Низовский А.Ю. Усадьбы России. Кусково

Земли лоскутик драгоценный
Кусково милый уголок,
Эдема сколок сокращенный... —
писал о Кускове поэт XVIII века И. М. Долгоруков

Впервые Кусково упоминается в конце XVI века и уже как владение Шереметевых — «За боярином Иваном Васильевичем Шереметевым...». В 1623 — 1624 годы здесь стояли деревянная церковь с двумя приделами, боярский двор, «да двор животинный, живут деловые люди».

После И. В. Шереметева Кусковом владел его сын Федор — активный деятель Смутного времени, последовательно служивший всем самозванцам и претендентам на престол, один из членов «семибоярщины» и один из инициаторов избрания на царство Михаила Романова. Именно ему принадлежит историческая фраза: «Выберем Мишу Романова, он молод и глуп еще», которая, вероятно, повлияла на выбор новой династии.

Во владении Шереметевых Кусково оставалось более трехсот лет, вплоть до 1917 года — случай в истории усадеб довольно редкий. Расцвет усадьбы связан с именем Петра Борисовича Шереметева, сына знаменитого петровского фельдмаршала Б. П. Шереметева. В 1750—1770-х годах в Кускове была создана обширная усадьба с дворцом, многими «увеселительными» сооружениями, большим парком и прудами.

Местность, в которой располагалась фамильная шереметевская вотчина, живописной назвать было нельзя: плоская заболоченная равнина, поросшая неказистым лесом. Тем удивительней красота и пышность здешнего великолепного дворцово-паркового ансамбля, который современники сравнивали с Версалем.

Создание кусковского ансамбля тесно связано с именами крепостных архитекторов Федора Аргунова и Алексея Миронова. Проекты парковых павильонов, как предполагается, разработал Ю. И. Кологривов.
Кусковская усадьба — один из самых ранних сохранившихся до наших дней усадебных комплексов. Он создан в барочно-рокайльном стиле середины XVIII столетия. Постройки этого стиля располагаются в основном в окрестностях Петербурга (самый яркий из них — Ораниенбаум). В Москве же и окрестностях Кусково — единственный пример подобного рода.

Усадьба эта уникальна еще и тем, что дошла до нас без значительных изменений, в особенности ее центральное ядро. Хотя надо сказать, что в XVIII веке Кусково было существенно богаче. Практически исчез пейзажный парк со многими павильонами. Сама усадьба предназначалась не столько для проживания в ней, сколько для приемов и увеселений. Кусково так и называлось — «летний увеселительный дом графа Петра Борисовича Шереметева».

На берегу огромного пруда-озера, посреди которого возвышается искусственный островок, в 1774 году по проекту французского архитектора Шарля де Вальи был сооружен дворец (Большой дом) — сравнительно небольшое здание, построенное в «масштабе человека», то есть не подавляющее своими размерами, а создающее камерную атмосферу человеческого жилья, гармонии и уюта. Этот же масштаб, заданный размерами дворца, сохраняют залы, гостиные, библиотека, столовая, кабинет, комнаты владельцев. Их украшает изящная мебель, штофные обои, гобелены, портреты, картины, гравюры, мраморные бюсты работы Ф. И. Шубина. И только одно помещение во дворце неожиданно захватывает посетителя своими размерами и великолепием — Белый танцевальный зал, с его золочеными декоративными деталями, хрустальными люстрами и жирандолями, зеркалами и огромным живописным плафоном работы французского художника Л. Лагрене.

Перед домом зеленеют лужайки и аллеи большого регулярного парка со строго геометрической сеткой дорожек. Сходясь, они образуют многолучевые звезды. В XVIII столетии было модно подстригать деревья в форме забавных фигур: «мужиками бахусами», «сидячими собаками», «лежачими собаками», «гусями», «курицами» и т.п.

Вдоль центральной аллеи расставлены беломраморные статуи. Здесь же установлены обелиск и колонна со статуей богини Минервы. Аллея ведет к большому зданию оранжереи (1761 — 1763), увенчанному башенкой. Здесь выращивались экзотические растения.

Некогда в кусковском парке было много всевозможных «затей» и павильонов. Часть из них до нашего времени не сохранилась. Слева от дворца на берегу небольшого пруда стоит уютный Голландский домик (1749), сложенный из кирпича, с высоким ступенчатым фронтоном. Живописный, отражаясь в спокойных водах пруда, он создает чувство дома, тишины и покоя. Подобных сооружений в подмосковных усадьбах сохранилось всего два — в Кускове и Воронове.

Пышный барочный, увенчанный куполом павильон Эрмитаж (1765 — 1767) — почти необходимый элемент всех усадебных ансамблей первой половины XVIII века. Этот павильон служил для уединенных дружеских встреч и бесед. Еще один парковый павильон Кускова — Итальянский домик — напоминает своим обликом итальянские виллы. Скромно отделанное здание украшают медальоны с изображениями римских воинов. Неподалеку от него, на берегу пруда, располагается так называемый Грот (1771) — грот скорее только по названию, а на самом деле великолепный, выстроенный в стиле барокко павильон с куполом, фигурной террасой и многочисленными колоннами. Внутри его украшают скульптуры, перламутровые ракушки, цветное стекло, туф и мрамор.

Как и в петровской Кунсткамере, в Кускове имелось собрание «курьезов», включавшее в себя кости мамонта, препараты, минералы, ботанические экспонаты и механические «кунстштюки».

В ансамбль кусковской усадьбы входит стоящая на берегу пруда, рядом с дворцом, небольшая Спасская церковь, построенная в 1737 — 1739 годах.
 
На Кусковском пруду существовала небольшая флотилия гребных судов, включавшая яхту, оснащенную шестью пушками. На противоположном берегу пруда, строго против центра дворца, в глубь большого пейзажного парка уходит некогда отмеченный двумя обелисками канал. Его гладь освещали многочисленные огни вечерних празднеств, устраивавшихся в кусковском парке. «В садах гремела музыка, в аллеях теснились люди, и Венецианская гондола с разноцветными флагами разъезжала по тихим водам большого озера... Спектакль для благородных, разные забавы для народа и потешные огни для всех составляли еженедельный праздник Москвы», — писал Н. М. Карамзин.

За каналом располагался зверинец, куда было завезено 12 волков, 120 американских и 20 немецких оленей. Рядом со зверинцем в парке был сооружен Охотничий домик, напоминавший небольшой готический замок. Помимо него в парке стояли беседки с характерными для той эпохи названиями: «Найтить здесь спокойствие», «Хорошим людям пристанище», «Философский дом», «Храм тишины», «Дом уединения», «Стог сена», «Львиная пещера», «Хижина», «Турецкая киоска».

В Кускове граф П. Б. Шереметев принимал императрицу Екатерину П. «Мне случилось видеть великолепный праздник, который дан был императрице графом Петром Борисовичем Шереметевым в селе его Кускове, — вспоминал один из гостей. — Что более всего меня удивило, это плато, которое поставлено было перед императрицею за ужином. Оно представляло на возвышении рог изобилия, все из чистого золота, и на возвышении том был вензель императрицы из довольно крупных бриллиантов».
Владелец Кускова П. Б. Шереметев скончался в 1788 году. Его сын, Н. П. Шереметев, был увлечен своим Останкиным, куда после смерти отца он вывез из Кускова крепостную театральную труппу, мастеров и множество предметов обстановки. Останкино пришло на смену Кускову — и старая усадьба начала постепенно уходить в забвение.

В 1812 году Кусково было занято французскими частями корпуса маршала Нея, которые разграбили усадьбы и многое порушили. Посетивший в 1822 году путешественник видел уже облетающую позолоту, «почернелые потолки, украшенные гербами и звездами, полинялые гобелены и штофы».

В XIX веке Кусково стало популярным местом дачного отдыха. «Дачные постройки с неизменными мезонинами в достаточной мере защищены от лучей палящего солнца густыми лесными насаждениями», — рекламировал удобства здешних мест дореволюционный путеводитель.

Последним владельцем Кускова был граф С. Д. Шереметев (1844— 1918) — председатель Археографической комиссии, известный летописец русских усадеб. В частности, его перу принадлежит опубликованная в 1899 году работа «Кусково до 1812 года».

С 1918 года в Кускове открыт музей.
 
Низовский, А.Ю. Усадьбы России . - М.: Вече . - 2005 . - С. 67-70.