй воды, заливающих пламя в чашах.
На рисунке художника начала XX века образ усадьбы передан в духе символизма – застывший в снегу Грот Кускова, прежде всего, вызывает ощущение отрешенности прошлого от настоящего.
 
Ворота и ограда регулярного парка к северу от оранжереи.   Граница регулярного парка проходила за Оранжереей и со временем она была оформлена оградой с воротами по главной оси. Далее за оградой был разбит не менее искусный и обширный пейзажный парк, получивший название Гай. Здесь, в «Доме уединения», втором и более скромном господском доме, после смерти супруги поселился строитель Кускова граф П.Б.Шереметев. Пейзажный парк был насыщен множеством затей. По обе стороны от главной оси располагались «китайская пагода», «улитка», павильоны «Стог сена» и Шомьер, «помещикова деревня» и другие (Гай не сохранился).
 
 

Русская усадьба в старинной открытке / Альбом с аннотированным указателем. НП «Русская усадьба». Под ред. И.Н. Слюньковой. / М., ИПГ «Профис», 2003. С. 31-44.