Л.В. Хатюшина. НОВОСИБИРСК: ОТ ПРОШЛОГО К БУДУЩЕМУ

Комплексное  познавательное занятие для детей подготовительной группы


Образовательные задачи занятия
1. Закрепить знания детей об истории родного города.
2. Учить свободно, ориентироваться в Новосибирском метрополитене, знать  расположение и название станций, историю происхождения их названий.
3. Свободно ориентироваться в городе, знать названия основных городских достопримечательностей, названия основных магистралей города, историю происхождения их названий. 

Развивающие задачи
1. Развивать внимание, мышление, речь. 
2. Развивать любознательность, умение самостоятельно находить информацию на интересующие темы. 

Воспитательные задачи: воспитывать патриотизм, прививать чувство гордости за свой город.

Оборудование: макеты домов из бумаги; предметы одежды купцов, крестьян; предметы старинного обихода; открытки и фотографии с видами города;  схема метрополитена;  «колесо истории»; жетоны для метро, монеты

Ход занятия
Воспитатель: В каком городе мы с вами живём?
Дети: В Новосибирске
Воспитатель: Сколько лет исполнилось нашему городу?
Дети: В этом году, Новосибирску исполнится 110 лет
Воспитатель: Любите ли вы свой город?
Дети: Да
Воспитатель: Что означает любить свой город?
Дети: Беречь и ухаживать за городом.
Воспитатель: Как вы помогаете городу быть красивым?
Дети: Убираем на участке мусор, сажаем цветы на клумбах.
Воспитатель: Любить свой город – это хорошо знать его историю и уметь ориентироваться в нем. А что значит хорошо ориентироваться в городе?
Дети: Это значит знать название улиц, учреждений, театров, площадей.
Воспитатель: А ещё, ребята, любить свой город, значит знать его историю: как он родился, как развивался и рос с самого начала своего зарождения до наших дней. Ведь города, как люди, рождаются, развиваются и растут. Есть города молодые и старые, которым уже исполнилось 300 и 800 лет. Нашему городу исполнилось 110 лет. Как вы считаете, он молодой или старый?
Дети: Молодой, но уже такой большой и красивый.
Воспитатель: Сегодня на занятии мы узнаем, каким был наш город в самом начале, и каким стал сейчас, может быть, сможем предугадать, каким наш город станет в будущем. А поможет нам в этом Колесо истории.

Дети подходят к Колесу истории, рассматривают его.

Колесо поделено на 3 части:
1 часть - Новониколаевск 1893-1926 г.;  2 часть - Новосибирск 1926-2003 г.;  3 часть - Новосибирск 2003 - ...

Воспитатель: Благодаря нашему Колесу Истории мы сможем вернуться на 110 лет назад и очутиться в городе Новониколеавске. Что это за город?
Дети: Первое название нашего города - Новониколаевск. Оно просуществовало до 1933 года.
Воспитатель: Итак, внимание. Нам помогут стрелки - указатели, которые покажут, куда мы должны двигаться. Готовы? Тогда вперёд!

Дети входят в зал, где звучит весёлая, ярмарочная музыка; стоят макеты старинных деревянных домов; торгуют лавочники; крестьяне сеют зерно.  Дети рассматривают происходящее.

Воспитатель: Вот, ребята мы и очутились в городе Новониколаевске. С чего началось рождение нашего города?
Дети: Со строительства моста через Обь.
Воспитатель: Совершенно верно. Мост через Обь стали строить 110 лет назад. Это и положило начало городу. Но для чего же нужен был мост через реку?
Дети: Для того чтобы по железной дороге поезда могли везти грузы дальше, в Сибирь и на Дальний Восток.
Воспитатель: Почему сначала наш город был назван Новониколаевском?
Дети: В честь царя Николая, правившего тогда.
Воспитатель: Расскажите, какими были в то время дома?
Дети: Невысокие, деревянные.
Воспитатель: Почему дома строили из дерева?
Дети: Много леса было вокруг, он был тогда самым дешёвым материалом.
Воспитатель: Правильно, в то время лес был самым дешёвым строительным материалом. Дома из дерева строили быстро, они были тёплыми, уютными. Дома были рубленные. А чем ещё занимались тогда жители города, помимо строительства моста? Кто такие крестьяне и что делали они?
Дети: Крестьяне работали на земле: пахали, сеяли, убирали урожай, ухаживали за животными.
Воспитатель: По вашему мнению, крестьяне были бедными или богатыми?
Дети: Бедными.
Дети рассматривают крестьянскую одежду.
Воспитатель: Что выращивали крестьяне на земле?
Дети: Зерно, овощи
Воспитатель: Для чего крестьяне выращивали зерно?
Дети: Зерно мололи, а затем пекли хлеб.
Воспитатель: Правильно, но для того чтобы смолоть зерно крестьяне везли его на мельницы.
Воспитатель: Но помимо крестьян, жили в городе и купцы, лавочники. Что это были за люди? Чем они занимались?  Купцы - это богатые люди, которые возили товар, произведённый у нас (мех, шерсть, лес) в разные города и страны и продававшие его там, а из-за границы  они везли другой товар (специи, ткани) и тоже продавали его, но уже у нас в стране. Как одевались купцы?
Дети рассматривают одежду купцов.

Воспитатель: Кроме купцов в городе жили лавочники - это зажиточные люди, которые имели свои магазины (лавки) и торгующие в них различными товарами. Как одевались лавочники? Воспитатель: Мы продолжаем путь по старому городу. Обратите внимание на вывески. Что они обозначают?  (Гимназия, трактир, харчевня, лавка)
Воспитатель: Ну, вот мы и побывали в старом Новосибирске - Новониколаевске. Узнали, как родился и жил город в первые годы своего создания. Какие жили в нем люди, и чем они занимались. Теперь вновь вернёмся к Колесу Истории и отправимся дальше, в современный  город. Узнаем, каким стал Новосибирск сейчас, какие люди в нем живут и чем они занимаются сейчас. Как изменился город за это время? Как мы можем это посмотреть?
Дети: Проехать по Новосибирску на машине или автобусе и увидеть всё своими глазами.
Воспитатель: Совершенно верно. Но сегодня мы отправимся путешествовать по городу на подземном транспорте, который тоже много может рассказать нам об истории Новосибирска. На каком транспорте мы отправимся в путь?
Дети: На метро.
Воспитатель: Совершенно верно. Ребята, а как вы считаете, во всех ли городах есть метро?
Дети: Нет. Не во всех.
Воспитатель: В каких городах открывают метро и для чего оно нужно? 
Дети: В крупных городах, для того, чтобы на улицах меньше стало машин  открывают подземный вид транспорта метро.  Воспитатель: Ребята, но если мы станем путешествовать на метро, мы ничего не увидим в городе. Как же быть?
Дети: Мы можем выходить на станциях метро на поверхность.
Воспитатель: Для того чтобы не заблудиться в метро, существует схема
метрополитена. Давайте попробуем научиться ориентироваться по ней. Как попасть на станцию Красный проспект? Площадь Ленина? Площадь Маркса?
Рядом, с какой станцией метро находится наш детский сад?
Дети: Маршала Покрышкина.
Воспитатель: Кто знает, почему в честь этого человека названа станция? Чем он знаменит? Маршал Покрышкин - наш земляк, трижды герой, лётчик. Во время Великой Отечественной войны он сбил 59 фашистских самолёта.
Мы с вами спускаемся в метро, покупаем жетоны, бросаем их в гнёзда турникета и проходим на станцию (использование предметов-заместителей).
Садимся в подъехавшую электричку и доезжаем до станции Сибирская, проходим по переходу на станцию Красный проспект и выходим на поверхность посмотреть Красный проспект и всё, что там находится.

Дети рассматривают открытки с видами достопримечательностей города; часовни, Дома Офицеров, рассказывают о назначении каждого учреждения. После этого спускаемся опять в метро и доезжаем до следующей станции. Выясняем, в честь кого она названа, рассматриваем достопримечательности на поверхности, обсуждаем их назначение. Вновь спускаемся в метро и возвращаемся в детский сад. За время путешествия дети 3 раза покупают жетоны.

Воспитатель: Ну вот, ребята мы и осмотрели современный Новосибирск. Изменился ли город со времён Новониколаевска? Что именно в нем изменилось? Ребята, пришло время вновь вернуться к Колесу Истории и продолжить наше путешествие во времени далее. Колесо останавливается в секторе 2003 - … год.   Давайте пофантазируем, каким вы видите наш город в будущем. Какие будут строить дома? Во что будут одеваться люди?  Какие новые здания построят?

Устное фантазирование.   Итог занятия

Закрепление знаний об истории города, его основных достопримечательностях, людях, в честь которых названы улицы и площади города.
Рисование детьми города будущего, прошлого или настоящего по выбору.