Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы 

    Экология  

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея 

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


      

    М.О. Горчилина
    заслуженный учитель РФ, учитель истории и обществознания
    МБОУ "Одинцовский лицей № 10"
     

    РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ СОЗДАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

    Современная система образования характеризуется дифференцированным подходом к обучению, когда каждый предмет изучается отдельно, сам по себе, в отрыве от реальной жизни. Специфической составляющей в отношении целей обучения одаренных детей являются высокий уровень и широта общеобразовательной подготовки, что влияет на развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями учащихся.

    Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи является приоритетной в современном образовании. От решения ее в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал: от раз-
    вития одаренной личности к формированию одаренного общества, от образования элиты к элитарному образованию.

    Именно поэтому в последнее время в школе большое внимание уделяется созданию межпредметных проектов, проведению интегрированных уроков, на которых осуществятся синтез знаний различных учебных дисциплин, в результате чего образуется новое качество, представляющее собой неразрывное целое, достигнутое широким и углубленным взаимопроникновением этих знаний. Главная цель интегрированных уроков - научить школьников рассматривать одни и те же явления, проблемы в разных ситуациях и системах, раскрыть индивидуальные, личностные особенности учащихся. Основные его свойства — синтетичность, универсальность. Он позволяет посвятить учащегося конечные цели изучения не только данных темы, раздела, но и всего материала, быстрее включить его в познавательный процесс.

    Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся, что позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни. Итак, интеграция может рассматриваться как цель, средство и результат обучения.

    Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что они:
    — способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
    — в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают напряжение, снижают нагрузку;
    — не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию гармонически и интеллектуально развитой личности;
    — интеграция является источником нахождения связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах;
    — интегрированные уроки позволяют систематизировать знания.
     
    К наиболее эффективным методам интегрированного обучения относятся следующие:
    — активное использование знаний, полученных на уроках по другим предметам (привлечение понятий, образов, представлений из других дисциплин);
    — рассмотрение комплексных проблем, которые по самой своей сути требует привлечения знаний из разных предметов (например, экология);
    — исследовательский метод (учащиеся самостоятельно сопоставляют факты, суждения об одних и тех же явлениях, событиях, устанавливают связи и закономерности между ними, применяют совместно выработанные умения).

    При организации и планировании интегрированных уроков учителю важно учитывать следующие условия:
    — в интегрированном уроке объединяются блоки знаний 2-3 различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации;
    — проведение интегрированного урока двумя учителями требует их психологической совместимости, такта, умения слышать партнера, корректности оценок и строгого разграничения компетенций, тщательной координации действий;
    — интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.

    Этапы подготовки и проведения интегрированных уроков:

    1. Аналитический этап. В первую очередь необходимо познакомиться с содержанием смежного предмета, определить степень конкретизации фактов, глубину их обобщения, предполагаемый уровень умений, а также метод познания, применяемый в данном предмете. Важным условием осуществления подобного проекта является готовность кого-либо из коллег принять участие в организации подобного занятия, пойти на определенный риск ради достижения общей цели.
    2. Установочный этап. Необходимо произвести отбор материала к уроку, предварительно скорректировать его тему.
    3. Подготовительный этап. На этом этапе учителями-предметниками должны быть сформированы группы консультантов, состоящие из школьников. Определение цели, задачи урока обосновывается необходимостью интеграции с другими школьными предметами, составляется план-конспект урока. Учащиеся подбирают дополнительную литературу, иллюстрации, аудио-, видеоматериалы, получают индивидуальные задания.
    4. Основной этап. Организация и проведение интегрированных уроков в рамках предложенных тем.
    5. Заключительный этап. Учитель совместно с учащимися подводит итоги. Намечает вопросы для дальнейшей самостоятельной работы по изученной теме. Организует обмен мнениями участников о возможности проведения интегрированных уроков в дальнейшем.
     
    Новая модель восприятия мира должна определяться в современных условиях не иначе как единое целое, во взаимодействии, взаимосвязи и взаимозависимости. Реальностью стали процессы интеграции и глобализации не столько политико-экономической, сколько культурной. Именно они могут стать основой нового глобального мышления. Россия — государство, которое на протяжении всей своей истории формировалось как многонациональное и многоконфессиональное с уникальной единой нацией, общей системой культурных и духовных ценностных ориентиров. Школа как социальный институт призвана помочь семье воспитать человека, обладающего целостным мировосприятием, сформировать у него основы культурной грамотности, связанные с выработкой ценностного отношения к культурам народов мира, среди которых частью является собственная культура.

    Интегрированный урок — это технология, которая смело вторгается в непоколебимые школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Не является исключением и иностранный язык. Напротив, по своей сути школьный предмет «иностранный язык» является интегрированным. Он весь пронизан межпредметными связями и предлагает учащимся знания многих областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни. Интеграция — это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Английский язык является языком международного общения и, имея навык говорить на нем, мы скорее сумеем понять, как нужно строить взаимодействие человека и общества. В этом смысле бинарные уроки по английскому языку и обществознанию, построенные с учетом интеграции этих учебных предметов, позволяют обучающимся среднего и старшего звена школы получить наиболее полную картину преодоления проблем международной интеграции и ее особенностей.
     
    Данная методика позволила нам организовать интегрированный урок по экономике (в курсе обществознания) и английскому языку. Идея проведения такого урока возникла во время написания эссе в рамках участия обучающихся во Всероссийской олимпиаде по финансовому рынку. Тема урока — «Международная экономическая интеграция: понятие и формы. Главные интеграционные центры мира». Дети сами предложили изучить такие формы международной интеграции, как Евросоюз и Североамериканская зона свободной торговли, или сокращенно НАФТА, используя знания по английскому языку.

    Конечно, бинарные уроки нетрадиционны по своей сути и часто рассматриваются как одна из форм проектной методики. Разработка таких уроков требует серьезной подготовительной работы учителя с учебным, методическим, дополнительным информационным материалом. Для учителя обществознания она связана с тем, чтобы рационально отобрать материал, продумать наглядные и графические формы его подачи с учетом возрастных особенностей учащихся. Очевидно, что ребенок на таком уроке получает знания сразу по двум учебным курсам и даже в случае четко продуманной структуры урока от школьника требуется постоянная аналитическая активность.

    Нужно отметить и то, что пока еще не разработана в должной степени технология проведения бинарных уроков. Трудности, связанные с подготовкой интегрированного урока, перекрываются тем результатом, который получает учитель. Активность детей на таких уроках, как правило, превосходит все ожидания. И это понятно, необычная форма учебного занятия, присутствие сразу двух учителей, нестандартная подача материала делают подобный урок ярким, запоминающимся, а главное — эффективным.

    Таким образом, процесс модернизации российского образования предполагает поиск и внедрение в практику новых форм организации образовательного процесса. В условиях дефицита времени, отводимого для освоения учащимися школьной программы, особую актуальность приобрели интегрированные уроки, предполагающие использование информации по общей теме из различных предметов школьного цикла. Подобные уроки позволяют учащимся по-новому взглянуть на предмет изучения и оценить возможность применить знания, полученные при изучении одного предмета, в области изучения другого. Интегрирование предметов способствует формированию надпредметных компетенций и повышает мотивацию школьников к обучению. Для преподавателей подобные уроки — это возможность освоить новые формы взаимодействия с учениками, более разносторонне изучить разбираемую на уроке тему и (при совместном проведении занятия) получить опыт определенного вида командной работы.
     
     
    Список литературы

    ДрахлерА.Б. Сеть творческих учителей: Метод, пос. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. 171 с.
    Кузнецова Н.Е., Шаталов МЛ. Проблемное обучение на основе межпредметной интеграции. СПб.: Образование, 2004. 47 с.
     

    Конспект интегрированного урока
    «Государство и рыночная экономика» для 10-го класса (обществознание, экономика)
     

    Цель урока: определить механизмы решения социально-экономических проблем рынка, решаемых государством.

    Задачи урока:
    1) образовательные (изучить историю эволюционных теорий о роли государства в экономике; понять необходимость коррекции рыночного механизма государством; определить функции государства в рыночной экономике);
    2) развивающие (содействовать познавательной активности учащихся, формировать навыки групповой работы);
    3) воспитательные (воспитание экономической и интеллектуальной культуры, финансовой грамотности).

    Методы обучения: словесные и практические.
    Словесные методы (вводная беседа, рассказ, объяснение, фронтальный опрос «Светофор»). Фронтальный опрос «Светофор» — это тип опроса по базовым вопросам, которые ученик должен знать, что называется, назубок. Красный сигнал — «Я не знаю!», зеленый сигнал — «Я знаю!». «Светофор» — это всего лишь полоска бумаги, с одной стороны — красная, с другой — зеленая. «Светофор» — тип опроса, при котором ученик находится в особой психологической позиции, когда пассивность невозможна, чем бы она ни была мотивирована. Сигнализируя «светофором», ученик вынужден каждый раз явно для себя и для учителя зафиксировать готовность, т.е. оценить свои знания. К Практическим методам относятся устные и письменные упражнения.

    Основные понятия: меркантилизм, налоги, методы государственного регулирования, общественные блага, проблемы внешних эффектов.

    План урока:
    1. Эволюционные теории о роли государства в экономике:
    а) меркантилизм;
    б) классическая теория;
    в)кейнсианская теория;
    2. Методы государственного воздействия на рынок.
    3. Как государство регулирует экономику?
     
    Вводная беседа учителя. Актуализация знаний учащихся. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю. Меркантилизм XVII в. (опережающее задание ученику).

    1. Эволюционные теории о роли государства в экономике.
    1-й ученик. Экономическая школа меркантилистов провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Они утверждали, что главный показатель богатства страны — количество золота. Меркантилисты призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.
    2-й ученик. Ступенью развития представлений о роли государства стала работа А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», в которой он утверждал, что «свободная игра рыночных сил» создает гармоничное устройство. Государство должно обеспечивать безопасность жизни человека, разрешать споры. Адам Смит доказывал, что стремление предпринимателя к достижению частных интересов является главной движущей силой экономического развития. Он доказывал, что должны быть гарантированы экономические свободы для предпринимателей, свобода конкуренции, свобода торговли.
    3-й ученик. В 30-е годы XX в. в США произошел глубокий спад экономики. Дж. Кейнс выдвинул теорию вмешательства государства в экономику в период спада. Кейнс считал, что государство должно воз-
    действовать на рынок в целях увеличения спроса. Это можно делать несколькими инструментами:
    а) гибкая кредитно-денежная политика, которая стимулирует спрос и рост занятости населения;
    б) с помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это уменьшит безработицу и снимет социальную напряженность;
    в) создание государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий.
    4-й ученик. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. В 70-е годы XX в. появилась неоклассическая теория: отказ от воздействия на воспроизводство через спрос, использование косвенных мер воздействия на предложение. Экономический рост рассматривается как функция накопления капитала. А государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала. Согласно этой теории, осуществляются антиинфляционные меры и налоговые льготы предпринимателям. Функционирование рынка порождает внешние эффекты — положительные и отрицательные.
    Работаем с примерами в учебнике «Экономика» (с. 46-48). Какие выводы вы сделаете? Запишите их в тетради.

    2. Методы государственного воздействия на рынок.
    Каковы государственные методы воздействия на экономику? Используется методика «Идеальное задание» — учитель предлагает выполнить дома работу по собственному выбору и пониманию. Предлагаются различные методы государственного воздействия на рынок: государственные расходы, налогообложение, государственное регулирование, государственное предпринимательство и т.д., а ученик сам выбирает интересный для него метод.
     
    3. Как государство регулирует рыночную экономику?
    4-й ученик. Главные направления экономической политики:
    1. Структурное направление:
    • поддержка важных отраслей промышленности;
    • содействие конкуренции и ограничении монополий;
    • приватизация;
    • производство общественных благ.
    2. Стабилизационное направление:
    • создание бюджета и сбор налогов;
    • денежная эмиссия, изменение учетной ставки, изменение нормы обязательных резервов.
    3. Фискальное направление:
    • регулирование доходов и расходов бюджета государства;
    • обеспечение занятости населения;
    • подавление большой инфляции.
    4. Монетарное направление:
    • контроль над денежной массой в экономике.

    Используется методика «мозговой штурм».
    Класс делится на 2 группы.
    1-я группа: доказывает, что государство должно активно вмешиваться в экономику страны;
    2-я группа: доказывает, что экономика должна быть свободная от вмешательства государства.
    После проведения «мозгового штурма» делаем вывод, что государство должно вмешиваться в рыночную экономику и вызвано это несовершенством рыночной экономики, ограниченностью природных ресурсов, охраной порядка и обороноспособностью, государство должно заботиться об инвалидах, детях, больных, безработных, контролирует опасные технологии, принимает меры по защите окружающей среды, государство развивает международное сотрудничество. Государственная политика достигает цели тогда, когда она поощряет, а не указывает. Задача государства удерживать «золотую середину» в сфере влияния на экономику.

    Учащиеся получают домашнее задание для следующего занятия:
    Придумайте новый вид товара или услуги, который бы пользовался широким спросом покупателей независимо от пола и возраста в XXI в.
    Подведение итогов занятия.
     
     
    "Одаренный ребенок" . - 2015 . - № 2 . - С. 40-47.
     
     




    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование