Моисеев А.М. Публичный доклад школы

 
A.M. Моисеев, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по инновационной и проектной деятельности, профессор кафедры образовательного менеджмента ГБОУ ВПО Московской области «Академия социального управления»
 
 
Публичный доклад школы 
Сущность и назначение публичного доклада школы
 
Публичный доклад — ежегодное аналитическое издание, содержащее комплексную характеристику актуального состояния системы образования, содержания деятельности за отчетный (годичный) период и динамику основных показателей развития. Он является средством обеспечения информационной открытости и прозрачности деятельности системы образования, формой широкого информирования общественности о ее основных результатах и проблемах функционирования. Публичность доклада выражается в обязательном его представлении общественности — родителям, социальным партнерам, представителям власти, всем заинтересованным лицам — в виде отдельного издания, через СМИ или Интернет.
 
Доклад призван ответить на следующие основные вопросы:
• Как система образования реализует свои основные функции?
• Все ли дети имеют равные возможности получить образование?
• Какой уровень и качество образования им обеспечивается?
• Как реализуется социально-воспитательная функция системы образования?
• Каковы ресурсы системы и насколько эффективно они используются?
• Каково положение педагогов, ключевого звена системы образования?
• Как выглядит система образования по сравнению с другими образовательными системами соответствующего уровня по ключевым показателям:
• Какие меры принимаются для развития системы образования (направления деятельности, результаты, перспективы)?
 
Публичная отчетность вводится на всех уровнях системы управления образованием: федеральном, региональном, муниципальном, уровне образовательной организации. Все виды докладов имеют свою специфику, определяемую масштабом системы, особенностями целевой аудитории, характером прикладных задач, решаемых с помощью докладов.
 
При этом наиболее заметно выражены различия между докладами территориальных (национальных, региональных, муниципальных) систем образования и докладами образовательных организаций. Эти различия выражены в следующем:
• территориальные системы объемнее и сложнее институциональной (школьной), они состоят из организаций и учреждений, связанных и взаимодействующих между собой;
• для территориальных систем большее значение имеет политико-идеологический контекст;
• целевыми группами регионального и муниципальных докладов выступают политически активная общественность, представители работодателей, структуры власти, в то время как доклад школы адресован прежде всего ее социальным партнерам и родительской общественности;
• доклады заметно различаются масштабом анализируемых явлений, степенью обобщенности выводов.
 
Функции публичного доклада
 
Публичные доклады в системе отношений образования и общественности решают актуальную задачу обеспечения информационной открытости. Информационная открытость является одним из аспектов общей открытости. Постановка задачи обеспечения открытости системы образования обусловлена изменением механизмов управления и финансирования в современном образовании. Образование — общественное благо. Его результаты и качество важны для государства, общественности, работодателей. При этом представления о желаемом качестве у заинтересованных сторон различаются. Поэтому политика открытости системы образования направлена на построение механизмов эффективного учета социального заказа к ней, интересов потребителей образовательных услуг при разработке программы развития муниципальной системы образования, программ развития и образовательных программ.
 
Образование финансируется государством из бюджета, формируемого за счет налогоплательщиков. С этих позиций предоставление открытой и объективной информации о состоянии и результатах функционирования системы отражает ответственность органов управления за эффективное использование полученных средств. В то же время сегодня все острее ощущается дефицит государственного финансирования, что ставит перед системой образования задачу поиска дополнительных ресурсов. В этих условиях политика открытости позволяет привлечь внимание общественности к проблемам образования и обеспечить ее деятельное участие в их решении, в том числе через инвестирование.
 
В целом система образования нуждается в инструментах построения диалога с общественностью, позволяющих продемонстрировать качество и результативность своей деятельности в двух основных аспектах:
1) качество и результативность управления, проявляющиеся в эффективности использования ресурсов различного рода, улучшении условий организации образовательного процесса, обновлении содержания и технологий образования;
2) качество образования (результаты обучения, воспитания, деятельности по сохранению и укреплению здоровья).
 
Доклад выступает информационной основой подобного диалога и выполняет следующие функции:
• обеспечение законодательно закрепленных прав потребителей образовательных услуг на получение информации;
• информирование общественности об особенностях организации и содержании образовательного процесса, уклада жизни школы;
• информирование общественности о стратегии жизнедеятельности школы, ее образовательных и социальных инициативах, планируемых и уже осуществленных изменениях и нововведениях, инновационных проектах и программах;
• создание информационной основы для осознанного выбора потребителем образовательных услуг;
• информирование потребителей образовательных услуг и широкой общественности о качестве образования, уровне образованности выпускников, выполнении социального заказа на образование, результатах исполнения государственных (муниципальных) заданий;
• вовлечение представителей потребителей образовательных услуг, участников образовательных отношений, общественности в активное решение задач и проблем школы, в том числе в участие в управленческой деятельности;
• создание условий для осуществления общественного контроля и оценки качества образования, деятельности школы по обеспечению прав и законных интересов потребителей образовательных услуг;
• получение общественного признания достижений школы, рост ее престижа и авторитета;
• привлечение внимания общественности и власти к проблемам образовательной организации;
• позиционирование школы на рынке образовательных услуг, формирование ее позитивного имиджа;
• расширение круга социальных партнеров организации, привлечение дополнительных ресурсов, инвестиций.
 
На этапе становления в образовательной организации практики публичной отчетности не стоит задаваться целью использовать сразу все возможности доклада по максимуму. В условиях конкретной школы какая-то из обозначенных функций может стать доминирующей. Подготовка и публикация докладов могут быть рассмотрены как элементы системы связей (коммуникаций) с общественностью, и в этом смысле они представляют собой инструменты своеобразной PR-технологии.
 
Требования к структуре и содержанию публичного доклада школы
Развернутый ответ на этот вопрос дан в практическом руководстве «Публичный доклад школы». Структура доклада определяется основными информационными блоками, выявленными при изучении информационного запроса. Заслуживает внимания структура, предложенная исполнителями проекта национального фонда подготовки кадров «Разработка макетов для ежегодных докладов о состоянии и результатах деятельности системы образования на федеральном, региональном и субрегиональномуровнях и отчетов общеобразовательных учреждений».
 
В ней представлены разделы, которые могут входить в структуру доклада любой школы. Кроме того, доклад должен иметь вариативную часть, в которой каждая школа будет отражать специфическую и важную для нее в данный момент дополнительную информацию. Важные ориентиры для разработки структуры доклада задает формат, рекомендуемый для использования в рамках Комплексного проекта модернизации образования (КПМО) Приоритетного национального проекта «Образование». Несмотря на то что он информационно перегружен (структура включает 15 разделов), в докладе есть очень важные разделы, информация по которым будет интересна широкой общественности:
• 9.13. «Социальная активность и социальное партнерство общеобразовательного учреждения»;
• 9.14. «Основные сохраняющиеся проблемы общеобразовательного учреждения».
 
Следует отметить, что доклад, публикуемый школой впервые, может отличаться по структуре от последующих. Например, в нем по понятным причинам будет отсутствовать раздел, связанный с исполнением решений, которые принимаются школой с учетом общественной оценки ее деятельности по итогам публикации предыдущего доклада. Напротив, некоторая информация, отраженная в первом докладе, может отсутствовать в последующих. Например, подробная информация, включающая основные цели и задачи развития школы, будет полезна при первичной публикации, но в дальнейшем ее можно исключить.
 
Доклад должен иметь раздел, в котором представлены планы развития школы на следующий учебный год и ближайшую перспективу. Тем самым общественность будет информирована, какие шаги планирует предпринять образовательное учреждение для поддержки позитивных процессов и решения возникших проблем. Выполнение этих планов — предмет для обсуждения в следующем докладе школы. В докладе также должен присутствовать отдельный раздел, содержащий информацию, связанную с исполнением решений, принятых школой с учетом общественной оценки ее деятельности по итогам публикации предыдущего документа. Здесь указывается, какие предложения были высказаны общественностью в адрес школы и какие из них (и в какой мере) удалось реализовать. Только в случае наличия такого раздела можно говорить о докладе как инструменте обратной связи между общеобразовательным учреждением и общественностью. Учитывая вышесказанное, предложу возможный вариант структуры публичного доклада школы.
 
Вариант структуры публичного доклада школы
Введение
Приветственное слово от имени органа общественного управления школой.
1. Общая информация о школе
Общая информация об образовательной организации (тип, вид, статус и т.п.), численность и состав, география проживания учащихся, миссия и приоритеты развития, руководство школой, органы общественного управления.
2. Условия организации образовательного процесса Режим работы школы, средняя нагрузка на ученика, организация питания, безопасность и здоровьесберегающая среда, система дополнительного образования, платные образовательные услуги, система психолого-педагогического сопровождения.
3. Содержание образования и образовательные результаты
Характеристика основных и дополнительных образовательных программ, информация о кружках, клубах, обществах учащихся, формах организации обучения и воспитания.
Результаты учащихся, достигнутые в ходе ЕГЭ и ОГЭ, в процессе внешних процедур оценки качества. Результативность учащихся в олимпиадах, творческих конкурсах, спортивных соревнованиях, мероприятиях в сфере культуры и искусства.
4. Ресурсное обеспечение образовательного процесса
Характеристика кадрового состава школы, материально-техническая база (библиотека, медиатека, спортивный зал и пр.).
5. Финансовая деятельность школы
Годовой бюджет школы и его источники, направления использования бюджетных и внебюджетных средств, стоимость образовательных и иных услуг.
6. Система социального партнерства
Связи с образовательными, культурными и иными учреждениями и организациями. Проекты и программы, реализуемые при участии партнеров школы. Членство в ассоциациях и профессиональных объединениях.
7. Решения, принятые по итогам общественного обсуждения
Решения, принятые с участием мнения общественности по итогам публикации доклада в прошлом учебном году.
8. Планы и перспективы развития
Основные проблемы в развитии школы, которые будут решаться в следующем году. Планы и проекты по развитию школы с учетом проведенного анализа.
 
 
 
"Практика административной работы в школе"  . - 2016 . - № 2 . - С. 12-15.