Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология  

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея 

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  



    Б.А. Ланин
    доктор филол. наук, профессор, зав. лабораторией дидактики литературы ИСМО РАО,
    главный научный сотрудник 

    А.Б. Ланина (Москва)
    магистр социологии, Европейский гуманитарный университет

    «Капитанская дочка» А.С. Пушкина в кино и на телеэкране

    Ключевые слова: экранизация, «Капитанская дочка», беллетризация, литература и кино, визуализация.
     

    Интерпретации классических текстов в современном киноискусстве все чаще становятся предметом научных исследований. Проводятся многочисленные конференции, выходят серьезные обобщающие труды, разрабатываются новые методики. Так, педагог и методист С.К. Степанова справедливо отмечает:
    «Существовавшие до настоящего времени в школьной практике модели взаимодействия двух видов искусства носили либо "литературоцентристский", либо "киноцентристский" характер: в одном случае арсенал выразительных средств литературы использовался на факультативах по кинограмотности, в другом — идейно-воспитательный потенциал фильмов использовался на уроках литературы. Системы равноправного участия литературы и кинематографа как искусств в процессе литературного образования школьников разработано не было, хотя методической наукой начиная с 20-х годов XX века накоплен богатый опыт применении художественного кино и элементов киноязыка в процессе изучения литературных произведений. Сейчас на основе осмысления опыта прошлого ведется разработка научно обоснованной системы, позволяющей при помощи обращения к искусству кино преодолевать ограниченность как читательского, так и зрительского восприятия на каждом этапе литературно-художественного развития школьников. Фильмотека современного школьника намного обширнее его библиотеки и определяется в большей степени возрастными и социальными факторами».

    Классическое произведение литературы редко экранизируется только один раз. Сохранилось шесть экранизаций и фильмов по мотивам «Капитанской дочки» А.С. Пушкина: 1947, 1958, 1976, 1999, 2005 и 2012 гг. Сериал 1947 г. и двухсерийный фильм 2012 г. сняты в Италии итальянскими режиссерами, остальные фильмы отечественного производства. Фильмы заметно различаются: по-разному расставлены акценты, различная динамика действия. Мы привыкли оценивать экранизации прежде всего с точки зрения сохранности авторского замысла и текста. Так вот, сразу скажем, что бережнее всего отнеслись к авторскому тексту Павел Резников — режиссер телеспектакля 1976 г. (иногда его ошибочно датируют 1978 г., когда черно-белую пленку раскрасили) — и Марио Камерини — режиссер сериала 1947 г. Они сохранили даже эпиграфы к каждой из глав. В телеспектакле их вслух читал актер Александр Кутелов. В итальянском сериале они появлялись на экране титрами. Кроме того, в телеспектакле зачитывались развернутые рассуждения рассказчика, например, о пытках. В сериале Камерини некоторые рассуждения перенесены в диалоги персонажей. Сегодня такая зависимость от текста, кажется, не идет на пользу телепродукции: от нее ждут режиссерской интерпретации текста, а не буквального пересказа и тем более не иллюстративности.
     
    Современному подростку трудно воспринять тягучий темп повествования, не говоря уже о том, что общая продолжительность сериала — около шести часов. Тем не менее фильмы можно рекомендовать для самостоятельного просмотра. Интересно, что только в сериале 1947 г. зритель видит, сколько трудностей приходится преодолеть главной героине, чтобы добиться аудиенции у царицы. И только в этом сериале Швабрин действительно любит Марию Ивановну.

    А чем могут быть полезны для процесса обучения постановки, далекие от текста-первоисточника? Иногда изображением мира, в котором живут персонажи. Например, в фильме 1958 г. режиссер Владимир Каплуновский демонстративно сделал акцент на религиозности общества того времени. В фильме Александра Прошкина «Русский бунт» 1999 г. внимание заострено на вакханалии жестокости. Кроме того, этот фильм отличают некоторые исторические подробности. Например, Пугачев, как и его исторический прототип, выдает следы на коже, оставшиеся после перенесенной в детстве золотухи, за «царские знаки». Появляются персонажи, которых в книге не было, но которые удачно вписаны в сценарий. Например, дворянка, мужа которой убили бунтовщики. Она сходится с Пугачевым, надеясь спасти сына, но несколько месяцев спустя мальчика убивают без приказа предводителя, просто в пылу расправы с дворянами.
     
    Любопытно, что похожая линия есть и в итальянском фильме 2012 г. Там дворянка вынуждена отстреливаться от повстанцев, пока ее муж прячется, а потом уезжает с Пугачевым, восхитившись его храбростью и потеряв к мужу какой бы то ни было интерес.

    Мультфильм Екатерины Михайловой 2005 г. детально продуман. Куклы походят на актеров из фильма 1976 г. Прежде чем выбрать именно его в качестве видеоматериала к уроку, стоит серьезно продумать форму использования. Это сказка со своей спецификой и множеством аллюзий на другие произведения. Сквозной образ в мультфильме — это разматывающийся клубок, который напоминает указывающий путь волшебный клубок Бабы-яги или нить Ариадны. Весь мультфильм — воспоминания Гринева во время казни Пугачева. Периодически лицо Пугачева заслоняется волчьей мордой. У детей в конце возникнут свои ассоциации с этим образом. По окончании казни мы видим бегущего в закатном небе волка. В 1989 г. студия United Artists сняла мультсериал «Все псы попадают в рай», и там был использован похожий образ. В сцене метели зритель также может предположить, что Пугачев способен превращаться в волка. Общая сказочность образов это допускает. Хлопуша, к примеру, представлен живым скелетом в белом балахоне, похожем на наряд члена Куклукс-клана. Игровая стихия, кажется, царствует с самых первых кадров: в начале фильма Маша играет с куклой, потом она и Петруша прячут записки друг другу в пушке. Захвативший крепость Пугачев весело раскачивается на качелях. Примечательна забытая Машина кукла на фоне горящих руин. Однако мультфильм непрост для восприятия, а порой и жесток. Не только родители Маши убиты — повешены и солдаты крепости, которые прежде забавляли зрителя, маршируя на учениях вместе с козой.
    Непростые чувства испытывает Петруша Гринев по отношению к Савельичу. Мальчик сердится, что к нему приставили дядьку, и в начале мультфильма делает вид, что уезжает без него. Потом он сожалеет о поступке и спасает старика, когда приходится с боями прорываться сквозь пугачевские отряды к Маше. Пожалуй, более жестоким, чем в книге, выглядит Пугачев, смеха ради хлопающий Петрушу по раненому плечу. Воля казнить и миловать исключительно по собственному желанию подчеркнута и тем, что после падения крепости Пугачев видится Гриневу на троне и с короной на голове.
    Швабрин примкнул к повстанцам еще до начала сражения. Он прекрасно себя чувствует, прислуживая злодею и раболепствуя перед ним, подносит ему вино. После падения крепости Швабрин преследует Машу, вынуждает ее жить в сарае, сквозь крышу которого залетают снежинки. Следует сказать, что в мультфильме Маша поставлена в более тяжелые условия, чем в книге, но изобретательно с ними справляется. Ей приходится писать письмо сгоревшей лучиной на обрывке бумаги, а чтобы отправить его, она, помолясь, подкупает гонца золотым нательным крестиком. Финал мультфильма отличается неожиданностью: мы видим отражающихся в окне (в кинематографе это признак иллюзорности происходящего) Машу, спящую в кресле, Савельича, качающего колыбель, Гринева, пишущего воспоминания.

    В первом дошедшем до нас отечественном фильме 1958 г. (фильм 1928 г. Юрия Тарича не сохранился) в сцене дуэли Гринев одет в белое, Швабрин — в черное. Конечно, это обычные цвета добра и зла. Такая прямолинейность отчасти выглядит наивной. Интересно, что концовка оптимистична. Фильм заканчивается словами Гринева, что своими жизнью и счастьем он обязан Пугачеву. Кое-какие острые моменты книги в фильме убраны, например, смягчена сцена ссоры между генералами Пугачева, хотя позже Пугачев и упоминает, что не доверяет им. Во время разговора на постоялом дворе мужичок докладывает: «Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте» — он как будто извиняется, а не рапортует тайно о результате сражения (как это показано в телеспектакле 1976 г.). Пугачев же выглядит скорее утешителем, чем командиром. Не только зритель, но и персонажи видят в нем в первую очередь народного заступника. На военном совете не звучит фраза «Действуйте подкупательно», а сам совет больше напоминает пирушку. Оренбургские генералы не боятся Пугачева, но им не приходит в голову, что такого человека могут выдать его же соратники. Поскольку мы не видим императрицу, а видим лишь край ее пышного платья, она предстает не человеком, а персонификацией власти. Хотя императрица милует Гринева, последнее упоминание о ней в фильме — слова о милости государыни в указе о казни Пугачева. В таком контексте они кажутся издевательскими, как если бы царица считала, что казнимый должен быть ей благодарен за четвертование. Впрочем, как почти во всех постановках, будет лишь закадровое отрубание головы, только в фильме 2012 г. мы увидим четырех лошадей и веревки, но там Пугачев спасется.

    Вообще, тенденция показывать Пугачева жестоким и сумасбродным нарастает от ранних фильмов к поздним. В ранних экранизациях Пугачева идеализировали, старались представить «строгим, но справедливым» народным заступником. В поздних фильмах он садист, способный помиловать исключительно по собственной прихоти. В фильме «Русский бунт» он по прихоти может и убить — так казнят астронома. Хотя Пугачев и понял, что телескоп не оружие, профессия пленника кажется ему бессмысленной и непонятной.
    Отдельного внимания заслуживает итальянский двухсерийный фильм 2012 г., снятый Джакомо Кампиоти. Он не годится для знакомства с первоисточником, но хорош для сравнительного анализа (и, конечно, знакомства с итальянским менталитетом). Если отец Гринева в отечественных фильмах старомоден и принципиален, в итальянских (и в сериале 1947 г., и в двухсерийном фильме 2012 г.) он жесток.

    В фильме 2012 г. отец Гринева истязает крестьян за недосдачу оброка, не предупреждает сына о том, что карета едет не в столицу, а в Оренбург, не выходит с ним попрощаться. Позже он не выйдет встретить карету, хотя еще не знает, что его сын арестован (об этом знает только зритель). Только умирая, он смягчится: попросит солдат не расстреливать восставших крестьян, признавая, что сам довел ситуацию в поместье до бунта. К слову, незадолго до появления солдат усмиряет бунт Маша, догадавшаяся откупиться от крестьян. В этом фильме взгляды у Маши уже куда свободнее, чем были в книге. Свобода взглядов итальянской Маши проявляется, например, в том, что она дружит с башкирцами и лечит их при необходимости. Оставшись в крепости, занятой пугачевцами, пытается зарезать Швабрина, когда тот принуждает ее к браку, и даже запасается ядом. Она способна защитить не только любимого, но и себя. Он» не пишет письма Гриневу и сама справляется со своими бедами. Пожалуй, это единственная постановка, где Маша не боится разговаривать с Пугачевым. Общаясь с Машей, Пугачев даже чувствует себя виноватым в смерти ее родителей. Когда Гринев арестован, Маша едет к нему в тюрьму, нарядившись мальчиком: ей не привыкать, она еще в крепости научилась ездить в мужском седле (увы, охранник почувствовал неладное и не впустил ее).

    Когда мы обсуждаем образ Маши, можно вернуться к вопросам и заданиям из учебника для 8 класса:
    Почему А.С. Пушкин не сделал ни Гринева, ни Пугачева заглавными героями романа?
    Что означают слова Маши Мироновой, ищущей «милости, а не правосудия»?

    Гринев в этом фильме неуклюж и несуразен. Он все время попадает в неловкие ситуации и делает все невпопад, постоянно подвергается розыгрышам. Но зрителя это не смешит, скорее вызывает сочувствие. Гринев очень добр, переживает из-за жестокости отца и явно испытывает сыновние чувства к Савельичу и к Пугачеву. Пугачеву же роль отца во фрейдистском смысле (как устанавливающему рамки свобод) отведена еще в книге.

    Вольностей в итальянской постановке хватает: Савельич, к собственному ужасу, убивает напавшего на Гринева казака. У Гринева зарождается роман с дочерью одного из оренбургских генералов, Китти. Но вот незадача — при общении с Китти Гриневу постоянно мерещится Маша, и он как ответственный жених понимает, что должен к ней ехать. В финале они вместе радуются, услышав пение сбежавшего Пугачева.
    Пугачев в этом фильме настолько жизнелюбив, что зритель и его побегу не удивляется. Это именно жизнелюбие, а не бедовость, как в фильме «Русский бунт», где он демонстративно режет себе ладонь. В его поведении не ощущается обреченности, которой отмечен книжный образ. Режиссер иронизирует над ним: Пугачев вылезает из лохани в повязке, которую традиционно изображают на Христе, но далекое от идеала телосложение придает сцене комический эффект. Он не готов умирать за людей. Да, Пугачев видит несправедливость, да, надеется править лучше, но основное его желание — жить ярко. Слова «Я не ворон, я вороненок, а ворон еще летает» перед казнью не звучат, речь о грядущих потрясениях заходит в сцене, которой нет в книге. В фильме в камеру к Пугачеву приходит царица. Она представлена здесь женщиной умной и совершенно развращенной властью. До некоторой степени это уравнивает ее с Пугачевым, как в фильме 1999 года их уравнивало презрение к человеческой жизни (там сани царицы едва не переехали Машу). Пугачев чувствует в государыне родную душу и с усмешкой предупреждает, что однажды власть денег сменит власть знати и народ поддержит такую революцию. На что царица отвечает: «В России — нескоро».

    Итальянский фильм — единственный, в котором Пугачев лично убивает Швабрина. Вообще, в разных постановках Швабрина представляют по-разному. В фильме 1958 г. и в сериале 1947 г. он ревнующий влюбленный. В фильме 1976 г. — человек системы, всегда в мундире и в парике, готовый встроиться в любую другую систему, если будет выгодно. Но в последний раз мы видим его в тюрьме, избитым и сломленным.

    В фильме Александра Прошкина «Русский бунт» 1999 г. переплетаются мотивы и «Капитанской дочки», и «Истории пугачевского бунта». Здесь Швабрин — практичный циник. Сначала он по собственной инициативе идет служить Пугачеву, над которым снисходительно посмеивается. Очень скоро он деградирует до уровня окружающих Пугачева головорезов. К слову, этот фильм — единственный, где Швабрин всерьез пытается купить расположение Маши серьгами.

    Швабрин в фильме 2012 г. от природы не ревнив, не изворотлив и не так уж практичен. Он трус. Швабрин ощущает свою трусоватость и самоутверждается либо за счет тех, кто слабее (выстрелом выбивает кружку из руки девочки, грозит плетью башкирке), либо за счет избыточной демонстрации мужественности, например, в дуэлях. Иногда ему удается преодолеть свой недостаток: к примеру, он храбро сражается с пугачевцами и даже, забыв в присутствии общих врагов раздоры мирного времени, спасает Гринева. Но, видя казни, офицер, не боявшийся умереть в бою, трусит и решает признать Пугачева царем. Пугачев пользуется услугами Швабрина, но трусость предводителю повстанцев глубоко отвратительна. Он превыше всего ценит в людях смелость, а не услужливость. Когда Маша разоблачает трусость Швабрина, он столбенеет, не зная, что ответить. Обратите внимание: во всех поздних фильмах главная героиня активнее, чем в книге.

    Подведем итоги. Если учителю нужен в первую очередь подробный пересказ произведения, ему поможет телеспектакль Павла Резникова 1976 г. либо его цветная версия 1978 г. Если учитель решает обойтись пересказом, не отягощенным излишними подробностями, ему подойдет экранизация Владимира Каплуновского 1958 г. или мультфильм Екатерины Михайловой 2005 г. Придется сделать выбор: старый игровой фильм или современный мультипликационный. Формат мультфильма удобен тем, что позволяет досмотреть произведение до конца, а в оставшееся время урока обсудить увиденное.

    Если преподаватель считает, что произведение ученик должен прочесть сам, а фильм должен помочь погружению в исторический контекст, ему подойдут фрагменты фильма Александра Прошкина «Русский бунт» 1999 г. Фрагменты для просмотра на уроке следует выбирать осторожно: некоторые из них сегодня были бы маркированы «18 + ».

    Сериал Марио Камерини 1947 г. длится дольше 6 часов, но из каждой серии можно взять для просмотра несколько отдельных сцен. Итальянские экранизации помогут понять, каким видится пушкинская повесть европейским режиссерам.

    После обсуждения фильмов на уроке можно задать следующие вопросы:
    • Сравните, как показана в этих фильмах история знакомства Петруши Гринева с таинственным вожатым. Какой из фильмов ближе к писательскому замыслу, в каком режиссер отходит от авторского текста? Насколько это показалось вам оправданным?
    • Марина Цветаева написала: «Пушкин забыл состарить...» О ком это написано? Какие человеческие качества помогли этому герою пройти через все испытания?
    • Какие герои изменяются по ходу сюжета, а какие остаются неизменными?
    • Как меняется отношение Гринева к службе и почему? Какой выбор между чувством и долгом делает Гринев?
    Ответы на вопросы и их комментирование являются своего рода «разогревом». Далее предлагается обсудить следующие вопросы:
    • Кто из героев «Капитанской дочки» творит историю, а кто зависит от ее катаклизмов?
    • Как А.С. Пушкин относится к идее народного бунта?
    • Что важнее для персонажей «Капитанской дочки»: судьба или характер? 

    «Русская словесность» . – 2015 . - № 4 . – С. 57-63.
     




    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование