Макарова Н.А. Публичный доклад директора как эффективное средство обеспечения информационной открытости

 
 
Как часто приходится читать в прессе статьи о школьных проблемах или достижениях, привлекающие внимание читателей только броским заголовком, но неглубоким содержанием. Чаще всего недостаточная информированность социума о жизни образовательной организации связана с невниманием самой школы к своему имиджу. Оно основано на твердой уверенности в том, что все равно ученики придут учиться в данную школу, деваться им в сельской местности, где всего одна школа на село (или даже на семь сел, как наша), некуда. Но информационная открытость важна и внутри образовательной организации: всели педагоги школы знают, каких образовательных результатов достигают их коллеги в других классах, на иных образовательных ступенях? Наверняка каждой школе была знакома ситуация взаимных претензий, предъявляемых к качеству подготовки учеников, оканчивающих ту или иную ступень образования: педагоги 5-б-х классов высказывали свое недовольство обучением в начальной школе; учителя 10-11-х классов неудовлетворены подготовкой учеников, окончивших 9-й класс, особенно если не учили их на ступени основного общего образования.
 
Далеко не всегда причины таких претензий лежат в русле проблемы преемственности. Зачастую они порождаются элементарной неинформированностью о достигнутых учащимися образовательных результатах.
Новые организационно-экономические механизмы управления системой образования, повышение экономической самостоятельности школ, изменение системы их финансирования, создание государственно-общественных институтов соуправления в совокупности с изменением запросов на образовательные услуги неизбежно приводят к необходимости пересмотра принципов взаимодействия общества и системы образования на всех ее уровнях. Участие общества в управлении образованием, привлечение к этому различных социальных групп требуют адекватной информационной базы. Для обеспечения нового качества диалога общества и школы стало необходимым распространение информации о состоянии и результатах учебно-воспитательной деятельности образовательной организации, о ее проблемах, достижениях и предполагаемых направлениях развития.
 
На этом этапе у нас появилась идея проведения публичного доклада школы, только тогда, пять лет назад, он проходил под названием «Родительское собрание — отчет». Успешно проведенное пробное мероприятие стало в дальнейшем школьной традицией. За эти годы коллектив школы подготовил четыре отчета (далее они получили название «публичные доклады школы»), непохожие своим построением друг на друга.
Первый публичный доклад представлял собой информационный отчет о развитии школы со времени ее основания, о директорах, внесших значительный вклад в становление образовательного учреждения, о социализации выпускников, о профессиональном становлении педагогов, а также о достижениях учащихся и дальнейших путях развития образовательной организации. Этот доклад, представленный родителям школьников и заинтересованным партнерам, выполнял ответственную функцию: предоставление полной информации о школе, достижениях ее учеников, предлагаемых образовательных услугах и созданных возможностях для личностного развития каждого ребенка.
 
Второй доклад проходил в форме получения обратной связи от присутствующих в виде предложений, идей, вопросов, уточнений. Главным было получение общественного признания и оценки деятельности школы. Третий доклад носил форму творческого отчета: выступили танцевальные, хоровые и вокальные группы, были организованы выставки поделок, рисунков, проектов, проведено чествование призеров олимпиад и конкурсов различного уровня. Родителям было приятно увидеть умения своего ребенка, услышать его фамилию в пространстве успеха. Выступление перед родителями и представителями общественности потребовало от школьников не только сосредоточенности, но и демонстрации своих образовательных успехов в непривычной обстановке. Как показал опыт, ежегодно делать одинаковый по замыслу и структуре доклад не имеет смысла, гораздо продуктивнее реализовать ежегодно какую-либо проектную идею.
 
 
Подготовка доклада
 
Проведению публичного доклада обязательно предшествует всесторонняя подготовка. Главными целевыми группами, для которых готовится отчет, являются школьники, их родители (законные представители) и социальные партнеры школы.
Для школьников участие в подготовке доклада становится элементом гражданского образования. Родители не только получают желаемую информацию, но и ощущают, что школа готова вести открытый диалог и с пониманием относится к нуждам детей и их семей. Социальные партнеры гораздо лучше осознают свою роль в функционировании и развитии школы. Отчет будет интересен и педагогам, которые далеко не всегда информированы о всех аспектах деятельности своей организации. Концепция модернизации российского образования подчеркивает, что «система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий». Чтобы такое заявление не осталось формальной декларацией, необходимо наладить диалог между существующими образовательными институтами и потребителями их услуг.
 
 
Определение запроса общественности
 
При подготовке публичного доклада прежде всего следует определить существующие потребности родительской общественности и обучающихся в информации о деятельности школы.
 
Условия обучения
Какой статус имеет школа? Является ли обучение в ней престижным?
• Какова специализация школы?
• Каковы возможности для основательного изучения иностранных языков и компьютерных технологий? •
• Каков режим работы школы? Какова учебная нагрузка на учащегося?
• Насколько безопасно для ребенка нахождение в школе? Как образовательная организация заботится о здоровье детей?
• Каковы условия для обеспечения учащихся горячим питанием?
• Имеются ли дополнительные занятия по учебным предметам, оказывается ли помощь отстающим?
• Какие кружки, секции и другие занятия предлагаются ученикам во внеурочное время?
• Есть ли в школе платные образовательные и иные услуги? Что представляет собой соответствующий прайс-лист?
 
Ресурсное обеспечение
• Какова квалификация педагогического коллектива? Насколько постоянен кадровый состав?
• Хорошая ли в школе материальная база? Имеется ли достаточное количество компьютеров?
• Обеспечена ли школа учебниками?
• Отремонтированы ли учебные помещения?
• Удается ли школе привлекать дополнительные средства на свое развитие (кроме бюджетных)?
 
 
Образовательные результаты
• Какие реальные знания и умения дает школа?
• Какое число выпускников школы поступает в вуз? В какие вузы поступают выпускники?
 
Согласно данному запросу родителей строится структура доклада.
1. Общая характеристика образовательной организации (особенности расположения, социальный заказ школе, конкурентные преимущества и миссия образовательной организации).
2. Контингент обучающихся (основные количественные данные по составу обучающихся, социальным особенностям их семей).
3. Структура управления и самоуправления образовательной организацией.
4. Финансовое обеспечение функционирования и развития школы.
5. Состояние материально-технической базы образовательного процесса.
6. Кадровое обеспечение образовательного процесса.
7. Учебный план школы, включая описание режима обучения.
8. Результаты образовательной деятельности (основные учебные результаты обучающихся за прошедший учебный год, результаты итоговой аттестации, ЕГЭ, результаты участия в предметных олимпиадах, ученических конкурсах и конференциях, спортивных мероприятиях и пр.).
9. Реализация воспитательных программ.
10. Состояние здоровья школьников, меры по его охране и укреплению.
11. Организация питания.
12. Обеспечение безопасности.
13. Перечень дополнительных образовательных услуг.
14. Социальная активность и социальное партнерство образовательной организации (сотрудничество с вузами, предприятиями, организациями и учреждениями, социально значимые мероприятия и программы школы).
15. Основные проблемы и направления ближайшего развития.
16. Приложения (публикации СМИ об образовательной организации, слайдовая презентация).
 
 
Сбор и преобразование информации
 
После изучения запроса общественности определяются источники информации, способы ее обработки и доведения до потребителя. Сбор информации осуществляется с самого начала учебного года. Все данные аккумулируются в папке рабочей группы, специально созданной приказом по учреждению для разработки и проведения этого мероприятия.
Следующая ступень подготовки доклада — преобразование полученной информации. Многие потребители информации о деятельности школы не являются специалистами в области образования, поэтому данные в докладе должны быть представлены предельно понятно. В связи с этим можно дать следующие рекомендации.
 
1. Доклад не должен содержать лишь количественные данные, оформленные в таблицы. Если на вопрос «Хорошие ли учителя работают в этой школе?» приводить только сухие сведения о численности учителей, имеющих высшую квалификационную категорию, то это вряд ли кого-нибудь удовлетворит. Необходима интерпретация данных в ответы, выраженные доступным и ясным языком.
2. Желательно использовать визуальные способы представления данных (графики и диаграммы).
3. Следует приводить данные в динамике за несколько лет, чтобы проследить существующие тенденции.
4. По возможности приводить данные в сравнении со средними показателями по муниципалитету или региону, если такие данные официально подтверждены и находятся в открытом доступе. Важной для родителей будет информация о школе и в сравнении с другими образовательными учреждениями, особенно с теми, которые близки территориально. При этом нужно выбирать для сравнения только те школы, которые обладают схожими характеристиками (число учащихся в школе, территориальное расположение, наличие однотипных профилей обучения и т.д.), чтобы избежать неправомерных сопоставлений.
 
 
Представление информации общественности
 
Готовый полный текст доклада размещается на школьном сайте, чтобы семья каждого учащегося школы имела возможность ознакомиться с ним. Публикация отчета позволяет более эффективно решать следующие задачи:
• привлечь дополнительные социальные ресурсы» — ресурсы доверия и поддержки, в том числе и дополнительный материальный ресурс;
• повышение качества образования за счет учета требований потребителя;
• достижение договоренности с общественностью относительно целей развития школы (механизм согласования);
• распределение ответственности за судьбу ребенка между родителями и школой.
 
В школьной и районной газетах материалы доклада публикуются частично: только особо важные достижения участников образовательного процесса. Процесс подготовки к отчету дает возможность членам учительского сообщества повысить уровень профессиональной компетентности, начиная от ее ключевых разновидностей до, возможно, узкоспециальных. Самое главное, что педагогический коллектив получает возможность осознать динамику своего развития, плюсы и минусы этого процесса, задуматься над тем, «кем мы были, кем стали и куда идем»...
 
 
Проведение публичного мероприятия
Проведение публичного доклада — это торжественное мероприятие: школа получает общественное признание, внешнюю оценку своей деятельности, приобретает возможность найти новых партнеров и спонсоров. Объявление о дате проведения мероприятия размещается в школьной и районной газетах, на сайте школы, на информационных стендах в местах скопления людей. В день проведения публичного доклада объявляется день открытых дверей «Школа на рентгене»: каждый желающий может посетить любой ее уголок. Гости могут зайти на уроки, внеклассные мероприятия, пообедать вместе сучащимися в столовой, посетить музей, побывать на психологических тренингах, посмотреть творческие работы школьников, то есть воочию увидеть результаты деятельности образовательной организации. Сам же публичный доклад, по нашему мнению, это персонифицированное выступление руководителя школы. Роль директора как своеобразного топ-менеджера своего коллектива ярче проявляется в том, каким образом сработает команда, которую он, лидер, возглавляет и направляет. А командный подход, как я уже отметила ранее, особенно ценен при подготовке этого документа.
 
Хотелось бы также сделать особый акцент на том, что отчет является публичным. Данное обстоятельство указывает на необходимость соблюдения ряда условий:
• все материалы должны быть изложены эмоционально, ярко, доступно для восприятия самой широкой, непрофессиональной в педагогическом плане аудиторией как на вербальном, так и на демонстрационном уровне;
• сведения должны представляться компактно, с четким соблюдением временного режима;
• публичность предполагает гласность мероприятия. После окончания выступления директора проводится рефлексия, где участники и гости, приглашенные на публичный отчет, обмениваются впечатлениями о полученной информации, задают вопросы, высказывают пожелания.
 
На сегодняшний день публичный доклад — самое эффективное средство, обеспечивающее информационную открытость нашей образовательной организации. Проведение публичных докладов позволяет школе выйти на принципиально новый уровень отношений с родителями, Партнерами в профессиональном сообществе, спонсорами и со всем социокультурным пространством сельского поселения и района в целом. Мы ощутили действенную помощь, а самое главное — авторитетную позитивную оценку, которая дает нам больший стимул для дальнейшего развития.
 
 
Н.А. Макарова, директор МОУ СОШ с. Засопка Читинского района Забайкальского края