Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников 

    Библиотека 

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы 

    Экология  

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников 

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
     
    Алексей ГРИЦ,
    кандидат искусствоведения

    «...ЦЕРКОВЬ СОЗДАНА БЫСТЬ КАМЕНА».   Русское зодчество в эпоху Сергия Радонежского
     
     
    Вторая половина XIV столетия была не только периодом экономического, политического и военного усиления Руси, позволившего одержать историческую победу на Куликовом поле. Время жизни св. Сергия Радонежского знаменуется блестящим расцветом русской культуры — живописи, прикладного искусства, книжного дела. Подъём переживает и русское зодчество. К сожалению, почти все памятники тех времён давно утрачены, и мы вынуждены довольствоваться лишь археологическими данными и скудными летописными описаниями. Собирая по крупицам разрозненные сведения, мы можем примерно восстановить ход развития древнерусской архитектуры того времени.

    Ордынское нашествие нанесло сокрушительный удар по экономике и культуре Руси. Каменное строительство прекратилось на несколько десятилетий даже в Новгороде и Пскове, непосредственно не затронутых нашествием. Первым городом, где возобновилось сооружение каменных церквей, оказалась Тверь, в конце XIII — начале XIV века ставшая крупнейшим политическим центром Руси. В 1285 году здесь началось возведение белокаменного Спасского собора, а спустя несколько лет — собора Отроча монастыря. Оба эти храма давно исчезли, но имеющие сведения позволяют судить, что они походили на домонгольские храмы Владимиро-Суздальской земли. Таким образом, в Твери продолжали жить блестящие архитектурные традиции Владимира, Суздаля и Юрьева-Польского.

    Однако развитие Твери как крупного общерусского.центра было трагически прервано в 1327 году набегом ордынцев, которым активно помогал московский князь Иван Калита. После этого политическое лидерство в регионе переходит к Москве, которая становится центром собирания русских земель.

    Считается, что Калита, воспользовавшись разгромом Твери, увёз в Москву мастеров-каменщиков, благодаря которым смог организовать у себя активное каменное строительство, ставшее воплощением его политических амбиций. Видимо, именно тверичи строят из белого камня Успенский (1327) и Архангельский (1333) соборы в Московском Кремле, а также церковь Спаса на Бору (1330).

    Новый этап в развитии московского зодчества наступил во второй половине XIV столетия, когда на престол восходит внук Калиты Дмитрий Донской, продолживший при поддержке Сергия Радонежского политику по собиранию русских земель вокруг Москвы. Он тут же приступил к активному строительству. В 1366-1368 годах из белого камня возводятся новые кремлёвские стены, давшие городу знаменитый эпитет «белокаменная».

    Однако основной сферой строительной активности во времена Дмитрия стала храмовая архитектура. Масштабное церковное и особенно монастырское строительство неразрывно связано с активной созидательной деятельностью Сергия Радонежского и его современников — митрополитов Алексия и Киприана. Московские мастера, опираясь на традиции ещё домонгольского (прежде всего владимиро-суздальского) белокаменного зодчества и обогащая их новыми конструктивными и декоративными приёмами, выработали своеобразное архитектурное направление, получившее название раннемосковской школы.
     
    Собор Чудова монастыряЗа короткое время ими сооружено несколько больших белокаменных церквей, а всего в конце XIV — начале XV века столичные зодчие возвели около 15 каменных храмов. Первым из них стал собор Чудова монастыря, построенный в 1365 году по заказу митрополита Алексея в память его знаменитой поездки в Орду и исцеления ханши Тайдулы.
     
    В 1379-м началось возведение Успенского собора в подмосковном Симоновой монастыре. В последние годы XIV столетия строится Благовещенский собор в Московском Кремле — домовый княжеский храм. От него уцелел белокаменный подклет, где сейчас находится археологическая экспозиция Музеев Кремля. К этому же времени относится появление белокаменного собора в Богоявленском монастыре в Китай-городе и церкви Марии Египетской в Сретенском монастыре, а также храма Трёх Святителей на Кулишках.

    Из всех московских построек той эпохи сохранилась лишь церковь Лазаря (Рождества Богородицы) в Кремле, возведённая в 1393 году вдовой Дмитрия Донского Евдокией. У этого храма интересная судьба. В начале XVI века он был надстроен (видная сейчас глава относится именно к этому времени), а в середине XVII столетия, при сооружении Теремного дворца... замурован и забыт на два века! Сейчас эта совершенно недоступная для посещения церковь, сохранившая замечательный интерьер, является самым древним зданием в столице.

    При Дмитрии Донском строительство развернулось и в других городах Московского государства, прежде всего в Коломне — втором по значимости городе княжества — и её окрестностях. При Дмитрии Коломна играла огромную роль в жизни страны. Здесь молодой князь венчался с суздальской княжной Евдокией, здесь он собирал войска перед Куликовской битвой. Кроме того, Коломна имела большое значение как крепость, защищавшая Москву от возможных татарских набегов. Дмитрий Донской укрепил город и строил в Кремле большой белокаменный собор (снесён в XVII веке), а также Воскресенскую церковь (нижние части её стен уцелели в составе стоящего на этом месте храма XVIII века). Недалеко от города основываются два монастыря, где тоже появляются каменные храмы. Один их них — Бобренёв — легенда связывает с участником Куликовской битвы воеводой Дмитрием Боброком-Волынским. История ещё одного коломенского монастыря, сейчас называющегося Старо-Голутвин, тесно связана с именем Сергия Радонежского. Он стал одним из нескольких десятков обителей, основанных Сергием или его учениками. Преподобный по просьбе Дмитрия Донского выбрал место для будущего монастыря, назначил одного из своих учеников, Григория, настоятелем, а также заложил каменный собор.
     

    Церковь Иоанна Предтечи на ГородищеЭти коломенские храмы не сохранились, и судить о них мы можем лишь по данным археологии и скупым описаниям.
     
    Но, к счастью, в Коломне уцелело, хотя и перестроенном виде, одно здание, относящееся к той же эпохе, — церковь Иоанна Предтечи на Городище. Благодаря этому мы имеем возможность представить, как выглядели белокаменные коломенские церкви.
     
    Как и другие постройки времени Сергия Радонежского, они отличались своеобразной архитектурой.
     
    Они не имеют внутренних опор, загромождающих пространство и делающих помещение неудобным.
     
    Вместо них устроены угловые пилоны, на которые опираются примыкающие к стенам и немного наклонённые вовнутрь арки, несущие свод.
     

    Такая конструкция, позволяющая создать цельный и просторный интерьер, появилась как раз во второй половине XIV столетия и исчезла спустя несколько десятилетий. Исследователи полагают, что она пришла на Русь с Балкан. Ведь это время было периодом интенсивных религиозных и культурных контактов Руси с Византией, Болгарией, Сербией. Османская угроза заставляла многих мастеров перебираться на Русь (достаточно вспомнить знаменитого Феофана Грека).
     
    Особенно устойчивыми стали русско-балканские контакты при митрополите Киприане, по национальности болгарине из города Тырново. Вероятно, именно он, прибыв на Русь, привёз с собой мастеров-каменщиков, строивших упомянутые храмы.
     
     
     
     

    Никольская церковь в селе КаменскоеК настоящему времени без существенных изменений сохранился лишь один храм такого типа, возведённый мастерами, приехавшими с Киприаном, или их русскими учениками. Это Никольская церковь в селе Каменское недалеко от Наро-Фоминска — ценнейший памятник русского зодчества, впечатляющий, несмотря на небольшие размеры, своей монументальностью и суровой мощью толстых стен из грубо отёсанных блоков белого камня.
    Оказавших под массивными сводами этого храма, мы имеем редкую возможность как бы перенестись в далёкий XIV век.

    Наряду с Коломной, активное строительство во второй половине XIV века велось в Серпухове, также входившем в систему обороны южных рубежей Москвы от татарских набегов.
    Инициатором больших строительных работ здесь был князь Владимир Андреевич Серпуховской — двоюродный брат и соратник Дмитрия Донского. При нём в городе возведено три несохранившихся каменных храма — Троицкий собор в кремле (1380), а также соборы возникших в то же время Высоцкого (ок. 1380) и Владычного (1362) монастырей. Владычный монастырь по просьбе князя основал московский митрополит Алексий, назначив его первым настоятелем своего келейника Варлаама.
     

    История же Высоцкого монастыря похожа на историю Ново-Голутвинской обители в Коломне. Его основателем также был Сергий Радонежский. Интересно, что здесь мы также встречаем сильное балканское и греческое воздействие на русскую культуру.
     
    Первый, назначенный Сергием,игумен Афанасий был близок с митрополитом Киприаном, ездил с ним в Константинополь, откуда присылал в Серпухов книги и иконы. В  их числе — знаменитый Высоцкий чин, оказавший, как полагают искусствоведы, сильное влияние на формирование творческой манеры Андрея Рублёва.
     
     

    Кафедральный собор Рождества Христова в РязаниВслед за Москвой каменное строительство развернулось и в соседних княжествах, причём всюду оно становится свидетельством экономического подъёма и проявлением политических амбиций правителей. Так было, например, в Рязани, переживавшей в эпоху князя Олега Ивановича апогей своего могущества.
     
    По его заказу в городе возводится первое каменное здание — Успенский (ныне Рождественский) собор. Существует версия, что строить его помогали мастера, присланные Дмитрием Донским из Коломны.
     
    Такое предположение не лишено оснований, ведь незадолго до этого, благодаря посредничеству Сергия Радонежского, произошло примирение Дмитрия с Олегом Рязанским, который ещё недавно был готов выступить на стороне ордынцев в Куликовской битве.
     
    Каменное строительство возобновилось в Твери, оправившейся к тому времени от разгрома 1327 года и переживавшей экономический, политический и культурный подъём. Хотя князь Михаил Александрович вынужден был признать себя «младшим братом» Дмитрия Донского, княжество смогло сохранить независимость.
    В крупном центре Тверской земли — Старице — возводятся собор Михаила Архангела (1396-1399) и Никольская церковь (1404), причём последняя походила на бесстолпные храмы Москвы и Коломны. Как и в Москве, обе эти церкви строятся из белого камня — местного материала, широко применявшегося в старицком зодчестве вплоть до начала XX века.
     
     

    Церковь Рождества Богородицы (Городня)В тверских землях находится один из немногих полностью сохранившихся храмов эпохи Сергия — церковь Рождества Богородицы в селе Городня (в прошлом — город Вертязин).
    Этот довольно большой белокаменный храм отличается простой, но выразительной архитектурой, прекрасными пропорциями и благородной сдержанностью декора. Ценность уникального здания, возведённого, видимо, в последние годы жизни Сергия Радонежского и стоящего в окружении земляных валов древнего города, особо высока ещё и потому, что в нём частично уцелели древние фрески.
     
    Сергий Радонежский умер в 1392 году. Спустя всего несколько лет накопленный при его жизни архитектурный опыт воплотился в целом ряде произведений московской школы, которые, к счастью, дошли до наших дней. Это замечательные белокаменные храмы Звенигорода — церковь Успения на Городке и собор Саввино-Сторожевского монастыря, собор Троице-Сергиевой лавры и, конечно, собор Андроникова монастыря, ставший подлинным шедевром древнерусского зодчества.
     
     
    "Родина" . - 2014 . - № 5 . - С. 86-88.
     
     
     




    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование