Системы образования и медицины в России (история)


Федорец А. Где, как и чем лечились купцы в XIX веке     Жизнь граждан в XIX в. сплошь и рядом сопровождалась различными опасными ситуациями: войны, разбойные нападения, частые среди деревянных построек пожары, регулярно случались эпидемии холеры, оспы, тифа. Они были вызваны плохими санитарными условиями, скученностью проживания, незнанием элементарных правил гигиены

Борисов С. Статус первый ученик - значит многого достиг!    В девятнадцатом и первой четверти двадцатого века выражения "первый ученик" и "первая ученица" были словами, затрагивающими вопросы статуса, престижа, представляющими объект вожделения, вызывающими чувства зависти, а то и нервные срывы, даже становящимися причиной вражды...

Солодянкина О. Ю. Свои и чужие в пространстве домашнего воспитания и образования дворянства в имперской России       Сфера образования и воспитания — одна из самых важных, если речь идет о взаимодействии культур. детей российских дворян старались воспитывать в духе европейской образовательной традиции, и занимались этим, прежде всего иностранные гувернеры и гувернантки, к которым постепенно стали добавляться свои, российские, овладевшие иностранными языками и освоившие инокультурные формы поведения — жесты, манеры, умение держаться. Кто из них были свои, а кто — чужие?

Казанцева Ю. Бунт против министра просвещения     До революции женщин допускали к слушанию университетских лекций, но только в виде исключения и без возможности сдать экзамены и получить диплом.  В начале 1915 г. Томский университет обратился в министерство народного просвещения с ходатайством о допущении женщин к слушанию лекций на юридическом факультете...

С. Экштут. За детство счастливое наше. Женская школа сталинской эпохи в фотографиях Александра Устинова      16 июля 1943 года, в разгар Великой Отечественной войны, постановлением Совнаркома СССР в стране было введено раздельное обучение мальчиков и девочек. Раздельное обучение предписывалось осуществить во всех неполных средних и средних общеобразовательных школах, расположенных в областных, краевых центрах, столичных центрах союзных и автономных республик и в крупных промышленных городах 

Н. Яковлева. Образовательная услуга или учительское служение? Размышления педагога       Учитель в России сегодня утратил тот высокий статус, которым обладал всего несколько десятилетий назад. И дело вовсе не в низкой оплате его труда (хотя он, конечно, достоин более высокой зарплаты!). Одна из причин — пренебрежение многовековой традицией учительского служения

Т. Красовицкая. Разнообразие в единстве: идеал, не нашедший воплощения. Национальная школа и вызовы модернизации    В современной России значительное внимание привлечено к двум историческим персонам — Петру Столыпину и Иосифу Сталину. Их деятельность увязывается с проектами модернизации, по разным причинам не реализованным или не до конца реализованным, в том числе — и в сфере мультикультурного образовательного пространства 

К. Писаренко. Петров дщерь к наукам матерски снисходит! Опыт императрицы Елизаветы Петровны    В Татьянин день далёкого 1755 года императрица Елизавета Петровна подписала указ о создании в Москве университета. Но вчитывался ли кто-нибудь в высочайшую резолюцию на сенатском докладе об этом проекте? 

О. Кошелева. Грамматичный фундамент ко чтению и письму научением вкоренять. Начальное обучение в петровской образовательной реформе    Петровские реформы перевели дело обучения детей грамоте из сферы частной жизни в сферу государственную 

А. Богданов. За право разума. Пути российского просвещения на пороге века Просвещения    В конце третьей четверти XVII века в России значение науки и образования не было очевидным даже для передовых людей.  Замыслы просветителей 1680-х рисуют нам не столько результаты, сколько перспективы государственного отношения к высшему образованию в России 

Т. Темиров. Созидание культуры или экономическая прагматика? Исторические векторы образовательных реформ в России     Многочисленные реформистские действия, определяющие нынешнее состояние и перспективы развития образовательной инфраструктуры страны, представляются весьма противоречивыми. Непрекращающиеся споры относительно целесообразности новаций последних лет — рейтингов вузов, единых государственных экзаменов, наконец, перехода на Болонскую систему — убедительно доказывают, что в обществе нет достаточного понимания сущности и функций образовательных реформ