Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников

    Библиотека

    Медиаресурсы

    Школьная библиотека 

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология  

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея 

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  



    Ирина Толоконникова

    Повесть «Ася» и ее место в творчестве И.С. Тургенева

     

    Повесть «Ася» была опубликована И.С. Тургеневым в 1858 году в журнале «Современник». Сам автор признавался, что «писал ее очень горячо, чуть не со слезами» (Тургенев И.С. Письмо Л.Н.Толстому от 27 марта / 8 апреля 1858 г. // Тургенев И.С. Собр. соч.: В 12 т. — М., 1953-1958. — Т. 12. — С. 299. В дальнейшем все цитаты Тургенева приводятся по данному изданию. В тексте в скобках указаны том и страница).

    Сюжет повести очень прост. Главный герой Н.Н., находясь в небольшом немецком городке З., познакомился с русским путешественником Гагиным и его сводной сестрой Асей. Они подружились. Однажды Ася тайно от брата назначила Н.Н. свидание, во время которого призналась ему в любви. Для Н.Н. это признание было полной неожиданностью. Он растерялся, не зная, что сказать, что сделать. Ася, видя его нерешительность, быстро убежала и ... пропала. Ее нигде не могли найти. Самые ужасные мысли, самые страшные подозрения мелькали у обоих мужчин. Наконец, поздно вечером Ася вернулась домой. На следующий день утром Н.Н. отправился к Гагиным с твердым намерением сделать девушке предложение, но узнал, что они уехали. Он пытался найти их, но не смог. Так в один миг тургеневский герой превратился из счастливейшего человека (именно в таком настроении он шел к Гагиным) в бессемейного бобыля.
    Уже в этом раннем произведении намечаются два основных тургеневских мотива, которые пройдут через все его творчество.

    Вопрос о трагическом значении любви в жизни человека. Почему трагическом? Потому что любовь рисовалась автору стихийной и бессознательной силой, которая неожиданно и страшно обрушивается на человека, и человек перед ней оказывается бессилен (вспомним любовь Базарова к Одинцовой). Все преграды, охраняющие человека от этой силы, непрочны и искусственны; достаточно неосторожного прикосновения, и они порвутся.

    В других произведениях Тургенева любовь также понимается им как сила, порабощающая человека. Например, в повести «Переписка» (1856)читаем: «В любви нет равенства; <...> в любви одно лицо — раб, а другое — властелин <...> Любовь — цепь, и самая тяжелая» (6, 116). «Любовь » даже вовсе не чувство; она — болезнь <...>; обыкновенно она овладевает человеком без спроса, внезапно, против его воли — ни дать, ни взять холера или лихорадка» (6, 116).
    Возможно, что такие взгляды сложились у писателя под влиянием его собственного опыта жизни и любви (ведь он многое принес в жертву своему чувству к Полине Виардо).

    Стремление человека к счастью и неосуществимость его. В более поздних произведениях этот мотив будет звучать как противоречие между счастьем и долгом, как невозможность сочетать одно с другим и как следствие — страдание, трагизм человеческой жизни из-за необходимости выбора.
    В любом случае финал трагичен. Если человек выбирает счастье, то оно может оказаться призраком, обманом, как это произошло с героями тургеневского «рассказа в стихах» «Параша». И причина этого кроется в том, что, с точки зрения автора, счастье вообще невозможно, по крайней мере, для людей с аналитическим умом, с высокоразвитым интеллектом. Счастливы могут быть лишь люди средние, ординарные, заурядные, не задумывающиеся о жизни и ее неразрешимых противоречиях. Таковы, например, Николай Петрович и Аркадий Кирсановы в романе «Отцы и дети».

    О таких людях автор говорит устами героя повести «Переписка»:  «...Жизнь только того не обманет, кто не размышляет о ней и, ничего от нее не требуя, принимает спокойно ее немногие дары и спокойно пользуется ими. Идите вперед, пока можете, а подкосятся ноги, сядьте близ дороги да глядите на прохожих без досады и зависти: ведь и они недалеко уйдут!» (6, 117).

    Правда, и Тургенев понимал, что человек не может не стремиться к счастью, и это понимание лишний раз подчеркивало трагизм ситуации. В повестях Тургенева используются те же художественные особенности, которые впоследствии будут присутствовать в его романах.

    Герой — человек с развитым, личностным сознанием. Более того: герои тургеневских повестей — люди с особым психологическим складом — максималисты, у них бесконечная жажда жизни и счастья. Однако они не могут преодолеть противоречия между стремлением к счастью, заложенным в человеке самой природой, и невозможностью его осуществления. Им хотелось бы остановить прекрасное мгновение, сделать его вечным, но это невозможно. Так возникает противоречие между вечным и конечным, духовным и материальным. Человек не может отказаться от стремления к счастью: оно заложено в нем самой природой. Поэтому итог всегда трагичен, что бы человек ни выбрал (счастье или долг). И поиски счастья для тургеневских героев часто оказываются как бы погоней за призраком.

    Человек в произведениях Тургенева — не творец собственного счастья, не устроитель своей судьбы. Правда, он не сразу понимает это. Он должен пройти длинную цепь поисков счастья, падений и разочарований, чтобы понять, что оно недостижимо, поэтому нужно отказаться от притязаний на личное счастье ради долга. Только в этом можно найти если не счастье, то хотя бы удовлетворение, пусть Даже и горькое, от сознания выполненной обязанности и завершенного труда, возложенного на себя взамен неосуществимого стремления к счастью.

    На героев повести «Ася» любовь тоже обрушивается неожиданно и неотразимо, как гроза, как стихия, не подвластная человеку. Нельзя угадать такое мгновение, когда эта сила может даться в руки человеку: не сказанное вовремя слово превращает уже почти совсем счастливого человека в одинокого бессемейного бобыля.

    Ситуация в повести «Ася», во многом напоминающая типично гоголевскую ситуацию: человеку кажется, что он максимально близок к тому, в чем он видит свое счастье, но в один момент все меняется на 180 градусов. Таков Городничий в «Ревизоре», который уже собрался ехать в Петербург и вдруг приходит почтмейстер с письмом, разбивающим все его мечты; таков Ихарев в «Игроках», считающий, что «ни за что» получил двести тысяч рублей, а на самом деле лишившийся своих восьмидесяти. Таков же и Чичиков в «Мертвых душах»: все присутствующие на балу приветствуют нового «херсонского помещика», даже губернаторская дочка сидит рядом — и вдруг в этот звездный час героя появляется Ноздрев с разоблачениями.
    Как известно, Н.Г.Чернышевский в статье «Русский человек на rendez-vous» писал, что в данной ситуации виноваты не стихийные силы, а сам герой, его нерешительность, бесхарактерность, дряблость, порожденные социальными условиями его жизни.

    Чернышевский, с его принципом реальной критики, для которой художественные произведения — в основном только материал для борьбы за общественные преобразования, для приговора над современной ему общественной жизнью, оценил эту повесть как разоблачение дворянина-либерала, не готового к социальной борьбе. С точки зрения критика, человек, струсивший на свидании с девушкой, струсит и «на свидании» с революцией, струсит в любом общественном деле. Дворяне-либералы перестают быть прогрессивной силой общества, — считает он.   «Мы видим Ромео, мы видим Джульетту, счастью которых ничто не мешает, и приближается минута, когда навеки решится их судьба, — для этого Ромео должен только сказать: «Я люблю тебя, любишь ли ты меня?» И Джульетта прошепчет: «Да»... И что же делает наш Ромео (так мы будем называть героя повести, фамилия которого не сообщена нам автором рассказа), явившись на свидание с Джульеттой?..Что же говорит он ей? «Вы предо мною виноваты, — говорит он ей. — Вы меня запутали в неприятности, я Вами недоволен, Вы компрометируете меня, и я должен прекратить мои отношения к Вам; для меня очень неприятно с Вами расставаться, но Вы извольте отправляться отсюда подальше». Что это такое? Чем она виновата? Разве тем, что считала его порядочным человеком? Компрометировала его репутацию тем, что пришла на свидание с ним?.. Да, поэт сделал слишком грубую ошибку, вообразив, что рассказывает нам о человеке порядочном. Этот человек дряннее отъявленного негодяя» (Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч.: В 15 т. — Т. 5. — М., 1950. — С. 158.).

    В том же духе оценивает эту ситуацию и П.В.Анненков. «Такой любовник есть, без сомнения, великое несчастье для женщины...» (Анненков П.В. Шесть лет переписки с И.С. Тургеневым // Анненков П.В. Литературные воспоминания. — М., 1983. — С. 364.). Но, слава Богу, считает критик, что этот слабохарактерный герой, при всех своих недостатках, осознает свою нравственную бедность.

    Так же считал и Д.И.Писарев:
    «<...> Неразвитая, полудикая девушка одною силою своего чувства становится неизмеримо выше молодого человека, у которого есть и ум,  и образование, и современное развитие. Она на все решилась, не остановилась даже перед тою мыслию, что может огорчить брата — единственного человека в мире, которого она любит, она пошла навстречу осуждению и позору, страданиям и домашнему горю, а он, он... на чем он запнулся? Стыдно сказать, а умалчивать незачем... На том, что он сам, г. Н., затруднится отвечать на вопрос какого-нибудь великосветского хлыща: «как ваша супруга урожденная?». Потом он после двухдневной борьбы одолевает это препятствие; но эта победа оказывается несвоевременною» (Писарев Д.И. Собр. соч.: В 30 т. — Т. 1. — Л., 1981. — С. 207.).

    Однако Тургенев далек от такого понимания проблемы. Дело в том, считает автор, что любовь капризна и своенравна, как Ася, а у «счастья нет завтрашнего дня»:    «Когда я встретился с ней в той роковой комнате, во мне еще не было ясного осознания моей любви, — признается герой повести, — оно не проснулось даже тогда, когда я сидел с ее братом в бессмысленном и тягостном молчании... оно вспыхнуло с неудержимой силой лишь несколько мгновений спустя, когда, испуганный возможностью несчастья, я стал искать и звать ее... но уже тогда было поздно» (6, 258).

    Как уже говорилось, в тургеневских повестях этого периода как бы подготавливаются важнейшие моменты будущих романов писателя: проблема счастья и долга, любовь как стихийное бедствие, ведущее к гибели физической или нравственной. В повести «Фауст» (1856) читаем:    «...Жизнь не шутка и не забава, жизнь даже не наслаждение... жизнь — тяжелый труд. Отречение, отречение постоянное — вот ее тайный смысл, ее разгадка: не исполнение любимых мыслей и мечтаний, как бы они возвышенны ни были, — исполнение долга, — вот о чем следует заботиться человеку; не наложив на себя цепей, железных цепей долга, не может он дойти, не падая, до конца своего поприща...» (6, 203).

    Мнение героя разделяет и автор, считающий, что существует сила, препятствующая наслаждению человека счастьем. В повести присутствуют и другие важные мотивы и особенности тургеневских романов. Основные из них следующие. Тургеневский роман — роман не только о русском деятеле, но одновременно и повесть о первой любви.

    Писатель воплотил в нескольких своих произведениях образ, навсегда вошедший в мировую литературу как образ «тургеневской девушки», — девушки, ожидающей своего избранника и учителя.
    Внимание «тургеневских девушек» сосредоточено на вопросе самоутверждения женской личности: они эмоциональны, решительны и стремятся изменить свою жизнь. В обществе того времени активно обсуждался «женский вопрос» (эмансипация женщин, доступ к высшему образованию, уравнение женщины в правах с мужчиной).

    Тургеневский парадокс: сопоставление слабого мужчины и сильной женщины. Любовь девушки, готовой на любые подвиги и жертвы ради своей любви, трактуется автором как испытание не готового к такой самоотверженности героя, и «по-тургеневски» полюбившая барышня может даже стать судьей своего учителя.   «Велика его власть в это время над нею!.. Если б он был героем, он бы воспламенил ее, он бы научил ее жертвовать собою, и легки были бы 3> ей все жертвы! Но героев в наше время нет...» (6, 97).

    Все названные моменты присутствуют в романах «Рудин» и «Дворянское гнездо».
    Нежный образ Аси навсегда остался в памяти Н.Н., так же как образ «тургеневской девушки», нарисованный писателем, навсегда остается в памяти читателя. «Ася» — одно из лучших произведений Тургенева о любви.


    «Русский язык и литература для школьников» . – 2015 . - № 8 . – С. 53-57.

     
     




    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование