Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников 

    Библиотека 

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы 

    Экология  

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников 

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     

     
    В.А.САМКОВА,
    кандидат педагогических наук, Москва
     
    ОТ БОТАНИКА ДО БИОНИКА: В МИРЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
     
     
    В последние годы все мы являемся свидетелями стремительного развития биологии. Знания из области этой науки становятся все более необходимыми людям самых разных профессий. Биология - наука о жизни, а значит, она не может быть малозначимой, второстепенной. Профессиональные биологи, политики, бизнесмены, рядовые граждане связывают с биологией свои надежды: победу над опасными заболеваниями, решение продовольственной проблемы, преодоление экологического кризиса и многие другие.

    Сегодня вряд ли у кого-то возникнет сомнение в том, что каждый человек должен уметь читать и писать, владеть математическими знаниями, основами компьютерной грамотности, уметь изъясняться на каком-либо иностранном языке. А вот о биологии нередко забывают. Однако именно эта наука напрямую связана с тем, с чем мы имеем дело каждый день: с питанием, здоровьем, с миром животных, растений, грибов, бактерий, вирусов. Наше существование зависит от множества живых организмов, которые создают нашу среду жизни, служат нам пищей, являются источниками различного сырья.

    Человек — один из видов живых организмов, который подчиняется тем же законам природы, что и все остальные виды. Удивительно, но сегодня многие из нас могут рассказать о том, как устроен мобильный телефон или компьютер гораздо больше, чем о своем собственном организме. Знание законов, по которым протекают различные процессы в организмах живых существ (в том числе и человека), в природных сообществах и экосистемах, даёт нам возможность жить в гармонии с природой и с собой, сохранять своё здоровье и не нарушать природного равновесия.

    В 2011 г. Президент РФ своим указом утвердил приоритетные направления развития науки, технологий и техники в стране и перечень критических технологий.  Списки подготовлены в целях модернизации и технологического развития российской экономики и повышения ее конкурентоспособности. Так, приоритетными считаются следующие 8 направлений развития науки:

    1. Безопасность и противодействие терроризму.
    2. Индустрия наносистем.
    3. Информационно-телекоммуникационные системы.
    4. Науки о жизни.
    5. Перспективные виды вооружения, военной и специальной техники.
    6. Рациональное природопользование.
    7. Транспортные и космические системы.
    8. Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.
     
    Перечень критических технологий (критическими называются технологии, имеющие важное социально-экономическое значение или важное значение для обороны страны и безопасности государства) состоит из 27 пунктов. В него вошли, в частности, следующие направления:

    • Биокаталитические, биосинтетические и биосенсорные технологии.
    • Биомедицинские и ветеринарные технологии.
    • Геномные, протеомные и постгеномные технологии.
    • Клеточные технологии.
    • Нано-, био-, информационные, когнитивные технологии.
    • Технологии биоинженерии.
    • Технологии новых и возобновляемых источников энергии, включая водородную энергетику.
    • Технологии получения и обработки конструкционных наноматериалов.
    • Технологии мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации ее загрязнения.
    • Технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
    • Технологии снижения потерь от социально значимых заболеваний.
    • Технологии энергоэффективного производства и преобразования энергии на органическом топливе.
     
    Как видно из этого документа, практически половина позиций (а в перечне критических технологий — более половины) связана с различными направлениями биологии.
     
    ПРОФЕССИИ И СПЕЦИАЛЬНОСТИ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

    Профессия — признак, который характеризует группу людей, занимающихся определенным видом трудовой деятельности. Выбрать себе профессию — это значит не только выбрать работу, но и быть принятым в определенную группу людей, принять ее этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни.
    Сколько же всего существует профессий? В документе под названием «Единый тарифно-квалификационный справочник» перечислено более 6 тыс. профессий и специальностей, имеющихся на сегодняшний день в России. В таком огромном количестве довольно трудно ориентироваться, тем более что постоянно появляются новые профессии и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые дробятся и делятся. Чтобы лучше ориентироваться в мире профессий, познакомимся с их основными группами и требованиями, которые они предъявляют к качествам личности работника. В основе классификации лежит определение предмета труда, т.е. того, на что направлено трудовое действие человека, с чем ему приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности. Предметом труда могут быть другие люди, техника, информация, художественные произведения или природа. В связи с этим выделяют пять типов профессий.

    1. «Человек — человек». К этому типу относят профессии, связанные с медицинским и социальным обслуживанием (врач, медсестра, фельдшер, социальный работник), обучением и воспитанием (воспитатель, учитель, преподаватель, тренер, психолог), бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант, менеджер по продажам, маркетолог, агент), правовой защитой (юрист, следователь, адвокат).
    2. «Человек — техника». Эта группа включает профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (каменщик, монтажник, сварщик, инженер-конструктор), эксплуатацией технических средств (водитель, токарь, швея), ремонтом техники (слесарь-ремонтник, механик, электромонтер по ремонту оборудования).
    3. «Человек — знаковая система». Данный тип объединяет профессии, связанные с текстами (корректор, переводчик, библиотекарь, наборщик, печатник), цифрами, формулами и таблицами (программист, экономист, бухгалтер, кассир, товаровед), чертежами, картами, схемами (штурман, чертежник), со звуковыми сигналами (радист, телефонист).
    4. «Человек — художественный образ». К этой группе можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, журналист, модельер, композитор, архитектор), с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства по эскизу (ювелир, актер, закройщик, реставратор, музыкант, цветовод-декоратор).
    5. «Человек — природа». Профессии этого типа связаны с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, эколог, геолог), уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, садовник, техник-озеленитель, фермер, зоотехник), профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринарный фельдшер, ветеринар, фитопатолог).

    Охарактеризуем более подробно категорию профессий «Человек — человек». Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам личности, как умение устанавливать и поддерживать контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, сочувствие, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.

    Тип профессии «Человек — природа». Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, умения менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта в работе. Познакомившись с полным перечнем направлений подготовки высшего профессионального образования, вы сможете найти профессии всех пяти приведенных выше категорий.
     
    020200Биология 62БАКАЛАВР БИОЛОГИИ
    020201Биология 65БИОЛОГ
    020202Антропология 65АНТРОПОЛОГ
    020203Зоология 65ЗООЛОГ
    020204Ботаника65БОТАНИК
    020205Физиология 65ФИЗИОЛОГ
    020206Генетика65ГЕНЕТИК
    020207Биофизика 65Биофизик
    020208Биохимия65БИОХИМИК
    020209Микробиология65Микробиолог
    020210Биоинженерия и биоинформатика65СПЕЦИАЛИСТ ПО БИОИНЖЕНЕРИИ
    020300Геология 62БАКАЛАВР ГЕОЛОГИИ
    020301Геология 65ГЕОЛОГ
    020302Геофизика 65ГЕОФИЗИК
    020303Геохимия 65ГЕОХИМИК
    020304Гидрогеология и инженерная геология65ГИДРОГЕОЛОГ
    020305Геология и геохимия горючих ископаемых65ГЕОЛОГ-НЕФТЯНИК
    020306Экологическая геология65ЭКОЛОГ-ГЕОЛОГ
    020400География 62Бакалавр географии
    020401География 65ГЕОГРАФ
    020500География и картография62Бакалавр картографии
    020501Картография 65КАРТОГРАФ
    020600Гидрометеорология 62Бакалавр гидрометеорологии
    020601Гидрология 65ГИДРОЛОГ ИНЖЕНЕР
    020602Метеорология 65МЕТЕОРОЛОГ ИНЖЕНЕР
    020603Океанология 65ОКЕАНОЛОГ ИНЖЕНЕР
    020700Почвоведение 62Бакалавр почвоведения
    020701Почвоведение 65ПОЧВОВЕД
    020800Экология и природопользование62БАКАЛАВР ЭКОЛОГИИ
    020801Экология 65Эколог
    020802Природопользование 65Эколог-природопользователь
    020803Биоэкология 65БИОЭКОЛОГ
    020804Геоэкология 65ГЕОЭКОЛОГ
     
     
     
    НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАННЫЕ ПРОФЕССИИ СОВРЕМЕННОСТИ

    Биотехнолог.
    Биотехнология — производственное использование биологических агентов (микроорганизмы, растительные клетки, животные клетки, части клеток: клеточные мембраны, рибосомы, митохондрии, хлоропласты) для получения ценных продуктов и осуществления целевых превращений. В биотехнологических процессах также используются такие биологические макромолекулы как рибонуклеиновые кислоты (ДНК, РНК), белки — чаще всего ферменты. ДНК или РНК необходима для переноса чужеродных генов в клетки.
    Люди выступали в роли биотехнологов тысячи лет: пекли хлеб, варили пиво, делали сыр, другие молочнокислые продукты, используя различные микроорганизмы и даже не подозревая об их существовании. Собственно сам термин «биотехнология» появился в нашем языке не так давно, вместо него употреблялись слова «промышленная микробиология», «техническая биохимия» и др. Вероятно, древнейшим биотехнологическим процессом было брожение.
    В пользу этого свидетельствует описание процесса приготовления пива, обнаруженное в 1981 г. при раскопках Вавилона на дощечке, которая датируется примерно 6-м тысячелетием до н. э. В III тысячелетии до н. э. шумеры изготовляли до двух десятков видов пива. Не менее древними биотехнологическими процессами являются виноделие, хлебопечение и получение молочнокислых продуктов. В традиционном, классическом, понимании биотехнология  — это наука о методах и технологиях производства различных веществ и продуктов с использованием природных биологических объектов и процессов.
    Термин «новая» биотехнология в противоположность «старой» биотехнологии применяют для разделения биопроцессов, использующих методы генной инженерии, новую биопроцессорную технику, и более традиционные формы. Так, обычное производство спирта в процессе брожения — «старая» биотехнология, но использование в этом процессе дрожжей, улучшенных методами генной инженерии с целью увеличения выхода спирта — «новая» биотехнология.
    Представитель этой профессии работает с технологиями, использующими биологические системы и их элементы, генную инженерию. Биотехнолог — это специалист, который с помощью живых организмов или их компонентов (генов, ферментов, белков) создает то, чего раньше даже не существовало в природе — новые организмы, растения и продукты. В настоящее время биотехнологии довольно широко применяются в сельском хозяйстве, где с помощью генной инженерии и методов микробиологии получают генно-модифицированные продукты. Биотехнологии используют в молекулярной медицине, в биофармацевтических производствах и в других отраслях. Образование  биотехнологу требуется биологическое или химическое. Где его получить? Специальности «Биотехнология», а также «Химическая технология и биотехнология» открыты, например, в Самарском государственном техническом университете.

    Бионик.
    Бионика — наука, изучающая живую природу с целью использования полученных знаний в практической деятельности человека. Проблемы бионики: изучение закономерностей структуры и функции отдельных частей живых организмов (нервной системы, анализаторов, крыльев, кожи) с целью создания на этой основе нового типа вычислительных машин, локаторов, летательных, плавательных аппаратов и т.д.; изучение биоэнергетики для создания экономичных двигателей, подобных мышце; исследование процессов биосинтеза веществ с целью развития соответствующих отраслей химии. Бионика тесно связана с техническими (электроника, связь, морское дело и др.) и естественнонаучными (химия, биология, медицина) дисциплинами, а также с кибернетикой.
    Термин «бионика» впервые появился в 1960 г., когда специалисты различных профилей, собравшиеся на симпозиум в Дайтоне (США), выдвинули лозунг: «Живые прототипы — ключ к новой технике». Бионика явилась своеобразным мостом, связавшим биологию с математикой, физикой, химией и техникой. Одна из важнейших целей бионики — установить аналогии между физико-химическими и информационными процессами, встречающимися в технике, и соответствующими процессами в живой природе. Специалиста-бионика привлекает все многообразие «технических идей», выработанных живой природой за многие миллионы лет эволюции. Особое место среди задач бионики занимают разработка и конструирование систем управления и связи на основе использования знаний из биологии. Это — бионика в узком смысле слова. Бионика имеет важное значение для кибернетики, радиоэлектроники, аэронавтики, биологии, медицины, химии, материаловедения, строительства и архитектуры и др. К задачам бионики относятся также освоение биологических методов добычи полезных ископаемых, технологии производства сложных веществ органической химии, строительных материалов и покрытий, которые использует живая природа. Бионика учит искусству рационального копирования живой природы, изысканию технических условий целесообразного использования биологических объектов, процессов и явлений. Психоаналитик.
    Как правило, это «доверенные лица» политиков, звезд шоу-бизнеса, бизнесменов. Довольно редкая в настоящее время специальность, все более востребованная по ходу развития современного общества. Страх потерять плоды своих достижений, не суметь достичь новых высот вызывает неврозы, депрессии и различные тревожные состояния. Специалисты-психоаналитики помогают вернуть человеку душевное равновесие, покой и уверенность. Как правило, психоаналитики — это люди, способные хорошо чувствовать людей, склонные к анализу, умеющие слушать.

    Медицинский представитель.
    Эта профессия появилась на российском рынке относительно недавно. Ещё 10-15 лет назад существовало довольно размытое представление, как о медицинском представителе, так и о его деятельности. Одной из причин ее появления стал запрет на законодательном уровне прямой рекламы лекарственных препаратов, отпускаемых по рецептам врача. «Медицинский представитель» информирует врачей о преимуществах продвигаемого препарата по сравнению с препаратами компаний-конкурентов, приводит результаты сравнений их характеристик, рекомендации и отзывы авторитетных экспертов. Также распространяет среди врачей различные информационные материалы, схемы лечения заболеваний с применением продвигаемых препаратов. Что немаловажно, МП собирают факты применения продвигаемых лекарственных средств и передают их для аналитики в медицинский отдел компании. Медицинский представитель, помимо контактов с конкретными специалистами, проводит большую информационную работу среди работников аптек, широкого круга врачей на специальных фарм. кружках, лекциях. Участвует в различных конференциях, выставках, встречах с авторитетными экспертами и т. п.

    А как же профессия ботаника, о которой сказано в названии этой статьи? Она, точнее, специальности, требующие прекрасного знания ботаники — также относятся к категории востребованных. Это прежде всего профессии в области зеленого строительства. В лесных и садово-архитектурных лицеях и колледжах можно получить профессии садовника, мастера растениеводства (цветовод-декоратор, цветовод-овощевод), техника лесного и лесопаркового хозяйства. Специалисты этих профессий ухаживают за садово-парковыми растениями, выполняют работу по благоустройству городских улиц, организуют и осуществляют мероприятия по защите лесных насаждений. В лесотехнических вузах готовят инженеров лесного и лесопаркового хозяйства, инженеров-архитекторов ландшафтного строительства. Они планируют и руководят мероприятиями по уходу, защите и восстановлению лесных и лесопарковых насаждений, проектируют и организуют работы по устройству садов и парков.

    Ландшафтный дизайнер.
    Это специалист в садово-парковой области, какого бы размера ни были эти сады и парки — от традиционных нескольких соток до безграничных территорий» загородных резиденций. Дизайнер ландшафта умеет создавать красоту буквально на ровном месте. Возвести «альпийскую горку», высадить редкие растения, устроить беседки, бассейны, фонтаны, скульптурные сооружения, вплести все это в окружающую среду. Эта работа для людей, которые любят рисовать, с уважением относятся к природе и растениям, имеют вкус.

    Фитодизайнер. Если вам нравится работать с растениями, у вас развито эстетическое чувство, вкус, воображение и фантазия, то можно выбрать именно эту профессию. Фитодизайнеры должны хорошо ориентироваться в мире растений: знать особенности строения и жизнедеятельности, разбираться в их многообразии, обладать хорошим эстетическим вкусом. В последнее время все возрастающее значение имеет работа экологов различного профиля.

    Эколог.
    Повседневная работа защитника окружающей среды — изучение состояния земли, воды и воздуха, анализ влияния отходов производства на человека, растения, животных. Приведем пример. В санатории «Сергиевские минеральные воды» от работы эколога зависит качество лечения пациентов, ведь он изучает состояние подземных, родниковых вод, питающих Серное озеро, состояние почвы и грязи, которые используются в лечебных процедурах. Рост вредных выбросов в атмосферу ставит проблемы экологии на одно из первых мест в будущем глобальном мире. Самарские и тольяттинские экологи изучают состояние волжской воды и городского воздуха, с тем чтобы давать рекомендации по снижению вредного воздействия окружающей среды на здоровье человека. Специальность эколога требует знаний физики, химии, биологии, умений компьютерного моделирования происходящих в природе процессов. В будущем эта профессия станет одной из важнейших и наиболее востребованных. Уже сейчас без экологической экспертизы нельзя ни построить жилой дом, ни проложить новую дорогу, ни открыть фабрику, завод или небольшое кафе. Ни одно промышленное предприятие не может функционировать без наблюдения экологов.

    Инженер-эколог.
    Главной задачей инженеров-экологов является обеспечение соблюдения природоохранного законодательства на предприятии. Представители этой профессии участвуют в проведении экологической экспертизы проектов, технологий и оборудования предприятия, разрабатывают и согласовывают проектную и разрешительную документацию. Инженеры-экологи ответственны за составление планов по охране окружающей среды, разработку мер по предотвращению загрязнения биосферы, а также осуществляют контроль за их выполнением.

    Лаборант-эколог, аппаратчик химического производства со знанием основ промышленной экологии, техник-технолог по охране окружающей среды — профессии новые и перспективные. Данные специалисты проводят лабораторный анализ экологических свойств воды, воздуха, почвы; следят за технологическими процессами очистки сточных вод, промышленных отходов, детоксикацией ядовитых веществ и др. В системе среднего и высшего профессионального образования готовят экологов, агрономов-агроэкологов, инженеров-технологов по лазерным технологиям и экологическому приборостроению, инженеров по защите окружающей среды в строительстве, промышленности, энергетике, водном хозяйстве, специалистов по радиационной безопасности окружающей среды и человека, юристов-экологов и т.д. Названные профессии требуют прочных знаний по биологии и экологии, а также по математике, химии, физике и социальным наукам.

    Эколог на таможне.
    Таможенная экспертиза — это специальное научно-практическое исследование, проводимое экспертами в целях решения задач таможенного дела — контрольного, экономического,    правоохранительного,
    статистического и защитного характера, требующих выполнения самых различных экспертиз.
    Таможенную экспертизу можно отнести к особому классу экспертиз, поскольку она ► имеет свои собственные характерные признаки: предмет, задачи, объекты и методы исследования.
    Объекты таможенной экспертизы — материализованные источники информации: товары и предметы, перемещаемые через таможенную границу, а также их пробы, отобранные для исследования; объекты контрабанды и нарушений таможенных правил (НТП); различного рода сопровождающие товар документы (таможенные, нормативно-правовые, финансовые и др.), используемые при таможенном оформлении и контроле.
    Экологическая экспертиза проводится с целью оценки возможности ввоза, вывоза товара или помещения под конкретный таможенный режим и должна ответить на вопросы:
    • определить экологическую или эксплуатационную безопасность товара;
    • определить соответствие качества товара требованиям стандартов и медико-биологическим требованиям;
    • определить наличие озоноразрушающих веществ;
    • определить принадлежность товара (вещества) к опасным отходам.
     
     
    КАК ПРАВИЛЬНО СДЕЛАТЬ ВЫБОР?

    Как видите, профессий, связанных с биологией, на сегодняшний день очень много — мы не назвали в этой статье и одной десятой части. Как же не ошибиться с выбором? Советуем сориентироваться в трех направлениях.
    Во-первых, определить свои профессиональные интересы и склонности (с помощью теста и путем изучения содержания различных профессий). Также необходимо проанализировать собственные  мотивы выбора. Мотивы могут быть следующие: интересная работа, наличие способностей, легко устроиться на работу по специальности, хорошие условия труда, достойная оплата. Второстепенные мотивы: желание учиться с друзьями, легкость получения профессии, желание быть похожим на кого-то, мода на профессию.
    Во-вторых, оценить свои профессионально важные качества. К ним относятся: здоровье, профессиональные способности, индивидуально-психологические особенности, т.е. надо ответить на вопрос: «Смогу ли я получить выбранную профессию, а затем успешно работать по ней?».
    В-третьих, выяснить, владея какой профессией вы сможете для себя подходящую работу.

    Сделанный вами выбор можно считать удачным, если вы найдете профессию, которая:
    • интересна и привлекательна для вас;
    • соответствует вашим способностям;
    • пользуется спросом на рынке труда.

    Советуем также воспользоваться приведенными ниже рекомендациями.
    1. При выборе профессии соотносите личные интересы, склонности и способности с качествами, необходимыми для успешной профессиональной деятельности.
    2. Не отождествляйте школьный предмет биологию и «биологическую» профессию. Биология — основа для многих профессий, но каждая имеет свои особенности.
    3. Современные биологические знания востребованы не только в профессиях биологического, сельскохозяйственного, медицинского профиля, но и в области педагогики, техники, инженерии, кибернетики, юриспруденции и т.д.
    4. Не выбирайте профессию «за компанию». Наличие профессиональных способностей у ваших товарищей не гарантирует их наличия и у вас.
     
     
     
    "Биология для школьников" . - 2015 . - № 1 . - С. 2-10.
     
     




    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование