Горчилина М.О. Конспект интегрированного урока «Государство и рыночная экономика» для 10-го класса. Обществознание и экономика


Цель урока: определить механизмы решения социально-экономических проблем рынка, решаемых государством.

Задачи урока:
1) образовательные (изучить историю эволюционных теорий о роли государства в экономике; понять необходимость коррекции рыночного механизма государством; определить функции государства в рыночной экономике);
2) развивающие (содействовать познавательной активности учащихся, формировать навыки групповой работы);
3) воспитательные (воспитание экономической и интеллектуальной культуры, финансовой грамотности).

Методы обучения: словесные и практические.
Словесные методы (вводная беседа, рассказ, объяснение, фронтальный опрос «Светофор»). Фронтальный опрос «Светофор» — это тип опроса по базовым вопросам, которые ученик должен знать, что называется, назубок. Красный сигнал — «Я не знаю!», зеленый сигнал — «Я знаю!». «Светофор» — это всего лишь полоска бумаги, с одной стороны — красная, с другой — зеленая. «Светофор» — тип опроса, при котором ученик находится в особой психологической позиции, когда пассивность невозможна, чем бы она ни была мотивирована. Сигнализируя «светофором», ученик вынужден каждый раз явно для себя и для учителя зафиксировать готовность, т.е. оценить свои знания. К Практическим методам относятся устные и письменные упражнения.

Основные понятия: меркантилизм, налоги, методы государственного регулирования, общественные блага, проблемы внешних эффектов.

План урока:
1. Эволюционные теории о роли государства в экономике:
а) меркантилизм;
б) классическая теория;
в)кейнсианская теория;
2. Методы государственного воздействия на рынок.
3. Как государство регулирует экономику?
 
Вводная беседа учителя. Актуализация знаний учащихся. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю. Меркантилизм XVII в. (опережающее задание ученику).
1. Эволюционные теории о роли государства в экономике.
1-й ученик. Экономическая школа меркантилистов провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Они утверждали, что главный показатель богатства страны — количество золота. Меркантилисты призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.
2-й ученик. Ступенью развития представлений о роли государства стала работа А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», в которой он утверждал, что «свободная игра рыночных сил» создает гармоничное устройство. Государство должно обеспечивать безопасность жизни человека, разрешать споры. Адам Смит доказывал, что стремление предпринимателя к достижению частных интересов является главной движущей силой экономического развития. Он доказывал, что должны быть гарантированы экономические свободы для предпринимателей, свобода конкуренции, свобода торговли.
3-й ученик. В 30-е годы XX в. в США произошел глубокий спад экономики. Дж. Кейнс выдвинул теорию вмешательства государства в экономику в период спада. Кейнс считал, что государство должно воз-
действовать на рынок в целях увеличения спроса. Это можно делать несколькими инструментами:
а) гибкая кредитно-денежная политика, которая стимулирует спрос и рост занятости населения;
б) с помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это уменьшит безработицу и снимет социальную напряженность;
в) создание государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий.
4-й ученик. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. В 70-е годы XX в. появилась неоклассическая теория: отказ от воздействия на воспроизводство через спрос, использование косвенных мер воздействия на предложение. Экономический рост рассматривается как функция накопления капитала. А государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала. Согласно этой теории, осуществляются антиинфляционные меры и налоговые льготы предпринимателям. Функционирование рынка порождает внешние эффекты — положительные и отрицательные.
Работаем с примерами в учебнике «Экономика» (с. 46-48). Какие выводы вы сделаете? Запишите их в тетради.
2. Методы государственного воздействия на рынок.
Каковы государственные методы воздействия на экономику? Используется методика «Идеальное задание» — учитель предлагает выполнить дома работу по собственному выбору и пониманию. Предлагаются различные методы государственного воздействия на рынок: государственные расходы, налогообложение, государственное регулирование, государственное предпринимательство и т.д., а ученик сам выбирает интересный для него метод.
3. Как государство регулирует рыночную экономику?
4-й ученик. Главные направления экономической политики:
1. Структурное направление:
• поддержка важных отраслей промышленности;
• содействие конкуренции и ограничении монополий;
• приватизация;
• производство общественных благ.
2. Стабилизационное направление:
• создание бюджета и сбор налогов;
• денежная эмиссия, изменение учетной ставки, изменение нормы обязательных резервов.
3. Фискальное направление:
• регулирование доходов и расходов бюджета государства;
• обеспечение занятости населения;
• подавление большой инфляции.
4. Монетарное направление:
• контроль над денежной массой в экономике.

Используется методика «мозговой штурм».
Класс делится на 2 группы.
1-я группа: доказывает, что государство должно активно вмешиваться в экономику страны;
2-я группа: доказывает, что экономика должна быть свободная от вмешательства государства.
После проведения «мозгового штурма» делаем вывод, что государство должно вмешиваться в рыночную экономику и вызвано это несовершенством рыночной экономики, ограниченностью природных ресурсов, охраной порядка и обороноспособностью, государство должно заботиться об инвалидах, детях, больных, безработных, контролирует опасные технологии, принимает меры по защите окружающей среды, государство развивает международное сотрудничество. Государственная политика достигает цели тогда, когда она поощряет, а не указывает. Задача государства удерживать «золотую середину» в сфере влияния на экономику.

Учащиеся получают домашнее задание для следующего занятия:
Придумайте новый вид товара или услуги, который бы пользовался широким спросом покупателей независимо от пола и возраста в XXI в.

Подведение итогов занятия.
 

М.О. Горчилина, заслуженный учитель РФ, учитель истории и обществознания МБОУ "Одинцовский лицей № 10" 

 "Одаренный ребенок" . - 2015 . - № 2 . - С. 45-47.