Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология  

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея 

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  



    Наталия Мышьякова

    «Идеальный мир» поэзии А.А. Фета.   Анализ одного стихотворения


    Своеобразие «идеального мира», обладающего исключительным правом быть миром искусства, теснейшим образом связано с общеромантическими воззрениями Фета, с осознанием им цели художника как постижения «чистого существа» явлений и отношением к процессу этого постижения как свободному воспарению духа, к отвлечению от всего грубо вещного и суетного. Трудно найти у Фета стихотворение, в котором бы не присутствовала мысль о высшей сфере идеального, предельно чуждой всему земному.
    Очень определенно эта мысль высказана в стихотворении «Был чудный майский день в Москве...»:

    Был чудный майский день в Москве;
    Кресты церквей сверкали,
    Вились касатки под окном
    И звонко щебетали.
    Я под окном сидел, влюблен,
    Душой и юн и болен.
    Как пчелы, звуки вдалеке
    Жужжали с колоколен...

    Эти две первые строфы стихотворения — довольно банальная фетовская картина. Пока не прочитано все стихотворение, эти строки воспринимаются без особого подтекста. Пожалуй, несколько останавливает внимание глагол «жужжали», сказанный о колокольном звоне. Однако во всем остальном стихотворение являет собой привычно фетовский набор образов: весенний день, который сразу же определен как чудный; блестящие кресты церквей; голоса птиц; юный и влюбленный герой.

    В то же время картина, нарисованная в этих двух строфах, — не чисто фетовская. Прежде всего, не вполне обычна очевидно повествовательная конструкция первой строки. Далее, трудно представить, чтобы у Фета, неустанно воспевающего тихую звездную ночь, ее кроткую царицу и юно-нетленные звезды, леса безлюдной стороны и безмолвие полунощной природы, вызвал бы восторг яркий шумный день, к тому же — в городе, в Москве.

    Кроме того, эта картина не по-фетовски определенна, от нее как бы намеренно отсечен постоянный для стихотворений Фета шлейф возможных ассоциаций. Глагол жужжали в контексте других деталей выглядит, пожалуй, наиболее фетовским, так как обнаруживает свойственную поэту «странность» восприятия. То же можно сказать и о характеристике состояния героя, в которой соединяются слова с прямым и метафорическим смыслами: Душой и юн и болен. Приметы поэтического мира Фета в данном случае лишены своих поэтических ореолов. Это условные обозначения, знаки, по которым Фета можно узнать. Становится очевидной нарочитая заданность картины, и в связи с этим меняется восприятие ее функции в системе всего стихотворения. Она явно фиксирует те моменты, от которых необходимо будет оттолкнуться. Звонкому щебетанью касаток и звукам, жужжащим с колоколен, будет противопоставлено стройное пение и безмолвие могилы; вместо сверкающих крестов появятся розовый гробик и черная гряда народа, а чудный майский день обрастет новыми деталями и будет играть уже на совсем иную идею:

    ...Вдруг звуки стройно, как орган,
    Запели в отдаленье;
    Невольно дрогнула душа
    При этом стройном пенье.
    И шел и рос поющий хор, —
    И непонятной силой
    В душе сливался лик небес

    С безмолвною могилой.
    И шел и рос поющий хор,
    И черною грядою
    Тянулся набожно народ
    С открытой головою.
    И миновал поющий хор,
    Его я минул взором,
    И гробик розовый прошел
    За громогласным хором.      
    Струился тихий ветерок,
    Покровы колыхая,
    И мне казалось, что душа
    Парила молодая.
    Весенний блеск, весенний шум,
    Молитвы стройной звуки —
    Все тихим веяло крылом
    Над грустию разлуки.
    За гробом шла, шатаясь, мать,
    Надгробное рыданье! —
    Но мне казалось, что легко
    И самое страданье.

    Все стихотворение построено на противопоставлении «здесь» и «там». Кроме того, само по себе «здесь» тоже неоднородно. С одной стороны — это картина весеннего дня, прямо соотнесенная с состоянием юного и влюбленного героя. С другой — резко контрастирующая с этим картина смерти ребенка. Весна и влюбленность, традиционно воспринимающиеся как символы жизненного начала, и безвременная смерть явно противопоставлены в стихотворении, но так же явно слиты воедино. Непонятная сила, соединяющая земное горе с ликом небес, несколько приглушает яркие краски и шумы весны и одновременно снимает с факта смерти свойственную ему трагичность. Радость и горе очищаются от излишеств и становятся совместимы: Весенний блеск, весенний шум, / Молитвы стройной звуки — / Все тихим веяло крылом... Весна уже не контрастирует со смертью юного существа, а гармонично сочетается с парящей молодой душой. То, что раньше казалось ужасным и невозможным, оказывается возможно, естественно и легко: ...Но мне казалось, что легко / И самое страданье. Идеальная непонятная сила предстает силой светлой и очищающей.

    Этой непонятной силой является сила творческого поэтического одухотворения, воспаряющая над житейской прозой и страданиями. Ей дано совмещать несовместимое, освобождать явления от всего чрезмерного и приводить их в состояние стройной соразмерности. В этом отношении идеал Фета близок идеалам античности с непременным условием соразмерности форм и всеобщей гармонии. Страдание, слезы, мучительные томления и тревоги в поэзии Фета неразрывно связаны с просветленным воодушевлением, умиротворенным приятием жизни как вечно умирающей и возрождающейся природы.


    «Русский язык и литература в школе» . – 2015 . - № 9 . – С. 3-5.



     





    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование