Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников

    Библиотека

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Эко 

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
     
    А.И. ЛУЧИНКИНА, кандидат психологических наук,
    докторант  Института психологии им. Г.С. Костюка НАПН Украины, с.н.с.  Института одаренного ребенка НАПН Украины, г. Киев
     

    ИНТЕРНЕТ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
     

    Актуальность проблемы исследования
     
    Современное образовательное пространство характеризуется динамичностью, наращиванием скорости переработки информации и усиления адаптивности системы, но в то же время возникает противоречие: при минимуме информации система неспособна к инновациям, максимум информации приводит систему к неустойчивости. Очевидно, во избежание распада системы необходим переход на качественно новый уровень образования и соответственно новая образовательная среда для осуществления познавательной деятельности.

    Появление Интернета и активное включение в интернет-пространство детей и подростков расширило границы познавательной среды, а именно познавательных порталов, поисковых сайтов, интернет-библиотек и видеотек. Расширение познавательного пространства отразилось в первую очередь на одаренных детях и подростках, оказавшихся чрезвычайно восприимчивыми к новым веяниям. Очевидно, неизбежны изменения в подходе к устоявшимся понятиям: познавательная деятельность, образовательная среда, образовательный процесс, поисковая активность.

    В курсе общей психологии познавательная деятельность определяется как активная деятельность субъекта по приобретению и использованию знаний. Приобретение и применение знаний предполагает наличие познавательной (поисковой) активности личности — способности эти знания добывать.

    Познавательная деятельность осуществляется в образовательной среде. Традиционное образовательное пространство представляет, по мнению В.А. Левина (В.А. Левин, 2001), процесс специального организованного целенаправленного формирования личности по социально обусловленному образцу. Отметим, что тип образовательной среды определяется, прежде всего, теми условиями и возможностями данной среды, которые способствуют развитию активности личности и ее личностной свободы. При этом необходимо учитывать, что в традиционных образовательных пространствах (школа, семья, внешкольные учреждения) степень свободы гораздо ниже, чем в интернет-среде, в подходе к устоявшимся понятиям: познавательная деятельность, образовательная среда, образовательный процесс, поисковая активность.

    Если мы возьмем векторную модель В.А. Левина за основу, то получим следующую картину (рис.): пользователь, зайдя в Интернет, может самостоятельно заниматься поисковой деятельностью, используя Сеть как инструмент для поиска необходимой информации и самопроверки (подготовка реферата, задания внешнего независимого тестирования); обмена информацией с другими пользователями в тематических группах, размещения информации на специально созданных сайтах; прохождения дистанционных курсов обучения (интернет-среда выполняет роль тьютора (тьютор (англ. tutor) — исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования); занятия случайной познавательной деятельностью (открыл страничку, увидел интересное название или картинку, почитал). При этом степень активности пользователя будет регулироваться той поисковой стратегией, которая у него выработана на момент поиска, целями относительно результатов поиска. Школа и вуз не дают такой свободы действий.

    Ю.М. Кузнецова и Н.В. Чудова (2011) указывают, что по содержанию и итогам поисковой деятельности исследователями выделены три группы пользователей:
    • использующие пассивную стратегию поиска обращаются к Интернету часто, предпочитают популярные веб-сайты, просматривают тексты на родном языке. При отсутствии ответа на запрос эти пользователи считают, что в Сети такой информации нет;
    • использующие стратегию отбора — наиболее типичные посетители Интернета. Обычно они
    обращаются к веб-сайту, когда уже что-либо знают по интересующему их вопросу. Просматривая результаты поиска, пользователи этой группы принимают во внимание количество альтернатив, удобна ли навигация.
    Пользователи ищут сайты, на которых можно найти исчерпывающую информацию о знакомых предметах;
    • использующие динамическую стратегию. Техническая компетентность таких пользователей позволяет им обращаться к разным веб-сайтам в зависимости от задачи поиска. Их собственное знание о предмете поиска помогает получать релевантную информацию в более эффективном режиме. Просматривая результаты поиска, они принимают в расчет такие параметры, как количество альтернатив, время и скорость, используемые языки, возможность использования родного языка и удобство интерфейса. При отборе информации учитываются все релевантные факторы: надежность, конфиденциальность, соответствие информации запросу, простота и ясность ее формы и достоверность ее содержания. Такие пользователи достигают наилучших результатов.

    Относительно вектора свободы — зависимости украинская исследовательница М.Л. Смульсон, говоря об образовательной среде Интернета, указывает, что наиболее принципиальным психологическим ее свойством является потенциальность — создание возможностей для достижения как ближайших, так и отдаленных целей обучения, которыми личность может воспользоваться, а может и не воспользоваться (М.Л. Смулfa-сон, 2008).
    Основное исследование
     
    Образовательный процесс — это процесс, представляющий целенаправленную познавательную деятельность людей по получению считающихся достоверно установленными истинных научных знаний; повсеместно применяемых знаний, пусть даже противоречащих истине, но установленных в качестве обязательной нормы законами и нормами общества; умений и навыков.

    Основные отличия виртуального образовательного процесса от других видов образовательных процессов заключаются в:
    1) изначальной неопределенности данного процесса для субъектов взаимодействия;
    2) уникальности взаимодействия субъектов, в том числе и с реальными образовательными объектами;
    3) существовании виртуального образовательного процесса только в течение времени взаимодействия пользователя и интернет-среды.
    Современная система образования включает в себя огромное количество информационных каналов, и поэтому необходимо существование такого системообразующего канала, при котором создаются условия накопления избыточной энергии и информации, что позволяет системе переходить на следующий уровень сложности. Роль такого канала и призван выполнить Интернет, рассматриваемый в трех аспектах (В.В. Алехин, О.С. Белокрылова, 2009):
    а. Интернет как глобальная информационная база. Л.О. Пережогин указывает на следующие характеристики Сети как информационной среды для рядового пользователя: безграничность информационных ресурсов частного, научного или общественного характера; возможность получения информации в любой из технически существующих форм: текстовой, аудио, видео и т.д.; возможность для каждого пользователя размещать в Сети и делать доступной для неограниченного числа других пользователей собственную информацию (Л.О. Пережогин, 2001).
    б. Интернет как среда научного обмена и средство для передачи знаний и опыта.

    Американские исследователи указывают несколько основных причин, по которым люди используют Интернет как пространство научного обмена и средство передачи опыта:
    1. Освоение традиционных навыков. Люди, которые используют Интернет для связи, имеют доступ к реальной аудитории, более внимательно относятся к грамматике, орфографии, стилю и структуре предложения при письменном общении в Интернете.
    2. Подготовка к новой работе. Осознание необходимости использования технологий для эффективного общения и совместной работы с другими людьми во времени и пространстве.
    3. Доступ к новым инструментам и ресурсам. Обмен опытом на сайтах и в блогах дает возможность увидеть новые решения, подходы. Так, на некоторых сайтах можно прочитать объявления: «Помогите решить задачу. Пробовал таким способом (далее способ решения задачи) — не получается». Как правило, в комментариях к объявлению другие пользователи дают развернутый анализ допущенных ошибок и предлагают свои способы решения.
    4. Инструменты для совместной работы и обмена. Некоторые исследователи отмечают, что Интернет предоставляет уникальные возможности для организации образовательных сообществ на всей территории Интернета (во всем мире). С учетом того, что Украина входит в единое образовательное пространство с рядом других стран, такие сообщества могут послужить формой обмена образовательным и социальным опытом.

    Анализ Интернета как пространства научного обмена и средства для передачи знаний и опыта позволяет рассмотреть организацию обучения в этом пространстве, что предусматривает создание различных дистанционных курсов.

    В интернет-пространстве, по мнению  М.Л.  Смульсон,  функционирует психологический механизм динамического распределения функций управления процессом обучения между учителем и учеником, ученик значительно активнее, чем при традиционном обучении, берет эти функции на себя, ученическая деятельность в этом пространстве характеризуется самостоятельным поиском знаний в гипертексте, конструированием собственной образовательной среды (М.Л. Смульсон, 2008). Создание электронных гипертекстовых учебников позволяет выбрать собственную образовательную траекторию. Дистанционные курсы имеют много преимуществ: мобильность, свобода выбора, высокая активность самого пользователя, возможность конструировать свое образовательное пространство (гипертекстовый выбор траектории образования), но на фоне явных достоинств возникает и ряд специфических особенностей, затрудняющих установление психологического контакта: невозможность использования большей части невербальных средств коммуникации и как следствие обеднение эмоционального компонента общения; дефицит информации о партнере по взаимодействию, влекущий за собой искажение процесса социальной перцепции и зачастую приводящий к искажению смысла поступающей информации; подмена « живой », меняющейся ситуации общения набором стандартных реакций машинного интерфейса; различие целого ряда факторов микросоциума и микросреды, в которых находятся коммуниканты, начиная от территориальной локализации, а следовательно, и местных традиций, специфических систем норм и ценностей и заканчивая временем суток и погодой.

    Кроме того, развитию интернет-образования препятствует стоимость компьютерного, программного обеспечения и разработки учебных материалов; несовершенная система традиционной оценки знаний, которая не может быть применена в виртуальном образовании; инерционность преподавателей по поводу использования новых информационных технологий; отсутствие у учащихся (студентов) опыта самостоятельного обучения.

    в. Интернет как пространство практической реализации имеющегося опыта и знаний. Практическая реализация имеющегося опыта и знаний заключается в размещении и пропаганде в Интернете результатов своей деятельности: участие в интернет-конференциях, публикации в интернет- изданиях, создание собственных блогов, сайтов, библиотек.

    Все перечисленные характеристики образовательной интернет-среды дают возможность использовать ее как развивающее пространство для одаренных детей и подростков. Исследователи выделяют несколько типов одаренности:

    1. Академическая одаренность определяется успешностью обучения.
    2. Интеллектуальную одаренность связывают с высоким уровнем интеллектуального развития.
    3. Социальная одаренность рассматривается как сложное, многоаспектное явление, во многом определяющее успешность в общении.
    4. Духовная одаренность связана с высокими моральными качествами, альтруизмом.
    5. Творческая одаренность определяется теми теоретическими конструкциями, на которых базируется само понимание творчества.
    6. Психомоторная одаренность тесно связана со скоростью, точностью и ловкостью движений, кинестетически-моторной и зрительно-моторной координацией.

    Рассмотрим способы организации познавательной деятельности в интернет-среде для каждого из указанных типов одаренных детей. Так, дети с академической одаренностью успешно используют Интернет как информационную базу: пользуются библиотеками, всевозможными материалами по темам, предложенным преподавателями, или темам, которые интересуют их лично; могут заниматься в дополнение к школьному образованию на дистанционных образовательных курсах. Эта категория школьников в основном использует стратегию отбора информации в процессе познавательной деятельности в интернет-пространстве.

    Среди школьников с интеллектуальной одаренностью выделяются две группы: 1) учащиеся, мотивированные на участие в предметных олимпиадах, конкурсах; 2) учащиеся, мотивированные на научно-исследовательскую деятельность.

    В отношении первой группы детей интернет-пространство достаточно разработано. Так, в Великобритании одним из университетов Кембриджа создана интернет-система по математике для одаренных учащихся. В рамках этой системы организован математический клуб онлайн для одаренных учащихся. Кроме того, ежемесячно в Интернете выходит журнал, в котором публикуются математические задачи, пазлы, парадоксы, стимулирующие углубленную работу в определенных областях математики. В нем также разбираются и комментируются решения, присланные учениками. Математические задачи сгруппированы по четырем уровням сложности без возрастных ограничений. Ведущими специалистами в этом университете Кембриджа регулярно «вживую» читаются лекции с включением в обсуждение слушателей. Расписание лекций, их тематика, имена лекторов и условия регистрации для их посещения «вывешиваются» в Интернете на весь учебный год.

    Лондонский департамент предложил программу REAL, которая создана по принципу: каждый ребенок должен иметь возможность максимально развивать свой потенциал независимо от уровня владения английским языком и начального уровня школьной подготовки. Программа направлена на повышение качества обучения одаренных и талантливых детей во всех школах столицы; выявление и поддержку одаренных детей, для которых английский не является родным, развитие способностей всех групп одаренных учащихся.

    Для разработки программ привлекаются высококвалифицированные специалисты из конкретных этнических групп, которые сами сталкивались с проблемами адаптации к новому культурному окружению. Учебные программы носят интерактивный и междисциплинарный характер, охватывают различные учебные предметы и дисциплины дополнительного образования.

    Такая организация учебного процесса имеет много плюсов по сравнению с традиционной системой работы с одаренными детьми: на передний план выступает развитие способности к научному творчеству у школьников; создание развивающей интернет-среды может решить проблемы благоприятной социализации одаренных детей именно потому, что дети учатся дистанционно и риск неблагоприятных последствий социализации (неблагоприятный социально-психологический климат в классе, непонимание проблем одаренного ребенка учителями и одноклассниками и.т.д.) сокращается.

    Положительные аспекты создания развивающей интернет-среды легко просматриваются при анализе существующих на данный момент в Интернете ресурсов для одаренных детей.

    Например, основной целью программы «Интеллектуальная паутинка» (российский аналог известной сети World Wide Web) является дистанционное обучение одаренных детей, проведение различных курсов, отдельных занятий, факультативов, исследовательских проектов и программ; дистанционная индивидуальная(менторская)поддержка одаренных учащихся. Использование интернет-технологий позволяет «снять» проблему общения и образования одаренных детей и детей-инвалидов. «Интеллектуальная паутинка» позволяет одаренным детям, проявляющим интерес к фундаментальным наукам — физике и математике, — не только общаться со своими сверстниками, но развиваться и получать образование независимо от их места проживания.

    Еще одна форма подготовки одаренных детей к исследовательской деятельности — эпистемотека — модель обучения, которая выводит школьников к самым передовым рубежам развития современного знания. Плюсы этого образовательного портала нового типа: обучение школьников коллективным способам решения задач; обучение способам постановки и решения проблем; расширение поля коммуникации. Одной из целей внедрения программы является подготовка команды и коалиции для разработки и реализации исследовательских программ и проектов.

    В Украине также есть портал, который предусматривает работу с одаренными детьми, — «Остров знаний », целью которого является привлечение одаренных детей к развивающему интернет-пространству.
    Методическая помощь одаренным детям и подросткам заключается в составлении каталогов привлекательных информационных ресурсов, разработке печатных и электронных рекомендаций о способах формулирования запросов и поиска информации, подготовке для детей разного возраста наборов «развивающих» информационных блоков, дополнения списков «часто задаваемых вопросов» (Frequently Asked Questions, или FAQ) списками «нечасто задаваемых вопросов», подобранных таким образом, чтобы стимулировать познавательные интересы учащихся и вместе с тем подсказывать им направления самостоятельного поиска отсутствующих информационных элементов в информационных массивах.

    Одной из задач менторов, осуществляющих наставничество одаренных — расширение восприятия интернет-среды как среды обмена опытом, выбора индивидуальной траектории развития и реализации результатов деятельности одаренных детей и подростков.

    В работе с одаренными детьми ученые и педагоги ориентируются на следующие приоритетные направления:
    • использование сети Интернет для распространения информации о специфике обучения, методике преподавания, психологии одаренных детей;
    • выход на различные целевые группы заинтересованных пользователей;
    • создание сетевых сообществ пользователей Интернета, занимающихся одаренностью;
    • поиск и выявление одаренных детей, тестирование онлайн;
    • психологическая и методическая консультационная помощь семьям, в которых одаренные дети получают домашнее воспитание;
    • дистанционное обучение одаренных детей, проведение различных курсов, отдельных занятий, факультативов, исследовательских проектов и программ;
    • удаленная индивидуальная (менторская) поддержка одаренных учащихся.

    Интернет-пространство для второй группы детей обустроено гораздо меньше, чем для первой. Необходима такая модель интернет-среды, как пространства исследовательской работы одаренных школьников, которая в качестве составляющих содержит следующие элементы: одаренные школьники с их психологическими особенностями и научные сотрудники, которые могут обеспечить сопровождение исследовательского проекта школьника. Способом взаимодействия элементов модели выступает баннерная сеть.

    По мнению исследователей, к самостоятельной исследовательской деятельности наиболее склонны дети с сильным типом нервной системы, у которых среди когнитивных стилей преобладают поленезависимость, гибкость познавательного контроля, широкий диапазон эквивалентности, толерантность к реалистическому опыту.

    Интеллектуально одаренным школьникам с такими характеристиками нет необходимости находиться под постоянным контролем учителя-предметника. Для реализации исследовательского потенциала такому ученику нужен научный сотрудник, который может сформулировать научный запрос в соответствии с интересами и возможностями данного ребенка. Другими словами, с таким школьником необходимо все время работать в зоне его ближайшего развития. Информационной средой могут выступать уже существующие Яндекс, Гугл и другие поисковые серверы. Это возможно, если:
    1. Тема исследования актуальна и значима как для государства, так и для ученых и для самого ребенка.
    2. Создана исследовательская интернет-сеть, в которой контактируют дети, стремящиеся к исследовательской деятельности, и ученые. В таком случае школьник напрямую получает консультации по интересующим его вопросам без страха быть непонятым.
    3. Обеспечено удовлетворение познавательных потребностей ученых: проблема, которую предлагают ученые для исследования, является частью научной темы лаборатории или института; тема научного исследования ребенка заключается в рамках собственных интересов ученого.

    Для школьников с социальной одаренностью помимо социальных сетей, где процесс реализации личностного потенциала школьника идет стихийно, существует программа Intel «Путь к успеху». В основе программы лежит проектный метод и модульная технология. Так, в модуле, посвященном местному сообществу, школьники нарабатывают и развивают навыки общения с людьми, живущими рядом с ними, и объединенными общей культурой, ценностями, традициями; исследуют место, в котором живут, — микрорайон большого города, поселок, село, двор, школу. Интересны темы, посвященные сотрудничеству, психологическому климату. По каждому курсу существует гипертекстовый онлайн-учебник.

    Для школьников с творческой одаренностью Интернет предоставляет возможности самореализации и самоактуализации на литературных, художественных, музыкальных порталах. Однако существует необходимость организации интернет-среды для таких детей по типу модели для школьников, склонных к научно-исследовательской деятельности. Перспективы развития заключаются в разработке системы привлечения опытных литераторов, художников, музыкантов для работы с этой группой одаренных школьников.
    Выводы

    1. Традиционное образовательное пространство представляет процесс специального организованного целенаправленного формирования личности по социально обусловленному образцу. Тип образовательной среды определяется, прежде всего, теми условиями и возможностями данной среды, которые способствуют развитию активности личности и ее личностной свободы. Наиболее принципиальным психологическим свойством образовательной среды Интернета является потенциальность — создание возможностей для достижения как ближайших, так и отдаленных целей обучения, которыми личность может воспользоваться, а может и не воспользоваться.
    2. По содержанию и итогам поисковой деятельности исследователи выделяют три группы пользователей: использующих пассивную стратегию поиска; использующих стратегию отбора; использующих динамическую стратегию.
    3. Основные отличия виртуального образовательного процесса от других видов образовательных процессов заключаются в изначальной неопределенности данного процесса для субъектов взаимодействия; уникальности взаимодействия субъектов, в том числе и с реальными образовательными объектами; существовании виртуального образовательного процесса только в течение самого взаимодействия. Интернет-пространство рассматривается в трех аспектах: как глобальная информационная база; как среда научного обмена и средство для передачи знаний и опыта; как пространство практической реализации имеющихся опыта и знаний.
    4. В качестве составляющих в модель интернет-среды как пространства исследовательской работы одаренных школьников входят
    сами одаренные школьники с их психологическими особенностями и научные сотрудники, которые могут обеспечить сопровождение исследовательского проекта школьника. Способом взаимодействия элементов модели выступает баннерная сеть.
     
    Список литературы

    1. Войскунский А.Е. Гуманитарный Интернет // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М., 2000. С. 3-10.
    2. Застосування телекомунiкацiйних засобiв у навчальному процеcci: (психолого-педагогiчнi аспекти): Навч.-метод, пос. / За ред. М.Л. Смульсон. Киiв, 2008.
    3. Кузнецова Ю.М. Психология жителей Интернета / Ю.М. Кузнецова, Н.В. Чудова. М., 2011.
    4. Пережогин Л.О. Интернет-ад-дикция в подростковой среде: Сб. тез. Междунар. конф. «Подростки и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения)». М., 2001.С.56-68.
    5. Преподавание в сети Интернет. / Отв. ред. В.И. Солдаткин. М., 2003.
    6. Проектування гшертекстових навчальних систем / За ред. ЮЛ. Маш-биця. Кшв, 2000.
    7. Ясвин В А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001.

     
    "Одаренный ребенок" . - 2013 . - № 3 . - С. 83-93.
     
     




    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование