Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы 

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея 

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  



     

    Е. Калачева
     
    «ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ» НА ЕГЭ
     

    Одним из самых сложных на ЕГЭ по истории считается письменное задание С6 — в обиходе «Исторический портрет». Предлагаем комментарии и рекомендации по подготовке к выполнению этого задания.
    Отсутствие эталонного ответа в Демо-версии экзаменационной работы создает для учащихся определенную сложность в понимании того, как должен быть составлен исторический портрет, чтобы его высоко оценило жюри. Некоторую информацию можно получить на сайте ФИПИ, в различных изданиях, публикующих тренировочные варианты ЕГЭ. Но разные авторы неодинаково представляют себе, как должен выглядеть эталонный ответ.
     

    Критерии оценивания
     
    Вот как формулируется задание С6 в Демоверсии 2015 года:
    Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.
    1) Дмитрий Донской; 2) М.М. Сперанский; 3) У. Черчилль; 4) Н.С. Хрущев.
    Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их характеристику. Характеристика каждого из направлений деятельности должна включать в себя основные факты, относящиеся к этим направлениям. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных вами направлений.
    В случае, когда факты, использованные при характеристике основных направлений деятельности (критерий К2), существенно искажают смысл ответа и свидетельствуют о непонимании выпускником эпохи, в которую жил исторический деятель, ответ оценивается 0 баллов (по всем критериям — К1-КЗ — выставляется 0 баллов).

    Составители заданий предусмотрели следующие критерии оценивания этого задания и возможное количество баллов:
    1. Время жизни исторического деятеля.
    1 балл (максимально возможное количество) выставляется, если:
    правильно указано время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века, точного указания дат жизни не требуется);
    или время жизни исторического деятеля в явном виде не указано, но указанные даты событий, связанных с ним, свидетельствуют о знании времени жизни данного деятеля;
    или правильно указан век; допущена неточность при указании одного из десятилетий века, когда жил исторический деятель (или дат жизни).
    В качестве правильного ответа может быть также засчитано верное указание лет (или периода) правления, активной государственной (военной и т.п.) деятельности.

    0 баллов — в случаях, если: указан только век, когда жил исторический деятель; или время жизни исторического деятеля указано неправильно либо не указано.
     
    2. Характеристика деятельности. 3 балла (максимально возможное количество) выставляются, если правильно указаны не менее двух направлении деятельности, дана характеристика каждого из них.
    2 балла — в случаях, если:
    правильно указано только одно направление деятельности, без фактических ошибок дана его характеристика; второе направление в явном виде не указано, но без фактических ошибок дана его характеристика;
    или правильно указаны не менее двух направлений деятельности, дана характеристика каждого из них, при этом допу-щена(-ы) фактическая(-ие) ошибка(-и), не приведшая(-ие) к существенному искажению смысла;
    или правильно указаны одно-два направления деятельности, без фактических ошибок дана характеристика только одного из них.
    1 балл — в случаях, если:
    правильно указаны одно-два направления деятельности; дана характеристика одного направления, при этом допущена (-ы) фактическая (-ие) ошибка(-и), не приведшая (-ие) к существенному искажению смысла;
    или направления деятельности в явном виде не указаны, без фактических ошибок дана характеристика одного или нескольких направлений деятельности;
    или правильно указаны одно-два направления деятельности, без фактических ошибок приведены только некоторые исторические факты, относящиеся к жизни или деятельности личности, которые не могут быть приняты в качестве характеристики, раскрывающей данное направление деятельности (перечень фактов не является достаточным для характеристики любого из указанных направлений деятельности).
    0 баллов — в случаях, если:
    направления деятельности в явном виде не указаны, дана характеристика одного или нескольких направлений деятельности, при характеристике деятельности допущена (-ы) фактическая (-ие)ошибка(-и), не приведшая (-ие) к существенному искажению смысла;
    или правильно указаны только направления деятельности;
    или направления деятельности не указаны; приведены только факты, относящиеся к жизни и/или деятельности личности;
    или основные исторические факты приведены с фактическими ошибками, существенно искажающими смысл ответа.
     
    3. Указание результатов деятельности.
    2 балла (максимально возможное количество) выставляются в тех случаях, если без фактических ошибок приведены результаты деятельности по двум указанным направлениям.
    1 балл — в случаях, если:
    без фактических ошибок приведен(-ены) результат(-ы) деятельности только по одному из указанных направлений;
    или приведены результаты деятельности по двум указанным направлениям, при этом допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла.
    О баллов — в случаях, если:
    результаты деятельности не относятся к указанным направлениям;
    или результаты деятельности даны в предельно обобщенных формулировках, не относящихся непосредственно к указанным направлениям деятельности;
    или результаты деятельности приведены с фактическими ошибками, существенно искажающими смысл;
    или результаты деятельности не приведены.
    Максимально возможное количество баллов за все задание — 6.
     
     
    Общие рекомендации

    Как же лучше построить работу по выполнению этого задания? Хорошо изучите критерии оценивания работы, следуйте им четко, старайтесь отразить в портрете все, что требуется по условиям задания.
    Должно ли быть эссе по истории эмоциональным? Нет, не обязательно, это не учитывается при выставлении баллов. Хотя индивидуальность, творческий подход, нестандартность изложения обязательно будут замечены проверяющими.

    В критериях указано, что необходимо привести не мене двух направлений деятельности исторической личности. Но в такие рамки уместить деятельность Петра I, Екатерины II, Александра II просто невозможно. Нужно, чтобы основные направления были названы и доказаны примерами. И если вы пишете об очень яркой личности, которая «не вмещается в предложенные два пункта», то указывайте больше. Лучше перечислить три — четыре направления, чем выбрать два и не сказать, к примеру, об отмене крепостного права Александром II.

    В критериях оценивания нет специального указания на необходимость приводить даты упоминаемых событий. Но практика показывает, что, если историческое событие упомянуто без даты, эксперты снижают баллы за работу. Помните, вы пишете работу по истории, а это означает автоматическое указание даты при упоминании любого события.

    Пишите эссе таким образом, чтобы проверяющий мог легко найти все необходимое для того или иного критерия. Облегчите ему работу.
    Наконец, не забывайте о грамотности, о почерке. Да, баллы не снижают за безграмотно написанное эссе, но впечатление от работы, согласитесь, будет не из приятных.

    Таковы общие рекомендации. А теперь предлагаем конкретный пример плана написания исторического портрета.
     
    План написания исторического портрета
     
    1. Даты правления или жизни исторического деятеля.
    Если не знаете точно, то лучше напишите обобщенно, например: первая четверть XVIII в. Однако даты правления князей, царей, советских деятелей все же лучше знать наизусть.
    2. Несколько слов об эпохе, в которую жил этот человек.
    Например, нужно написать о том, что Михаил Романов занял престол после тяжелого периода в истории России — Смутного времени, которое во многом и определило особенности его правления: необходимо было восстанавливать страну после разрухи, заключать мир с Польшей и Швецией, укреплять государство.
    Можно написать буквально два-три предложения об особенностях характера, образованности, подготовленности, воспитании деятеля. Но выбирать нужно именно то, что проявилось в его деятельности. Например, говоря о Павле I, конечно, следует сказать, что Екатерина II не собиралась допускать его к власти, поэтому он, заняв трон, стремился искоренить все, что было сделано его матерью.
    3. Направления деятельности.
    Если речь идет о правителе (а не о государственном деятеле или деятеле культуры), то лучше разделить его политику на внешнюю и внутреннюю.
    После каждого направления и характеристики деятельности написать, каковы были результаты по данному направлению. Достаточно охарактеризовать два — четыре направления.
    4. В заключение необходимо перечислить общие итоги деятельности, привести, если знаете, точки зрения или оценку его деятельности современниками, историками, отметить, какой вклад внес этот деятель в развитие страны, каким остался в памяти народа.
     
     
    2. Основные направления и результаты деятельности.
    1. Внутренняя политика.
    Направление: кодификация права. Результат: в 1550 г. принят новый Судебник — общегосударственный свод законов.
    Направление: кодификация церковных правил. Результат: в 1551 г. принят Стоглав — общегосударственный свод церковных правил.

    Пример работы
    Приведем пример работы над историческим портретом Ивана Грозного.
    1. Время жизни — XVI в. (даты правления — 1533-1584 гг.).
    Направление: укрепление системы центрального управления. Результат: начало оформления приказной системы управления государством.
    Направление: реформирование системы местного управления. Результат: 1556 г. — отмена кормлений, власть передавалась выборным лицам на местах, чья должность не оплачивалась.
    Направление: реформирование армии. Результат: создание стрелецкого войска, состоящего из служилых людей, получающих жалование от государя; ограничено местничество на время походов; принято Уложение по службе, упорядочивающее порядок ее несения; изменен порядок комплектования дворянского ополчения.
    Направление: стремление к абсолютизации власти. Результат: политика опричнины — выделение части государства в личный удел царя (опричнина, остальная часть — земщина), формирование опричного войска, лично подчиненного царю, проведение политики террора, в ходе которой была подавлена вся оппозиция (казнены представители многих древних боярских родов, разгромлен Новгород и т.д.). Данная политика привела к разорению страны, росту социального напряжения, поэтому царь был вынужден от нее отказаться, однако своей главной цели он достиг — была укреплена абсолютная власть монарха.

    2. Внешняя политика.
    Направление: западное (Ливонская война 1558-1583 гг.), основная цель — получение выхода к Балтийскому морю. Результат: разгром Ливонского ордена, но из-за вмешательства в войну Швеции и Польши были утеряны все завоевания в Прибалтике, выход к Балтийскому морю так и не получен.
    Направление: восточное, цель — расширение государства на восток. Результат: Были завоеваны и включены в состав России Казанское ханство (1552), Астраханское ханство (1556), Сибирское ханство (1581-1585). В результате Московское государство окончательно овладело волжским торговым путем, вышло к берегам Каспийского моря, получило возможность торговать с Индией, Китаем, Ираном (Персией), начало освоение Южного Урала и Западной Сибири.
    Направление: южное, цель — обеспечение безопасности на границах с Крымским ханством. Результат: строительство Засечной черты — линии оборонительных сооружений недалеко от Тулы и Рязани.
    (Приведенный пример плана написания исторического портрета не является жестким, возможны иные варианты.)
     
     
    Примеры работ учащихся

    Пример 1
    Приведем исторический портрет княгини Ольги, написанный одним из сдающих экзамен учащихся (стиль автора сохранен).
    «Княгиня Ольга (945-962 гг.)
    (жена КНЯЗЯ Игоря, мать Святослава)
    В истории княгиня Ольга запомнилась как умная, властная и дальновидная правительница, которой удалось навести порядок в стране, когда она казалась на грани развала.
    Целями Ольги в период ее правления были:
    • укрепление внешней и внутренней политики
    • месть древлянам за мужа
    • сплотить государство

    Ольга великолепно справлялась со своими задачами. Цели, поставленные ею в начале правления, все осуществились, причем результат ее правления оказался более продуктивным, чем она подразумевала.
    Ей удалось отомстить древлянам, которые были подвержены наказанию (смерть послов, отказ в женитьбе князю Малу, поджог столицы — Искоростени). Помимо всего, она наложила на них тяжелую дань. Таким образом, было восстановлено единство государства!
    Княгиня провела реформы, касающиеся внутренней политики. Изменила систему сбора дани: ввела «погосты» — места, куда ежегодно должна была свозиться дань, и «уроки» — новые нормы дани. Таким образом, это был конец полюдья и начало организованной системы обложения налогами Руси.
    957 г. — укрепила международный авторитет Руси, приняв христианство (христианство приобщало государство к новой цивилизации, обогащало культуру, поднимало престиж крестившихся правителей), подтвердила действие прежнего договора и как военный союз, направленный против Хазарии и Арабского халифата.
    Ольга понимала, что дальнейшее укрепление государства невозможно без принятия христианства. И для того чтобы ослабить силу язычества, распространенного тогда на Руси, княгиня решила креститься сама и подать пример остальным. В 962 г. передала власть своему сыну Святославу».
    Несмотря на стилистические шероховатости, эта работа может быть оценена максимальным количеством баллов, полностью соответствуя требованиям, предъявляемым экспертами.
     
     
    Пример 2
    Приведем пример исторического портрета личности, не являющейся правителем государства.
    «Иосиф Волоцкий (в миру — Санин; 1439-1515) — русский церковный деятель, писатель, глава иосифлян.
    Во время своей деятельности перед собой ставил такие цели:
    1) Соблюдение Святых писаний.
    2) Распространение иноческой жизни.
    3) Стремление к праведному образу жизни.
    4) Строгое внутреннее устроение жизни иноков.
    5) Перепись книг.
    6) Постройка монастырей.
    7) Воспитание своих учеников.
    8) Борьба с еретиками.

    К итогам его деятельности можно отнести:
    1) 13 февраля 1460 г. постригли его в иночество с именем Иосиф.
    2) В 1447 г. Иосиф был рукоположен во иеромонахи и, согласно завещанию почившего настоятеля, назначен игуменом Боровского монастыря.
    3) В июне 1479 г. в Волоколамске подвижники воздвигли крест и заложили деревянную церковь в честь Успения Богоматери. Довольно скоро монастырь был отстроен.
    4) В 1484-1485 гг. на месте деревянного был сооружен каменный храм Успения Богоматери. Летом 1485 г. его расписывали «хитрые живописцы русской земли» Дионисий Иконник с сыновьями Владимиром и Феодосием.
    5) В 1504 г. была заложена теплая трапезная церковь в честь святого Богоявления, затем сооружена колокольня и под нею — храм во Имя Пресвятой Богородицы Одигитрии.
    6) Преподобный Иосиф воспитал целую школу знаменитых иноков. История сохранила для нас имена многих учеников и сподвижников преподобного игумена Волоколамского, впоследствии продолжавших развивать его идеи.
    7) Величайшим подвигом преподобного Иосифа стало обличение ереси жидовствующих, пытавшихся отравить и исказить основы русской духовной жизни.
    8) В 1477 г. первое свое послание «О таинстве Пресвятой Троицы» преподобный Иосиф написал, еще будучи иноком Пафнутьева Боровского монастыря.
    Преподобный Иосиф был активным общественным деятелем и сторонником сильного централизованного Московского государства».

    В указании целей деятельности Иосифа Волоцкого учащийся допустил ошибку, в качестве разных целей несколько раз назвав одну и ту же цель: соблюдение Святых писаний, стремление к праведному образу жизни, строгое внутреннее устроение жизни иноков, распространение иноческой жизни, воспитание своих учеников. Строгий и придирчивый эксперт совершенно справедливо может сделать вывод о непонимании учащимся материала. Это может послужить причиной снижения количества баллов по критерию К2.

    При подведении итогов деятельности также допущена «вольность» в обращении с историческим материалом: Иосифу Волоцкому приписывается совершение дел, впрямую не относящихся к нему: в 1484-1485 гг. на месте деревянного был сооружен каменный храм Успения Богоматери. Летом 1485 г. его расписывали «хитрые живописцы русской земли» Дионисий Иконник с сыновьями Владимиром и Феодосием. В 1504 г. была заложена теплая трапезная церковь в честь святого Богоявления, затем сооружена колокольня и под нею — храм во Имя Пресвятой Богородицы Одигитрии. Здесь также может быть снижено количество баллов. Таким образом, общая оценка за этот портрет — 4 балла.
     
     
    Пример 3

    «Иван Данилович Калита (1325-1340) (внук Александра Невского) Иван Данилович был умным, последовательным, хотя и жестоким в достижении своих целей политиком. В истории он нам больше известен, как «Калита», что означает денежная сума, кошель. При нем Москва стала самым богатым княжеством Руси. Также он известен своей осторожной политикой, показной смиренностью и покорностью Золотой Орде.
    К основным задачам Ивана Первого относят:
    — Расширение владений Московского княжества.
    — Укрепление своей власти.
    — Поднятие экономики и накопление сил для борьбы с Ордой.
    Деятельность Калиты изменила взаимоотношения с Ордой. Ему удалось войти в доверие к Ордынскому хану и извлечь из этого выгоду.
    — Купил земли, расширил границы своих владений. К Московскому
    ству были присоединены Галичские, Угличские, Белозерские княжества (Кострома (1328-1364), Галич (1328-1340), Ростов (1328), Углич (1364), Белоозеро (1362-1389).
    — Своей политикой добился разрешения на сбор дани русскими князьями.
    — Князь добился тесного союза между великокняжеской властью Москвы и церковью. Москва стала религиозным и идеологическим центром Руси (митрополит Фиагност сделал Москву своей резиденцией в 1328 г.).
    — Благодаря политике Ивана прекратились ордынские погромы, настала «великая тишина». Это способствовало хозяйственному развитию, росту населения во всех русских землях, были приняты меры против разбойников.
    — Усиление Москвы объективно привело к сплочению земель вокруг нее, а это позволило ей позднее вступить в успешную борьбу с Ордой.
    Но существует и другая точка зрения на деятельность Ивана Даниловича. Она заключается в том, что политика Калиты не была направлена на подготовку борьбы с Ордой и что он думал лишь об укреплении собственной власти, преследовал своекорыстные цели. Более того, его расправы с теми, кто пытался противостоять Орде (восстание в Твери 1327 г.), лишь отдаляли день свержения ига».

    Единственным замечанием у экспертов к этой работе стало отсутствие даты получения Иваном Калитой права на сбор дани с русских земель, поэтому за работу поставили не б, а 5 баллов.
     
     
    Пример 4

    В завершение приведем еще один пример исторического портрета. Он был оценен экспертами в 3 балла вместо 6. Пользуясь рекомендациями, приведенными в данной статье, предлагаем вам самостоятельно проанализировать эту работу, найти ошибки, которые привели к снижению оценки.
    «Владимир Святой (Красное Солнышко) (980-1015)
    (сын Святослава от рабыни его матери Ольги, Малуши, третий по старшинству)
    Владимир Святославович — выдающаяся историческая личность, которая запомнилась прежде всего тем, что покрестила Русскую землю. Он обладал сильным характером, большим умом и неукротимой отцовской волей.
    Как и его родители, Владимир считал необходимым объединение русских земель. В то время как он получил власть, перед ним стояли следующие задачи:
    1) Восстановление и укрепление своей власти.
    2) Объединение русских земель.
    3) Укрепление язычества. Необходимость заменить разрозненные языческие культы единой государственной религией. Также Владимир хотел укрепить язычество пред лицом растущего влияния христианства.
    4) Обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен.
    5) Укрепить систему управления страной.
    6) Укрепление внешней политики.

    Многие из этих задач он осуществил, и сделал даже больше для государства, приняв христианство. К итогам его деятельности можно отнести:
    • Восстановление единства русской земли, т.к. вятичи и радимичи отказались подчиняться Киеву во время междоусобной войны.
    • Укрепил систему управления страны (продолжил дело Святослава, послал своих многочисленных сыновей в качестве наместников в русские города).
    • Создал оборонительную систему на Юге. Построил крепости на левобережье Днепра. Помимо всего, ввел систему светового оповещения, чтобы в Киеве знали о приближающейся опасности.
    • Привлек в эти города-крепости «русских молодцов», воинов, которые охраняли границу. (Легенды и былины о трех богатырях.)
    • Продолжил внешнюю политику, заключил мир с болгарами. Вступил в борьбу с западом — с Польшей. Подчинил польские земли Руси.
    Очень важным событием было принятие христианства в 988 г.
    Основные причины принятия христианства:
    1) интересы развивающегося государства требовали отказа от многобожия с его племенными богами и введения монотеистической религии: единое государство, один великий князь, один всемогущий Бог;
    2) этого требовали международные условия — почти весь европейский мир перешел к христианству, а Русь — языческая окраина;
    3) христианство с его новыми нравственными нормами требовало гуманного отношения к человеку, к женщине, матери и детям; укрепляло семью — ячейку общества;
    4) приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры, письменности, духовной жизни страны;
    5) появление на Руси новых общественных отношений, углубление неравенства людей, появление богатых и бедных требовали объяснения, требовали новой идеологии (все от Бога — и богатство, и бедность, и счастье, и несчастье — давало людям примирение с действительностью).
    Значение крещения Руси:
    1) Укрепило государство и власть князя
    % (церковь выступала против междоусобиц,
    миротворцем в княжеских распрях).
    2) Повысило международный авторитет Руси.
    3) Способствовало приобщению Руси к византийской культуре.
    4) Также способствовало развитию грамотности, книжного дела.
    5) При церквах и монастырях появились школы и библиотеки, первые открыты по инициативе самого Владимира. Здесь же трудились первые русские летописцы, переписчики и переводчики церковных и светских сочинений, художники-иконописцы.
    6) Послужило толчком к развитию ремесла и зодчества.
    В летописи сказано, что христианство сильно повлияло на самого Владимира, усовершенствовав его характер. Он стал менее жестоким, более терпимым и ничего не жалел для народа».
     
     
    "История и обществознание для школьников" . - 2015 . - № 3 . - С. 2-13.
     
     
     




    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование