Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников

    Библиотека

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Эко 

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
     
    О.Г. ВОЛКОВ
    кандидат химических наук, профессор Чебоксарского политехнического института,
    филиал ФГБОУ ВПО «Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)», руководитель регионального образовательного проекта,
    г. Чебоксары, Чувашская Республика
     
     
    РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «СОЗДАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ЗАДАТКОВ И РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
     
     
    Задача педагогики и взрослого окружения ребенка заключается в том, чтобы как можно быстрее выявить у него уникальные задатки и путем целенаправленного, индивидуального развития сильных позитивных склонностей содействовать становлению творческой личности через формирование собственного стандарта качества жизни с ярко выраженными способностями.

    В последнее время с удовольствием перелистываю страницы книги «Успех». У книги есть еще второе название — «Советы по достижению ваших целей от необычайно успешных людей». Хочу привести из этой книги максиму, принадлежащую поэту Иосифу Бродскому: «...Задача человека состоит в том, чтобы прожить свою собственную, а не навязанную или предписанную извне, пусть даже самую благопристойную, жизнь, ибо она у каждого из нас только одна, и мы хорошо знаем, чем все это кончается. Было бы досадно израсходовать свой единственный шанс на повторение чужого образа, чужого опыта» [1].

    Достижения современной науки убедительно свидетельствуют о важности и значимости раннего развития ребенка. Американский психолог Эрик Эриксон доказал, что фундамент человеческой жизни формируется в раннем возрасте. До года жизни у детей формируется доверие к людям; от 2 до 3 лет — автономность для самостоятельного мышления; от 3 до 5 лет — инициативы в принятии решений [2]. По мнению Масару Ибуки (Япония), «...маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно». В замечательной книге для каждого родителя «После трех уже поздно» он размышляет об огромном влиянии на новорожденных «окружающей среды и предлагает простые и понятные приемы обучения, способствующие раннему развитию ребенка [3]. По его мнению, то, что взрослые осваивают с большим трудом, дети выучивают играючи. И главное в этом процессе — вовремя ввести новый опыт. Но только тот, кто рядом с ребенком изо дня в день, может распознать это «вовремя».

    21 июня 2013 г. в рамках проходящего Санкт-Петербургского экономического форума Сбербанк России организовал «Деловой завтрак» по теме «Инвестиции в человеческий капитал: после семи уже поздно». На этом форуме Герман Греф, президент Сбербанка, информировал его участников, что уже достигнут консенсус между учеными, практиками и родителями по возрастным этапам образования. Возраст до 7 лет — самый главный, к этому периоду жизни человек может получить до 80 % всех жизненных компетенций. От 7 до 17 лет школа дает 10 %, высшее профобразование дает еще 5 %, и корпоративное обучение «через всю жизнь» добавляет последние 5 % всех навыков, которые приобретает человек в жизни. А теперь посмотрим, как распределяются государственные средства на образование: на дошкольное образование у нас расходуется лишь 20 % бюджета образования, 52 % идет на школь-
    ное образование и 28 % на профессиональное. Вот, наверное, поэтому Россия занимает в мире 33-е место по качеству дошкольного образования [4].

    Дмитрий Ливанов, министр образования и науки России, участвовавший в «Деловом завтраке», полностью согласен с утверждением, что после 7 лет учиться уже поздно, а значит, надо воспитывать родителей ребенка, в том числе будущих. Он также отметил два распространенных в обществе заблуждения. Первое сводится к уверенности в том, что чем младше ребенок, тем меньше должны быть требования к его учителям. Согласно второму заблуждению, в обществе считается, что задача дошкольного образования в том, чтобы подготовить ребенка к школе. В результате, продолжал Ливанов, это единственный уровень образования, доступность которого не гарантируется.

    Международные исследования по оценке роли государства в поддержке системы дошкольного образования показали, что данный тип инвестирования является одним из самых эффективных (в 8 раз лучше!) среди всех типов инвестирования в экономику. Именно от того, насколько правильно мы сможем заложить нужные знания и способности каждого ребенка в детстве, настолько будет успешна жизнь взрослого человека по собственному стандарту в будущем. Таким образом, отправная точка индивидуальной работы с ребенком должна быть приближена к ранним, дошкольным годам его жизни.

    По складывающимся в России условиям прием дошкольников в детские сады начинается в основном с трехлетнего возраста. А значит, в самый первый период детского развития родители остаются со своим ребенком «один на один». И тут все зависит от родителей, от того, насколько они готовы и способны дать ребенку правильное развитие. Ведь известно, что «воспитание ребенка начинается в утробе матери, а развитие с первого дня его рождения» [5]. Большинству матерей и отцов, желающих стать настоящими, умными родителями, придется совершить внутреннюю революцию собственного преобразования по отказу от некоторых закоснелых «народных традиций» и от существующего положения вещей в нашей, так и не познавшей необходимых реформ, образовательной системе.

    Таким образом, главным для эффективного и творческого развития ребенка является самый ранний период его жизни. То, что дети усваивают без каких-либо усилий в два, три или четыре года, в дальнейшем дается им с трудом или вообще не дается. Потому что к этому возрасту головной мозг человека структурируется уже на 50-70 % . Масару Ибука делает вывод: «Мы привычно считаем, что знаем о детях все, тогда как очень мало знаем об их реальных возможностях. Мы уделяем много внимания вопросу о том, чему учить детей старше трех лет. Не значит ли это, что мы должны направить свои усилия на раннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста? Раннее развитие не предлагает насильственного вскармливания грудных детей фактами и цифрами. Главное — введение нового опыта "вовремя"» [3].

    Личность и творческие возможности человека могут проявить себя в разном возрасте (детском, подростковом, юношеском и взрослом), в том числе в раннем дошкольном детстве. В последнем случае они могут быть выявлены еще до поступления ребенка в школу, что создает предпосылку для последующего индивидуального обучения и активного творческого развития. Поэтому забота о развитии способностей наших детей, а все дети талантливы от рождения, — это забота о развитии науки, культуры, экономики и социальной сферы жизни будущей России.

    Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно, плодотворно и счастливо они смогут, если сегодня мы поможем развить их позитивные задатки и наклонности в уникальные способности и таланты. Поиск возможностей ребенка и воспитание особо одаренных, талантливых детей — архиважный вопрос. Талантливые люди — главное богатство и сила страны. Учеными и педагогами-практиками созданы достаточно надежные методики выявления задатков и наклонностей детей, разработаны и успешно апробированы специализированные программы помощи по развитию у детей их сильных способностей.

    Почему же, если все так научно обосновано, методически определено и конкретно работает, наша статистика уверенно и безнадежно информирует, что количество одаренных талантливых детей в России не превышает 2—3 % от общего числа детей. И я пришел к выводу, что у нас такое мизерное количество одаренных детей потому, что у нас такое же количество умных, правильно любящих своих детей родителей. Почему же так произошло? Все дело в том, что в первую очередь, и это, по-моему, главное, существуют принципиальные различия в умении быть умными родителями. А основа этого заложена в культуре семьи, формирующейся системой родовых связей, традиционно-национальных отношений и факторов мощного социально-государственного воздействия. Все это закладывает фундамент понимания, принятия и освоения взрослыми важности родительской роли, требующей большой любви, личной ответственности и всего свободного времени для участия в многолетнем творческом процессе семейного воспитания и индивидуального развития своих детей.

    Ну и во-вторых, отсутствует общегосударственная система непрерывной диагностики и личностного развития способностей детей на всех этапах их жизни и обучения, начиная с дошкольного возраста.

    Нет единой утвержденной педагогической системы, основанной на использовании простых, универсальных способов и понятных методик, оценивающих не только наследственные задатки и этапы развития способностей, но и решающей проблемы понимания детьми своей одаренности, их мотивации и личной ответственности за творческую самореализацию.

    «Как карта ляжет...» — иногда обреченно вздыхаем мы, когда исход будущего события в меньшей степени зависит от нашего решения. Вот именно этот метафорический образ представился мне хорошим аргументом для разъяснения собственной позиции в околонаучном споре по вопросу наследственности задатков-способностей или исключительной значимости формирования необходимых условий и правильной среды для ранней одаренности ребенка.

    Итак, что же нам говорят последние научные открытия в расшифровке генома человека? Ученые установили, что от 50 до 80 % различий между людьми обеспечиваются за счет генетически обусловленных задатков, заложенных в клетках нашего мозга талантами предков до 13-го колена. И если считать что в среднем новое поколение сменяет предыдущее через 25-30 лет, то потенциальные задатки от наших самых древних предков надо искать в четырехсотлетних глубинах истории своего рода. Все мои по этому поводу опросы курсантов семинаров и слушателей лекций, показали, что глубже, чем на 5—6 поколений, мы ничего не знаем, даже об именах и месте проживания наших прародителей. А о признанных семьей, обществом и государством способностях и достижениях основателей как исторического базиса генетических корней своего рода нам известно еще меньше...

    В части классификации и систематизации всевозможных задатков и способностей человека имеется неисчислимое количество «научных» позиций, разработаны сотни теоретическо-методологически обоснованных подходов, судя по успешно защищенным докторским и кандидатским диссертациям по педагогике и психологии. В данной статье я не буду ни изучать, ни сравнивать, ни определять, какая из них, на мой взгляд, правильнее или лучше. Я в данном случае играю роль уже состоявшегося родителя, к состоянию которого мы в соответствии с физиологией все практически приходим в свое время. И у нас, у большинства обычных родителей, нет не то что последних, а даже самых необходимых научных знаний в педагогике и детской психологии. Безусловно, это плохо, вот только признает это как большой недостаток лишь небольшое количество людей. К такому выводу я пришел на основании анализа результатов опросов, которые я регулярно провожу среди своих студентов, как вечерников-заочников, в большинстве своем уже ставших родителями, так и дневников — потенциальных пап и мам в будущем.

    Для обычных, полуграмотных родителей способности — это особые умения ребенка в какой-то из сфер человеческой деятельности, проявившиеся у него еще в раннем детстве, при этом намного лучшие в сравнении с другими детьми. Американские ученые в области детской психологии А. де Хаан и Г. Каф [6] выделили десять крупных направлений отраслевой деятельности: интеллектуальное, логико-математическое, музыкально-вокальное, художественно-изобразительные, двигательно-физкультурные, творческого мышления, естественно-техническое, театрально-артистическое, лидерско-коммуникационное, лингвистическо-филологическое. И в каждом из направлений насчитывается до десяти, а где и более отдельных конкретных способностей.

    Так вот, Господь Бог уже в первые мгновения зарождения новой жизни каждого, на свой манер, одаривает определенным раскладом будущих задатков-способностей. Кому-то достанется «королевский» расклад (образно из старших карт: от десятки до тузов) сразу из нескольких ярко выраженных задатков, не заметить которые просто невозможно. А кому-то в его раскладе достанутся только слабо выраженные задатки (двойки да пятерки разных мастей). Но все эти карты задатков случайным порядком тасуются из общей генетической колоды, сложенной способностями всех наших предков. И этот, поистине божественный, подарок предопределяет миссию, успех и смысл нашей жизни. Вот в этом, как я полагаю, и заложен смысл выражения «Как карта ляжет».

    Но наша карта сыграет, если мы не только поймем суть игры, в которую вовлечены, но и, самое главное, начнем в нее играть. А вот для этого взрослые (родители и педагоги), как, может быть, более опытные игроки, должны помочь детям с любыми, даже не ярко выраженными, задатками уверовать в себя, понять правила и начать игру по развитию своих будущих способностей. Основная парадигма и суть правил игры и есть формирование правильной среды (любовь, внимание и мягкая требовательность взрослого к ребенку) и создание специальных условий для системного, комплексного развития индивидуальных способностей и качеств ребенка (в соответствии с принципом «от простого к сложному»).
    Процесс семейного воспитания и развития каждого нормального, интеллектуально сохранного ребенка предлагается выстраивать в соответствии с методологией проектного менеджмента. Этот подход я активно и широко использую вот уже восемь лет в процессе обучения студентов ряду дисциплин, которые преподаю в нашем вузе. Мне нравится, что проектный подход — это минимум необходимой теории, а 95 % времени курса отводится на практическую деятельность, только в ходе которой и можно получить реальные знания и научиться конкретным профессиональным умениям-компетенциям. Для объяснения сути проектного менеджмента мне достаточно пяти предложений. Первое: проект — это решение задачи новым способом. Второе: любой проект имеет три основных ограничения. Третье: первое ограничение проекта — точный срок его окончания. Четвертое: второе ограничение — кадровый состав его участников. И пятое: третье ограничение — минимум финансовых расходов. И в завершение теории я озвучиваю как квинтэссенцию освоения проектного менеджмента главный итог, к которому должен прийти каждый: «Проектное решение должно быть простым, понятным и дешевым!».

    А теперь давайте определим суть этих трех главных ограничений проектного подхода в рамках предлагаемой образовательной технологии раннего индивидуального воспитания и развития каждого ребенка:
    1. Ограничение по времени — у каждого молодого человека к 14—15 годам должен завершиться первый основной этап глобального проекта его личностного становления и самостоятельного осознанного определения с профориентацией.
    То есть он должен точно знать, в чем он силен и чем хочет профессионально заниматься во взрослой жизни.
    2. Ограничение по кадрам — других родителей у ребенка нет! Именно поэтому педагогам (воспитателям в детских садах и учителям начальной школы) надо организовать эффективное взаимодействие и сотрудничество с родителями, нацеленное на будущий успех ребенка, за счет развития его лучших способностей в одаренность и талант.
    3. Ограничение по финансам — в этом вопросе следует исходить из единственного ответа финансистов: «Денег нет!» на все запросы инициаторов социальных проектов по развитию основ гражданского общества. А значит, и родителям, и педагогам следует рассчитывать только на свой семейный кошелек и финансы, заложенные в бюджет образовательной организации.

    Поэтому в проекте обучения молодых и будущих родителей используются простые, понятные и дешевые инструменты и методики, обеспечивающие надежный результат успешности выявления лучших задатков и развития ребенка уже на первых этапах применения этой, фактически универсальной, образовательной технологии.

    Как-то совсем недавно, лет пять назад, уже работая над этим проектом, я пришел, опираясь на анализ своего родительского опыта, к короткой формуле счастливого родителя: «Главное — чтобы наши дети были здоровыми и талантливыми». И когда я делился своим открытием с другими родителями, все искренне и безапелляционно соглашались с таким выводом. Поэтому мы уверены, что данную формулировку с небольшими добавлениями можно использовать в качестве миссии каждого детского сада: «Мы хотим помочь родителям стать счастливыми, потому что у них здоровые и талантливые дети» [7]. И вот в такой интерпретации все встает на свои места и можно соединить в пару «коня и трепетную лань»: государство в лице ДОУ или начальной школы и каждого из родителей, чьи дети посещают детский садик или ходят в школу.

    Центром настоящего проекта является ребенок, процесс развития которого идет вплоть до профориентационного выбора, сделанного им осознанно, идет в сотрудничестве с творческими педагогами и специалистами. Главными взрослыми для ребенка являются его родители, которые вместе с педагогами образовательных учреждений, начиная с ДОУ, участвуют в процессе ранней диагностики и выявления личностных задатков, сравнительном изучении ярко выраженных наклонностей и мотивации данного ребенка к конкретной деятельности.

    «В связи с новыми подходами к системе дошкольного воспитания диагностика задатков и развитие обнаруженных наклонностей у дошкольников является актуальным. Но, к сожалению, методик, валидных и надежных тестов для определения способностей у дошкольников практически нет. Какие методики используете вы? Важно не ошибиться, не упустить время. Личность дошкольника, на мой взгляд, должна развиваться гармонично». Так комментирует Лариса Попкова аннотацию и материалы, предоставленные мною, как автором, на 13-й Всероссийский интернет-педсовет [8].

    И ее мнение, как и мнение большинства иных высоконаучных специалистов в области детской психологии и раннего развития, судя по их регалиям, наличию дипломов, степеней, учебников, монографий и личных сайтов для оказания платных консультаций, весьма весомо и жестко навязывается родителям и педагогам-практикам (воспитателям ДОУ и школьным учителям), ежедневно работающих с детьми. Только пользы мало от такого вот заключения: «Важно не ошибиться... Личность дошкольника должна развиваться гармонично ». Куда как проще, ничего не делать — значит не ошибаться! Не ошибаться самим, но самое главное, не давать действовать другим, чтобы и они, не дай бог, не ошиблись...

    И вот, из боязни ошибиться, воспитатели, даже если и обнаружили у ребенка какие-то задатки, например в музыке или в художественном творчестве, ничего сами не делают для его развития и уж тем более ничего не говорят про возможности их развития родителям ребенка. А ведь иначе произойдет «ужасная катастрофа», если преждевременно поставить печать «талант!» на судьбу пятилетнего ребенка, который впоследствии окажется просто классным музыкантом. Но вот какой грех страшнее: бездействовать, из страха сделать что-то не так, или делать, ошибаться, исправлять ошибки и снова действовать? Разумному человеку, наверное, мне так кажется, вывод понятен.

    Сегодня суровая статистика, составленная на основе данных «невалидных методик и тестов», свидетельствует, что одаренных детей у нас рождается лишь около 5 %. Правда, и это число потом, с годами обучения детей в системе застандартизированного российского образования, еще и сокращается. Вот такая арифметика... Это как аксиома, не требующая доказательства, но которую нужно принимать как свершившийся факт. При этом, с другой стороны, опираясь на другие научные изыскания, те же самые ученые от дошкольной педагогики уверенно заявляют, что каждый интеллектуально здоровый (сохранный) ребенок талантлив или одарен в какой-нибудь сфере человеческой деятельности. Ну разбери их тут!

    О статистике. Напомню известное высказывание, приписываемое премьер-министру Великобритании Бенджамину Дизраэли: «Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика». Так вот в данном случае результаты статистики по одаренности, даже исходя из тех же научных обоснований, в десятки и даже сотни раз отличаются от потенциальных возможностей, заложенных в человеке Богом, судьбой или родителями, кому как ближе. На каком же этапе происходит прощание с так и нераскрытой одаренностью ребенка, с его задатками, так и не ставшими способностями и талантом? И на это у нашей науки есть абсолютно точный ответ — в период детства, на этапе раннего развития человека, от 2—3 лет и в основном до 15—17 лет. Для 90 % всех людей — это период самого благоприятного выявления и эффективного развития наклонностей в творческие способности.

    В такой ситуации, боясь показаться полными неучами, когда сами ученые признали, что «к сожалению, методик, валидных и надежных тестов для определения способностей у дошкольников практически нет», большинство родителей и педагогов-практиков, вздохнув глубоко и огорченно, поднимают высоко вверх правую руку, а затем обреченно и резко ее кидают вниз: «Ну и все! Значит, нет у ребенка никакой одаренности». Для большинства вопрос однозначно разрешился на «научной основе». Наш ребенок такой же, как и все. Что же тут плохого?

    Но настоящие родители, искренне любящие и уверенные в уникальных способностях своего ребенка, правда пока никак еще не проявившихся какими-то особенными задатками, используют метод научного «тыка». И начинается исследовательская экспедиция-поход с ребенком по спортивным секциям, художественно-музыкальным школам, танцевальным кружкам, в общем, по всевозможным центрам дополнительного образования, в зависимости от наличия личных финансовых средств и возможностей их населенного пункта. Авось где-то этот самый талант ребенка, может быть, и выстрелит. Хотя бывает и проще. Не получилось у самого родителя в детстве поучиться играть на фортепиано, так пусть тогда мой ребенок в «музыкалку» походит! А что касается личного детского интереса-мотивации к той или иной деятельности, то на это обычно обращает внимание не каждый родитель.

    По поводу родителей. Я в своей условной классификации всех родителей разделил на три категории: настоящих, потенциальных и случайных. С первой категорией все понятно и хорошо — «их не надо просить ни о чем». Они все возможное и нужное для своих детей сделают сознательно, ибо прекрасно видят их задатки и наклонности и понимают, что их следует развивать. Настоящих родителей, к сожалению, только 10-15 % (хотя в столичных городах их вроде как побольше), а вот «умных» из них в 3-5 раз меньше. «Умные» родители — это те, кто не только знает, в каком направлении надо развивать ребенка, но уже точно знают, у какого педагога следует развивать его уникальные способности. Задача педагогов в работе с первой категорией родителей: надо помочь всем настоящим родителям «поумнеть». Но все же основная работа воспитателей, педагогов и специалистов должна быть нацелена на совместную работу с «потенциальными» родителями. А эта категория родителей, действующая по принципу «как все», — самая большая, их более 60 %. Они, конечно, любят своих детей, но очень сомневаются и даже почти не верят в то, что у них, обычных людей, ребенок вдруг может оказаться одаренным и талантливым. И весь смысл работы профессионального педагога следует заключить не просто в деятельности по выявлению уникальных задатков и наклонностей у детей таких родителей, а в конкретной практической реализации миссии нашего проекта: «Мы хотим помочь родителям быть счастливее, потому что их дети здоровые и талантливые». Ну, и теперь о третьей категории родителей с жутким обозначением «случайные».

    Их, как считают специалисты ДОУ и школ, не меньше, а может быть, теперь даже и больше, чем «настоящих» родителей. Практические психологи отметили увеличение доли «случайных» и даже связывают такое увеличение с получением «материнского капитала». Очень не хочется в это верить. Поэтому работа с этой категорией родителей, которые даже не появляются в детском садике и школе, скорее всего, у педагогов будет самой проблемной. Но результаты развития и победы этих детей, достигнутые вопреки, а не благодаря помощи таких родителей, одновременно будут и самой высокой оценкой профессионализма и истинной любви педагогов к детям.

    Предлагаемая образовательная технология относится к системе раннего индивидуального развития и воспитания, начиная с младшего дошкольного возраста, и позволяет за счет использования эффективных инструментов инновационного менеджмента (карта развития ребенка, обратная связь с родителями и база данных лучших педагогов) повысить результативность работы педагогов и учреждения образования в системном процессе развития ребенка. Инновационный проект готовит мягкую модернизацию ДОУ и начальной школы от привычной групповой формы воспитания и обучения к системе непрерывного педагогического мониторинга и индивидуальной работы с детьми по сопровождению и творческому персональному развитию их лучших способностей в одаренность и таланты.

    Экспериментальная реализация проекта началась в ДОУ № 13, 66, 70, 125, 137 г. Чебоксары в январе 2010 г. в соответствии с приказом от 29.01.2010 г. № 30 Управления образованием администрации г. Чебоксары. Осенью 2011 г. к проекту подключились пять ДОУ г. Новочебоксарска. На начало 2012 г. в проекте участвовало 1136 детей дошкольников с 3 до 7 лет, 245 воспитателей и 1650 вовлеченных в проект родителей. 14 июня 2012 г. состоялся первый республиканский семинар-совещание работников дошкольного образования по проекту «Выявление и развитие индивидуальных задатков детей дошкольного возраста в ДОУ». Организаторами семинара выступили Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики и ЧПИ (ф) МГОУ. В семинаре приняли участие более 120 руководителей и специалистов дошкольных образовательных учреждений республики практически из всех городских и сельских муниципалитетов Чувашии. Определено участие до 50 новых участников проекта — по 2-5 детских садов из каждого муниципалитета Чувашии.

    С 2012/13 учебного года (приказ № 1965 от 21.09.2012 г. Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики) реализуется режим широкомасштабного республиканского экспериментального проекта с последующим выходом на бессрочную реализацию во всех учреждениях в штатном режиме. За время экспериментальной апробации республиканского инновационного проекта количество организаций, принимающих участие в нем, возросло с 6 (институт + 5 ДОУ г. Чебоксары) до более 200. В первую очередь это образовательные учреждения различных уровней (дошкольного, общего основного, высшего профессионального), а также дополнительного образования, находящиеся в сферах разной отраслевой направленности (образование, культура, спорт). В 2014 г. планируется распространение проекта в субъектах Приволжского федерального округа, а затем в регионах других федеральных округов. В ближайших планах — формирование единого общероссийского центра координации и реализации проекта в России и странах СНГ, ближнего и дальнего зарубежья.

    Научно-методическое сопровождение проекта обеспечивается комплексом мероприятий, определенных Договором о сотрудничестве Чебоксарского политехнического института МГМУ с кафедрой начального образования и педагогических технологий педагогического факультета МГГУ им. М.А. Шолохова. Возглавляет кафедру профессор Т.С. Комарова, один из соавторов ряда общеобразовательных программ для дошкольных образовательных учреждений, в том числе программы «От рождения до школы», по которой работает большинство дошкольных организаций в Чувашской Республике [9]. В соответствии с договором начата исследовательская деятельность по совершенствованию научно-методической, образовательно-технологической и организационной работы с одаренными детьми, включая этапы лонгитюдного исследования работы с детьми раннего дошкольного и начального школьного возраста. Завершается разработка примерной основной общеобразовательной программы для организаций дошкольного и начального образования в соответствии с ФГОС дошкольного и начального образования, учитывающей базовые принципы настоящего проекта.

    Для активной реализации и продвижения проекта при грантовой поддержке по программе «УМНИК» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере [10] создается образовательный сайт www.род21.рф. Структура сайта и его содержание выполнены таким образом, чтобы обеспечить широкое информирование и оказывать максимальное содействие родителям и педагогам в работе по раннему выявлению задатков и индивидуальному развитию способностей детей.

    Для взрослых, представляющих интересы ребенка, после их регистрации на сайте, будет доступна открытая онлайн-база данных лучших педагогов, специалистов, тренеров, на сегодня уже включающая дифференцированный по направлениям список почти в 220 человек. Главными условиями включения педагогов в эту базу являются: а) их достижения; б) согласие на обработку личных данных и участие в проекте через проведение консультаций и организацию индивидуального обучения одаренных детей. Достижения педагогов определяются успешными результатами их учеников, ставших за последние пять лет победителями и призерами международных или всероссийских конкурсов, олимпиад, соревнований. Одновременно на сайте начато формирование общей базы данных талантливых детей и молодежи Чувашской Республики.

    Проект «Создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей в ДОУ и школе» фактически является региональной инновационной площадкой по системному формированию SMART-общества. Правовым фундаментом проекта служат Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов и Комплекс мер по ее реализации, утвержденный Правительством Российской Федерации 26 мая 2012 г. Концепцией определено, что « миссия государства в сфере поиска и поддержки одаренных детей и молодежи состоит в том, чтобы создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодежи, их дальнейшей самореализации, независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи». Основу региональной поддержки всех участников сетевого взаимодействия по проекту составляет четко выстроенная и эффективно функционирующая республиканская система управления образованием. Ее ядром является Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики.

    В целях оказания максимально широкой помощи молодым и неопытным родителям, желающим и готовым освоить практическую науку творческого развития ребенка с самого раннего дошкольного возраста, в Чувашской Республике создается региональное общественное движение «Большой родительский совет». Гражданскую инициативу лидера проекта поддержало руководство Чувашского республиканского совета женщин (председатель О.Ю. Зайцева) и Совета отцов Чувашской Республики (председатель В.Н. Викторов). 20 февраля 2014 г. в г. Чебоксары и 6 марта 2014 г. в г. Шумерля прошли совместные организационно-учредительные собрания, на которых принято решение об объединении усилий массовых общественных организаций и руководства проекта для широкого продвижения и активной реализации проекта в регионе. Это фактически Школа счастливого родителя, ставящая в качестве основных задач обучение (очное и онлайн) будущих и настоящих родителей творческому сотрудничеству с ребенком, начиная с его первых недель жизни. Большой блок материалов, в том числе уроки онлайн-занятий для родителей и педагогов, специально подготовлен на сайте www.род21.рф.
     
    При желании каждый родитель сможет изучить, понять и учитывать индивидуальные психолого-возрастные особенности своего ребенка, чтобы творчески пройти вместе с ним семейный Институт формирования собственного качества жизни как путь становления успешной творческой Личности. Для решения этих целей и широкого продвижения проекта в Чувашской Республике создаются представительства движения «Большой родительский совет» как важнейшее направление деятельности муниципальных подразделений Чувашского республиканского совета женщин и Совета отцов в современных условиях.

    Отличительными особенностями образовательной технологии проекта является использование эффективных, понятных, доступных и хорошо усвояемых инструментов TQM (всеобщего вовлечения в качественный менеджмент). Это базовые принципы эффективной организации, которые активно и успешно применяются для достижения преимущественных результатов самыми конкурентоспособными компаниями мира во всех сферах экономики:

    Лидирующая роль руководства. Задача руководителя образовательной организации (ОО) заключается в том, чтобы с помощью педагогов, научно обоснованных и методически выверенных инструментов, организовать работу по раннему выявлению у ребенка его основных природных или мотивированных задатков. Содействовать педагогам и родителям в разработке программ индивидуального развития сильных задатков и наклонностей ребенка для формирования творческой Личности с ярко выраженными талантами.

    Ориентация на потребителя. Несмотря на то что главным лицом проекта является каждый нормальный ребенок в процессе своего личностного становления, все же следует признать, что не он, а родители формируют заказ на его образование и развитие. Поэтому снова и снова следует всему педагогическому сообществу сконцентрироваться на главном, на миссии проекта: «Мы хотим помочь родителям быть счастливее, потому что их дети здоровые и талантливые».

    Вовлечение персонала. Главная роль в процессе непрерывной диагностики и развития детей по показателям способностей (задатков и наклонностей) отводится воспитателям и педагогам образовательной организации, которые должны создать атмосферу любви, внимательного отношения и творчества, чтобы каждый ребенок мог проявить свои скрытый задатки и максимально полно раскрыть свои способности и талант.

    Процессный подход. Образовательная технология проекта относится к освоению и применению педагогами комплексного системного подхода, основанного на поэтапном выполнении простых и выверенных процедур: честное наблюдение за деятельностью детей в ходе учебных занятий по программе; сравнение результатов выполнения детьми задания; выявление детей с лучшими результатами выполнения задания, проявлением задатков и склонностей к такого рода занятиям; фиксирование результата в личной карте диагностики задатков ребенка; участие в разработке индивидуальной программы развития одаренного ребенка.

    Системный подход. Цели совместной с родителями, специалистами и педагогами дополнительного образования работы по поиску, выявлению и развитию одаренности у детей. Следует связывать с комплексными задачами образования, психологической и педагогической поддержки ребенка для полного раскрытия, развития и реализации его способностей.

    Принятие решений на основе фактов и информации. Педагоги готовят предложения родителям о возможности специального развития обнаруженных задатков их ребенка. Индивидуальная траектория, как программа развития успешности ребенка, начинается с дополнительных занятий у педагогов базовой образовательной организации, с последующим обучением у компетентных педагогов дополнительного образования.

    Постоянное улучшение. Предлагаются на основании анализа мониторинга данных, полученных в ходе диагностики детей, адекватные образовательные методики и технологии, инструменты и методы оценки для создания системы внутреннего совершенствования эффективности деятельности педагогов, специалистов и руководства образовательного учреждения в работе с одаренными детьми.

    Ориентация на общество. Новая формулировка старой аксиомы: «Портфолио творческих достижений одаренных детей формируется в "котле" любви, инновационных технологий и требовательности успешного Мастера к своему незаурядному ученику». Системность, массовость и активная вовлеченность участников есть результат единения и осознанной поддержки основных задач проекта со стороны сознательно формирующегося гражданского общества в социальной сфере личностного становления и творческого развития одаренных детей.

    В конце июня 2013 г. была подана заявка в АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ) на предмет возможной поддержки по масштабированию и тиражированию проекта. Почти сразу, в течение нескольких дней, был получен ответ, в котором была выражена заинтересованность и готовность поддержать проект при условии его оформления в точном соответствии с требованиями АСИ. В течение всего лета шла активная работа обеих сторон с документами.
    И вот итог этой работы. Протоколом заседания рабочей группы «Социальные инициативы» экспертного совета АСИ от 10 сентября 2013 г. № 15 принято решение о признании проекта «Создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей в ДОУ и школе » лидерским и, с учетом высказанных в ходе обсуждения замечаний и предложений, одобрить сопровождение Агентством инновационного проекта и предложенные виды и меры поддержки [11]. Результатом такого решения стало широкое информирование о проекте новых потенциальных участников в лице органов управления образованием субъектов Российской Федерации. Продвижение проекта осуществляется разными каналами: через проведение межрегиональных конференций (Чебоксары, 27 ноября  2013 г., Москва, 4-5 марта 2014 г.); через специализированные рассылки аннотации проекта; путем демонстрации ТВ-сюжета по проекту, подготовленный по заказу АСИ в рамках программы «Основатели» на канале OTP [12]. Результатом такой активной промо-деятельности стали ответные официальные письма от руководства органов управления образованием Ульяновской области, Ярославской области и Республики Башкортостан о желании и готовности начать экспериментальную реализацию проекта в своих регионах. Во второй половине мая в Ульяновске начнутся курсы повышения квалификации для специалистов учреждений дошкольного образования по проекту.
     
     
    Список литературы
     
    1. Успех / Ред.-сост. Д. Пинкотт; пер. с англ. В. Нашуты. М.: ЭКСМО, 2010. С.123.
    2. Эрик Г. Эриксон. Детство и общество. СПб., 1996. С. 6-22.
    3. ИбукаМ. После трех уже поздно / Пер. с англ. Н. Перовой. М.: Альпина нон-фикшн, 2011. 224 с.
    4. Сбербанк России. Деловой завтрак Сбербанка «Инвестиции в человеческий капитал: после семи уже поздно?» URL:
    http://sberbank.ru/nenets/ru/press_center/special/pef 2013/ video2/.
    5. Шаг в будущее: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Т.С. Комаровой, СМ. Андреевой, И.И. Комаровой. М.: E-Publish, 2013. 228 с.
    6. Как выявить талант ребенка. URL: http: //kotikit.ru/qanda/kak-vyyavit-talant-rebenka. Заглавие с экрана. (Дата обращения: 14.05.2014).
    7. Волков О.Г. Пирамида МММ (механизм мотивации и модернизации) качества жизни: Монография / О.Г. Волков, А.О. Волков. Чебоксары, 2011.240 с.
    8. Волков О.Г. Педагог — главный помощник родителя в развитии ребенка. URL:
    http://ekogradmoscow. ru/eko/eko-blog/44-gorod-masterov-s-olegom-volkovym/3018-pedagog-glavnyj -pomoschnik-roditelj a-v-razvitii-rebenka. Заглавие с экрана. (Дата обращения: 14.05.2014).
    9. От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 3-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2012. 336 с.
    10. Фонд содействия и развития малых форм предприятий в научно-технической сфере. URL:
    http://www. fasie.ru. Заглавие с экрана. (Дата обращения: 14.05.2014).
    11. Создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей в ДОУ и школе. URL:
    http://www.asi.ru/projects/7463/. Заглавие с экрана. (Дата обращения: 14.05.2014).
    12. Развитие одаренных детей. Основатель проекта — Олег Волков. URL:
    http://www.otr-online.ru/programmi/programmparts_l 7010.html. Заглавие с экрана. (Дата обращения: 14.05.2014).
     
     
    "Одаренный ребенок" . - 2014 . - № 4 . - С. 40-55.
     
     
     




    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование