Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо


    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников

    Библиотека

    Медиаресурсы 

    Интерпретации 

    Школьная библиотека

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология  

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
    По желанию клиента http://zaimpodolsk.ru/ на любых условиях.

      День за днем : Статьи 

      Статьи  



    МАРФИНО.  После 1917 года

    Судьба Марфина в послереволюционные десятилетия типична для русских усадеб. (165)
    В 1918 году декретом от 15 апреля усадьба была национализирована. Дворец и все его имущество было взято под охрану Отделом по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Народного комиссариата просвещения. Однако это не спасло усадьбу от разорения. Здесь разместился приют для беспризорных детей, просуществовавший до 1923 года. (166)

    Пострадали интерьеры дворца. Все ценности и произведения искусства, а также обширная библиотека, насчитывавшая более 15 тысяч томов, были вывезены в различные учреждения Москвы, переданы в Исторический и Румянцевский музеи, в библиотеки. При этом подробная опись имущества не составлялась, поэтому многое сегодня обнаружить не представляется возможным. Частично произведения искусства были безвозвратно утеряны. Однако некоторые фамильные портреты оставались еще какое-то время в усадьбе. В дневнике известного историка, заведующего музеем-усадьбой "Остафьево" Павла Сергеевича Шереметева есть запись за 1921 год: "28 авг./Ю сентября, суббота. Луначарский отправился до понедельника в Марфино. Племянник Луначарского сообщил мне, что в Марфине портреты сохраняются". (167)

    В декабре 1922 года 87 человек из числа энтузиастов основали в Москве Общество по изучению русской усадьбы. Главными задачами Общества были: комплексное изучение русских усадеб, способствование их возрождению как памятника русской истории и культуры, а также охрана и реставрация сохранившихся усадебных архитектурно-парковых ансамблей и бережное их использование. Члены Общества занимались научными исследованиями, публиковали статьи, выпускали открытки, путеводители. В 1924 году основатель Общества В.В. Згура призывал "показать, как велико еще художественное богатство русской усадьбы и в настоящее время и сколько удивительных возможностей на пути у исследователя, наталкивающегося иногда в заброшенном захолустье на блестящие достижения творческого гения прошлых веков". (168)

    К сожалению, к концу 1920-х годов в стране перестали существовать государственные органы охраны памятников, началась ликвидация многих музеев. К этому времени относятся впечатления, полученные от посещения усадьбы Марфино председателем Общества изучения русской усадьбы А.Н. Гречем, которые он смог описать по памяти в своем труде "Венок усадьбам" в 1932 году, находясь в Соловецком лагере:
    "...под лучами сентябрьского солнца золотом горят обсыпающиеся на воду, плывущие по ней червонными блёстками склонёнными ветвями берёз оброненные листья. Справа с пригорка смотрится в воду дом во вкусе британской готики... Зеленый откос прорезает песчаная дорожка; ступеньками пробегает она с террасы на террасу и, наконец, кончается у пристани, где нарядные острокрылые грифоны сосредоточенно глядят в воду. По кромке берега растут красные клёны, жёлтые липы, белые стволы берёз; красочным букетом кажется и традиционный островок, некогда соединявшийся с берегом плотиком-паромом... Спрятанная среди деревьев, нарядной игрушкой кажется барочная церковь 1707 года... Осенью... марфинский парк кажется прозрачным; чётко выступают в регулярном строю высокие и прямые липы, причудливое кружево ажура плетут они своими ветвями на фоне светло-синего неба... За парком, около вала, его ограждающего, откуда открывается... всегда полный настроения вид на распаханные поля, стоят два уцелевших от XVIII века классических дома с колонными портиками - ...свидетели вельможных охот. Немые спутники былого... подсказывают вид Марфина в его классическом уборе. Судя по двум еще сохранившимся в парке беседкам, в построении усадьбы участвовал изобретательный мастер, хорошо знакомый с основами классики - античным миром и бессмертным творчеством Палладио...
    В Марфине дом отдыха - во всех комнатах стандартные кровати... забелены орнаментальные росписи... покинули дом старинные портреты... и разбрелись по музеям Москвы и провинции." (169)

    В 1937 году в усадьбе закрыли церкви. Несколькими годами ранее стоял вопрос об уничтожении церкви Рождества Богородицы с кощунственным вердиктом «как не представляющей художественной ценности». Спасла памятник от разрушения Наталья Ивановна Седова-Троцкая, возглавлявшая в то время музейный отдел Наркомпроса.

    Вплоть до 1950-х годов судьба архитектурных памятников усадьбы Марфино была незавидна. Лишь в начале 1950-х годов, когда в Марфине разместили военный санаторий ВВС Московского военного округа, в усадьбе начались большие реставрационные работы, которые велись Центральной научно-реставрационной мастерской Академии строительства и архитектуры СССР. Руководил всеми работами главный архитектор проекта М.В.Дьяконов. Реставрация в значительной мере коснулась всех зданий ансамбля.
    Перед реставраторами стояла задача восстановить первоначальный архитектурный облик усадьбы. Однако документов об истории усадьбы и ее архитектурном ансамбле сохранилось очень мало. Значительную помощь оказали сохранившиеся литографии, которые дали представление об облике усадьбы 1830-х годов, и некоторые архивные материалы. Усилия реставраторов были направлены на ликвидацию позднейших искажений памятников и восстановление многочисленных утрат.

    Прежде всего восстановили главный дом усадьбы. По всему периметру фасадов был снят культурный слой, закрывавший белокаменный цоколь здания на половину его высоты. Цоколь очистили от многослойных покрасок и штукатурки, произвели замену поврежденных блоков новыми, восстановили утраченные контрфорсы, белокаменные наружные лестницы, детали карниза, тяг, фиал, наличников и оконные переплёты по первоначальному рисунку. Тогда же дворец приобрел и первоначальную окраску - светло-розовую с белокаменными деталями.

    Лучшая постройка усадьбы - мост к началу реставрационных работ был значительно разрушен. В 1957-1959 годах полностью восстановили кирпичную облицовку стен моста и утраченные белокаменные детали. Под белокаменным полом галереи моста обнаружили первоначальное устройство для отвода воды к водомётам, его расчистили и привели в действие.

    Ремонтно-реставрационные работы велись и в культовых постройках усадьбы. Были восстановлены два полукруглых окна во фронтонах северного и южного фасадов здания церкви Рождества Богородицы, служивших для освещения хоров, утраченные части цоколя, лепные ниши-киоты, белокаменные лестницы, ведущие в церковь, оконные переплёты, заменена кровля, восстановлены металлические резные подзоры спуска кровли. Капители пилястр расчистили, фасады церкви оштукатурили.

    При реставрации въездной башни ворот были найдены остатки белокаменной лестницы входа в круглую сторожевую башенку и полностью восстановлены. Реставраторы также перелицевали новым кирпичом подпорные стенки террас парка, по сохранившимся литографиям изготовили и установили утраченные чугунные решетки, укрепили блоки борта чаши бассейна на пристани, восстановили первоначальный белокаменный настил дна чаши, вернули прежний облик и грифонам. Подверглись реставрации парковые павильоны и хозяйственные постройки усадьбы.

    К началу 1960-х годов работы по реставрации усадьбы Марфино были успешно завершены. Реставрация позволила сохранить для современников и потомков один из замечательных памятников архитектуры Подмосковья.
    В настоящее время на территории усадьбы находится Центральный военный клинический санаторий "Марфинский". Его размещение является благоприятной основой для поддержания в надлежащем порядке архитектурного ансамбля усадьбы.

    Наглядным примером заботы о сохранении памятников в усадьбе явились работы по восстановлению первозданного вида и благоустройству регулярного липового парка, начатые в 1989 году. Были осуществлены первоочередные работы по приведению парка в порядок, включающие замену плодородного слоя, замену старых, больных и повреждённых лип на молодые, восстановление аллей и дорожек, ремонт и восстановление дренажных систем. В Марфине вновь появилась кедровая роща. На террасах около дворца были разбиты газоны и цветники. При выполнении данных работ перед исполнителем была поставлена задача не просто воссоздать парк периода расцвета усадьбы, но и учесть все поздние наслоения, считаться с сохранившимися старыми деревьями, учесть изменение назначения всего ансамбля сегодня; в то же время не должны были нарушаться общие принципы облика парка периода его расцвета.

    В результате проделанных работ композиция регулярного парка обогатилась красивыми видами. Появилась возможность любоваться из парка зеркалом большого нижнего пруда с островком, а со стороны пруда - видеть отражение в нем паркового павильона - беседки "Миловида". Открылся красивый вид на боковой фасад дворца и флигель.

    Одновременно с восстановлением парка производились работы по восстановлению спущенных каскадных прудов и канала с забором воды из реки Уча, а также по укреплению всей береговой линии. В аллеях парка появились каменные мостики, переброшенные через канал. Благодаря восстановленной системе прудов все постройки усадьбы вновь  стали восприниматься не только в сопоставлении друг с другом, но и в окружении воды, отражаясь в ее зеркале и вызывая ассоциации со средневековым замком, с трех сторон окруженного водой.

    В 1990 году в усадьбе началась реконструкция главного дома усадьбы. К тому времени здание находилось в плачевном состоянии из-за пожара. При восстановлении дома были использованы архивные материалы, старые фотографии, описания и воспоминания современников. Весь ход работ, начиная с проекта и заканчивая его осуществлением, согласовывался с Министерством культуры РФ и Ученым советом Министерства культуры Московской области. Восстановление дворца длилось четыре года. При этом восстановлен не только внешний облик дворца, но и декоративная отделка интерьеров некоторых его помещений.

    В начале 2000-х годов были выполнены большие работы по восстановлению двух флигелей, террас, пристани, лестничных спусков к ней и фонтана. Восстановлена подъездная аллея времени Салтыковых от здания псарен к главному дому усадьбы. Все восстановительные работы проводились за счёт средств санатория.

    Возрождение усадьбы Марфино, ее архитектурных памятников продолжается. Усадьба живет полнокровной жизнью и играет важную роль в изучении отечественной культуры.
    Возникшее четыре столетия назад, Марфино занимает ныне достойное место в архитектурно-художественном наследии нашей страны, сочетая в себе богатства, накопленные несколькими поколениями талантливых мастеров архитектуры и садово-паркового искусства, обладая большой силой эстетического воздействия.
     
     
    ПРИМЕЧАНИЯ
     
    165 "Трагическая судьба русской усадьбы, постигшая ее в годы революции, выражалась не только в изгнании из поместий их законных хозяев и уничтожении социальных основ усадебного быта, но и в разрушении огромного числа усадебных комплексов. Горели барские дома и службы, разворовывались художественные ценности, вырубались сады и вековые парки. Само словосочетание "русская дворянская усадьба" стало одиозным". (См.: К а ж д а н Т. П. Художественный мир русской усадьбы. - М., 1997, с. 7.)
    К счастью, находились люди, которым была небезразлична судьба усадеб, являющихся гордостью русской культуры. Среди них - Наталья Ивановна Троцкая, возглавлявшая после 1917 года музейный отдел Наркомпроса. В книге воспоминаний "Моя жизнь", изданной в Берлине в 1930 г., ее муж, Л. Д. Троцкий, писал о работе своей жены в те годы: "Ей приходилось бороться за памятники прошлого в обстановке гражданской войны. Это была нелегкая задача. Ни белые, ни красные вообще не склонны были... заботиться об исторических усадьбах, кремлях или церквах... Хранители дворцов и музеев обвиняли военных в недостаточном уважении к культуре, военные же и комиссары обвиняли хранителей в предпочтении мертвых вещей живым людям..." (Троцкий Л. Д. Моя жизнь. - М., 2001, с. 67.)
    166 После детской колонии в Марфине был размещён дом отдыха кустарей, затем дом отдыха "Красный лётчик" ВВС РККА, преобразованный позже в санаторий. В начале войны в усадьбе находился штаб 64-й Отдельной морской стрелковой бригады Тихоокеанского флота, затем госпиталь № 3405. После войны здесь возобновил свою работу военный санаторий.
    В настоящее время на территории усадьбы размещается Центральный военно-клинический санаторий "Марфинский".
    167 Шереметев Павел Сергеевич (1871-1943) - сын графа С. Д. Шереметева и графини Екатерины Павловны, правнук поэта Петра Вяземского, историк, писатель, художник, член Общества любителей древней письменности, Общества защиты и сохранения памятников искусства и старины. После 1917 года принимал самое непосредственное участие в спасении усадеб, добивался выдачи охранных грамот на них. Страницы его записных книжек за 1917-1922 годы пестрят записями о судьбах многих русских усадеб.
    В сентябре 1917 года он писал: "В Козловском уезде (Тамбовской губернии. - Н.К.) идут погромы помещичьих имений. В усадьбе Ушакова крестьяне вынесли на двор мебель из дома, расселись и под гармошку сожгли строения, в том числе ригу с хлебом, назначенным для армии". В январе 1918 года Павел Сергеевич сообщал об усадьбе Паниных Дугино: "Дугино с чудными в нем вещами (портретами кисти Боровиковского, Левицкого, Рослена, архив, библиотека, мебель) в руках большевиков и расхищается". В том же году он записывал: "Ульянка разорена"; "Михайловское и Тригорское Пушкина разгромлено"; "В Крапивенском уезде разбито 35 усадеб..."; "В Скобееве полный раззор. В имении водворились большевики..."; "В Больших Вяземах расположился штаб дивизии Красной армии. Из дома все вывозят - портреты, миниатюры, архив... Некоторые портреты привезли в Коллегию по охране памятников и развесили по стенам". Здесь же портреты из усадьбы Ашиткова. "Часть их уже попала в Английский клуб. Мои старания, кажется, привели к цели. На обратной стороне стали писать, откуда портрет или картина... Картины всё поступают..."
    "О калужской Городне Голицыных узнали от бывшего там сотрудника печальные вещи. Многое не уцелело и разрушено"; "Сделал заявление о фарфоре в Введенском... Там летчики и по слухам - беспорядок"; "Встретил художника Середина. Он сообщил, что громят "Полотняные заводы"; "Романцово Варженевского разорено"; "Архивы Ивановского, Вязем, Покровского привезены в Румянцевский музей";
    "Дом в Суханове использовался под волостной Совет, а затем разместили воинскую часть. Теперь школа... Многое увезли в Исторический музей, многое расхищено. Ободрана мебель, грязь... В библиотеке книги расхищены. На полу валяются рукописи времени Александра I, планы и книги по Суханову... В комнатах детские кровати"; "Знаменское Садки... В доме колония и разгром"; "Дом в Воронове сгорел. Вещи, библиотека, все почти погибло. Часть выбрасывали из окна в снег. Теперь, если войти в залу, видно небо..."; "Дом в Уборах снесен". Перечисляя утраты, Павел Сергеевич с болью пишет: "...усадьбы наши - уголки Европы -много ли их уцелеет". В одной из его записных книжек за 1917 год есть запись: "Арестована Софья Панина и находящиеся у нее Ф. Кокошкин, П. Долгоруков и др.". А 12 декабря того же года Павел Сергеевич писал: "В Петербурге революционный трибунал судил графиню СВ. Панину. При ее вводе вся зала встала. Когда же вошел суд, все остались сидеть". (Записные книжки Павла Сергеевича Шереметева хранятся в частном архиве.)
    168 См.: Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы, вып. 1 (17). - М., 1994, с. 10.
    В 1931 г. работа ОИРУ была насильственно прекращена арестом его председателя, а затем и некоторых активных членов. 70 лет спустя, 22 апреля 1992 г., благодаря инициативе Российского международного фонда культуры Общество изучения русской усадьбы возродилось.
    169 Г р е ч А. Н. Венок усадьбам. - Памятники Отечества, вып. 32. - М., 1994, с. 98-101. Греч Алексей Николаевич (1899-1938) - историк искусства, посвятивший свою жизнь изучению русской усадьбы - уникального явления отечественной культуры. Он стоял у истоков создания Общества изучения русской усадьбы, был его председателем с 1928 г. Созданный им труд "Венок усадьбам" написан для будущих поколений.
     


    Б И Б Л И О Г РАФ И Я
     
    Болотов А. Т. Некоторые замечания о садах в России. - Экономический магазин, ч. XXVI. - СПб., 1786
    А о н и д ы, или Собрание разных новых стихотворений. - М, 1798-1799, кн. 3 Драматический словарь. - М., 1799
    Карамзин Н. М. Куплеты из одной сельской комедии, игранной благородными любителями театра. - Вестник Европы, 1803, ч. ХП, №23 и 24
    Бантыш-Каменский Д. Н. Словарь достопамятных людей русской земли. -М., 1836
    Бантыш-Каменский Д. Н. Биографии Российских генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов. - СПб., 1840-1841
    Порошин С. А. Записки. - СПб., 1844
    Вейдемейер А. И. Двор и замечательные люди в России во 2-й половине XVIII столетия. -СПб., 1846, ч. 1-2
    Погодин М. П. Н.М.Карамзин по его сочинениям, письмам и отзывам современников. Материалы для биографии. - М., 1866
    Болотов А. Т. Записки Андрея Тимофеевича Болотова. 1738-1794 гг., т. 1-4. -СПб., 1871-1873
    Романович-Славатинский А. В. Дворянство в России от начала XVIII века до отмены крепостного права. - СПб., 1870
    Статс-дамы русского двора в XVIII столетии. Биографические списки П.Ф. Карабанова. -Русская старина, 1871, №3
    Писцовые книги Московского государства (XVI век). Т. 1, отд. 2. (под. ред. Н.В. Калачова). -СПб., 1872
    Госпожа Виже-Лебрен в России (1795-1801). - Древняя и новая Россия, 1876, т. 3, №9-12
    Орлов-Давыдов В. П. Биографический очерк графа В.Г.Орлова, т. I—II. - СПб., 1878
    Благово Д. Рассказы бабушки. - СПб., 1885
    Карнович Е. П. Замечательные богатства частных лиц в России. - СПб., 1885
    Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII столетий. Вып. 4. Селецкая десятина (Московского уезда). - М., 1885
    Письма императрицы Екатерины Великой к фельдмаршалу графу Петру Семеновичу Салтыкову. 1762-1771. - Русский архив, 1886, кн. 3, вып. 9
    Карнович Е. П. Родовые прозвания и титулы в России. - СПб., 1886
    Рассказы князя А.Н.Голицына. Из записок Ю.Н.Бартенева. - Русский архив, 1886, кн. 1
    Пыляев М. И. Полубарские затеи. - Исторический вестник, 1886, т. XXV, ч. 9
    Колмаков Н. М. Граф Виктор Никитович Панин. - Русская старина, 1887, № 11 Лихачёв Н. П. Разрядные дьяки в XVI веке. - Казань, 1888
    Бильбасов В. Забытый Панин. - Исторический вестник, 1889, т. XXXV, №3 Архив князя Куракина. - СПб., 1890
    Долгоруков И. М. Капище моего сердца, или Словарь всех тех лиц, с коими я был в разных отношениях в течение моей жизни. - М., 1890
    В и г е л ь Ф. Ф. Записки Филиппа Филипповича Вигеля. - М., 1891-1893 Записки дела Невилля о Московии 1689 г. - Русская старина, 1891, №9 Голицын Н. Н. Род князей Голицыных. - СПб., 1892
    Быковский М. Д. Художественное развитие и архитектурная деятельность до первой поездки за границу (1801-1838). - Русский художественный архив, 1892, вып. 1
    Половцев А. А. Русский биографический словарь. - СПб., 1896-1913 Письма и бумаги императора Петра Великого. - СПб., 1900
    Дягилев СП. Каталог историко-художественной выставки русских портретов, устраиваемой в Таврическом дворце. - СПб., 1905
    К о р б И. Дневник путешествия в Московию (1698-1699). - СПб., 1906 Русские портреты XVIII-XIX веков, т. 1-5. - СПб., 1906-1909 Грабарь И. Э. История русского искусства. - М., 1909-1915
    В е й н е р П. П. Марфино. - Старые годы, 1910, июль-сентябрь Шамурин Ю. И. Подмосковныя. - М., 1912
    Быковский Н. М. Письмо в редакцию по поводу статьи Ю.Шамурина о Марфине. - Старые годы, 1913, октябрь-декабрь
    Курбатов В. Я. Сады и парки. История и теория садового искусства. - Пг., 1916 Лобанов В. М. Подмосковные. - М., 1912
    Мельгунова П. Е. и др. Русский быт по воспоминаниям современников. XVIII век. Время Екатерины II, вып. 2. - М., 1922
    Голлербах Э. Портретная живопись. - М.-Пг., 1923
    Дружинин Н. М. и др. По окрестностям Москвы. - М., 1924
    Мюллер А. П. Иностранные живописцы и скульпторы в России. - М., 1925
    Асафьев Б. В. Музыка и музыкальный быт старой России. - Л., 1927
    Новицкий Н. К изучению интерьера XVIII века. - Общество изучения русской усадьбы, вып. 2. - М., 1927
    Памятники усадебного искусства. - М., 1928
    Керов Н. Экскурсии в подмосковные дворянские гнёзда. - М., 1929
    Некрасов А. И. Очерки по истории древнерусского зодчества XI-XVII веков. - М., 1936
    Бессонов СВ. Крепостные архитекторы. - М., 1938
    Богословский М. М. Пётр I, т. 1. - М., 1940
    Торопов С. А. Подмосковные усадьбы. - М., 1947
    Вертков К. А. Русская роговая музыка. - Л.-М., 1948
    Зимин А. А. Тысячная книга 1550 г. и Дворовая тетрадь 50-х годов XVI века. - М.-Л., 1950
    Рзянин М. И. Архитектурные ансамбли Москвы и Подмосковья. - М., 1950 Черепнин Л. В.  Акты феодального землевладения и хозяйства XIV-XVI веков, в 3-х частях, ч. 3. - М., 1951
    Ливанова Т. Н. Русская музыкальная культура XVIII века. - М., 1952 Грабарь И. Э. Русская архитектура 1-й половины XVIII века. - М., 1954 Тихомиров Н. Я. Архитектура подмосковных усадеб. - М., 1955 Тихомиров М. Н. Записки приказных людей конца XVI века. - М., 1956 История русской архитектуры. - М., 1956
    Хомутецкий   И. Ф.   Выдающийся русский зодчий М.Д.Быковский. 1801-1885. -Архитектурная практика и история архитектуры. - Л.-М., 1958
    Памятные места Московской области. - М., 1960
    Бернадт Г. Б. Словарь опер, впервые поставленных или изданных в дореволюционной России и в СССР в 1736-1959 гг. - М., 1962
    Веселовский С. Б. и др. Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры XIV-XIX вв. - М., 1962
    Ильин М. А. Подмосковье. - М., 1966
    Разрядная книга 1475-1598 гг. - М., 1966
    Верховская Н. П. Карамзин в Москве и Подмосковье. - М., 1968
    Всеобщая история архитектуры, т. 6. - М., 1968 .
    Келдыш Ю. В. Русская музыка XVIII века. - М., 1968
    Кириченко Е. И. Русский интерьер 1830-1860-х гг. - Декоративное искусство СССР, 1970, №7
    Кириченко Е. И. Русский интерьер 1870-1890-х гг. - Декоративное искусство СССР, 1973, №3
    Щукина Е. П. "Натуральный сад" русской усадьбы в конце XVIII века. - Русское искусство XVIII века. - М., 1973
    Памятники архитектуры Московской области. Каталог в 2-х томах, т. П. - М., 1975
    Кириченко Е. И. Архитектурные ансамбли Москвы 1830-1860-х гг. - В сб.: Архитектурное наследство. Вып. 24. М., 1976.
    Бартенев И. А., Б а т а ж к о в а В. Н. Русский интерьер XVIII-XIX вв. JL, 1977 Кириченко Е. И. Москва. Памятники архитектуры 1830-1910 гг. - М., 1977 Кириченко Е. И. Три мастера. - Зодчество. 2 (21). - М., 1978
    В окрестностях Москвы. Из истории русской усадебной культуры XVII-XIX веков. -М., 1979
    История русского и советского искусства. - М., 1979
    Т у р ч и н В. С. О.Кипренский во Франции и Германии (1822-1823). - Русское искусство второй половины XVIII - первой половины XIX века. Материалы и исследования. - М., 1979
    Байбурова Р. М. Русский усадебный интерьер эпохи классицизма. - Памятники русской архитектуры и монументального искусства. - М., 1980
    Белецкая Е. А., Покровская 3. К. Д.И.Жилярди. - М., 1980
    Борисова Е. Русская архитектура и английская псевдоготика. - Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX века. - М., 1982
    Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. - М., 1982
    Рудченко В. М. Иконостасы XVIII - 1-й половины XIX века в храмах верхневолжских областей. - Памятники русской архитектуры и монументального искусства. - М., 1983
    Из переписки П.А.Плетнёва. - Памятники культуры. Новые открытия. - Л., 1987
    Кириченко Е. И. Михаил Быковский. - М., 1988
    Соловьёв СМ. История России с древнейших времён. Т. 13-16, 29. - М., 1991-1995
    Васильчиков  Г. И.   Графиня Софья Владимировна Панина - последняя владелица Марфина. - Наше наследие, №29-30, 1994
    Греч А. Н. Венок усадьбам. - Памятники Отечества, вып.32. - М., 1994 Мир русской усадьбы. Очерки. - М., 1995
    Долгоруков И. М. Капище моего сердца, или Словарь всех тех лиц, с коими я был в разных отношениях в течение моей жизни. - М., 1997
    Каждая Т. П. Художественный мир русской усадьбы. - М., 1997
    Кириченко Е. И. Русская усадьба после классицизма (1830-1910 годы). - Архитектура русской усадьбы. - М., 1998
    Врангель Н. Н. Старые усадьбы. Очерки истории русской дворянской культуры. - СПб., 2000
    Дворянская и купеческая сельская усадьба в России XVI-XX вв. Исторические очерки. - М., 2001
    Виже-Лебрен. Воспоминания госпожи Виже-Лебрен о пребывании ее в Санкт-Петербурге и Москве. 1795-1801. - СПб., 2004
    Рузвельт Присцилла. Жизнь в русской усадьбе: опыт социальной и культурной истории. - СПб., 2008
    Седов П. В. Выбор царской невесты. - Закат Московского царства, царский двор конца XVII века. - СПб., 2008
    Голицына Н. П. Моя судьба - это я. - М., 2010
     
     
    Квятковская Н.К.  Марфино: Дворцово-парковый ансамбль и история усадьбы. - М., Профиздат, 2015. - C.172-179.
     
     




    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование