Урок года 2007

В соответствии с районным планом отдела образования администрации Центрального района и Центрального филиала городского центра развития образования, приказом ООАЦР № 792-од от 03.10.2007 с 10 по 23 ноября 2007 года прошел районный конкурс «Урок года» в номинации «Русский язык и литература».

Целями и задачами данного конкурса были:
-  поиск педагогических идей по обновлению и совершенствованию содержания современного образования;
- стимулирование профессионального роста педагогов, их методического мастерства, потребности в исследовательской деятельности;
-  раскрытие творческого потенциала учителей русского языка и литературы, выявление, изучение и предъявление лучшего опыта работы педагогов района.

В конкурсе приняли участие учителя русского языка и литературы из семи образовательных учреждений района:
        Рачева Наталья Юрьевна (МОУ СОШ № 54);
        Кузьмина Наталья Александровна (МОУ гимназия № 1);
        Яковенко Ирина Валерьевна (МЭЛ);
        Балыкина Елена Николаевна (МОУ СОШ № 99);
        Напольских Наталия Григорьевна (МОУ СОШ № 12);
        Светлосанов Владимир Сергеевич (МОУ гимназия № 13);
        Храпкова Ольга Рудольфовна (МОУ СОШ № 4).

На основании поданных заявок от участников конкурса членами оргкомитета был составлен график открытых уроков, определены критерии оценивания.

Рачева Наталья Юрьевна, учитель первой квалификационной категории МОУ СОШ № 54, представила урок русского языка в 7 классе по теме «Употребление заимствованных слов». На уроке проведена большая работа с понятием «заимствованные слова», интересно создана речевая ситуация, удачен стилистический эксперимент. В результате учащиеся совместно с учителем сделали вывод, что употребление заимствованных слов позволяет связно, последовательно, точно и выразительно излагать свои мысли,  однако «истинный вкус состоит…в чувстве соразмерности и сообразности» (А.С. Пушкин).

Кузьмина Наталья Александровна, учитель высшей квалификационной категории МОУ гимназии № 1, представила урок литературы в 7 классе по теме «Высшая мудрость – различать добро и зло» (Сократ). (По пьесе Е.Л. Шварца «Дракон».) Урок – размышление о нравственных категориях имел мощное теоретическое обоснование, был построен на основе философских размышлений Сократа. По концепции усвоения – урок ассоциативно-рефлекторный с элементами суггестии. Урок отличает глубина самостоятельных выводов учеников. Учитель в системе работает над читательской способностью по эмоциональным реакциям, работе воображения, осознанию содержания и художественной формы произведения (пьеса Е.Л. Шварца «Дракон» - художественный фильм М.А. Захарова «Убить дракона»).

Яковенко Ирина Валерьевна, учитель второй квалификационной категории экономического лицея, показывала урок русского языка в 6 классе  «Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол». На уроке были использованы разнообразные формы и методы работы, направленные на развитие языковой, речевой, коммуникативной компетенции учащихся.        На основе текста стихотворения В.Солоухина «Слово о словах» обучающиеся проводят лингвистический анализ текста, в результате которого определяют морфологические признаки глагола,  взаимосвязь морфологии и орфографии. Следует отметить широкое использование технических средств, дифференцированный подход к домашнему заданию, оптимальное соотношение различных видов деятельности.

Балыкина Елена Николаевна, учитель первой квалификационной категории МОУ СОШ № 99, показывала урок русского языка в 5 классе по теме «Сложное предложение». Урок выстроен методически грамотно с опорой на опережающее обучение с использованием межпредметных связей. Рационально используются ТСО, дидактические и наглядные материалы.

Напольских Наталья Григорьевна, учитель высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 12, продемонстрировала урок литературы в 5 классе по теме «Образ царевны – воплощение авторского идеала (по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).       В течение урока учитель использует разнообразные средства обучения:  первоисточники, иллюстрации русских художников к сказке, фрагмент одноименного мультипликационного фильма, исторические документы, что позволяет поддерживать учащихся в режиме поисковой деятельности. Результат урока – сформированное представление о царевне как воплощении идеала добра и красоты.

Светлосанов Владимир Сергеевич, учитель высшей квалификационной категории МОУ гимназии № 13, представлял урок развития речи «Звук и смысл в стихотворной речи». Стоит отметить  глубину, научность, полноту содержания урока, широкую эрудицию учителя, что позволило добиться высокой мотивации обучающихся к стиховедческой и стихотворной деятельности, создать ситуацию успеха. Сопряжение разных видов искусства: литературы, живописи, музыки   способствовало развитию творческого потенциала детей.

Храпкова Ольга Владимировна, учитель второй квалификационной категории МОУ СОШ № 4, показывала урок русского языка по теме «Фразеологизмы». Учитель владеет игровыми технологиями контроля обученности и закрепления изученного материала. При ответах учащиеся оперировали понятиями, сочетая теоретические знания с практической деятельностью.

Не все поставленные задачи к урокам были успешно решены. Имели место фактические ошибки, допускались неверные формулировки ранее изученного материала.

Жюри отмечает у педагогов высокую мотивацию, направленную на дальнейшее развитие профессионального мастерства, владение инновационными технологиями обучения, использование  электронных учебных пособий с целью реализации принципов личностно- ориентированного обучения.

Жюри конкурса единогласно утвердило следующие результаты:

Номинация «Русский язык»
     1 место – Яковенко Ирина Валерьевна (МЭЛ);
     2 место – Балыкина Елена Николаевна (МОУ СОШ № 99);
     3 место – Рачева Наталья Юрьевна (МОУ СОШ № 54);
                     Храпкова Ольга Рудольфовна (МОУ СОШ № 4).

Номинация «Литература»
     1 место – Кузьмина Наталья Александровна (МОУ гимназия № 1);  Светлосанов Владимир Сергеевич (МОУ гимназия № 13);
     2 место – Напольских Наталия Григорьевна (МОУ СОШ № 12).

      Предложения:

  1. Учителям русского языка и литературы эффективнее использовать ТСО и оборудование кабинетов при подготовке к уроку;
  2. Заместителям директоров по учебно – воспитательной работе своевременно    оказывать методическую помощь при подготовке конкурсных уроков;
  3. По итогам конкурса провести заседание районного методического  объединения учителей русского языка и литературы;
  4. ЦФ ГЦРО организовать проведение мастер-классов учителей-победителей районного конкурса «Урок года»  в номинациях   «Русский язык», «Литература».

Справку подготовила Колесникова Т.В., методист ЦФ ГЦРО, г. Новосибирск

[07.12.2007]