Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников

    Библиотека

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы 

    Экология  

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
     
    Л.Н Щербатых
    кандидат педагогических наук, доцент,
    докторант кафедры английского языка для гуманитарных факультетов РГПУ им. А.И. Герцена,
    доцент кафедры ин. языков ФГБОУ ВЫПО "Елецкий ГУ им. А.И. Бунина", г. Елец
     
     
    РОЛЬ СОЗДАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОПИЛКИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В РАБОТЕ С ЛИНГВИСТИЧЕСКИ ОДАРЕННЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ

     
    На сегодняшний день в системе образования перед педагогами возник ряд проблем, связанных с обучением и воспитанием одаренных и талантливых детей. Такие школьники нуждаются в психолого-педагогической поддержке, для них необходимо разработать интегрированные программы обучения.

    Работая с данной категорией учащихся, учителя школы постоянно сталкиваются с психологическими и педагогическими трудностями, возникающими из-за разнообразия видов одаренности, вариативности образования на современном этапе, противоречивости теоретических моделей и методов работы с одаренными детьми, а также из-за нехватки специалистов, которые подготовлены работать с такими учащимися. При этом возникает необходимость учета специфики обучения и развития одаренных школьников в дошкольном, школьном (в школах, гимназиях, лицеях) государственном и негосударственном, а также дополнительном образовании.

    Практически перед каждым учителем стоит вопрос: каким образом найти индивидуальный подход к каждому ребенку, если в классе учатся более 30 учащихся? Поэтому на сегодняшний день назрел вопрос о том, чтобы создать целостную систему работы с одаренными школьниками в условиях общеобразовательной школы, которая предполагает пересмотреть цели обучения, содержание учебных материалов, которые отражены в различных нормативных документах, учебных планах, программах, учебниках и учебных пособиях, а также необходимо произвести анализ существующих методов, средств, технологий обучения с точки зрения работы с одаренными учащимися.

    В «Рабочей концепции одаренности», которая была разработана в 1998 г., была представлена единая теоретическая база, помогающая определить формы работы с одаренными учащимися. Многие педагоги-психологи указывают на тот факт, что в качестве основного инструмента обучения одаренных школьников является создание психолого-педагогических программ для работы с данной категорией учащихся, которые наделены потенциальной одаренностью. Кроме того, учитель обязательно должен иметь свою методическую копилку, содержащую отобранные материалы для подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям с одаренными школьниками.

    Что же представляет из себя методическая копилка учителя иностранного языка (ИЯ), работающего с лингвистически одаренными школьниками?
    Задачи создания методической копилки для учителя ИЯ в работе с лингвистически одаренными школьниками
     
    Задачи создания методической копилки состоят в формировании навыков и развитии умений подбора, правильного оформления, накопления дидактических материалов, необходимых для учителя ИЯ,
    чтобы осуществлять успешно работу с лингвистически одаренными школьниками в качестве учителя и воспитателя.

    Создание методической копилки способствует становлению профессионального самосознания учителя ИЯ. Методическая копилка создается и пополняется в течение всего периода работы учителя.
    Комплексное умение создавать методическую копилку предполагает развитие следующих частных умений у учителя ИЯ:

    • отбирать нужный материал;
    • правильно оформлять его;
    • группировать отобранный иноязычный материал;
    • ориентироваться в собранном материале, использовать его в учебно-воспитательном процессе.
     
    Содержание методической копилки

    Методическая копилка учителя ИЯ в работе с лингвистически одаренными школьниками состоит из следующих разделов:
    • методические материалы;
    • внеклассная работа по ИЯ;
    • профпедориентационная работа;
    • культура страны изучаемого языка;
    • материалы классного руководителя;
    • библиотечка учителя ИЯ.

    Каждый раздел состоит из нескольких подразделов, многие из которых — сквозные, т.е. имеется в методических копилках других учителей-предметников, но их наполнение конкретным содержанием иноязычного материала меняется каждый год; например, раздел методические материалы включает в себя:
    • списки проблем для обсуждения;
    • лексические таблицы, функционально-смысловые таблицы, логико-смысловые карты проблем;
    • установки к условно-речевым и речевым упражнениям;
    • кванты грамматических правил и грамматические схемы;
    • пословицы, поговорки, афоризмы;
    • стихи;
    • песни;
    • шутки, анекдоты;
    • обучающие игры;
    • карточки со словообразовательными моделями;
    • карточки с фразовыми глаголами;
    • выражения классного обихода;
    • иллюстративный материал: фотографии, репродукции, рисунки, карикатуры, видеофильмы (список);
    • тетрадь, отражающая работу со школьными учебниками.

    В разделе методических материалов могут быть и свои особые подразделы:
    • алфавит в картинках;
    • карточки с транскрипционными значками и описанием артикуляции звуков;
    • орфографический режим;
    • карточки с правилами чтения;
    • образцы памяток для формирования у учащихся рациональных приемов учебной деятельности.

    Подраздел правил чтения можно пополнить новым материалом и добавить подраздел образцов написания дружеского письма, поздравительной телеграммы, оформления конверта, а также подраздел «У карты мира»: список названий стран и их столиц, тексты о международных организациях.

    Раздел внеклассной работы по ИЯ с лингвистически одаренными школьниками включает следующие подразделы:
    • игры, шутки, песни, стихи, кроссворды, загадки и пр.;
    • сценарии разных типов вечеров на английском языке;
    • мини-стенгазеты на английском языке по материалам школьных учебников для лингвистически одаренных школьников;
    • сценарий радиопередачи на английском языке;
    • олимпиады по английскому языку для лингвистически одаренных школьников;
    • разработка занятия Школы будущего учителя английского языка для лингвистически одаренных школьников или занятия кружка;
    • сценарий школьного собрания на английском языке;
    • сценарий конференции и форума;
    • образцы объявлений о проводимых мероприятиях.

    Раздел педпрофориентационной работы включает материалы (в основном статьи из газет и журналов) о роли ИЯ в жизни современного общества и о профессии учителя ИЯ. Здесь возможно выделение следующих подразделов (список не окончательный):
    • экономическая эффективность ИЯ в современном мире;
    • ИЯ — средство борьбы за мир. ИЯ и народная дипломатия;
    • ИЯ и образ России за рубежом;
    • профессии, для которых необходимо знание ИЯ;
    • ИЯ в жизни выдающихся государственных и общественных деятелей;
    • ИЯ и мировая культура;
    • ИЯ и спорт;
    • роль учителя ИЯ в обществе. Кроме самих материалов, в данном разделе содержатся: макеты стендов, беседы для родителей, беседы для школьников или разработки занятий кружка, разработка диспута для старшеклассников о роли ИЯ в обществе, а также материалы для проведения игры «Что? Где? Когда?» или викторины по какой-нибудь одной из вышеперечисленных проблем.

    Раздел культуры страны изучаемого языка состоит из подразделов:
    • страноведческие материалы (история, география страны, политическое устройство, система образования, культура—театр, кино, музыка, изобразительное искусство и пр.);
    • тексты по страноведению, вырезки из газет и журналов, выписки из книг;
    • литература страны изучаемого языка (тексты по литературе, дополнительные материалы, биографии писателей на английском языке, читательский дневник);
    • лингвострановедческие комментарии к проблемам, которые изучаются лингвистически одаренными школьниками на ИЯ и материалы школьных учебников;
    • иллюстративные материалы (портреты, карты, кассеты, диски и пр.).

    Содержание раздела классного руководителя может включать разработку праздничного вечера на ИЯ, беседы для родителей, макеты стенгазет, календарь памятных дат и пр. Учителю ИЯ в школе следует накапливать в этом разделе материалы прессы, посвященные важнейшим событиям в жизни нашей страны и мира.

    Библиотечка учителя ИЯ включает список книг и пособий, статей из журнала «Иностранные языки в школе» и других журналов, которые необходимы ему для работы с лингвистически одаренными учащимися.

    Кроме предложенных разделов, учитель ИЯ может вложить в методическую копилку любые другие материалы, которые будут полезны ему в его работе.
     

    Оформление методической копилки учителя ИЯ в работе с лингвистически одаренными школьниками

    Весь собранный материал вкладывается в папку (можно хранить часть материалов в электронном виде). На оборотную сторону наклеивается опись материалов, содержащихся в методической копилке по разделам. Материалы каждого раздела вкладываются в отдельный плотный конверт или тонкую папку.
    Материалы методической копилки следует оформлять так, чтобы они могли использоваться как раздаточный материал для индивидуальной, парной, групповой работы лингвистически одаренных школьников, поэтому вырезки из периодических изданий, иллюстративный материал наклеиваются на плотную бумагу или картон. Каждая поговорка, загадка, стихотворение и пр. разборчиво и крупно выписывается на отдельную карточку из плотной бумаги; на обороте все карточки кодируются. Текст песен вкладывается в папку только вместе с нотами.

    Группировка материалов, их кодирование

    Чтобы эффективно пользоваться методической копилкой, собранные в ней материалы нужно уметь группировать. В основе группировки материалов могут лежать разные принципы, а именно группировка по:
    • разделам и подразделам;
    • проблемам; по темам школьного учебника для углубленного изучения ИЯ;
    • виду материала (стихи, поговорки, игры и пр.);
    • возможности использования в учебном процессе (на уроке определенного типа, на определенном этапе урока — фонетическая и речевая зарядка, презентация грамматического или лексического материала и т.д.) или во внеклассной работе (вечер, олимпиада, КВН и пр.).

    Мы рекомендуем группировать материалы методической копилки по разделам и подразделам. Однако необходимо уметь быстро перегруппировать собранный материал согласно другим принципам. Для этого учителю ИЯ нужно хорошо ориентироваться в имеющихся материалах и заранее уметь предусмотреть возможности их использования.

    Чтобы хорошо ориентироваться в собранном материале, а следовательно, уметь его перегруппировывать и использовать, необходимо:
    • иметь подробный перечень всех содержащихся в копилке материалов по разделам, т.е. составить и наклеить на папку их опись;
    • грамотно и подробно кодировать весь собранный материал;
    • использовать систему взаимных отсылок.

    Кодирование материалов предполагает, что на оборотной стороне карточки с песней, шуткой, карикатурой и пр. указывается:
    • класс, разделы школьного учебника, проблем(ы);
    • тип урока; этап работы на уроке; цель использования;
    • вид внеклассного мероприятия (ий) и конкретное название.

    Предлагаем дополнительно использовать цветовые обозначения. Оборотная сторона карточки перечеркивается красной чертой по диагонали, если материал предполагается использовать на уроке, и синей — если он может использоваться во внеклассной работе. Черта может быть и двойной — красно-синей. В левом верхнем углу над чертой кодируется класс, проблема, тип урока, этап, цель использования; в правом нижнем углу под чертой — вид внеклассного мероприятия, название.
     
     

    Для того чтобы развить умение ориентироваться в материалах методической копилки и уметь перегруппировывать их, используйте эти материалы при подготовке к занятиям по практике устной речи, конкурсам, при изготовлении пособий, при подготовке к вечерам и т.д.
    Использование методической копилки учителем ИЯ в работе с лингвистически одаренными школьниками

    Методическая копилка используется в учебно-воспитательном процессе в средней школе:
    • на занятиях с целью работы над фонетикой, грамматикой, устной речью, на уроках по домашнему чтению, для изучения культуры страны изучаемого языка;
    • при подготовке к конкурсам: чтецов, сочинений, олимпиадам по ИЯ, мини-стенгазет, мини-сценариев вечеров и пр.;
    • при разработке сценариев вечеров, выступлений агитбригад и других мероприятий для лингвистически одаренных школьников;
    • при подготовке к занятиям, внеклассным мероприятиям;
    • при выпуске стенгазет, стендов;
    • при изготовлении пособий (например, пособия «Типичные фонетические ошибки школьников и методика их исправления»).

    Учителю ИЯ необходимо постараться найти и другие возможности    использования собранных в методической копилке материалов. 
     
    Контроль создания методической копилки учителя ИЯ для работы с лингвистически одаренными школьниками.
    Методическая копилка создается в соответствии с методическими указаниями руководителя методического объединения по ИЯ. В школе можно организовать конкурс на лучшую методическую копилку среди учителей ИЯ, которая позволит учителю участвовать в профессионально-ориентированных конкурсах, предполагающих использование материалов методической копилки.
     
     
    "Одаренный ребенок" . - 2014 . - № 2 . - С. 116-121.
     
     




    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование