Толоконникова И. Повесть «Ася» и ее место в творчестве И.С. Тургенева


Ирина Толоконникова

Повесть «Ася» и ее место в творчестве И.С. Тургенева

 

Повесть «Ася» была опубликована И.С. Тургеневым в 1858 году в журнале «Современник». Сам автор признавался, что «писал ее очень горячо, чуть не со слезами» (Тургенев И.С. Письмо Л.Н.Толстому от 27 марта / 8 апреля 1858 г. // Тургенев И.С. Собр. соч.: В 12 т. — М., 1953-1958. — Т. 12. — С. 299. В дальнейшем все цитаты Тургенева приводятся по данному изданию. В тексте в скобках указаны том и страница).

Сюжет повести очень прост. Главный герой Н.Н., находясь в небольшом немецком городке З., познакомился с русским путешественником Гагиным и его сводной сестрой Асей. Они подружились. Однажды Ася тайно от брата назначила Н.Н. свидание, во время которого призналась ему в любви. Для Н.Н. это признание было полной неожиданностью. Он растерялся, не зная, что сказать, что сделать. Ася, видя его нерешительность, быстро убежала и ... пропала. Ее нигде не могли найти. Самые ужасные мысли, самые страшные подозрения мелькали у обоих мужчин. Наконец, поздно вечером Ася вернулась домой. На следующий день утром Н.Н. отправился к Гагиным с твердым намерением сделать девушке предложение, но узнал, что они уехали. Он пытался найти их, но не смог. Так в один миг тургеневский герой превратился из счастливейшего человека (именно в таком настроении он шел к Гагиным) в бессемейного бобыля.
Уже в этом раннем произведении намечаются два основных тургеневских мотива, которые пройдут через все его творчество.

Вопрос о трагическом значении любви в жизни человека. Почему трагическом? Потому что любовь рисовалась автору стихийной и бессознательной силой, которая неожиданно и страшно обрушивается на человека, и человек перед ней оказывается бессилен (вспомним любовь Базарова к Одинцовой). Все преграды, охраняющие человека от этой силы, непрочны и искусственны; достаточно неосторожного прикосновения, и они порвутся.

В других произведениях Тургенева любовь также понимается им как сила, порабощающая человека. Например, в повести «Переписка» (1856)читаем: «В любви нет равенства; <...> в любви одно лицо — раб, а другое — властелин <...> Любовь — цепь, и самая тяжелая» (6, 116). «Любовь » даже вовсе не чувство; она — болезнь <...>; обыкновенно она овладевает человеком без спроса, внезапно, против его воли — ни дать, ни взять холера или лихорадка» (6, 116).
Возможно, что такие взгляды сложились у писателя под влиянием его собственного опыта жизни и любви (ведь он многое принес в жертву своему чувству к Полине Виардо).

Стремление человека к счастью и неосуществимость его. В более поздних произведениях этот мотив будет звучать как противоречие между счастьем и долгом, как невозможность сочетать одно с другим и как следствие — страдание, трагизм человеческой жизни из-за необходимости выбора.
В любом случае финал трагичен. Если человек выбирает счастье, то оно может оказаться призраком, обманом, как это произошло с героями тургеневского «рассказа в стихах» «Параша». И причина этого кроется в том, что, с точки зрения автора, счастье вообще невозможно, по крайней мере, для людей с аналитическим умом, с высокоразвитым интеллектом. Счастливы могут быть лишь люди средние, ординарные, заурядные, не задумывающиеся о жизни и ее неразрешимых противоречиях. Таковы, например, Николай Петрович и Аркадий Кирсановы в романе «Отцы и дети».

О таких людях автор говорит устами героя повести «Переписка»:  «...Жизнь только того не обманет, кто не размышляет о ней и, ничего от нее не требуя, принимает спокойно ее немногие дары и спокойно пользуется ими. Идите вперед, пока можете, а подкосятся ноги, сядьте близ дороги да глядите на прохожих без досады и зависти: ведь и они недалеко уйдут!» (6, 117).

Правда, и Тургенев понимал, что человек не может не стремиться к счастью, и это понимание лишний раз подчеркивало трагизм ситуации. В повестях Тургенева используются те же художественные особенности, которые впоследствии будут присутствовать в его романах.

Герой — человек с развитым, личностным сознанием. Более того: герои тургеневских повестей — люди с особым психологическим складом — максималисты, у них бесконечная жажда жизни и счастья. Однако они не могут преодолеть противоречия между стремлением к счастью, заложенным в человеке самой природой, и невозможностью его осуществления. Им хотелось бы остановить прекрасное мгновение, сделать его вечным, но это невозможно. Так возникает противоречие между вечным и конечным, духовным и материальным. Человек не может отказаться от стремления к счастью: оно заложено в нем самой природой. Поэтому итог всегда трагичен, что бы человек ни выбрал (счастье или долг). И поиски счастья для тургеневских героев часто оказываются как бы погоней за призраком.

Человек в произведениях Тургенева — не творец собственного счастья, не устроитель своей судьбы. Правда, он не сразу понимает это. Он должен пройти длинную цепь поисков счастья, падений и разочарований, чтобы понять, что оно недостижимо, поэтому нужно отказаться от притязаний на личное счастье ради долга. Только в этом можно найти если не счастье, то хотя бы удовлетворение, пусть Даже и горькое, от сознания выполненной обязанности и завершенного труда, возложенного на себя взамен неосуществимого стремления к счастью.

На героев повести «Ася» любовь тоже обрушивается неожиданно и неотразимо, как гроза, как стихия, не подвластная человеку. Нельзя угадать такое мгновение, когда эта сила может даться в руки человеку: не сказанное вовремя слово превращает уже почти совсем счастливого человека в одинокого бессемейного бобыля.

Ситуация в повести «Ася», во многом напоминающая типично гоголевскую ситуацию: человеку кажется, что он максимально близок к тому, в чем он видит свое счастье, но в один момент все меняется на 180 градусов. Таков Городничий в «Ревизоре», который уже собрался ехать в Петербург и вдруг приходит почтмейстер с письмом, разбивающим все его мечты; таков Ихарев в «Игроках», считающий, что «ни за что» получил двести тысяч рублей, а на самом деле лишившийся своих восьмидесяти. Таков же и Чичиков в «Мертвых душах»: все присутствующие на балу приветствуют нового «херсонского помещика», даже губернаторская дочка сидит рядом — и вдруг в этот звездный час героя появляется Ноздрев с разоблачениями.
Как известно, Н.Г.Чернышевский в статье «Русский человек на rendez-vous» писал, что в данной ситуации виноваты не стихийные силы, а сам герой, его нерешительность, бесхарактерность, дряблость, порожденные социальными условиями его жизни.

Чернышевский, с его принципом реальной критики, для которой художественные произведения — в основном только материал для борьбы за общественные преобразования, для приговора над современной ему общественной жизнью, оценил эту повесть как разоблачение дворянина-либерала, не готового к социальной борьбе. С точки зрения критика, человек, струсивший на свидании с девушкой, струсит и «на свидании» с революцией, струсит в любом общественном деле. Дворяне-либералы перестают быть прогрессивной силой общества, — считает он.   «Мы видим Ромео, мы видим Джульетту, счастью которых ничто не мешает, и приближается минута, когда навеки решится их судьба, — для этого Ромео должен только сказать: «Я люблю тебя, любишь ли ты меня?» И Джульетта прошепчет: «Да»... И что же делает наш Ромео (так мы будем называть героя повести, фамилия которого не сообщена нам автором рассказа), явившись на свидание с Джульеттой?..Что же говорит он ей? «Вы предо мною виноваты, — говорит он ей. — Вы меня запутали в неприятности, я Вами недоволен, Вы компрометируете меня, и я должен прекратить мои отношения к Вам; для меня очень неприятно с Вами расставаться, но Вы извольте отправляться отсюда подальше». Что это такое? Чем она виновата? Разве тем, что считала его порядочным человеком? Компрометировала его репутацию тем, что пришла на свидание с ним?.. Да, поэт сделал слишком грубую ошибку, вообразив, что рассказывает нам о человеке порядочном. Этот человек дряннее отъявленного негодяя» (Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч.: В 15 т. — Т. 5. — М., 1950. — С. 158.).

В том же духе оценивает эту ситуацию и П.В.Анненков. «Такой любовник есть, без сомнения, великое несчастье для женщины...» (Анненков П.В. Шесть лет переписки с И.С. Тургеневым // Анненков П.В. Литературные воспоминания. — М., 1983. — С. 364.). Но, слава Богу, считает критик, что этот слабохарактерный герой, при всех своих недостатках, осознает свою нравственную бедность.

Так же считал и Д.И.Писарев:
«<...> Неразвитая, полудикая девушка одною силою своего чувства становится неизмеримо выше молодого человека, у которого есть и ум,  и образование, и современное развитие. Она на все решилась, не остановилась даже перед тою мыслию, что может огорчить брата — единственного человека в мире, которого она любит, она пошла навстречу осуждению и позору, страданиям и домашнему горю, а он, он... на чем он запнулся? Стыдно сказать, а умалчивать незачем... На том, что он сам, г. Н., затруднится отвечать на вопрос какого-нибудь великосветского хлыща: «как ваша супруга урожденная?». Потом он после двухдневной борьбы одолевает это препятствие; но эта победа оказывается несвоевременною» (Писарев Д.И. Собр. соч.: В 30 т. — Т. 1. — Л., 1981. — С. 207.).

Однако Тургенев далек от такого понимания проблемы. Дело в том, считает автор, что любовь капризна и своенравна, как Ася, а у «счастья нет завтрашнего дня»:    «Когда я встретился с ней в той роковой комнате, во мне еще не было ясного осознания моей любви, — признается герой повести, — оно не проснулось даже тогда, когда я сидел с ее братом в бессмысленном и тягостном молчании... оно вспыхнуло с неудержимой силой лишь несколько мгновений спустя, когда, испуганный возможностью несчастья, я стал искать и звать ее... но уже тогда было поздно» (6, 258).

Как уже говорилось, в тургеневских повестях этого периода как бы подготавливаются важнейшие моменты будущих романов писателя: проблема счастья и долга, любовь как стихийное бедствие, ведущее к гибели физической или нравственной. В повести «Фауст» (1856) читаем:    «...Жизнь не шутка и не забава, жизнь даже не наслаждение... жизнь — тяжелый труд. Отречение, отречение постоянное — вот ее тайный смысл, ее разгадка: не исполнение любимых мыслей и мечтаний, как бы они возвышенны ни были, — исполнение долга, — вот о чем следует заботиться человеку; не наложив на себя цепей, железных цепей долга, не может он дойти, не падая, до конца своего поприща...» (6, 203).

Мнение героя разделяет и автор, считающий, что существует сила, препятствующая наслаждению человека счастьем. В повести присутствуют и другие важные мотивы и особенности тургеневских романов. Основные из них следующие. Тургеневский роман — роман не только о русском деятеле, но одновременно и повесть о первой любви.

Писатель воплотил в нескольких своих произведениях образ, навсегда вошедший в мировую литературу как образ «тургеневской девушки», — девушки, ожидающей своего избранника и учителя.
Внимание «тургеневских девушек» сосредоточено на вопросе самоутверждения женской личности: они эмоциональны, решительны и стремятся изменить свою жизнь. В обществе того времени активно обсуждался «женский вопрос» (эмансипация женщин, доступ к высшему образованию, уравнение женщины в правах с мужчиной).

Тургеневский парадокс: сопоставление слабого мужчины и сильной женщины. Любовь девушки, готовой на любые подвиги и жертвы ради своей любви, трактуется автором как испытание не готового к такой самоотверженности героя, и «по-тургеневски» полюбившая барышня может даже стать судьей своего учителя.   «Велика его власть в это время над нею!.. Если б он был героем, он бы воспламенил ее, он бы научил ее жертвовать собою, и легки были бы 3> ей все жертвы! Но героев в наше время нет...» (6, 97).

Все названные моменты присутствуют в романах «Рудин» и «Дворянское гнездо».
Нежный образ Аси навсегда остался в памяти Н.Н., так же как образ «тургеневской девушки», нарисованный писателем, навсегда остается в памяти читателя. «Ася» — одно из лучших произведений Тургенева о любви.


«Русский язык и литература для школьников» . – 2015 . - № 8 . – С. 53-57.