Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников

    Библиотека

    Медиаресурсы

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы 

    Экология  

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея 

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     

    Н.П. Ходакова,  д.п.н., заведующий кафедрой математики и информатики начального и дошкольного образования МГПУ, член-корреспондент Академии информатизации образования, профессор РАЕ, г. Москва

    О.Н. Зенкина,  кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики и информатики начального и дошкольного образования МГПУ
     

    РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ИНФОРМАТИКИ В СИСТЕМЕ  НАЧАЛЬНОГО И ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.
    Джон Дьюи


    Проблема раннего выявления, обучения и развития одаренных детей занимает внимание педагогов в течение многих столетий. В мире, живущем в эпоху глобализации, обучение и воспитание талантливых детей представляет огромный интерес для развития образования. Образовательная политика всего мира строится сейчас на том, чтобы максимально использовать интеллектуальный потенциал личности, разработать стратегию интенсивного приобретения знаний.
    Особенно широкий размах эта работа приобрела в США. В этой связи было обращено на потребности одаренных учащихся, которые по убеждению американских ученых являются потенциалом раз-
    вития любого общества. Таковы требования быстро меняющегося мира, который остро нуждается в целенаправленном образовании людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний, способных к творчеству и созданию оригинальных решений.

    Кто же такой одаренный ребенок? Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [2, с. 5]. Такой ребенок отличается от своих «обычных» сверстников тем, что он постоянно стремится к познанию. Для такого ребенка существует постоянная потребность в умственной деятельности. Он не терпит ограничений своим исследованиям, и это свойство на всех возрастных этапах продолжает оставаться его отличительной чертой. При воспитании одаренного ребенка очень важно, чтобы любопытство во время переросло в любовь к знаниям — любознательность, а любознательность в устойчивое психическое образование — познавательную потребность[3,с.75].

    Одаренные дети любят интеллектуальный труд, хотя стремление к познавательной деятельности характерно для каждого маленького человека. Буквально с рождения вызывает интерес новая игрушка, новый звук, и в дальнейшем из этого развивается умственная активность. В три года ребенок постоянно спрашивает у родителей «Почему?», а вот учиться в школе любят уже не все, и таких, кто не хочет учиться, достаточно много. Что же делать? Как разглядеть одаренного ребенка?

    Основная трудность выявления в детском возрасте признаков одаренности заключается в том, что непросто выделить собственно индивидуальное, относительно независимое от возрастного. Наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность — это внутреннее условие умственного роста. Еще неизвестно, сохранится ли эта особенность на последующих возрастных этапах. Творческие устремления, оригинальный ход мысли также могут быть отнесены к предвестникам одаренности. Получат ли они свое развитие в будущем, неизвестно.
    Одаренные дети, отличающиеся от сверстников выдающимися способностями в какой-то одной области, могут ничем не отличаться от них во всех других отношениях. Но, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей человека. Для одаренного ребенка справедлива фраза «талантливый человек талантлив во всем». Для большинства одаренных детей присущи свои черты, которые отличают их от большинства сверстников, как уже было отмечено, им присущи высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга [2]. У таких детей возникает болезненная реакция, если они попадают в условия недостатка информации, которую можно усвоить и переработать. Поэтому ограничение их активности может привести к негативным реакциям невротического характера.

    Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной,  с большим числом нервных связей. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

    Одаренных детей также отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи. У них также есть расположенность к четким схемам и классификациям. Например, они могут быть захвачены составлением каких-нибудь таблиц, дат, выписыванием в разной последовательности привлекших их внимание сведений. Очень важно своевременно уловить, не упустить
    черты относительного постоянства индивидуальности у детей, опережающих в умственном отношении свой возраст [2].

    Для этого очень важно создать особую среду для развития способностей ребенка, чтобы семья была готова развивать его способности, а необходимо встретить педагогов, умеющих видеть одаренность. Мировой педагогический опыт показывает, что вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство родителей и педагогов, способна творить чудеса [3, с. 69].
    Вне зависимости от того, как одарен ребенок, его нужно учить. Необходимо приучать его к усидчивости, труду, умению самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок требует огромной загрузки, с дошкольного возраста необходимо создавать для него обстановку творчества, но в то же время трудно воспитывать у такого ребенка усидчивость и терпение.

    Для развития своего таланта одаренные дети должны обучаться по расширенному учебному плану, чувствовать заботу и поддержку со стороны своего учителя. Необходима возможность в достаточной степени распоряжаться временем и пространством для развития проблемно-поискового аспекта. Очень важно не что изучать, а как изучать. Если у одаренного ребенка есть возможность не торопиться с выполнением задачи, как следует все обдумать, то он наилучшим образом усвоит связи между явлениями и научится применять свои знания на практике. Для развития аналитического мышления важно предоставить одаренному ребенку неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предложения, глубоко вникать в существо проблемы, что способствует развитию природной любознательности и пытливости.

    В настоящее время публикуется достаточно материалов, затрагивающих проблемы обучения и развития одаренных детей, однако у учителей и родителей вновь возникают вопросы в процессе работы с ними.
    В работе известного психолога Ю.Д. Бабаевой [4] указано, что на сегодняшний день еще не разработаны валидные психодиагностические процедуры для определения повышенных способностей в применении информационных технологий. Поэтому основная идея нашей статьи заключается в рассмотрении некоторых особенностей методической работы с детьми младшего школьного возраста на начальном этапе овладения информационными технологиями с целью развития их способностей к активной мыслительной деятельности и творчеству, стремления к овладению новыми знаниями в сфере компьютерных технологий. В дальнейшем на этом фоне возможно развитие устойчивого интереса, целенаправленное овладение знаниями, умениями и навыками в данной области, а далее, возможно, проявление незаурядных способностей и таланта в сфере информационных технологий и программирования.


    В смысле обучения и развития компьютер — очень полезный инструмент, главное — уметь им правильно пользоваться. По сути, он универсален, с его помощью можно решать самые разные задачи. С помощью графики, цвета и звука в компьютерной среде можно моделировать самые разные ситуации. И работать с компьютером тоже можно всякий раз по-разному. Можно назначить компьютеру роль учителя или роль ученика, или он может быть просто другом, с которым в данный момент осуществляется диалог.
    Важно помнить, что для ребенка компьютер — это, прежде всего, игра. То, что неинтересно для ребенка само по себе, на экране становится привлекательным. Занимательность является одним из источников мотивации. Главное здесь не перестараться, чтобы занимательность не стала главным фактором и не заслоняла другие учебные цели. Также срабатывает «эффект новизны». Урок с применением компьютера совершенно непохож на урок, относящийся к заурядному традиционному курсу обучения.

    Детям также очень нравится, что все компьютерные средства обучения являются интерактивными, так как они обладают способностью мгновенно откликаться на любые действия ученика и учителя. Ученик, работающий за компьютером, чувствует себя хозяином положения, что исключает попадание его в ситуацию неуспеха. С опорой на необходимую помощь ученик способен любую задачу довести до конца. Кроме того, можно варьировать степень трудности предъявляемых заданий, при этом поощрение правильных решений также способствует росту мотивации к обучению.
    Для овладения компьютерной грамотностью в начальной школе имеют значение общая интеллектуальная и академическая одаренность, а также самый проблемный, креативный тип одаренности.
    Интеллектуальную одаренность связывают с высоким уровнем интеллектуального развития. Для измерения интеллектуальной одаренности в основном используют различные варианты тестов, направленных на измерение интеллекта. Главным является то, что дети с общей интеллектуальной и академической одаренностью овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний [2].

    Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешном обучении отдельным учебным предметам и считается более частной, избирательной. Одаренные в этом отношении дети могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения — в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко [2].

    Существует другой тип одаренности, представляющий интерес для развития способностей в области информационных технологий. Это так называемый креативный тип, самый проблемный тип одаренности. Ребенок наделен необычным взглядом на мир, часто у таких учеников наблюдаются большие проблемы с учебой, поскольку школьная программа не позволяет им проявить себя. Нестандартность мышления — дар, который необходимо сберечь. В каждом из этих «трудных» детей дремлет гениальный креатор, копирайтер, модельер, изобретатель, ученый. Именно такому ребенку под силу выполнить задания, требующие максимальной независимости, — разработать проект, осуществить самостоятельное исследование [5].

    В данной статье рассматриваются особенности изучения курса информатики в младшей школе и приводятся примеры конкретных тематических проектов, выполненных учащимися младшей школы самостоятельно (под руководством учителя). По нашему мнению, данные примеры адекватны по содержанию и целям обучения на начальном этапе освоения компьютерных технологий и способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей младших школьников.

    Младший школьный возраст — благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Поэтому развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества — значит создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.

    Сегодня информатика рассматривается как важнейший компонент общего образования, играющий значимую роль в решении приоритетных задач образования — в формировании целостного мировоззрения, системно-информационной картины мира, учебных и коммуникативных навыков, основных психических качеств личности учащихся. Широкое внедрение компьютерных технологий в учебный процесс лежит в основе концепций реформирования общеобразовательной школы. Рекомендации Министерства образования и науки РФ об изучении пропедевтического курса информатики с 1-го класса общеобразовательной школы в рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания образования служат основой базового курса информатики в средней школе.

    В содержании курса информатики для начальной школы выделяются три основные линии:
    • формирование основных понятий в области информатики и информационных технологий;
    • формирование и развитие умения целенаправленно и осознанно использовать компьютер как инструмент практической деятельности в учебной и повседневной работе в соответствии с СанПиН;
    • построение обучения на основе проектной деятельности.

    Исследования отечественных и зарубежных ученых показали, что информатика является системообразующим предметом, таким, как математика или языкознание. Данный предмет составляет базу для создания интегрированной учебно-информационной среды.
    Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета на уроках по другим предметам. Курс информатики для младших школьников характеризуется специфической инструментальной базой, в которую кроме традиционных элементов урока для данной возрастной группы (учебники, рабочие тетради, игровые приемы на различных этапах проведения занятия — занимательные вопросы, задания, физкультминутки, считалки, стихотворения, беседы, логические задачи) включены персональный компьютер, а также различные игровые компьютерные программы (обучающие, развивающие, диагностические).

    Изучение информатики в младшей школе должно соединять в себе две цели — общеобразовательную и прикладную. Одним из вариантов комплексного решения задач современного школьного образования являются учебные проекты, позволяющие осуществлять как межпредметную, так и внутрикурсовую интеграцию, формировать у учащихся способность к осуществлению практической деятельности, способность определять цель деятельности и планировать пути ее достижения, анализировать и оценивать результаты.

    Особенностью проектной деятельности в области информатики является широкое использование информационно-коммуникационных технологий при выполнении учебных проектов. В рамках реализации курса учащимися создаются краткосрочные проекты, соответствующие основным темам курса информатики, и долгосрочные проекты (срок реализации 3-4 месяца). Творческие проекты не имеют
    детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся, она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, театрализации, видеофильм, плакат, школьный журнал интересных дел и т.д.

    Межпредметный (интегрированный) проект — это ограниченный во времени цикл занятий, интегрирующий смежную тематику нескольких предметов. Он выполняется в основном во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие две-три предметные области, а могут быть достаточно объемные и продолжительные проекты. Разделы (темы) программ по разным учебным предметам группируются вокруг проекта. Интегрированный проект предоставляет возможность использования знаний в различных сочетаниях, стирает границы между школьными дисциплинами, сближает применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.

    Работать над проектом или исследованием способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта. Одному из детей по силам реализация индивидуального проекта, а кто-то прекрасно сумеет раскрыть свои таланты в групповом проекте. Главное — помочь ребенку поверить в свои силы.
    С 1-го класса мы начинаем обучать детей работать в программе ПервоЛого. Это интегрированная творческая среда на базе языка программирования Лого для начального школьного и внешкольного образования. В ПервоЛого максимально упрощен процесс программирования, но возможностей довольно много. Программа создает благоприятные условия для самостоятельной творческой деятельности детей. Кроме решения задач формирования общеучебных навыков и приемов мыслительной деятельности, среда ПервоЛого помогает решать задачи пропедевтического курса информатики. Программа позволяет осуществить проектный метод в ходе занятий, а также объединить на одном уроке различные школьные дисциплины (рисование, музыку, математику, окружающий мир). Приведем примеры ряда проектов, в которых реализуются метапредметные связи в процессе изучения курса информатики в 1-4-х классах.

    Проект «Радуга» (1-й класс). Детям предлагается соотнести названия цветов известной считалочки «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» с палитрой цветов радуги. Для этого необходимо правильно выбрать инструмент (карандаш или карандаш-линейку), толщину карандаша, выбрать цвет, правильно провести линию. Затем выполняют то же самое задание с начальными элементами программирования, т.е. учатся вставлять команду. В результате данной команды в радуге появляются черепашки.

    Проект «Экосистема озера» (2-й класс). Дети выполняют задание по созданию фона, работают с палитрой цветов и с панелью инструментов. Задание: «Преобразовать черепашку в форму лягушки, задать команду (допрыгать до озера и остановиться), в качестве команды выступает реагирование на цвет».
    Проект «Создание новогодней открытки» (2-й класс). Ученики выполняют задание по созданию фона, работают с палитрой цветов и панелью инструментов. Под руководством учителя дети обучаются написанию шрифта, формулируют проблему, выполняют действие — «открыть подарок». В основе программирования — реагирование предмета (Деда Мороза) на другой предмет (подарок), реагирование на цвет (команда «стоп»).

    Со 2-го класса дети начинают овладевать основами действий предметов на экране компьютера. Дети под руководством учителя создали проект-мультфильм «Маша и медведь», разработанный в программе Power Point. Юные программисты научились создавать презентацию, пользоваться вставкой геометрических фигур, из которых затем создавали рисунки, пользовались функцией заливки фигур и рисунков, написанием шрифта и конечно же создавали анимацию рисунка. Ну и самое интересное и занимательное — озвучивание мультфильма!
    Проект «Московское княжество» (3-й класс). На уроке ученики совершают виртуальное путешествие в Древнюю Русь. Затем они создают изображение московского княжества на основе имеющихся знаний в области программирования.
    Творческий проект «Наш город» (4-й класс). Ученики создают изображение своего города с помощью команд и панели инструментов. Добавляется команда «светофор», ученики последовательно, следуя алгоритму, создают команды (реагирование на цвет, подбор цвета, расстановка фигур). В ходе работы над проектом учащиеся совместно с учителем повторяют и закрепляют правила дорожного движения (рис. 7).
    Проекты «Наш компьютерный класс» (рис. 8) и «Спортивный зал в нашей школе» (рис. 9) (4-й класс) являются наиболее сложными и интересными для учащихся. Такие творческие задания можно выполнять в графическом редакторе Гимп.

    Гимп — это графический редактор, который поддерживает больше тридцати форматов изображений (слоями, красками, фильтрами и режимами смешивания). В арсенале программы есть огромный спектр инструментов для обработки любых фотографий и изображений.
    Проектный метод в начальной школе позволяет наиболее широко охватить все виды деятельности учащихся, так как включает в себя познавательную, игровую и творческую деятельность, задействует все аспекты жизни детей в школе и дома. Постоянная необходимость учащихся делиться новыми впечатлениями развивает речь и воображение. Аргументация своих идей, правильное построение сообщения, умение работать в группе — все это помогает детям в различных видах деятельности как на уроках, так и во внеурочное время.

    Таким образом, в процессе изучения курса информатики в 1-4-х классах нам удается повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; способствовать развитию социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательско-творческой деятельности.

    Подводя итог, отметим, что организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственное воспитание. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость — такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к проектно-исследовательской работе на уроках информатики. Овладевая простейшими навыками работы в компьютерных программах, ученики расширяют возможности реализации новых способов саморазвития и самообучения. Особенно это касается детей, обладающих повышенным интересом к познавательной и исследовательской деятельности. С помощью такого мощного средства, как компьютер, можно эффективно решать проблему развития креативности и творческих способностей у детей. В традиционных обучающих программах проблема развития креативности и творческих способностей отходит на второй план, а на первом плане находятся приобретение знаний, умений и навыков, развитие когнитивных процессов. Выполняя групповые проекты, дети имеют возможность развить свои лидерские качества. Участие в проектной деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

    Однако следует отметить, что при всех положительных моментах общения с компьютером, как с обучающим средством работа с ним очень нравится детям, этот процесс затягивает их. Поэтому очень важно при работе с компьютером установить определенный режим, чтобы не нанести вреда здоровью, а также заложить морально-нравственные основы этой деятельности. Известно, что проблема зависимости от компьютера и Интернета актуальна как никогда, поэтому необходимо заложить нравственные основы в этой области деятельности. Не секрет, что часто подростки, одаренные специфическими способностями в применении компьютеров, становятся хакерами, поэтому для ребенка важно, чтобы рядом находился мудрый наставник, способный направить и дать правильный совет. В заключение отметим, что обучение информатике в начальной школе — это объективная потребность настоящего времени, очередной шаг в развитии общего образования.



    Список литературы


    1. Аксенова ЭЛ. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом // Интернет-журнал «Эй-дос». 2007. 15 января. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-9.htm.
    2. Бабаева Ю. Д. Одаренные дети и компьютеры//Матер. 2-йВсерос. конф. по экологической психологии (Москва, 12-14 апреля 2000 г.). М.: Экопсицентр РОСС. С. 246-248. [Электронный ресурс]. URL: http://www.psychology.ru/internet/ecology/ОЗ.stm.
    3. Бабаева Ю. Д. Знакомьтесь: хакеры // Дети в информационном обществе (информ.-аналит. журнал). [Электронный ресурс]. URL: http://detionline.com/journal/authors/articles/babaeva.
    4. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. М., 1996.
    5. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пос.для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2000. 232 с.
     
     
    "Одаренный ребенок"  . - 2015 . - № 4 . - С. 30-43.
     
     




    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование