Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Эко 

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика


      День за днем : Статьи 

      Статьи  



    Т.Г. Осипова
     
     
    Татьяна Геннадьевна Осипова - кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории России Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова.
     

    Урок по истории для X класса на основе методики многоуровнего анализа источника
     
     
    Ключевые слова: многоуровневый анализ, исторический источник, межпредметные связи, ассоциативное мышление.
    Keywords: multi-level analysis, istorichesky source interdisciplinary communication, associative thinking.
     
     
    Один из важных принципов современного исторического образования - полидисциплинарный подход в обучении истории, предполагающий опору на межпредметные и межкурсовые связи в преподавании, использование которых позволяет показать синхронность и асинхронность исторических явлений, противоречивость, сложность всемирно-исторического процесса, общие черты, а также особенности и разнообразие его проявления в разных странах мира, в том числе в России. Специалисты в области дидактики истории подчеркивают, что в процессе обучения «история России должна быть органично вписана во всемирную историю»1. Это согласуется с еще одним ключевым подходом к обучению истории - интеграцией истории в единый гуманитарный цикл с другими предметами. Самые близкие по содержанию курсы истории - это история России и всеобщая история: история России должна быть органически включена в общеевропейскую историю, а сама европейская история - в контекст мировой истории2.
     
    Приемы и формы установления межкурсовых и межпредметных связей на уроке истории разнообразны: установление подобных связей по содержанию исторического материала, использование межпредметных и межкурсовых связей при реализации деятельностного подхода в обучении (инструментальный уровень: умения, навыки и т. п.), установление межпредметных и межкурсовых связей при решении воспитательных задач урока, специальные интегрированные уроки и др. Исключительное значение при этом имеют исторические источники, которые, в соответствии с современными требованиями к преподаванию истории, должны лежать в основе ее изучения, и которые, во многом благодаря ЕГЭ, заняли наконец подобающее им место в школьном обучении.
     
    Приведем вариант урока на основе работы с историческим источником - Именной Указ Алексея Михайловича «О высылке английских купцов...» от 1 июня 1649 г. - для реализации интегрированного подхода (история России и всеобщая история) при изучении темы «Россия в XVII в. Царствование Алексея Михайловича» в X кл. Тип данного урока можно определить как урок-лабораторное занятие. Для организации работы учащихся с источником используется комплекс вопросов и заданий для многоуровневого анализа исторического источника, разработанный О.Ю. Стреловой3.
     
    1. «Паспортизация» или атрибуция источника: вопросы на историческое «наблюдение»: кто? что? где? когда? при каких обстоятельствах? и т. п.
    2. Историко-логический анализ содержания источника: вопросы, касающиеся содержания источника, информации, лежащей «на поверхности».
    3. Аксиологический анализ письменного источника: реконструкция и анализ ценностных установок, норм и традиций народов, относящихся к разным культурам, исторических деятелей и самого автора.
    4. Критический анализ письменного источника: определение его субъективности, достоверности, степени надежности и т. п.
    5. Праксеологический анализ источника: вопросы, касающиеся значимости, смысла и целей использования данного источника в образовательном процессе.
     
    Цель урока: способствовать формированию критического мышления школьников, развитию умения интерпретировать исторический источник, создавать собственную версию исторических событий.
    В начале урока школьникам предлагается прочитать текст Указа царя Алексея Михайловича «О высылке английских купцов из России и о приезде им токмо к Архангельску, за многие несправедливые и вредные их для торговли российской поступки, особенно ж за учиненное в Англии убийство Короля Карла I» (приводится целиком или в сокращенном виде).
    «Английские гостиные приказчики, Иван Азборн с товарищами! В прошлых годах, при прежних Великих Государях, Царях и Великих Князьях Российских, и при державе, блаженной памяти, Великого Государя, Царя и Великого Князя, Михаила Федоровича, всея Руси Самодержца, заморские немцы разных Государств, Московского Государства с гостями и с торговыми людьми торговали всякими товарами у Архангельского города, а к Москве и в иных городах с товарами и без товаров не езживали и дворов своих у них нигде не бывало; а вас англичан, блаженной памяти, Великий Государь, Царь и Великий Князь Михаил Федорович, всея Руси Самодержец и отец Его Государев, Великий Государь, Святейший Патриарх Филарет Никитич, Московский и всея Руси, по прошенью Государя вашего, славной памяти, английского Карлуса Короля, пожаловали, велели вам торговать в Московском Государстве повольною торговлей, сверх иных иноземцев беспошлинно, и дворы свои на Москве и в городах держать вам велено, а вам было за то Государское жалованье, за повольную и беспошлинную торговлю, привозить в Московское Государство всякие товары, сукна, атласы, камки, и тафты добрые по-прежнему, как бывало наперед сего, а которые узорные и всякие товары у вас будут в привозе к Архангельскому городу и к Москве, а понадобятся из тех товаров взять в Государеву казну, и вам те товары давать было в Государеву казну по своей по заморской, по прямой цене без прибытка; и вы по той Государской милости, будучи в Московском Государстве, торговали многие лета беспошлинно, и тем беспошлинным и вольным торгом обогатели и пожитки себе нажили большие, а по Государеве жаловальной Грамоте узорочных, и иных своих товаров, которые в Государеву казну понадобятся, по прямой заморской цене, николи не давывали. Да вы ж англичане привозили в Московское Государство тайно табак и иные заповедные товары, а из Московского Государства, также покупая у иноземцев шелк сырец, и иные заповедные товары вывозите к себе за море тайным же обычаем, да и в иных во многих статьях ваша многая неправда; у многих иноземцев имали вы многие заморские товары и провозили те чужие товары от Архангельского города к Москве, и на Москве, и в городах для пошлин, не являли, и продавали за свои товары, также и с Москвы и из городов, покупая русские товары на многих иноземцев, будто на себя, провозили к Архангельску городу беспошлинно ж и отпускали за море за свои ж товары, тайным делом, и в тех ваших лживых торгах Государеве казне чинились убытки многие, а за тое вам вину Царского Величества заповеди и наказанья не учинено, для Королевские братские дружбы и любви.
    А в прошлых годах и в 157 году били челом Государю, Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу всея Руси, Московского Государства гости и торговые и всякие люди, что вы, будучи в Московском Государстве, торгуете многие лета во всех городах повольною торговлей, и оттого обогатели; а они Московского Государства гости и торговые люди во всяких торгах и в промыслах от вас иноземцев обедняли по тому, что вы завели в Московском Государстве, на Москве, и в городах многие торговые промыслы, и товары свои продаете и русские товары покупаете за той же пошлиной, а у русских людей перекупаете, а свои всякие товары и сукна вывозите худые и тянутые, не по-прежнему, и не таковы, как в иные Государства возите, а цену держите им большую, потому что живете на Москве без съезда, и которые товары на Москве оде-шевеют, и вы таких товаров из-за моря к городу привозить не велите; а которые в привозе бывали, и вы и тех не продаете, а держите у себя на дворах долгое время и продаете большой ценой, а русские надобные товары выкупаете и отпускаете за море, а заморские товары, на которые поход и цена на Москве большая, за морем, и у города выкупаете, вы ж и продаете на Москве, и в городах с большой прибавочной ценой; а русским людям купить и продать ничего не дадите; а как Государевы торговые люди приедут к городу на ярмарку, и вы заморские лучшие товары у иноземцев выкупаете сами на деньги, и на русские товары замениваете, а русских товаров у русских людей купить иноземцам заказываете и сказываете им цену малую, и заморским товарам держите цену большую, чтобы Государевым торговым людям ничего ни купить, ни продать. И Государевы торговые люди, видя ваш заговор, товары свои возят назад, а иные оставливают у города, а скудные люди товары свои мечут за бесценок, и от того Государевы торговые многие люди промыслов своих отбыли и к Архангельскому городу ездить перестали, и от того Государева многая пошлина пропала. А которым англичанам, по Государеве жалованной грамоте, велено в Московском Государстве торговать, и те многие померли, а к Москве ездят, в их место иных гостей приказчики, называясь их именами; и Государь бы пожаловал их гостей и торговых людей вас англичан из Архангельского города к Москве и Московского Государства в города для торгового промысла пропускать, а русских товаров на Москве и в городах, опричь Архангельского города, покупать не велев, и чтоб вам англичанам торговать у Архангельского города по-прежнему.
    И Государь, Царь и Великий Князь, Алексей Михайлович всея Руси указал, и бояре приговорили: вам англичанам, со всеми своими животы, ехать за море, а торговать Московского Государства с торговыми людьми всякими товарами, приезжая из-за моря у Архангельского города; а к Москве и в городах с товарами и без товаров не ездить. И которые англичане вперед похотят торговать с Русскими людьми: и им, приезжая из Английской земли, торговать с ними у города повольной торговлей и пошлины платить по Государеву указу. Да и потому вам англичанам в Московском Государстве быть не довелось, что преж сего торговали вы в Московском Государстве по Государевым жалованным грамотам, каковы даны вам по прошенью Государя вашего, английского Карлуса Короля, для братской дружбы и любви. А ныне Великому Государю нашему, Его Царскому Величеству, ведомо учинилось, что англичане всей землей учинили большое злое дело, Государя своего, Карлуса Короля убили до смерти: и за такое злое дело в Московском Государстве вам быть не довелось.
    И вы б англичане Царского Величества указ ведали, и из Московского Государства, со всеми своими животы, ехали за море. А кто похочет с Государевыми людьми торговать: и те б из-за моря приезжая, торговали всякими товарами у Архангельского города повольной торговлей, и пошлины с товаров своих платили по-прежнему, и исторговався ездили за море; а к Москве и Московского Государства в города от Архангельского города с товарами и без товаров вперед не ездили, и у Архангельского города не жили.
    И сесь Государев указ англичанам торговым людям сказан Июня в 1 день 157 года».
     
    Пояснение. Указанная дата обозначает 7157 г. от сотворения мира, соответствующий 1649 г. по Григорианскому и Юлианскому календарям.
     
    Формы организации работы с источником могут быть разными: групповая или парная работа, отдельные ученики могут работать индивидуально.
    Примерные вопросы к источнику
     
    «Паспортизация» источника (описание). Кто автор текста? Когда он появился? С какими событиями связано появление документа? это полный текст или отрывок? Это оригинальный текст или перевод? Определите вид источника. Какой характер носил этот документ: открытый или секретный и почему?
     
    Историко-логический анализ содержания.
     
    1. Кто такой Иван Азборн? (ответ на этот вопрос ученики смогут дать после дополнительного поиска информации - в других источниках, с помощью интернета и т. п.).
    2. Какие выгоды и преимущества имели английские купцы, торговавшие в России до появления данного указа?
    3. Какие товары английские купцы везли в Россию? Какие товары вывозились из России?
    4. Через какие города осуществлялась внешняя торговля в России? Покажите их на карте, опишите преимущества торговли в каждом из названных городов.
    5. Чем были недовольны русские купцы? В чем обвиняются англичане?
    6. Какое распоряжение относительно торговли в России английских купцов содержится в Указе? Как царь объясняет причины своего решения?
    Аксиологический анализ источника.
    1. Из каких источников Алексей Михайлович мог узнать о казни Карла I? Как он относится к этому событию?
    2. Почему царь называет Карла I своим братом? Почему он говорит о «братской любви», что это значит?
    3. Какие проблемы возникнут у английских купцов при ведении торговли через Архангельск?
    4. Ограничение торговли с англичанами явно нанесет убытки российской казне, и все-таки Алексей Михайлович вводит его. Как это можно объяснить?
    5. Как вы думаете, обсуждал ли царь с купцами, боярской думой возможные убытки от ограничения торговли с Англией? Кто мог возражать против этого ограничения и почему?
    6. Какие стороны характеристики Алексея Михайловича как правителя и как человека раскрывает данный документ?
    7. Сравните состояние гражданского общества в Англии и России в XVII в. (критерии придумайте сами: например, власть, отношение народа к власти, возможность влиять на власть и т. д.). Могло ли такое событие, как суд над царем и его казнь, случиться в России? Ответ обоснуйте.
    8. При каких обстоятельствах, каким образом, кто англичанам объявил о царском Указе? Как английские купцы могли отреагировать на этот указ царя?
    Критический анализ источника.
     
    1. На чем построены обвинения англичан по поводу ведения ими торговли в России? Кто мог сообщить Алексею Михайловичу такие сведения?
    2. Если это сообщили царю русские купцы, то можно ли им доверять? В чем совпадают и чем отличаются свидетельства Указа от других источников по данному историческому факту?
    3. Интересы каких слоев (или слоя) населения отражает источник? Как Алексей Михайлович защищает их интересы? Почему?
    4. При каких обстоятельствах подобный документ мог появиться с иным раскладом сил? Можно ли казнь короля Карла I рассматривать только как повод к введению ограничений в торговле между Россией и Англией?
    5. К каким результатам в межгосударственных отношениях, государстве и обществе привело или могло привести появление данного документа?
    Праксеологический анализ источника.
     
    1. Почему был создан этот документ?
    2. Как представленный документ помог вам узнать больше об историческом событии и эпохе, к которым он относится? Что можно сказать о людях, живших в то время?
    После обсуждения вопросов можно предложить школьникам задания:
    Задание в классе.
    Представьте себе, что вы на заседании боярской думы должны «приговорить» или отвергнуть этот указ. Каково будет ваше решение? Аргументируйте его тремя положениями (задание выполняется письменно, индивидуально, сдается на проверку).
    Домашнее задание.
    1. Напишите письмо Алексею Михайловичу от имени английского короля Карла II с предложением о восстановлении торговых прав и привилегий английских купцов. Какие аргументы вы бы использовали?
    2. Напишите исторический очерк (статью, художественный текст и т. п.) на основе изученного источника на следующие темы:
    - «Русский царь Алексей Михайлович» (какие личностные качества царя и каким образом проявились в данной ситуации);
    - «Международные отношения в XVII в.»;
    - «Купечество и его роль в обществе в XVII в.».
     
    Предложенный вариант урока способствует решению таких важных задач обучения истории, как развитие умения воспринимать любое историческое исследование как интерпретацию, видеть историю как деятельность людей, пытаться понять мотивы поступков исторических личностей. Использование межкурсовых связей в обучении истории помогает формировать ассоциативное мышление учащихся, представление о глубокой взаимосвязи и взаимозависимости различных стран и народов в мире.
    Примечания
    1 История для завтрашнего дня (современная реформа школьного исторического образования в России). Пособие для учителей и студентов / Под ред. Е.Е. Вяземского. М., 2000. С. 100.
    2 Там же. С. 105.
    3 Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. Феномен фальсификации истории России и историческое образование школьников. Методическое пособие. М., 2014. С. 119-120.
     
     
    «Преподавание истории в школе» . – 2015 . - № 9 . – С. 46-49.
     
     




    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование