Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  



    Лилия Абрамовна Концевая
    кандидат психологических наук. старший научный сотрудник ПИ РАО 


    Понимание текста — ключ к сочинению.    А.П. Чехов «Толстый и тонкий»


    Дорогие старшеклассники!
    Не секрет, что многим из вас трудно справляться с литературной частью ЕГЭ и ГИА. Наверное, вы думаете, что виной тому навязанный вам трафарет, в рамки которого приходится «втискивать» свои мысли и чувства. Скорей всего, вы правы. Более того, возможно, даже большие мастера слова почувствовали бы себя неуютно, если бы им пришлось создавать свои произведения в подобных условиях. Однако пока этот шаблон существует, и воспринимать его нужно как данность. И вообще, существование шаблона — это не главное.

    Главное — то, что вы не учитесь понимать текст. А как учиться? Об этом нами написаны книги, в том числе и обращенные непосредственно к вам (1Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А., Шаповал С.А. Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник-практикум. 8-11 классы. — М., 2001; Граник Г.Г., Концевая Л.А Русская литература. От былин до Крылова. Книга для чтения. — М., 2007). Но сейчас я расскажу вам об этом коротко.

    Нужно прежде всего научиться принимать сигналы текста. А что это значит? Это значит «вычерпывать» из него смысл. Постараться понять, что заключено в словах, словосочетаниях, предложениях и, наконец, во всем тексте. К работе с текстом необходимо подключать воображение, то есть постараться увидеть те картины, которые можно воссоздать с помощью воображения. Читайте текст так, как будто вы смотрите кино, выстраивая прочитанное кадр за кадром.
    Постарайтесь увидеть, с помощью каких выразительных средств автору удалось донести свой замысел до читателя.

    Теперь попробуем понять рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Вначале прочитайте его медленно, стараясь уловить все сигналы текста.
    Запишите все, что вам удалось извлечь из текста рассказа. Теперь сравните то, что у вас получилось, с тем, что сделали мы, работая со старшеклассниками.

    Когда-то в одном классе гимназии учились два мальчика. Прошли годы, мальчики выросли и превратились в мужчин. У одного из них жена и сын, гимназист. Есть ли семья у другого, мы не знаем. Зато знаем, что он занимает высокое положение: имеет чин тайного советника, один из самых высоких в России. И вот случайно они встретились на железнодорожном вокзале. Как это произошло и что из этого получилось, описывает Антон Павлович Чехов в рассказе «Толстый и тонкий». Мальчики, о которых мы говорили, конечно, не реальные люди, а литературные персонажи, рожденные воображением писателя.

    Итак, два литературных героя — Чехов называет их толстым и тонким — случайно встретились, и оба искренне рады этой встрече. Глаза у них полные слег, и оба они были приятно ошеломлены. Когда же выясняется разница в их социальном положении, все резко меняется. И расстаются бывшие однокашники уже совсем по-другому. Вот сюжетная канва рассказа.

    О чем же этот рассказ? Что хотел сказать Чехов? Ведь каждый писатель, даже если он и не Чехов, берется за перо лишь в том случае, если хочет донести до читателя какие-то свои важные мысли. На первый взгляд может показаться, что рассказ о чинопочитании. Но это, действительно, только на первый взгляд. Если вникнуть в содержание рассказа глубже, то становится очевидно, что Чехов говорит о том, как чинопочитание лишает его героя человеческого достоинства и как бацилла чинопочитания превращает человека в пресмыкающееся двуногое существо.

    Как же Чехов это делает? Обратимся к тексту. И начнем с названия рассказа. Можно предположить, что Чехов так назвал свой рассказ вслед за Николаем Васильевичем Гоголем, который задолго до Чехова в поэме «Мертвые души» поделил всех чиновников на толстых, надежно сидящих в своих креслах, и легкомысленных, порхающих тонких.

    Разницу в положении героев Чехов вначале передает с помощью запахов. От толстого исходит «богатый, аристократический» запах: от него пахло хересом и флер-д-оранжем. А от тонкого пахло ветчиной и кофейной гущей. Кофейная гуща бывает только в плохом кофе, который недавно выпил тонкий. Еще одна деталь: тонкий был навьючен, а это означает, что финансовое положение не позволяло ему взять носильщика. Невозможно представить себе толстого, навьюченного чемоданами, узлами и картонками. Особенно узлами: вещи, упакованные в узлы, — это признак бедности.

    Однако разница в социальном положении бывших однокашников пока еще не мешает им искренно радоваться встрече, лобызаться и общаться по-человечески. Хотя некоторый намек на что-то странное в поведении тонкого уже появляется: он почему-то дважды представляет толстому свою жену, добавляя каждый раз, что она лютеранка. В его поведении ощущается какая-то суета.

    Жена тонкого — худенькая женщина с длинным подбородком. Интересно, что Чехов выделяет на ее лице такую, казалось бы, не самую важную деталь. Может быть, лицо ее настолько невыразительное, что, кроме длинного подбородка, о нем и сказать нечего. На лице у их сына, гимназиста, автор отмечает прищуренный глаз. Почему? Возможно, он выражает снисходительное отношение к миру и людям. Зовут гимназиста странно: Нафанаил. Невольно опять вспоминается Гоголь: детей Манилова звали Алкид и Фемистоклюс. Как правило, вычурные имена дают своим детям люди, которые хотят хоть чем-то выделиться.

    Тонкий вспоминает гимназию, где он любил ябедничать (тоже немаловажная характеристика). Толстый восторженно смотрит на тонкого и задает ему естественные для такой встречи вопросы: «Как живешь? Где служишь? До чего дослужился?». А тот хвастается: дослужился до коллежского асессора, имеет Станислава.
    На чинах и орденах остановимся подробнее. В 1722 году император Петр I ввел в России Табель о рангах, по которой все чиновники делились на 14 классов. Самый низкий чин, коллежский регистратор, — XIV класс, а самый высокий, канцлер, — I класс. Тонкий, коллежский асессор, был чиновником VIII класса. Ценился этот чин высоко, и дослужиться до него было непросто. Он давал право на получение звания потомственного дворянина. Коллежским асессором мог быть дворянин, окончивший университет или лицей. Итак, один из чеховских героев — чиновник VIII класса, награжденный Станиславом. Это орден VIII степени из четырнадцати возможных. Получали его не за особые заслуги, а за выслугу лет.

    Итак, тонкий — его зовут Порфирием — не в таком уж маленьком чине. А толстый, Миша, оказался тайным советником, то есть чиновником III класса. Выше тайного советника были лишь канцлер и действительный тайный советник. Канцлеров в России за всю ее историю было лишь одиннадцать, причем в каждый исторический период — один. Действительных тайных советников в России было тоже немного. Толстый к тому же имеет две звезды. Ордена в России тоже были четырнадцати степеней. И самые высокие из них — звезда и лента, которую носили на шее. Приятелей разделяло пять классов.

    Боже! Что произошло с тонким, когда он узнал о высоком положении толстого! Бедняга вначале побледнел и окаменел, по-видимому, от удивления и трепета. Потом его лицо искривилось улыбкой. Какое интересное слово использует писатель! Улыбка, которая, как правило, озаряет, освещает лицо, здесь его искривила. К тому же казалось, что от лица его и глаз посыпались искры. По-видимому, его словно током ударило.
    Именно в этот момент произошло самое страшное: человек перестал быть человеком. Подчеркивает состояние героя использованная Чеховым метафора-олицетворение: даже его чемоданы, узлы и коробки съежились, поморщились. И сам тонкий, и его вещи от присутствия важного чиновника «скукошились». А у жены еще более вытянулся и без того длинный подбородок. Не отстал от всей семьи и Нафанаил. Куда девался его прищуренный глаз? Теперь гимназист вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира. Обратите внимание: не пуговицы, а пуговки.

    Не изменился только толстый. Он по-прежнему искренен, хотя и удивлен переменой, произошедшей с приятелем. Вначале он пытается вернуть его в человеческое состояние, но от почтительной кислоты, которая была на лице у тонкого, тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку. Но тот осмелился пожать только три пальца тайного советника. Это еще один знак подобострастия. Так здороваются или прощаются с вышестоящими те, кто в их присутствии осмеливается сидеть лишь на краешке стула.

    А семейство тонкого, все трое были приятно ошеломлены. Опять повторяется фраза из начала рассказа. Чехов использует прием кольцевой композиции. Но там ошеломленных было двое, а теперь их трое. И среди них нет толстого. И это естественно: ему, единственному из всех сохранившему человеческий облик, не может быть приятно. Ведь на его глазах человек утратил самое главное, что нужно беречь всю жизнь, — человеческое достоинство.

    Скажите честно, работало ли при чтении ваше воображение: увидели ли вы довольного жизнью, благополучного толстого, навьюченного узлами и картонками тонкого? Его жену с длинным подбородком и сына с прищуренным глазом, который поспешно застегнул все пуговки своего мундира? Наверное, вы смогли представить, как остолбенел тонкий, улыбку, искривившую его лицо, и три пальца, которые он благоговейно пожал у толстого.
    Не огорчайтесь, если вы не все увидели и уловили не все сигналы, которые послал вам текст. Ведь это только начало вашей работы.    Удачи вам!


    «Русский язык и литература для школьников» . – 2015 . - № 8 . – С. 3-6.

     
     




    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование