Бэк Линда, Кошелева Наталья. Костюм представителя молодёжной готической субкультуры


Бэк Линда, Кошелева Наталья, гимназия № 13, 11  класс

Костюм представителя молодёжной готической субкультуры

Научный руководитель:
Грибова Ольга Викторовна
учитель технологии первой квалификационной категории

Введение

Тема  моды представителей современной молодёжной готической культуры нас привлекла ещё в 10 классе, когда на занятиях  элективных курсов «Дизайн одежды» мы знакомились со стилями в одежде, в том числе и стилями молодёжных субкультур.
Причин заняться данной темой несколько.
1. Сегодня представителей готической субкультуры среди молодёжи становиться всё больше.
2. Стиль одежды готов наиболее интересный и выразительный среди представителей других молодёжных субкультур. А костюм антикварных готов, на котором мы остановили свой выбор, во многом связан с историческим костюмом эпохи Готики, отличающемся сложностью кроя. Именно в эту историческую эпоху в одежде появились вытачки, которые придали швейным изделиям скульптурную форму; карсеты, втачные рукава.
3. Одежды для представителей готической молодёжной культуры и журналов мод в нашем городе практически нет, хотя на западе эта индустрия бурно развивается. Существуют специальные магазины одежды, обуви, и аксессуаров. На грани китча работают известные  дизайнеры создающие модели  одежды для неформальной молодёжи, старающейся выделиться из общей массы хотя бы чисто внешне.
4. Мы считаем данную тему актуальной ещё и потому, что готическая мода,  зародившаяся  как антимода, тоесть в пртивовес общепринятой становится сегодня таковой. Что доказывает  - всякая антимода как оригинальное явление существует недолго. Быстро появляются  подражатели, ведущие вполне благополучный образ жизни и для эпатажа играющие в протест. Мода «переваривает» любые новые идеи,  трансформирует их и делает всеобщим достоянием, поэтому каждая антимода изначально обречена превратиться в новую моду, что мы и наблюдаем сейчас относительно моды готической  субкультуры.

Изучая последние тенденции современной моды легко заметить, что на пике популярности, как и во всех направлениях искусства, мистика и чувственность.  В моде преобладает черный цвет. Осенью в Москве проходил традиционный конкурс парикмахерского искусства, который подчеркнул, что в этом сезоне в моде агрессивность. Как минимум мужчины должны быть похожими на графа Дракулу, а женщины на злую фею. В моде все цвета волос, кроме однотонного.
Причёски у женщин -  эракезы, стрелки; у мужчин полудлинные и длинные волнистые волосы.
 
Исходя из вышеизложенного, нам захотелось создать костюм в стиле современной молодёжной готической субкультуры.

Описание костюма и выбор материалов

Проектируя костюм, мы перед собой ставили  следующие задачи:
1. Создать костюм для готической вечеринки.
2. Костюм должен соответствовать заявленному стилю, быть красивым и  несложным в исполнении, так как предназначен для молодых девушек, которые, не обладая высоким мастерством в швейном деле, при  желании могли бы выполнить его своими руками.
3. Ансамбль должен быть не очень дорогим и экологичным,  что тоже немаловажно для молодых людей.
4. Элементы костюма, например, верхнюю юбку, блузку можно было бы носить в повседневной жизни, а не только надевать на костюмированное представление.

Считаем, что с поставленными задачами нам удалось справиться.

Блузка

По своей конструкции блузка проста и вполне может быть выполнена начинающей портнихой при условии замены используемой нами ткани – шифон на более плотную, например, креп-шифон или гипюр. Выбранная же нами ткань сложна в обработке, так как очень тонкая, скользкая и прозрачная.
Блузка отделана по горловине, низу рукава и низу изделия тесьмой «косая бейка» из атласной ткани.

Верхняя юбка

Верхняя юбка – коническая, состоит из восьми клиньев. Модель можно выполнить и как «полусолнце». С такими швейными изделиями справляются даже ученицы шестого класса. Хлопчатобумажный сатин, который используется для изделия, лёгок в обработке, так как не скользкий и практически не осыпается. Кроме того, данный материал не дорогой и вполне соответствует готическому стилю. По низу юбка отделана кружевом. Шнур, вставленный в кулиску в переднем шве юбки, позволяет изменить её по своему желанию, стянув шов больше или меньше.

Нижняя юбка

Нижняя юбка – прямая с оборкой по линии бёдер. Отделка – белое хлопчатобумажное шитьё , пришитое в качестве оборки по низу изделия.
Юбка выполнена из ситца.


Корсаж

Наиболее сложным  по технологии изготовления является корсаж, выполненный из натуральной кожи. Он же и самый дорогой. Однако, если заменить натуральную кожу искусственной, то процесс изготовления  значительно упрощается, а стоимость изделия снижается в несколько раз. Корсаж выполнен строго по фигуре.  Для жёсткости используется прокладочный материал флизелин для кожи – LE 420 и корсажная лента. Подкладочная ткань – сетка красного цвета. Отделка – металлическая молния и шнуровка, сочетающаяся с отделкой блузки.

Технологическая последовательность изготовления изделия, подбор инструментов, оборудования

Юбка верхняя
Последовательность изготовления Инструменты и материалы

Изготовление выкроек  
Бумага (миллиметровка или калька), карандаш.
Раскрой  
Ткань, англ. булавки, портновский мел, ножницы, линейка, клеевая ткань.
Выполнить передний шов юбки. Припуски обметать, разутюжить и отстрочить на расстоянии 1 см. для кулиски. 
Швейная машина, нитки в цвет ткани, игла, оверлог, утюг.
Выполнить задний, средний и рельефные швы, а также правый боковой шов. Припуски каждого шва обметать вместе и разутюжить в одну сторону.  
Швейная машина, нитки в цвет ткани, игла, оверлог, утюг
Выполнить левый боковой шов, до метки застежки. Припуски обметать, разутюжить.  
Швейная машина, нитки в цвет ткани, игла, оверлог, утюг.
Выполнить в левом боковом шве застежку «молния»  
Молния, игла, ни тки белые и в цвет ткани, швейная машина.
Вдернуть шнур в кулиску.  
Шнур, булавка
Обработать пояс. Пояс сложить вдоль лицевой стороны внутрь и стачать короткие срезы.  
Нитки белые, черные, игла, пуговица, швейная машина.
Пояс притачать к верхнему срезу юбки. Пришить пуговицу, обработать петлю.
Нитки в цвет ткани, игла, пуговица, швейная машина.
Обметать нижний срез юбки.  
3 катушки ниток в цвет ткани, оверлог.
Настрочить кружева на нижний обрез юбки.  
Кружева, нитки, швейная машина

Нижняя юбка
Изготовление выкроек  
Бумага (миллиметровка или калька), карандаш.
Раскрой  
Ткань, англ. Булавки, портновский мел, ножницы, линейка.
На кокетках выполнить вытачки и правый боковой шов.  
Швейная машина, нитки в цвет ткани.
Нижнее полотнище  присборить по верхнему срезу до длины нижнего среза кокетки.
Швейная машина нитки в цвет ткани.
Полотнище притачать к кокетке, припуски шва заутюжить вверх. Ниже кокетки выполнить левый боковой шов.  Нитки белые, игла, утюг, швейная машина, нитка в цвет ткани.
Припуски по левым боковым срезам заутюжить на изнаночную сторону.  
Утюг.
Мерное кружево присборить по верхнему срезу до длины нижнего среза юбки. Стачать короткие срезы, притачать кружево к юбке. Припуски шва заутюжить вверх.  
Белые нитки, швейная машина. Нитки в цвет ткани, иголка, утюг.
Верхний срез юбки обработать косой бейкой, оставив завязки длиной 30-50 см.  
Иголка, нитки в цвет ткани, швейная машина.

Корсаж

Изготовление выкроек.  
Бумага (миллиметровка или калька), карандаш.
Раскрой. Разложить детали, обходя дефекты кожи.  
Ткань, англ. Булавки, портновский мел, ножницы, линейка.
Все детали из кожи проклеить клеевой тканью.  
Клеевая ткань, утюг.
Выполнить передние рельефные швы, предварительно проклеив их клеем «момент», одновременно вклеивая между пропусками корсажную ленту нужной длины. Швы отстрочить.  
Швейная машина, клей «момент», корсажная лента, нитки копроновые.
Выполнить задние рельефные швы, предварительно вклеив металлические полукольца для шнуровки при помощи кожаной тесьмы.  
Швейная машина, металлические кольца, кожаная тесьма.
Швы отогнуть в сторону боковых швов и приклеить клеем «момент» к боковым частям спинки.
Клей «Момент».
Выполнить боковые швы, припуски приклеить к деталям, отстрочить.  
Швейная машина, нитки копроновые.
В переднем шве выполнить застежку «молния».  
Молниия, швейная машина, нитки капроновые
На деталях кроя из подкладочной ткани выполнить швы.  
Швейная машина, нитки красные в цвет подкладочной ткани.
Подкладку сложить с лицевыми сторонами, притачать к верхнему нижним и передним срезам, оставив 10 см. не зашитыми.  
Швейная машина, нитки капроновые.
Корсаж отвернуть на лицевую сторону. Отстрочить по периметру на расстоянии 2 мм. от края.  Швейная машина, нитки капроновые.

Блузка

Изготовление выкроек.  
Бумага (миллиметровка или калька), карандаш, линейка.
Раскрой.  
Ткань, англ. булавки, портновский мел, ножницы, линейка.
Стачать нагрудные вытачки, боковые и плечевые швы.  
Швейная машина, нитки в цвет ткани.
Выполнить швы рукавов.  
Швейная машина, нитки в цвет ткани.
Обработать горловину, нижний срез изделия и низ рукава косой бейкой.  
Швейная машина, нитки в цвет ткани, косая бейка.
Втачать рукава.  
Швейная машина, нитки в цвет ткани.

Рекомендации по работе с тонкими прозрачными тканями

Перед раскроем тщательно выгладите ткань.
Для сметывания и стачивания деталей используйте тонкие нитки для шитья или нитки для машинной вышивки и штопки.
Для стачивания деталей возьмите тонкую иглу для швейной машины (№ 70) и проверьте, не повреждено ли ее острие.
Стачивайте детали машинной строчкой мелкими стежками (длина  стежка 1,5-2 мм).
Контуры деталей и все размеченные на бумажной выкройке пинии и метки перенесите на ткань при помощи копировальных стежков, а не копировальной бумаги (в противном случае все линии проступят на лицевой стороне деталей кроя). Для этого наложите детали бумажной выкройки на разложенную в 2 слоя ткань и стежками «вперед иголку» разметьте контуры деталей бумажной выкройки и все нанесенные на выкройку линии и метки. После каждого 2-го стежка вытягивайте петлю: по контурам деталей — высотой около 1 см, по размеченным на выкройке линиям — 2 см.
Важно: прямые линии прокладывайте крупным стежком, в местах скруглений и на уголках выполняйте стежки покороче. Проложив копировальные стежки по всем контурам детали и размеченным на выкройке линиям, разрежьте посредине каждую петлю высотой 2 см и удалите бумажную выкройку. Затем раздвиньте слои ткани и осторожно разрежьте нитки между ними. Оставшиеся на ткани нитки выполняют функцию разметки.

При стачивании деталей следует применять следующие виды машинных швов:
Запошивочный шов
Детали сложить лицевыми сторонами и стачать соответствующие срезы. Припуски шва заутюжить в одну сторону. Припуск, лежащий снизу, срезать до ширины 0,75 см. Припуск, лежащий сверху, срезать до ширины 1,5 см и, подвернув до ширины 0,75 см, приметать. С лицевой стороны изделия притачать лежащий сверху припуск в край.
Двойной (или французский) шов
Детали сложить изнаночными сторонами вовнутрь и сколоть по размеченным линиям шва. Отступив от размеченной линии шва (в сторону срезов) 0,75см, проложить 1-ю строчку. Припуски шва срезать до ширины 0,75 см и разутюжить. Деталь сложить лицевой стороной вовнутрь и проложить 2-ю строчку строго по размеченной линии шва, при этом обрезные края 1-го шва находятся внутри шва.
Расстрочной шов
Детали сложить лицевыми сторонами вовнутрь и стачать соответствующие срезы. Припуски шва срезать до ширины 1,5 см, разутюжить и, подвернув до ширины 0,75 см, притачать.
Настрочной (или джинсовый) шов
Детали сложить лицевыми сторонами вовнутрь и стачать соответствующие срезы. Припуски шва обметать вместе зигзагообразной строчкой, отступив от шва 0,5 см, затем припуски срезать близко к зигзагообразной строчке, заутюжить в одну сторону и притачать с лицевой стороны изделия. Совет: применяйте этот шов лишь в том случае, если ваша швейная машина выполняет строчки красивого рисунка равномерным стежком.

Рекомендации по  работе с натуральной кожей

Пластины натуральной кожи имеют самый разнообразный размер, конфигурацию и качество. Поэтому, отправляясь в магазин покупать кожу, возьмите с собой полный комплект деталей бумажной выкройки.
Перед раскроем дорогой натуральной кожи сшейте модель из дешёвой ткани и внесите все необходимые изменения в детали бумажной выкройки. Перед раскроем отметьте на изнаночной стороне кожи все тонкие места и дыры.  Детали бумажной выкройки раскладывайте с изнаночной стороны кожи, при этом помните, что парные детали надо выкраивать в зеркальном отображении. При раскрое кожи старайтесь использовать её экономно, но помните, что кожа больше растягивается в поперечном направлении, нежели в продольном и не выкраивайте в целях экономии одну полочку в продольном направлении, а другую - поперёк. Размечать контуры деталей можно шариковой ручкой или мягким карандашом.
В качестве прокладки используется специальный флизелин для кожи – LE 420, прекрасно приклеивающийся при помощи утюга.
Детали кроя нельзя смётывать, а швы - распарывать, так как останутся следы от иглы. Вместо смётывания швы проклеивают клеящим карандашом (Pritt, Tesa ) или любым  клеем предназначенным  для склеивания кожи.
Для кожи используют специальные иглы с трёхгранной заточкой.
Если ваша швейная машина плохо продвигает кожу или выполняет неровные стежки, замените обычную лапку на тефлоновую.
Утюжат кожу с изнаночной стороны умеренно нагретым утюгом, без пара, через сухой проутюжник, предварительно обязательно попробовав на ненужном лоскутке.

Правила техники тезопасности
При работе с иголками и булавками

1. Шейте с наперстком.
2. Храните иголки и булавки в определенном месте  (специальной коробке, подушечке
и т.д.),  не оставляйте их на рабочем месте (столе), ни в коем случае не берите иголки, булавки в рот.
3. Не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой.
4. Выкройки к ткани прикрепляйте острыми концами булавок в направлении от себя.

При работе с ножницами

1. Храните ножницы в определенном месте (коробке).
2. Кладите их сомкнутыми остриями от себя.

При работе на швейной машине

1. Проверяйте наличие и исправность заземления электрической швейной машины.
2. Волосы убирайте под косынку. Концы галстуков и косынок не должны свисать.
3. Не наклоняйтесь близко к движущимся частям машины.
4. Не держите пальцы рук около лапки во избежание прокола иглой.
5. Перед стачиванием убедитесь в отсутствии булавок или иголок на линии шва изделия.

При работе с утюгом

1.Не оставляйте включенный электроутюг в сети без присмотра.
2. Включайте и выключайте утюг сухими руками.
3. Ставьте утюг на асбестовую, мраморную или керамическую подставку.
4. Следите за нормальной работой утюга, о всех неисправностях сообщайте учителю.
5. Следите, за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.
6. Отключайте утюг только за вилку.
7. В помещениях с бетонными полами во время утюжки обязательно стойте на резиновом коврике.


Словарь

Антимода - не безвкусица или безразличие в одежде, а всегда сознательный, выраженный во внешних формах (в одежде, поведении, музыке и т. д. ) протест против установленных обществом идеалов, правил и норм.
Одним из первых проявлений антимоды было движение инкруаяблей  («невероятные») времён Великой французской революции принципиально отказавшихся от форм одежды принятых в среде аристократии : кюлотов, париков, камзолов.

Последователи его надевали преувеличенно огромные галстуки, фригийские колпаки, коротенькие куцые фраки, слишком узкие или широкие полосатые штаны, сапоги с отворотами голенищ до щиколотки, вдевали в левое ухо серьгу, а вместо изящных тросточек носили суковатые дубинки. Аристократки на балах в память о казнённых на гильотине родственниках выстригали волосы на затылке, а шею украшали ярко-алыми лентами, похожими на след от удара топора. Они имtли свой жаргон, эпатирующие манеры.
К антимоде можно отнести облик негилистов 60-х годов XIX в. в России - сознательный аскетизм, стриженые волосы у женщин, синие очки и короткие платья синего же цвета.

В Европе и США в середине 50-х начале 60-х годов антимодой стало движение битников ( cокращение от англ . beat generation – «разбитое поколение») Провозгласив добродетелью бедность, отрешённость от социальных проблем, они носили грязные мешковатые брюки из вельвета, свитеры грубой домашней вязки, отпускали бороды.

Ещё более выразительными оказались хиппи, полностью отвергшие ценности и нормы современного общества, в том числе одежду. В коммунах  хиппи каждый был сам себе кутюрье.
Антимодой являлась вначале и одежда панков и производных от их культуры – готов.

Китч. Термин обычно считают производным от немецкого kitsch – «безвкусица», «дурной тон», «дешёвка». Китчем можно назвать произведение, когда его автору недостаёт тонкости, вкуса, образования, воспитания и понимания того, что он делает. Но китч может создаваться сознательно, потакая грубым вкусам, имитируя высокие образцы и рассчитывая на внешний поверхностный эффект. В моде существует китч, который сознательно создают знаменитые и талантливые кутюрье. Это виртуозная игра в безвкусицу. Подобные модели в парадоксальной форме гармоничны и прекрасно продуманы. В духе китча часто работают Вивьен Вествуд, Жан Поль Готье, Джон Гальяно, Александр Мак-Куин и другие.

Кюлоты – узкие штаны, застёгивающиеся под  коленом.
Эпатаж – вызывающее поведение, скандальная выходка

Список литературы

1. Современная энциклопедия Аванта +. Мода и стиль/ Глав. Ред. Володин  –М.: Аванта +, 2002. – 480 с.:ил.
2. Волков Ю.Г., Добреньков В.Н., Кадария Ф.Д. Социология молодёжи –       Ростов-н/Д: Феникс, 2001.-575с.
3. 
http://www.gjthik.ru/
4. Журналы мод “BURDA”
5. Школа шитья/ перевод с английского О. Озеровой. – М.: Эксмо, 2004.
6. Фефелова Л.Н. Если вы любите шить. Руководство по моделированию, раскрою и технологии пошива женской одежды.- Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1991.- 312 с.