Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  



     
    Зимняя тема в литературе.    Викторина
     
     
    1. Из какого произведения Пушкина это описание зимы?

    Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
    На дровнях обновляет путь;
    Его лошадка, снег почуя,
    Плетется рысью как-нибудь;
    Бразды пушистые взрывая,
    Летит кибитка удалая;
    Ямщик сидит на облучке
    В тулупе, в красном кушаке.
    Вот бегает дворовый мальчик,
    В салазки жучку посадив,
    Себя в коня преобразив;
    Шалун уж заморозил пальчик:
    Ему и больно и смешно,
    А мать грозит ему в окно...
     
    2. Автора этих стихов известный отечественный филолог M.JI. Гаспаров назвал безглагольным. Назовите имя и фамилию поэта.

    Чудная картина,
    Как ты мне родна:
    Белая равнина,
    Полная луна.
    Свет небес высоких
    И блестящий снег
    И саней далеких
    Одинокий бег.
    3. Обломов, герой романа И.А. Гончарова, так встречает посетителей, зашедших к нему: «Не подходите, не подходите: вы с холода!»   «Не подходи, не подходи! Ты с холоду».  В каком месяце происходит действие в этих сценах романа?

    4. Какому событию посвящено стихотворение Г. Гейне?
    Три светлых царя
    Три светлых царя из восточной страны
    Стучались у всяких домишек.
    Справлялись: как пройти в Вифлеем,
    У девочек всех, у мальчишек.
    Ни старый, ни малый не мог рассказать.
    Цари прошли все страны;
    Любовным лучом золотая звезда
    В пути разгоняла туманы.
    Над домом Иосифа встала звезда,
    Они туда постучали;
    Мычал бычок, кричало дитя,
    Три светлых царя распевали.
    5. В каких произведениях действие происходит в канун Рождества?
    «Мальчик у Христа на елке» Ф.М. Достоевского, «Синяя птица» М. Метерлинка, «Девочка со спичками» Г.-К. Андерсена, «Щелкунчик, или мышиный король» Э.-Т.-А. Гофмана, «Дары волхвов» О. Генри.

    6. «В Рождество все немного волхвы», — так писал И.Бродский в стихотворении «24 декабря 1971 года». Как вы понимаете эти слова? Кто такие волхвы?

    7. Назовите произведение, из которого взят отрывок, и автора:
    Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле.

    8. В русской литературе зима получила такие названия: чародейка зима, волшебница зима. Кто автор каждого из названий?

    9. Когда начинается и когда кончается действие рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник»?

    10. В одном из литературных произведений герой отправляется за обувью для своей возлюбленной, в другом — обувь используется для гадания. Назовите два эти произведения, их авторов и праздники, в которые происходит действие каждого из произведений.

    11. Известный отечественный филолог Ю.М. Лотман отметил, что в произведениях Пушкина особую роль в сюжете играют стихийные бедствия: наводнение, буран, метель, чума. Как называются эти произведения?
     
    12. Прочитайте фрагмент из стихотворения Б.Л. Пастернака:

    Снег идет, снег идет,
    Снег идет, и все в смятеньи:
    Убеленный пешеход,
    Удивленные растенья,
    Перекрестка поворот.
    Как вы думаете, как надо читать местоимение во второй строке — все или всё? В каком случае живое уподобляется неживому (становится неодушевленным пешеход), а в каком — неживое уподобляется живому (становятся одушевленными растения и поворот перекрестка)? В каком случае природа предстает целостной, неделимой, а в каком случае — разрозненной?
     
    13. Из какой сказки взят следующий отрывок?
    Была зима. Шел январь месяц. Снегу намело столько, что от дверей его приходилось отгребать лопатами, а в лесу на горе деревья стояли по пояс в сугробах и даже качаться не могли, когда на них налетал ветер. Люди сидели в домах и топили печки. В такую-то пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как метет вьюга, а потом вернулась к теплой печке и сказала падчерице:
    — Сходила бы ты в лес да набрала там подснежников. Завтра сестрица твоя именинница.
     
    14. Какие зимние месяцы из сказки «Двенадцать месяцев» обращаются к природе с такими словами?

    Не трещите, морозы,
    В заповедном бору,
    У сосны, у березы
    Не грызите кору!
    Полно вам воронье
    Замораживать,
    Человечье жилье
    Выхолаживать!
    Ветры, бури, ураганы,
    Дуйте что есть мочи!
    Вихри, вьюги и бураны,
    Разыграйтесь к ночи!
    В облаках трубите громко,
    Вейтесь над землею.
    Пусть бежит в полях поземка
    Белою змеею!
     
    15. С каким стихотворением Юрия Живаго связан следующий отрывок из романа Б.Л. Пастернака?
    Юра смотрел по сторонам и видел то же самое, что незадолго до него попадалось на глаза Ларе. <...>
    Светящиеся изнутри и заиндевелые окна домов походили на драгоценные ларцы из дымчатого слоистого топаза. Внутри них теплилась святочная жизнь Москвы, горели елки, толпились гости и играли в прятки и колечко дурачащиеся ряженые.
    Вдруг Юра подумал, что Блок это явление Рождества во всех областях русской жизни, в северном городском быту и в новейшей литературе, под звездным небом современной улицы и вокруг зажженной елки в гостиной нынешнего века. Он подумал, что никакой статьи о Блоке не надо, а просто надо написать русское поклонение волхвов, как у голландцев, с морозом, волками и темным еловым лесом.
    Они проезжали по Камергерскому. Юра обратил внимание на черную протаявшую скважину в ледяном наросте одного из окон.
    Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти с сознательностью взгляда, точно пламя подсматривало за едущими и кого-то поджидало.
    <«...»> — шептал Юра про себя начало чего-то смутного неоформившегося, в надежде, что продолжение придет само собой, без принуждения. Оно не приходило.

    16. Какая опера П.И. Чайковского написана на сюжет повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»?

    17. Великий русский композитор XX в. Георгий Свиридов написал всемирно известные музыкальные иллюстрации к «зимней» повести Пушкина. Как называется эта повесть?

    18. Какой писатель считается основателем традиции рождественских рассказов в европейской литературе?

    19. О каком празднике идет речь в отрывке из романа «Война и мир» Л.Н. Толстого? Кто из домочадцев Ростовых принимает в нем участие?

    Наряженные дворовые, медведи, турки, трактирщики, барыни, страшные и смешные, принеся с собою холод и веселье, сначала робко жались в передней; потом, прячась один за другого, вытеснялись в залу; и сначала застенчиво, а потом все веселее и дружнее начались песни, пляски, хоровые и святочные игры. Графиня, узнав лица и посмеявшись на наряженных, ушла в гостиную. Граф Илья Андреич с сияющей улыбкой сидел в зале, одобряя играющих. Молодежь исчезла куда-то.
    Через полчаса в зале между другими ряжеными появилась еще старая барыня в фижмах — это был <...>. Турчанка был <...>. Паяс — это был Диммлер, гусар — <...> и черкес — <...>, с нарисованными пробочными усами и бровями.
     
     
    Ответы на вопросы викторины

    1. «Евгений Онегин».
    2. Афанасий Фет. Современный отечественный М.Л. Гаспаров посвятил ему исследование под названием «Фет безглагольный».
    3. В мае.
    4. Рождеству Христову. Три царя — Каспар, Мельхиор и Бальтазар (греч. маги) — принятые в западноевропейской традиции имена магов (волхвов), принесших младенцу Иисусу дары на Рождество (поклонение волхвов). В Евангелии их имена и царский сан не упоминаются, традиция возникла в Средневековье. Православная церковь не считает их царями, не подсчитывала их число, не давала им имена и не вписывала их в доктрину. Евангелист не пишет о количестве волхвов. По числу принесенных даров предположили, что их было трое. Три — это число с особым значением. Оно позволило выразить несколько различных идей. Во-первых, волхвов стали изображать как воплощение трех различных возрастов человека (Бальтазар — юноша, Мельхиор — зрелый мужчина и Каспар — старик); во-вторых, три волхва — воплощение трех различных рас и частей света (Бальтазар — мавр, Африка; Мельхиор — белый человек, Европа; Каспар — с восточными чертами или в восточной одежде, Азия). То есть родиной их было три страны с различным по этническому составу населением — Персия, Аравия и Эфиопия.
    5. Во всех перечисленных, кроме «Девочки со спичками».
    6. Волхвы — славянское слово, используемое в переводах Евангелия на русский язык для обозначения царей, принесших дары новорожденному Иисусу. В евангельском подлиннике стоит греч. маги. Мы уподобляемся волхвам в Рождество, потому что ждем чуда, потому что приносим дары своим близким.
    7. Н.В. Гоголь, «Ночь перед Рождеством».
    8. Ф.И. Тютчев (Чародейкою Зимою / околдован, лес стоит), А.С. Пушкин (... и вот сама / Идет волшебница зима).
    9. Начинается в конце декабря (т.е. перед Рождеством), кончается перед началом Великого поста, предшествующего Пасхе.
    10. Гоголь, «Ночь перед Рождеством»; В.А. Жуковский, «Светлана».
    11. Наводнение — «Медный всадник», буран — «Капитанская дочка», метель — «Метель», чума — «Пир во время чумы».
    12. Всё — человек осмысляется как часть целостной природы, все — неодушевленные предметы осмысляются ш одушевленные сущности. Принято читать эти стихи по первому варианту (всё).
    13. «Двенадцать месяцев» С.Я. Маршака.
    14. Январь, февраль.
    15. Мело, мело по всей земле...
    16. «Черевички».
    17. «Метель».
    18. Чарльз Диккенс.
    19. Святки. Барыня — Николай, турчанка — Петя, гусар — Наташа, черкес — Соня.
     
     
    «Русский язык и литература для школьников» . – 2014 . - № 1-2 .
     
     




    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование